Размещение (привязка) монтажных кранов и подъемников при проектировании СГП необходимо для определения возможности монтажа выбранным механизмом и безопасных условий производства работ. В процессе привязки выявляют факторы влияния действия устанавливаемого крана на работу механизмов, расположенных на смежных участках, а также на другие элементы строительного хозяйства.
Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов.
Установку башенных и рельсовых стреловых кранов (кранов нулевого цикла) у зданий и сооружений производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Ось подкрановых путей, а следовательно, и ось передвижения кранов относительно строящегося здания определяют согласно рис. 12.1, а по формуле
B=Rпов+l,без,
где В — минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения, м; Rпов — радиус поворотной платформы (или другой выступающей части крана), принимают по паспортным данным крана или справочникам, м; lбез — безопасное расстояние — минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т.п., принимают не менее 0,7м на высоте до 2м и 0,4м на высоте более 2м.
|
|
Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов.
Дляопределения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке: из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану,— раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана (рис. 12.3, а); из середины внутреннего контура здания — раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана (рис. 12.3, б); из центра тяжести наиболее тяжелых элементов — раствором циркуля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана (рис. 12.3, в). Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении (рис. 12.3, г) и показывают положение самых тяжелых элементов.
По найденным крайним стоянкам крана согласно рис. 12.3, д определяют длину подкрановых путей:
Lп.п=lкр+Нкр+2lторм+2lтуп
или приближенно
Lп.п≥lкр+Нкр+4
где Lп.п — длина подкрановых путей, м; lкр — расстояние между крайними стоянками крана, определяемое по чертежу, м; Нкр — база крана, определяемая по справочникам, м; lторм — величина тормозного пути крана, принимаемая не менее 1,5 м; lтуп — расстояние от конца рельса до тупиков, равное 0,5 м.
Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т. е. 6,25 м. Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзора составляет два звена (25 м). Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующему условию:
|
|
Lп.п =6,25nЗВ ≥ 25 м,
где 6,25—длина одного полузвена подкрановых путей, м; пзв — количество полузвеньев.
В случае необходимости установки крана на одном звене, т. е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключающем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.
Привязку ограждений подкрановых путей производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждением.
Расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения lп.попределяют по формуле
lп.п=(RПОВ-0,5bк) + lбез,
где bк — ширина колеи крана, м (принимают по справочникам); lбез принимают равным 0,7 м.
Для башенных кранов без поворотной части lбез выдерживается от базы крана. В окончательном виде с обозначением необходимых деталей и размеров привязку путей оформляют в соответствии с рис. 12.3, е.
Крайние стоянки башенного крана должны быть привязаны к осям здания и обозначены на СГП и местности хорошо видимыми крановщику и стропальщикам ориентирами.
Определение зон влияния крана
При организации строительной площадки и размещении строительных машин при проектировании стройгенплана следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 23407—78. Под защитными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предотвращения непреднамеренного доступа людей в зону.
К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования. Эта зона ограждается сигнальными ограждениями в соответствии с ГОСТ 23407—78. Под сигнальными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предупреждения о потенциально действующих опасных производственных факторах, и обозначения зон ограниченного доступа.
Производство работ в этих зонах требует специальных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих.
В целях создания условий безопасного ведения работ действующие нормативы предусматривают различные зоны: монтажную, зону обслуживания краном, перемещения груза, опасную зону работы крана; опасную зону путей, зону работы подъемника, опасную зону дорог, опасную зону монтажа конструкций.