Формы оперативного управления строительным производством. В строительстве существует две основные формы оперативного управления: управление по месячным планам-графикам и диспетчерское управление по недельно-суточным графикам.
В большинстве организаций оперативная работа ведется по месячным планам без детализации заданий в недельных и суточных графиках. Контроль выполнения плана производится по декадным отчетам управлений, участков и других подразделений треста. В таком же масштабе времени планируются поступление ресурсов и работа транспорта. В этом случае оперативный контроль за ходом производства осуществляется лично руководителями строительных организаций выборочно или по сигналам с мест. В аппарате треста (в производственном отделе) и строительном управлении отдельным работникам ПТО поручают кураторство - наблюдение за отдельными участками производства. Куратор должен наблюдение за отдельными участками производства. Куратор должен знать плановое задание подшефного подразделения и ход его выполнения. Свои обязанности он осуществляет, используя информацию с мест, а также путем личного посещения строительства. Обнаружив или получив сигнал об отклонении в ходе работ, куратор обязан принять меры.
|
|
Такая система оперативного управления является начальным этапом диспетчеризации, ограниченным выполнением функций выборочного контроля и учета. Большинство возникающих вопросов в этом случае не находят оперативного разрешения. Другим существенным недостатком такой системы является отвлечение внимания руководителей всех рангов, включая высшее звено, на решение многочисленных, большей частью мелких и несложных текущих задач в ущерб выполнению своих основных функций.
Индустриализация, углубление специализации и рост темпов строительства требуют четкого и быстродействующего механизма оперативного регулирования хода производства. Этим положением определяются необходимость и значение диспетчерского управления.
Диспетчеризация - особая форма управления, предусматривающая обособление в отдельную централизованную службу функций оперативного руководства строительным производством и соответствующую этой форме совокупность методов и технических средств управления.
Для того, чтобы диспетчерская служба могла выполнить свои обязанности, она должна строиться при соблюдении ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочности, компетентности и оснащенности.
Полномочность диспетчера на стройке должна выражаться в предоставлении ему полноты власти, необходимой для решения всех вопросов оперативного управления без вмешательства руководителя организации. Одним из основных средств повышения авторитета главного диспетчера является назначение его заместителем главного инженера треста (управления) по оперативному управлению. Делегирование (передача) полномочий руководителя диспетчеру составляет основную черту диспетчерского руководства.
|
|
К диспетчерскому персоналу, особенно к главному диспетчеру, предъявляются высокие требования в смысле профессиональных и личных качеств. Первое необходимое условие - это безусловная компетентность. Главным диспетчером должен быть опытный руководитель-производственник, до этого выполнявший работы на уровне руководителя тех подразделений, контролировать и регулировать деятельность которых он призван. Диспетчер должен обладать организаторскими способностями, хорошей памятью и быстрой реакцией. Волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность - должны сочетаться с безусловной корректностью поведения при выполнении своих обязанностей.
Решающим фактором в диспетчеризации является оснащенность ее современными средствами коммуникаций и компьютерной техники. Применение стационарной и мобильной связи, а также электронной почты позволяет значительно повысить основное качество диспетчерской службы - оперативность.
В практике производства имеется ряд промежуточных форм диспетчеризации, однако общей тенденцией является переход к диспетчерскому руководству.
Предпосылкой диспетчеризации служит должный уровень организации строительства, выражающийся прежде всего в высокой культуре работы: внедрении системы недельно-суточного или месячно-суточного планирования производства. Именно этим объясняется тот факт, что диспетчерские службы созданы на всех домостроительных комбинатах, являющихся наиболее совершенной формой жилищного строительства. Построение и работа диспетчерских служб в строительстве регламентируются рядом нормативных и инструктивных документов.
Основной задачей диспетчеризации является обеспечение планомерного и ритмичного выполнения СМР.
Функции диспетчерской службы вытекают из основного содержания оперативно-диспетчерского управления строительством и могут быть представлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:
- сбор, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения СМР, поступающей от организаций и подразделений, а также о допущенных отклонениях от графиков работ;
- участие в рассмотрении недельно-суточных графиков СМР, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;
- контроль за выполнением недельно-суточных графиков всеми подрядными организациями, промышленными и транспортными предприятиями треста, внешними поставщиками и другими участниками производства, обеспечение постоянного взаимодействия общестроительных специализированных и других организаций и подразделений, участвующих в строительстве;
14. Общеплощадочный стройгенплан.
Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается на строительство комплекса или на отдельные сложные здания и сооружения. При одностадийном проектировании (технорабочем проекте), осуществляемом в основном при привязке отдельных несложных типовых зданий и сооружений, общеплощадочный стройгенплан не выполняют.
Исходными данными для разработки общеплощадочного стройгенплана служат: генплан площадки строительства; геологические,
гидрологические и инженерно-экономические изыскания; смета; сводный календарный план; расчеты объемов временного строительства и другие материалы ПОС..
На генплане показывают рельеф (горизонтали) и планировочные отметки существующих и проектируемых изданий и сооружений, насаждения, сети дорог и коммуникаций. Все эти сведения дают возможность в стройгенплане правильно решить планировку территории строительства; отвод атмосферных вод; схему отметки и инструкции временных дорог; установить необходимый объем и места присоединения временных сетей к источникам питания.
|
|
Общеплощадочный стройгенплан согласовывается проектной организацией с заказчиком и генподрядчиком. Заказчик в свою очередь согласовывает его с отделом районного архитектора, органами Государственной санэпидемиологической службы, пожарного надзора, отделами безопасности движения, эксплуатационными службами (энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и т.д.), административной инспекцией и отделами подземных сооружений.
Общеплощадочный стройгенплан состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.
Графическая часть проекта включает: генплан площадки с нанесенными на нем объектами временного хозяйства, экспликацию основных постоянных и всех временных зданий, сооружений и установок; условные обозначения и технико-экономические показатели. Так как графической основой стройгенплана является генеральный план проектируемого объекта или комплекса, то масштаб изображения обычно 1: 1000; 1:2000; 1:5000.
Для крупных и сложных объектов и комплексов разрабатывают несколько вариантов стройгенплана, что позволяет выбрать наиболее экономичное решение.
Расчетно-пояснительная записка содержит расчет потребности по укрупненным показателям и служит обоснованием принятых в стройгенплане решений элементов строительного хозяйства: механизированных установок, временных зданий и сооружений. Ведомость на временные здания и сооружения помимо сведений включенных в экспликацию, содержит дополнительные данные. В необходимых случаях составляют выборку ресурсов для временного строительства.
При оценке стройгенпланов используют также архитектурно-планировочные показатели: коэффициент застройки и коэффициент использования площади. Кроме того, стройгенплан должен оцениваться с точки зрения ряда других факторов, не охваченных системой общепринятых показателей. Например, учитывают наибольшие расстояния от бытовых помещений до рабочих мест; соответствие принятой схемы движения удобствам работы транспорта с точки зрения уменьшения количества тупиков и пересечений и т. д.
|
|
Хорошо выполненный проект стройгенплана в немалой степени способствует повышению производительности труда, сокращению сроков работ и снижению стоимости строительства.
Порядок проектирования: 1) на основе календарного плана строительства определяют потребность в трудовых энергетических и других материально-технических ресурсах по этапам; 2) на основе расчета потребности в ресурсах определяют виды и объемы временных зданий, установок и сооружений; 3) на генплане участка, выполненном на геоподоснове и содержащем существующие и проектируемые здания и сооружения, показывают границы строительной площадки. При строительстве в несколько очередей некоторые здания и сооружения, используемые в период строительства, выделяют особо; 4) производят размещение (привязку) элементов временного строительного хозяйства.
При проектировании стройгенплана вначале привязывают монтажные механизмы, приобъектные склады и дороги. Тесная взаимосвязь этих элементов между собой и многовариантность возможного решения обусловливают необходимость размещать их на плане одновременно. После этого следует продумать дислокацию механизированных установок, обслуживающих строительство в целом, и разместить площадки укрупнительной сборки.
15. Объектный стройгенплан
Объектный стройгенплан проектируют отдельно на все строящиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный стройгенплан. Для сложных сооружений объектный стройгенплан может составляться на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ (земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части здания, кровельные работы и др.).
Исходными данными для разработки объектного стройгенпланаслужат общеплощадочный стройгенплан, выполненный на предыдущей стадии проектирования, календарные планы и технологические карты из ППР данного объекта, уточненные расчеты потребности в ресурсах, а также рабочие чертежи здания или вооружения. Объектный стройгенплан составляется подрядчиком или по его поручению проектно-технологической организацией объединения или министерства; в последнем случае он согласовывается с генподрядчиком и заинтересованными субподрядными организациями.
Графическая часть объектного стройгенплана в составе ППР обычно выполняется в масштабе 1:500 и 1:200 и содержит те же элементы, что и общеплощадочный стройгенплан. Добавляется перечень основного монтажного оборудования с указанием потребной энергетической мощности. Объектный стройгенплан уточняет принципиальные решения, принятые в общеплощадочном плане, и, как всякий рабочий чертеж, должен иметь детальные и исчерпывающие данные, необходимые для реализации в натуре.
Расчетно-пояснительная записка содержит уточненные расчеты потребности на основе натуральных объемов работ по рабочим чертежам и сметам, конкретные технические решения по выбору механизированных установок, временных зданий, сооружений, дорог, силовой и осветительной сети, водо- и теплоснабжения, телефонизации и т. д. При выборе тех или иных устройств учитываются возможности подрядной организации. Титульный список (ведомость) временных зданий и сооружений служит основанием для определения объемов работ, оплаты их заказчиком и контроля за расходованием трудовых и материальных ресурсов при организации строительного хозяйства.
Особенности проектирования:
При проектировании объектного стройгенплана недостаточно определить габариты складских площадок в зоне действия механизма, следует выполнить раскладку сборных конструкций по типам и маркам, точно показать место, отведенное" под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь. После размещения складов переходят к привязке временных строений. При наличии общеплощадочного стройгенплана на объектном уточняют расположение временных зданий, сооружений и установок только на территории, непосредственно примыкающей к строящемуся объекту.
На объектном стройгенплане конкретизируют требования техники безопасности с показом ограждений опасных зон работы механизмов и высоковольтных линий; переходы через железнодорожные пути; расстановку знаков, регулирующих движение транспорта, и др. Уточняют также другие элементы построечного хозяйства: ограждение территории, места хранения противопожарного инвентаря и т. д.
Для отдельных этапов работ имеет свои особенности.
При проектировании стройгенплана для этапа подготовительных работ уточняют расположение внеплощадочных и внутриплощадочных дорог и сетей; места складирования растительного грунта: размещение установок, предназначенных для инженерной подготовки территории строительства; складские площадки; временные здания и сооружения, ограждения и другие устройства.
Стройгенплан на период нулевого цикла содержит кроме элементов, перечисленных выше для этапа возведения надземной части здания, места складирования грунта, предназначенного для обратной засыпки под полы и в пазухи, землевозные временные дороги; ограждения и места сходов в котлован; обноску, существующие и перекладываемые коммуникации.
В стройгенпланах на периоды кровельных или отделочных работ особое внимание уделяется установке подъемников, размещению штукатурных и малярных станций, агрегатов для подогрева и подачи мастик, выделению мест для хранения огнеопасных материалов (или другой выступающей части крана); принимают по паспортным данным крана или справочникам, м; /без — безопасное расстояние, минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т. п.; принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте более 2 м.
16. Назначение, состав и принципы проектирования стройгенпланов. Устройство временных дорог.
Проектирование построечных автодорог в составе СГП включает: разработку схемы движения транспорта и расположение дорог в плане, определение параметров дорог, установление опасных зон, определение дополнительных условий, назначение конструкции дорог, расчет объемов работ и необходимых ресурсов.
Схема движения транспорта и расположения дорог в плане должна обеспечить подъезд в зону действия монтажных и погрузочно-разгрузочных механизмов, к средствам вертикального транспорта, площадкам сборки, складам, мастерским и т. п. При разработке схемы движения автотранспорта максимально используют существующие и проектируемые дороги. Построечные дороги должны быть кольцевыми, на тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки. Такие площадки предусматривают на незакольцованных участках постоянных существующих и проектируемых дорог. По мере ввода объекта в эксплуатацию схема движения транспорта пересматривается, с тем чтобы не допустить движения строительного транспорта через заселенную часть жилого квартала или действующее предприятие.
При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные расстояния, м: между дорогой и складской площадкой — 0,5...1,0; между дорогой и подкрановыми путями — 6,5... 12,5 (это расстояние принимают исходя из величины вылета стрелы крана и рационального взаимного размещения крана — склада — дороги);
Недопустимо размещение временных дорог над подземными сетями и в непосредственной близости к проложенным и подлежащим прокладке подземным коммуникациям, так как это ведет к осадке грунта откосов или засыпке и деформации дорог. Если проект предусматривает параллельное расположение временных дорог и коммуникаций, то рекомендуется в первую очередь устраивать временные дороги с целью их использования при доставке материалов и изделий для работ по прокладке сетей.
На СГП должны быть четко отмечены соответствующими условными знаками и надписями въезды (выезды) транспорта, направление движения, развороты, разъезды, стоянки при разгрузке, привязочные размеры, а также указаны места установки знаков, обеспечивающих рациональное и безопасное использование транспорта. Все эти элементы должны иметь привязочные размеры.
Временные дороги устраивают шириной 3,5 м, щебеночным или гравийным покрытием с минимальным радиусом кривизны 12м и уширением в месте поворота до 5 м.
Для массовой разгрузки конструкций и материала на СГП предусматривают уширение дорог длиной 15-20м до 6м. Продольный уклон дорог не должен превышать 10 промилей.