Диспетчеризация в строительстве

Формы оперативного управления строительным производством. В строительстве существует две основные формы оперативного управления: управление по месячным планам-графикам и диспетчерское управление по недельно-суточным графикам.

В большинстве организаций оперативная работа ведется по месяч­ным планам без детализации заданий в недельных и суточных графиках. Контроль выполнения плана производится по декадным отчетам управле­ний, участков и других подразделений треста. В таком же масштабе вре­мени планируются поступление ресурсов и работа транспорта. В этом случае оперативный контроль за ходом производства осуществляется лич­но руководителями строительных организаций выборочно или по сигна­лам с мест. В аппарате треста (в производственном отделе) и строитель­ном управлении отдельным работникам ПТО поручают кураторство - на­блюдение за отдельными участками производства. Куратор должен наблюдение за отдельными участками производства. Куратор должен знать плановое задание подшефного подразделения и ход его выполнения. Свои обязанности он осуществляет, используя информацию с мест, а также пу­тем личного посещения строительства. Обнаружив или получив сигнал об отклонении в ходе работ, куратор обязан принять меры.

Такая система оперативного управления является начальным эта­пом диспетчеризации, ограниченным выполнением функций выборочного контроля и учета. Большинство возникающих вопросов в этом случае не находят оперативного разрешения. Другим существенным недостатком такой системы является отвлечение внимания руководителей всех рангов, включая высшее звено, на решение многочисленных, большей частью мелких и несложных текущих задач в ущерб выполнению своих основных функций.

Индустриализация, углубление специализации и рост темпов строительства требуют четкого и быстродействующего механизма опера­тивного регулирования хода производства. Этим положением определя­ются необходимость и значение диспетчерского управления.

Диспетчеризация - особая форма управления, предусматриваю­щая обособление в отдельную централизованную службу функций опера­тивного руководства строительным производством и соответст­вующую этой форме совокупность методов и технических средств управления.

Для того, чтобы диспетчерская служба могла выполнить свои обя­занности, она должна строиться при соблюдении ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочности, компетент­ности и оснащенности.

Полномочность диспетчера на стройке должна выражаться в пре­доставлении ему полноты власти, необходимой для решения всех вопро­сов оперативного управления без вмешательства руководителя организа­ции. Одним из основных средств повышения авторитета главного диспет­чера является назначение его заместителем главного инженера треста (управления) по оперативному управлению. Делегирование (передача) полномочий руководителя диспетчеру составляет основную черту диспет­черского руководства.

К диспетчерскому персоналу, особенно к главному диспетчеру, предъявляются высокие требования в смысле профессиональных и лич­ных качеств. Первое необходимое условие - это безусловная компетент­ность. Главным диспетчером должен быть опытный руководитель-производственник, до этого выполнявший работы на уровне руководителя тех подразделений, контролировать и регулировать деятельность которых он призван. Диспетчер должен обладать организаторскими способностя­ми, хорошей памятью и быстрой реакцией. Волевые качества - целеуст­ремленность, настойчивость, решительность - должны сочетаться с безус­ловной корректностью поведения при выполнении своих обязанностей.

Решающим фактором в диспетчеризации является оснащенность ее современными средствами коммуникаций и компьютерной техники. Применение стационарной и мобильной связи, а также электронной почты позволяет значительно повысить основное качество диспетчерской служ­бы - оперативность.

В практике производства имеется ряд промежуточных форм дис­петчеризации, однако общей тенденцией является переход к диспетчер­скому руководству.

Предпосылкой диспетчеризации служит должный уровень органи­зации строительства, выражающийся прежде всего в высокой культуре работы: внедрении системы недельно-суточного или месячно-суточного планирования производства. Именно этим объясняется тот факт, что дис­петчерские службы созданы на всех домостроительных комбинатах, яв­ляющихся наиболее совершенной формой жилищного строительства. По­строение и работа диспетчерских служб в строительстве регламентируют­ся рядом нормативных и инструктивных документов.

Основной задачей диспетчеризации является обеспечение плано­мерного и ритмичного выполнения СМР.

Функции диспетчерской службы вытекают из основного содержа­ния оперативно-диспетчерского управления строительством и могут быть представлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:

- сбор, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения СМР, поступающей от организаций и подразделений, а также о допущенных отклонениях от гра­фиков работ;

- участие в рассмотрении недельно-суточных графиков СМР, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;

- контроль за выполнением недельно-суточных графиков все­ми подрядными организациями, промышленными и транс­портными предприятиями треста, внешними поставщиками и другими участниками производства, обеспечение постоянно­го взаимодействия общестроительных специализированных и других организаций и подразделений, участвующих в стро­ительстве;

14. Общеплощадочный стройгенплан.

Общеплощадочный стройгенплан разрабатывается на строи­тельство комплекса или на отдельные сложные здания и сооружения. При одностадийном проектировании (технорабочем проекте), осущест­вляемом в основном при привязке отдельных несложных типовых зданий и сооружений, общеплощадочный стройгенплан не выпол­няют.

Исходными данными для разработки общеплощадочного стройгенплана служат: генплан площадки строительства; геологические,
гидрологические и инженерно-экономические изыскания; смета; сводный календарный план; расчеты объемов временного строительства и другие материалы ПОС..

На генплане показывают рельеф (горизонтали) и планировоч­ные отметки существующих и проектируемых изданий и сооружений, насаждения, сети дорог и коммуникаций. Все эти сведения дают возможность в стройгенплане правильно решить планировку тер­ритории строительства; отвод атмосферных вод; схему отметки и инструкции временных дорог; установить необходимый объем и места присоединения временных сетей к источникам питания.

Общеплощадочный стройгенплан согласовывается проектной ор­ганизацией с заказчиком и генподрядчиком. Заказчик в свою очередь согласовывает его с отделом районного архитектора, органами Государственной санэпидемиологической службы, пожарного надзо­ра, отделами безопасности движения, эксплуатационными служба­ми (энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и т.д.), ад­министративной инспекцией и отделами подземных сооружений.

Общеплощадочный стройгенплан состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.

Графическая часть проекта включает: генплан площадки с нане­сенными на нем объектами временного хозяйства, экспликацию основных постоянных и всех временных зданий, сооружений и устано­вок; условные обозначения и технико-экономические показатели. Так как графической основой стройгенплана являет­ся генеральный план проектируемого объекта или комплекса, то масштаб изображения обычно 1: 1000; 1:2000; 1:5000.

Для крупных и сложных объектов и комплексов разрабатывают несколько вариантов стройгенплана, что позволяет выбрать наибо­лее экономичное решение.

Расчетно-пояснительная записка содержит расчет потребности по укрупненным показателям и служит обоснованием принятых в стройгенплане решений элементов строительного хозяйства: меха­низированных установок, временных зданий и сооружений. Ведомость на временные здания и сооружения помимо сведений вклю­ченных в экспликацию, содержит дополнительные данные. В необходимых случаях составляют выборку ресурсов для временного строительства.

При оценке стройгенпланов используют также архитектурно-планировочные показатели: коэффициент застройки и коэффициент использования площади. Кроме того, стройгенплан должен оцени­ваться с точки зрения ряда других факторов, не охваченных систе­мой общепринятых показателей. Например, учитывают наибольшие расстояния от бытовых помещений до рабочих мест; соответст­вие принятой схемы движения удобствам работы транспорта с точки зрения уменьшения количества тупиков и пересечений и т. д.

Хорошо выполненный проект стройгенплана в немалой степени способствует повышению производительности труда, сокращению сроков работ и снижению стоимости строительства.

Порядок проектирования: 1) на основе календарного плана строительства определяют потребность в трудовых энергетических и других материально-технических ресурсах по этапам; 2) на основе расчета потребности в ресурсах определяют виды и объемы времен­ных зданий, установок и сооружений; 3) на генплане участка, вы­полненном на геоподоснове и содержащем существующие и проек­тируемые здания и сооружения, показывают границы строительной площадки. При строительстве в несколько очередей некоторые зда­ния и сооружения, используемые в период строительства, выделяют особо; 4) производят размещение (привязку) элементов временно­го строительного хозяйства.

При проектировании стройгенплана вначале привязывают мон­тажные механизмы, приобъектные склады и дороги. Тесная взаимо­связь этих элементов между собой и многовариантность возможно­го решения обусловливают необходимость размещать их на плане одновременно. После этого следует продумать дислокацию механи­зированных установок, обслуживающих строительство в целом, и разместить площадки укрупнительной сборки.

15. Объектный стройгенплан

Объектный стройгенплан проектируют отдельно на все строя­щиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный стройгенплан. Для сложных сооружений объектный стройгенплан может составляться на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ (земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части здания, кровельные работы и др.).

Исходными данными для разработки объектного стройгенпланаслужат общеплощадочный стройгенплан, выполненный на преды­дущей стадии проектирования, календарные планы и технологиче­ские карты из ППР данного объекта, уточненные расчеты потребно­сти в ресурсах, а также рабочие чертежи здания или вооружения. Объектный стройгенплан составляется подрядчиком или по его по­ручению проектно-технологической организацией объединения или министерства; в последнем случае он со­гласовывается с генподрядчиком и заинтересованными субподряд­ными организациями.

Графическая часть объектного стройгенплана в составе ППР обычно выполняется в масштабе 1:500 и 1:200 и содержит те же элементы, что и общеплощадочный стройгенплан. Добавляется пе­речень основного монтажного оборудования с указанием потребной энергетической мощности. Объектный стройгенплан уточняет прин­ципиальные решения, принятые в общеплощадочном плане, и, как всякий рабочий чертеж, должен иметь детальные и исчерпывающие данные, необходимые для реализации в натуре.

Расчетно-пояснительная записка содержит уточненные расчеты потребности на основе натуральных объемов работ по рабочим чер­тежам и сметам, конкретные технические решения по выбору меха­низированных установок, временных зданий, сооружений, дорог, силовой и осветительной сети, водо- и теплоснабжения, телефониза­ции и т. д. При выборе тех или иных устройств учитываются воз­можности подрядной организации. Титульный список (ведомость) временных зданий и сооружений служит основанием для определе­ния объемов работ, оплаты их заказчиком и контроля за расходо­ванием трудовых и материальных ресурсов при организации строи­тельного хозяйства.

Особенности проектирования:

При проектировании объектного стройгенплана недостаточно определить габариты складских площадок в зоне действия механизма, следует выполнить раскладку сборных конструкций по ти­пам и маркам, точно показать место, отведенное" под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь. После размещения складов переходят к привязке временных строений. При наличии общепло­щадочного стройгенплана на объектном уточняют расположение временных зданий, сооружений и установок только на территории, непосредственно примыкающей к строящемуся объекту.

На объектном стройгенплане конкретизируют требования тех­ники безопасности с показом ограждений опасных зон работы ме­ханизмов и высоковольтных линий; переходы через железнодорож­ные пути; расстановку знаков, регулирующих движение транспорта, и др. Уточняют также другие элементы построечного хозяйства: ог­раждение территории, места хранения противопожарного инвентаря и т. д.

Для отдельных эта­пов работ имеет свои особенности.

При проектировании стройгенплана для этапа подготовительных работ уточняют расположение внеплощадочных и внутриплощадочных дорог и сетей; места складирования растительного грунта: размещение установок, предназначенных для инженерной подготов­ки территории строительства; складские площадки; временные зда­ния и сооружения, ограждения и другие устройства.

Стройгенплан на период нулевого цикла содержит кроме эле­ментов, перечисленных выше для этапа возведения надземной час­ти здания, места складирования грунта, предназначенного для об­ратной засыпки под полы и в пазухи, землевозные временные доро­ги; ограждения и места сходов в котлован; обноску, существующие и перекладываемые коммуникации.

В стройгенпланах на периоды кровельных или отделочных работ особое внимание уделяется установке подъемников, размещению штукатурных и малярных станций, агрегатов для подогрева и пода­чи мастик, выделению мест для хранения огнеопасных материалов (или другой выступающей части крана); принимают по паспортным данным крана или справочникам, м; /без — безопасное расстояние, минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита строения, штабеля и т. п.; принимают не менее 0,7 м на высоте до 2 м и 0,4 м на высоте более 2 м.

16. Назначение, состав и принципы проектирования стройгенпланов. Устройство временных дорог.

Проектирование построечных автодорог в составе СГП включает: разработку схемы движения транспорта и расположение дорог в плане, определение параметров дорог, установление опасных зон, определение дополнительных условий, назначение конструкции дорог, расчет объемов работ и необходимых ресурсов.

Схема движения транспорта и расположения дорог в плане должна обеспечить подъезд в зону действия монтажных и погрузочно-разгрузочных механизмов, к средствам вертикального транс­порта, площадкам сборки, складам, мастерским и т. п. При разработке схемы движения автотранспорта максимально используют существующие и проектируемые дороги. Построечные дороги должны быть кольцевыми, на тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки. Такие площадки предусматривают на незакольцованных участках постоянных существующих и проектируемых дорог. По мере ввода объекта в эксплуатацию схема движения транспорта пересматривается, с тем чтобы не допустить движения строительного транспорта через заселенную часть жилого квартала или действующее предприятие.

При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные рас­стояния, м: между дорогой и складской площадкой — 0,5...1,0; между дорогой и подкрановыми путями — 6,5... 12,5 (это расстояние принимают исходя из величины вылета стрелы крана и рационального взаимного размещения крана — склада — дороги);

Недопустимо размещение временных дорог над подземными сетя­ми и в непосредственной близости к проложенным и подлежащим прокладке подземным коммуникациям, так как это ведет к осадке грунта откосов или засыпке и деформации дорог. Если проект предусматривает параллельное расположение временных дорог и комму­никаций, то рекомендуется в первую очередь устраивать временные дороги с целью их использования при доставке материалов и изде­лий для работ по прокладке сетей.

На СГП должны быть четко отмечены соответствующими условными знаками и надписями въезды (выезды) транспорта, направление движения, развороты, разъезды, стоянки при разгрузке, привязочные размеры, а также указаны места установки знаков, обеспечивающих рациональное и безопасное использование транспорта. Все эти элементы должны иметь привязочные размеры.

Временные дороги устраивают шириной 3,5 м, щебеночным или гравийным покрытием с минимальным радиусом кривизны 12м и уширением в месте поворота до 5 м.

Для массовой разгрузки конструкций и материала на СГП предусматривают уширение дорог длиной 15-20м до 6м. Продольный уклон дорог не должен превышать 10 промилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: