Выбор конструктивно-композиционных форм

На выбор конструкции альбома прежде всего влияют назначение и содержание его, а также специфические условия производства и потребления.

Виды конструктивных решений альбомов теснейшим образом связаны с книжными, а книга с древнейших времен и до сего времени знает только четыре конструктивных решения: книга-свиток, книга - стопа таблиц, книга-гармошка (или ширма, или раскладушка) и книга-кодекс (с односторонней или двусторонней печатью). Все они в настоящий момент употребимы, но степень их популярности обратно пропорциональна их возрасту.

Книга-свиток - это единственная конструкция, которая абсолютно неприемлема к альбомному изданию, ибо условия потребления альбомов ныне таковы, что должна быть создана наиболее подходящая ситуация для отыскивания отдельных входящих в них единиц (как изобразительных, так и текстовых). Само назначение и содержание альбома предполагает обнаженно конструктивное или, правильнее сказать, структурное решение его оформления, а свиток - это как бы целостный поток, членение которого на части весьма относительно и ориентация в котором весьма затруднительна.

Прямой противоположностью свитку является альбом, представляющий собой стопу таблиц или несброшюрованных листов. В альбомных изданиях эта конструкция употребима благодаря материально выраженной структурности подачи материала, возможности демонстрировать его в ясно члененном на единицы виде.

Эту конструкцию часто не хотят называть альбомом, что справедливо, когда судьба этих листов заранее предопределена, как судьба обособленных друг от друга единиц (подборка репродукций, отрывок). Оно не справедливо, когда эта внешне разорванная общность листов обладает внутренними связями, столь крепкими, что потребитель ощущает необходимость сохранить эту общность, так как с наибольшей полнотой и убедительностью каждый элемент ее выступает в совокупности с другими. Эта внутренняя связь осуществляется в самом принципе подбора отдельных элементов, она фиксируется и укрепляется вступительным словом или пояснительным текстом к подборке.

Такая конструкция для альбома удобна потому, что отдельные компоненты, входящие в издание (статьи, справочный аппарат, табличные изображения), можно перемещать в зависимости от потребностей читателя. Единственный недостаток подобной конструкции заключается в том, что со временем какие-то листы могут потеряться, изменить свой порядок, на время нарушить его.

Этого недостатка нет в конструкции книги-кодекса, однако жесткая привязка всех единиц, составляющих альбом, к своему месту иногда затрудняет пользование им, принуждая читателя к многократному листанию альбома при сквозном и выборочном просматривании.

Поэтому сейчас встречается и промежуточная конструкция, занимающая среднее место между книгой-кодексом и стопой таблиц, т.е. такое скрепление листов, при котором стопа их легко может быть самим читателем разъединена, а затем вновь сжата (кстати, японская книга конструкции госан-бан построена по этому же принципу).

Конструкция книги-раскладушки в альбомах в чистом виде встречается не часто. В большинстве же случаев она выходит как составной элемент в конструкцию книги-кодекса. Это уместно, если проектировщики альбома хотят дать читателю- зрителю целостное представление о каком-то пространственно протяженном произведении искусства (цикл фресок, архитектурная панорама и т.п.).

Опираясь на фактический материал, который в этом плане дает наша и зарубежная альбомная продукция, можно сказать, что наиболее распространена конструкция кодекса, иногда соединенная с конструкцией раскладушки и стопы таблиц. Далее следует конструкция раскладушки. И никогда не применяется для альбома конструкция свитка.

Если же попытаться представить будущее альбомных конструкций, то можно предположить, что все большую популярность будет приобретать конструкция кодекса, сшитого с допуском разъединения составляющих его элементов. Такой принцип конструкции удобен, он активизирует волю читателя-зрителя и в то же время сохраняет за издательством первое слово в организации материала.

Следует иметь в виду наличие в альбоме не только определенной материальной конструкции, но и пространственной композиции. Только благодаря их совокупности в альбоме осуществляются связочно-разделительные функции хранения и передачи информации.

Конструкция и композиция альбома находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. При этом материальная конструкция обладает устойчивыми, а композиция - подвижными свойствами в связочно-разделительном процессе фиксации и передачи информации.

В стопе таблиц конструкция выполняет разделительную функцию, поэтому в композиции такой книги усиливаются качества объединительные.

В конструкции книги-кодекса связочно-разделительные функции находятся в равновесии, поэтому композиция как наиболее гибкое средство организации материалов может то усиливать, то ослаблять в книге разделительные или объединительные качества в зависимости от содержания и назначения издания.

Раскладушка как конструкция, обладающая свойствами трансформироваться из одной конструкции в другую, располагает, видимо, в большей степени, чем кодекс, объединительными качествами. Поэтому здесь необходимо соблюдать крен в сторону разъединения всего материала на логически и зрительно воспринимаемые части.

Проектное задание, куда входят цель издания, предполагаемый контингент читателей, характеристика изобразительного и текстового материалов, указание на условия пользования изданием и т.п., находится в прямой функциональной связи с тем или иным конструктивно-композиционным принципом решения издания, позволяющим наиболее эффективно реализовать основную целевую установку проектируемого издания. Поэтому поиск конструктивно-композиционного решения осуществляется прежде всего в рамках задачи формирования того или иного типа издания.

Художник-конструктор, оценивая суть проектного задания в целом, в первую очередь определяет основные параметры конструктивно-композиционного воплощения идеи издания: формат, характер соединения материальных элементов, характер экспозиции изображений, текста, их отношения. Его выбор вначале осуществляется в пределах трех конструктивно-композиционных форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: