Конструктивно-композиционная форма изокнижного вида (изомонтаж)

Конструктивно-композиционная форма главным образом распространяется на фотоальбомы, где изобразительный материал потенциально содержит в себе возможности фрагментирования, изменения масштабов, сопоставлений не только без ущерба для этого материала, но для создания новой содержательной, слаженной изобразительной структуры.

Использовать изокнижный вид в альбомах по искусству следует с большой осмотрительностью, так как он способствует лишь беглому ознакомлению с произведениями искусства. Для читателей, хорошо подготовленных, и специалистов в искусстве он скорее станет помехой.

Сущность конструктивно-композиционной формы изокнижного вида заключается в том, что воспроизводимые на разворотах объекты больше не обладают той относительной самостоятельностью и независимостью, которые мы наблюдали в рассмотренных выше видах. Напротив, здесь они находятся в непосредственном и определенном структурном взаимодействии. Масштабы и фактуры изображений определяются не реальными масштабами, соотношениями и фактурами реальных объектов, а общим смысловым и ритмическим ходом пространственно-временной развертки изобразительного ряда. На развороте или ряде разворотов альбома развивается ритмическая игра контрастов и сопоставлений, создающая «индивидуальное» движение, особый динамизм изобразительного ряда. Последний приобретает новое качество, которого не было ни в одном из отдельных изображений, но которое возникло на основе их взаимодействия и определяет их значение и функцию в общей картине вновь образованного смыслового и ритмического целого. Внешние силы соседствующих объектов разрушают относительную структурную замкнутость каждого из них, вызывая деформацию внутриструктурных сил изображений и создавая новое, более широкое структурное образование. Поэтому внутриструктурные связи разворотов становятся настолько сильными, что зритель не может изолированно рассматривать тот или иной объект, а воспринимает его только как элемент целого, тесно связанный с другими элементами композиции разворота, к тому же не только данного, но предыдущего и последующего. Само движение по изобразительным материалам имеет характер сюжетного. Примерами подобных изданий могут быть «Русская деревянная скульптура» (М.: Советский художник, 1969); «Сокровища русского народного искусства» (М.: Искусство, 1967); «Феофан Грек и его школа» (М.: Изобразительное искусство, 1970. Серия «Образ и цвет») и др.

Сам по себе рассматриваемый принцип организации изобразительного материала, безусловно, положителен, так как открывает новые возможности активного воздействия на зрителя, но эффективен он в определенных условиях и для достижения определенных целей, иначе плюс может превратиться в минус и нередко превращается.

Художник-конструктор привлекает зрителя созданной ритмико-динамической изобразительной структурой, втягивает его в русло своей трактовки изобразительного материала. В то же время масштабы и соотношения изображенных объектов утрачивают свою самоценность, становятся относительными, зависящими от общего хода ритмического развития ряда и определяемыми этим рядом. Поэтому часто объект, небольшой в действительности, может подаваться увеличенным во много раз, а рядом с ним - в десятки раз уменьшенным. В результате гротескных сопоставлений мелкая деталь воспринимается монументальной, крупный же объект - камерным или миниатюрным, т.е. ощущение реальных масштабов уничтожается. Ряд объектов, находящихся в непосредственной структурной связи, превращается в такое новое органическое единство, что для того, чтобы сосредоточиться на одном из них, зритель потратит много усилий на погашение силовых взаимодействий соседних объектов, предыдущих и последующих. Эти внутриструктурные силы композиции, являясь организаторами ритмико-динамического движения, в таком случае становятся информационными шумами. К тому же не всякая интерпретация достаточно глубока и талантлива.

Три рассмотренные конструктивно композиционные формы различны по своему происхождению, соответствуют различным условиям и служат различным целям. Тщательный предварительный функциональный анализ структуры содержания авторского материала, целевой направленности и условий пользования изданием, определение читательской группы, на которую оно рассчитано, должны предшествовать выбору того или иного конструктивно-композиционного принципа.

Само собою разумеется, что эти три формы не исчерпывают всех возможных конструктивно-композиционных решений. Они не всегда обособлены, иногда включают элементы одного вида в другой.

Приведенные соображения имеют отношение только к наиболее общим и распространенным принципам организации изобразительной структуры альбомных издании и не ставят целью рассмотрение множества отклонений от этих принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: