Макет альбома

Надо заботиться о том, чтобы в альбоме было оправдано помещение целого произведения и его фрагментов. В одних альбомах по искусству достаточно показывать произведения целиком, без фрагментов, в других - с многосторонней и фрагментарной их демонстрацией.

При разработке макета издания с фрагментами необходимо четко выразить масштабное и легко сопоставимое отношение частей и целого, так как не всегда альбомы с фрагментами дают представление о достоверности и целостности репродуцируемого объекта.

Некоторые психологи на основании экспериментов установили, что при восприятии изображений у читателей-зрителей вырабатывается установка на масштаб. (Под установкой понимается стабильная реакция на сходные явления.) Эта установка возникает в процессе повторных воздействий подобных ситуаций. Ее называют фиксированной, когда она становится устойчивой.

При попытке передать особенности восприятия протяженных или объемных произведений искусства, требующих движения воспринимающего (фронтального, кругового, ближе - дальше и др.), средствами книжной формы прибегают к фрагментированию. Если при восприятии реального объекта никогда не возникает опасности отрыва от целого, дезориентировки по отношению к целому, то в книге постоянно сталкиваешься с такой опасностью. В первую очередь, когда беспринципно на протяжении всего издания изменяются масштабы объектов, а также произвольно и непродуманно берутся отношения фрагментов к целому. Легко, не разрушая общего впечатления, воспринимается фрагмент, увеличенный в 1,5-2 раза. Читатель его мгновенно «узнает» и, сохраняя память о целом объекте, продолжает его рассматривать, как бы приближаясь к нему. В таком случае устойчивость образа в сознании не нарушается. Рассмотрев его, мы возращаемся к исходному масштабу, снова к акцентам и т.д.

Таким образом, на основе фиксированной установки на определенный масштаб организуется ритмическая игра масштабных отклонений-фрагментов, дающая более полное и неискаженное представление о целом произведении.

Трехкратное, четырехкратное и большее увеличение детали создает трудности для восприятия. Читатель, даже догадываясь, что имеет дело с фрагментом, с трудом отыскивает его на целом объекте. Здесь уже мышление опережает непосредственное восприятие. Цельность образа разрушается; вся последующая опосредованная деятельность мышления собирает его до известной степени, но монолитной целостности, легкости и естественности восприятия не дает.

Но иногда необходимо четырехкратное и шестикратное увеличение. В таком случае, вероятно, целесообразно прибегнуть к «ступенчатому» увеличению в два-три приема.

В альбомах нередко приводится несколько разделов, значительно отличающихся по масштабам экспонируемых произведений, например в издании по древнерусскому искусству - росписи, иконы, ювелирные изделия и т.п. Они должны быть сгруппированы таким образом, чтобы в каждом разделе на основе представления выработалась своя фиксированная установка на масштаб, причем иконы, ювелирные изделия имеют часто значительную разницу в величине. Здесь нет возможности и, вероятно, необходимости (за исключением особых научных изданий) слишком строго выдерживать их относительные масштабы. Но признаки различия следует сохранять, т.е. изображение меньшего объекта не должно быть крупнее или равным большему.

Следует очень осторожно относиться к увеличению изображения по отношению к реальным размерам объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: