Объекты модели еЕРС

Наименование объекта Описание
Функция Служит для описания функций (процедур, работ), выполняемых подразделениями/сотрудниками пред­приятия.
Событие Служит для описания реальных событий, воздейству­ющих на выполнение функций.
Организационная единица Представляет различные организационные звенья предприятия (например, управление или отдел).
Документ Отражает реальные носители информации, напри­мер бумажный документ.
Прикладная система Отражает реальную прикладную систему, поддержи­вающую выполнение функции.
Кластер информации Характеризует данные (набор сущностей и связей между ними). Используется для создания моделей данных.
Связь между объектами Описывает тип отношений между некоторыми объ­ектами, например, активацию выполнения функции некоторым событием.
Логический оператор Оператор одного из трех типов («И», «ИЛИ», исклю­чающее «ИЛИ»), определяющий связи между собы­тиями и функциями в рамках процесса. Позволяет описать ветвление процесса.

Помимо указанных в таблице основных объектов при пост­роении диаграммы еЕРС могут быть использованы многие дру­гие объекты. По существу, модель еЕРС расширяет возможности IDEFO, IDEF3 и DFD, обладая всеми их достоинствами и недос­татками. Применение большого числа различных объектов, свя­занных различными типами связей, значительно увеличивает размер модели и делает ее плохо читаемой. Для понимания смысла нотации еЕРС достаточно рассмотреть основные типы объектов и связей. На рис. 3.1 представлена простейшая модель еЕРС, описывающая фрагмент бизнес-процесса предприятия.

Рис. 3.1. Модель еЕРС

Из рис. 3.1 видно, что связи между объектами имеют опреде­ленный смысл и отражают последовательность выполнения функций в рамках процесса. Стрелка, соединяющая Событие 1 и Функцию 1, «активирует» или инициирует выполнение Функции 1. Функция 1 «создает» Событие 2, за которым следует символ ло­гического «И», «запускающий» выполнение Функций 2 и 3. Но­тация еЕРС построена на определенных правилах:

· каждая функция должна быть инициирована событием и должна завершаться событием;

· в каждую функцию не может входить более одной стрелки, «запускающей» выполнение функции, и выходить не более одной стрелки, описывающей завершение выполнения функции.

На рис. 3.2 показано применение различных объектов ARIS при создании модели бизнес-процесса.

Рис. 3.2. Фрагмент модели бизнес-процесса

Из рис. 3.1 и 3.2 видно, что бизнес-процесс в нотации еЕРС представляет собой поток последовательно выполняемых работ (процедур, функций), расположенных в порядке их выполнения. Реальная длительность выполнения процедур в еЕРС визуально не отражается. Это приводит к тому, что при создании моделей возможны ситуации, когда на одного исполнителя будет возло­жено выполнение двух задач одновременно. Используемые при построении модели символы логики позволяют отразить ветвле­ние и слияние бизнес-процесса. Для получения информации о реальной длительности процессов необходимо использовать дру­гие инструменты описания, например графики Ганта в системе MS Project.

3.2.4.

МЕТОД ERICSSON-PENKER [21]

Метод Ericsson- Penker представляет интерес прежде всего в связи с попыткой применения языка объектного моделирования UML (изначально предназначенного для моделирования архи­тектуры систем ПО) в рамках процессного подхода к моделиро­ванию бизнес-процессов. Это стало возможным благодаря нали­чию в UML механизмов расширения (см. подразд. 2.5.8). Авторы метода создали свой профиль UML для моделирования бизнес-процессов, введя набор стереотипов, описывающих процессы, ресурсы, правила и цели деятельности организации.

Метод использует четыре основные категории бизнес-модели.

· Ресурсы — различные объекты, используемые или участвую­щие в бизнес-процессах (люди, материалы, информация или продукты). Ресурсы структурированы, взаимосвязаны и подразделяются на физические, абстрактные, информаци­онные и человеческие.

· Процессы — виды деятельности, изменяющие состояние ре­сурсов в соответствии с бизнес-правилами.

· Цели — назначение бизнес-процессов. Цели могут быть раз­биты на подцели и соотнесены с отдельными процессами. Цели достигаются в процессах и выражают требуемое состо­яние ресурсов. Цели могут быть выражены в виде одного или более правил.

· Бизнес-правила — условия или ограничения выполнения процессов (функциональные, поведенческие или структур­ные). Правила могут диктоваться внешней средой (инструк­циями или законами), или могут быть определены в преде­лах бизнес-процессов. Правила могут быть' определены с использованием языка ОСЬ, который является частью стан­дарта UML.

Основной диаграммой UML, используемой в данном методе, является диаграмма деятельности (см. подразд. 2.5.5). Процесс в самом простом виде может быть описан как множество деятельностей. Метод Eriksson-Penker представляет образец процесса на диаграмме деятельности (рис. 3.3) в виде деятельности со стерео­типом «process» (в качестве основы данного образца использова­но представление процесса в методе IDEF0, расширенное за счет введения цели процесса). Процесс использует входные ресурсы и формирует выходные ресурсы, показанные в виде объектов со стереотипом «resourse», соединенных с процессом связями зави­симости. Ресурсы, играющие в методе IDEF0 роли «управления» и «механизма», также соединены с процессом связями зависи­мости со стереотипами «supply» и «control». Цель процесса пока­зана как объект со стереотипом «goal».

Рис. 3.3. Диаграмма деятельности для процесса

Полная бизнес-модель включает множество представлений, подобных представлениям архитектуры ПО. Каждое представле­ние выражено в одной или более диаграммах. Диаграммы могут иметь различные типы и изображать процессы, правила, цели и ресурсы во взаимодействиях друг с другом. Метод Eriksson-Penker использует четыре различных представления бизнес-модели:

· концептуальное представление — структура целей и проблем (дерево целей, представленное в виде диаграммы объектов);

· представление процессов — взаимодействие между процес­сами и ресурсами (в виде набора диаграмм деятельности);

· структурное представление — структура организации и ре­сурсов (в виде диаграмм классов). В качестве примера одной из моделей этого представления можно привести образец Employment из подразд. 2.6;

· представление поведения — поведение отдельных ресурсов и детализация процессов (в виде диаграмм деятельности, состояний и взаимодействия).

3.2.5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: