Тема: «ПЕРЕВАРИВАНИЕ УГЛЕВОДОВ В ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОМ ТРАКТЕ
И РЕАКЦИИ ИХ ФЕРМЕНТАТИВНОГО ГИДРОЛИЗА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ АМИЛАЗЫ СЛЮНЫ И МОЧИ.
ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛЮКОЗЫ»
ЦЕЛЬ:
1. Вспомнить строение углеводов пищи и изучить этапы переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте.
2. Изучить пути использования глюкозо-6-фосфата в клетке.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. Строение глюкозы, фруктозы, галактозы, мальтозы, лактозы, сахарозы и гликогена.
2. Ферменты переваривания углеводов. Специфичность их действия.
3. Схема расщепления крахмала и ферменты, участвующие в его переваривании.
4. Выписать реакции, катализируемые сахаразой, мальтазой, лактазой.
5. Превращения мономеров, всосавшихся в тонком кишечнике. Нарушение превращения галактозы и лактозы при ферментопатиях.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ:
1. Заполнить таблицу:
Основные углеводы пищи.
Название | Строение (формулы) | Продукты полного гидролиза в желудочно-кишечном тракте |
1. Моносахариды: - глюкоза - фруктоза - галактоза | ||
2. Дисахариды: - сахароза - лактоза - мальтоза | ||
3. Полисахариды: - крахмал (фрагмент) - целлюлоза (фрагмент) - клетчатка |
2. В каких отделах пищеварительного тракта, при участии каких ферментов идет гидролиз крахмала?
|
|
3. Какие ферменты участвуют в переваривании углеводов пищи? В каких отделах желудочно-кишечного тракта они образуются?
4. Какие ферментативные реакции приводят к превращению галактозы в глюкозу? Написать в виде схемы.
5. Написать схему реакций образования глюкозо-6-фосфата в организме.
6. Написать продуты, которые образуются при превращении глюкозо-6-фосфата.
Литература:
1. Т.Г.Березов, Б.Ф.Коровкин «Биологическая химия», 19
2. А.Я.Николаев «Биологическая химия», 1988, гл. IХ.
3. Конспекты лекций.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: «АЭРОБНЫЕ И АНАЭРОБНЫЕ ПУТИ ОКИСЛЕНИЯ УГЛЕВОДОВ.
ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ОБНАРУЖЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ АНАЭРОБНОГО ОКИСЛЕНИЯ УГЛЕВОДОВ. ПЕНТОЗОФОСФАТНЫЙ ПУТЬ ОКИСЛЕНИЯ УГЛЕВОДОВ,
ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»
ЦЕЛЬ:
1. Изучить этапы аэробного и анаэробного распада глюкозы.
2. Изучить взаимосвязь катаболизма углеводов с общими путями катаболизма и энергетическую эффективность каждого этапа окисления глюкозы до СО2 и Н2О.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1. Аэробный путь распада глюкозы (глюкозодифосфатный).
2. Гликолиз. Основные этапы анаэробного окисления глюкозы.
3. Челночные механизмы транспорта водорода из цитоплазмы в митохондрии.
4. Энергетическая эффективность окисления глюкозы при аэробном и анаэробном окислении.
5. Пентозный путь распада глюкозы.
|
|
6. Окислительная и неокислительная стадии пентозного цикла.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ:
1. Выделить энергопотребляющие, окислительные и энергодающие этапы анаэробного окисления глюкозы. Написать составляющие их реакции.
2. Написать в виде схемы аэробный путь распада глюкозы.
3. Написать в виде схемы следующие этапы гликолиза: активирование глюкозы, расщепление до альдотриоз, образование АТФ.
4. Провести расчет количества молекул АТФ, образующихся в процессе аэробного распада глюкозы.
5. Выписать название ферментов, катализирующих реакции анаэробного гликолиза.
6. Решить задачу: сколько молекул АТФ образуется из 1 молекулы глюкозы в процессе аэробного и анаэробного гликолиза?
7. Назвать и написать формулы метаболитов, участвующих в переносе водорода из цитоплазмы в митохондрии.
8. Написать в виде схемы малатаспартатный и глицерофосфатный челночные механизмы.
9. Написать в виде схемы реакции окислительной стадии пентозного цикла.
10. Напишите формулы метаболитов пентозного цикла, связывающие его с гликолизом.
11. Каковы пути использования в обмене веществ НАДФН2 и рибозо-5-фосфата?
Литература:
1. Т.Г.Березов, Б.Ф.Коровкин «Биологическая химия», 19
2. А.Я.Николаев «Биологическая химия», 1988, гл. IХ.
3. Конспекты лекций.
Дополнительная литература:
1. А.Уайт и др. «Основы биохимии», 1988, с. 541-681.
2. Л.Страйер «Биохимия», т. 2, с. 95-137.