Функции

Транспортировка — заключается в перемещении продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций.

Задачи

· Выбор типа транспортного средства.

· Выбор вида транспортного средства.

· Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.

· Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.

· Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

· Определение рациональных маршрутов поставки.

· Все эти задачи решаются взаимосвязано, в комплексе.

18. Физические основания логистики.

19. Математические методы оптимизации логистики.

20. Логистика и международное разделение труда.

21. Оптимизация логистической сети по алгоритму Прима.

22. Предмет и объекты изучения логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики: достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи: совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Второй вопрос:

1. XYZ-анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например сезонным, колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.

К классу X относятся материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55%

К классу У относятся материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30%.

К классу Z относятся материалы, для которых нельзя выявить какой-либо закономерности потребления. По этой причине прогнозирование их расхода невозможно (они составляют 15%) общей номенклатуры).

Для проведения XYZ-анализа необходимо:

1. установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания;

2. рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции;

3. расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации;

4. суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему;

5. разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.

2. Оптимизация логистических процессов предприятия, или фирмы, проводится в следующих целях

– максимальный сервис клиентам и партнерам компании;

- достижение оптимального уровня процессных затрат при желаемом уровне сервиса для клиентов.

Шаг 1. Выбор местоположения для складов. Поделить регионы, в которых предполагается осуществлять сбыт продукции по географическому признаку, по количеству населения, по покупательной способности, наличию традиции (и связанной с ней потребностью) потребления продукта.

Учесть предполагаемые способы реализации: через дистрибьюторов (со складами и системой доставки), через собственные филиалы (создание собственных региональных складов и доставки до конечного потребителя), прямая централизованная доставка в регионы. Проверку проводить по методу полных логистических издержек.

Шаг 2. Укрупненные специфические требования к технологиям нового, или реорганизуемого склада.

Общая специализация склада по скорости оборота: скорее для хранения, скорее для обеспечения быстрой оборачиваемости. Последовательность, одновременность или разновременность выполнения складских технологических операций (технологические карты): разгрузка, приемка, размещение на хранение, пополнение зоны комплектации, комплектация, отгрузка (пример: ночь – разгрузка ж/д вагонов, комплектация заказов, утро – за счет большого количества отгрузочных мест и большой зоны отгрузки – быстрая отгрузка заказов на централизованную доставку, день – отгрузка клиентов самовывоза и оптовиков с дальней доставкой, разгрузка - прием автотранспорта).

Шаг3. Нормирование запасов. Определение норм запасов.

Введение максимальной и минимальной норм запаса пример единицы измерения запаса – в единицах хранения, в днях торговли и т. д.) с учетом объемов продаж, возможности роста или падения спроса, задержки товара в пути, реальных технологических особенностей выполнения плана – заказа производством.

Шаг 4. Оптимизация логистических процессов. Определение соотношений формирования логистического функционала по видам собственности и привлечения сторонних услуг на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат

Шаг5. Объединение всех логистических функций в одном департаменте. Таможня, транспорт, склад.

3. Комплексный анализ организации розничной торговли направлен на создание информационной базы формирования логистической системы регионального ритейла, позволяющей моделировать товаропотоки по составу и географии перемещений, оперативно регулировать и координировать их движение. Исходя из целевой установки, анализ необходимо проводить по трем основным направлениям:

·  анализ динамики развития розничной торговли региона;

·  анализ структуры региональной розничной торговли;

·  анализ и оценка пространственного развития розничной торговли в регионе.

4. Логистику можно классифицировать по ряду признаков:

1. По масштабу разрабатываемых проблем:

• макрологистику, в область исследования которой включаются

процессы, протекающие на региональном, межрегиональном,

общенациональном и межгосударственном уровне. Это связано с тем, что у многих стран существует сходство политических систем, укладов жизни населения, традиции, близость исторических корней, практика пользования едиными источниками энергии и сырьевыми ресурсами.

Примером макрологистической региональной системы является создание Единого Европейского сообщества с единым внутренним рынком.

• микрологистику, занимающуюся комплексом вопросов по

управлению мат., информационными и др. потоками, основываясь на интересах отдельных предприятий или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

2. По характеру управления:

· Внешняя логистика - занимается вопросами по урегулированию потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящиеся в сфере влияния субъектов хозяйствования.

· Внутренняя логистика - направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий

3. По характеру хозяйственной деятельности (наиболее распространенная)

· Заготовительная (закупочная);

· Внутрипроизводственная;

· Распределительная (сбытовая);

Заготовительная - связана с заготовкой материальных ресурсов.

Она решает вопросы, относящиеся к сфере МТС (материально-технического снабжения) предприятий и подготовки продукции к производственному потреблению.

Производственная - включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов от сырья до готовых изделий непосредственно в процессе производства, включая подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.

Распределительная - специализируется на реализации продукции и ее доведения до конечного потребителя.

Все перечисленные виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего данные о параметрах материального потока, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде. Возрастающий поток информации в сфере производства и обращения и финансов обусловили формирование информационной логистики.Информационная логистика - занимается исследованием информационных потоков и их использованием в целях оптимизации деятельности компании. В целом, все перечисленные виды входят в сферу микрологистики и охватывают весь комплекс вопросов по управлению материальными и информационными потоками. Однако, для определения более глубокой специфики, важности и сложности процессов выделяют:Логистику запасов - занимается оперативным управлением товарно-материальными ценностями, находящимися на ответственном хранении, их поддержанием и нормированием.

Складскую логистику, включающая управление процессами и операциями, связанными со складированием хранением и переработкой мат. ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях. Транспортную логистику, которая охватывает круг вопросов, связанных с транспортировкой мат. ресурсов Возможно сочетание различных видов деятельности, в результате чего образуются такие функциональные области логистики как: транспортно-распределительная, транспортно-складская, производственно-сбытовая и т.д. 4. По сфере приложения в предпринимательской деятельности выделяют: производственную логистику, которая в специфике хозяйствующего субъекта может проявляться в виде промышленной, строительной и логистики транспорта. коммерческую логистику, охватывающую организационные и экономические потоковые процессы в сфере обращения. торговую логистику, включающую организацию и управление перемещением товаров в сфере коммерческого посредничества.

Здесь отражаются такие специфические функции торговли как направление товарного потока от производителя к потребителю, хранение запасов, перекрывание временного разрыва между производством и потреблением. Важное место в сфере коммерции занимают товарные биржи, поэтому выделяют биржевую логистику; финансовую логистику, занимающуюся вопросами рационализации управления денежными (финансовыми) потоками на всех этапах движения наличных денежных средств. Область ее распространения - банковская, страховая, инвестиционная сферы.

5. Логистика — искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика — это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных,

информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика»,на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально-техническом снабжении армии. Активное применение логистики в экономике относится к 60—70 годам прошлого века. До середины прошлого века не придавалось большого значения созданию схем поставки товара. Этот период характеризуется развитием производства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость поиска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе денежные вложения в систему распределения влияют на положение поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере про изводства.

Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и конечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привычных схемах управления материальными потоками. В логистически организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте оказывается ниже, чем себестоимость того же товара при отсутствии логистического подхода.

Этот мониторинг показывает явный экономический выигрыш от применения логистики в экономике.Именно поэтому логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками. Активному применению логистики помог научнотехнический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения.

6. Информационная логистика - часть логистики, которая организует поток информации, сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии. Информационная логистика управляет процессами движения и складирования товаров на предприятии, обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из места их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Основные понятия информационной логистики:

информационный поток; информационная система; информационная технология.

Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Информационная логистика выполняет функции:

· собирает возникающую информацию;

· анализирует информацию;

· перемещает информацию;

· накапливает и хранит информацию;

· фильтрует поток информации (отбирает необходимые для того или иного уровня управления данные и документы);

· объединяет и разъединяет информационные потоки;

· выполняет элементарные информационные преобразования;

· управляет информационным потоком.

7. Принцип логистики – это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов по логистике.

Знание некоторых принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.

Основные принципы логистики.

1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т. е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Принцип целостности – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

3. Принцип системности – предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархическое построение логистических систем обусловливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы.

5. Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение инте-гративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями, обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е. усиливающаяся связь элементов системы.

6. Принцип формализации Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

8. Параметры потока — это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1) по отношению к рассматриваемой системе:

внутренние потоки – циркулируют внутри системы;

внешние потоки – находятся вне системы;

2) по степени непрерывности:

непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов;

дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3) по степени регулярности:

детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

стохастические потоки – характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4) по степени стабильности:

стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

нестабильные потоки – характеризуются изменениями параметров потока.

5) по степени изменчивости:

стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

нестационарные потоки – характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6) по характеру перемещения элементов потока:

равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

неравномерные потоки – характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7) по степени периодичности:

периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8) по степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму: ритмичные потоки и неритмичные потоки.

9) по степени сложности:

простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида;

сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты.

10) по степени управляемости:

управляемые потоки – адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы:

неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие.

11) по характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др. Такая классификация, может иметь место, но для логистики экономической сферы из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

9. Глобальные (основные) задачи:

— моделирование логистических систем и комфортных условий для их результативного функционирования;

— достижение максимально плодотворной работы созданных систем с учетом минимизации затрат;

Общие задачи логистики:

— разработка методов управления движением продукции;

— создание информационного, материального комплекса систем;

— выработка технологии и тактики физического перемещения грузов;

— проектирование алгоритма анализа и учета логистических издержек;

— внедрение технологии качества на предприятии;

— прогнозирование спроса, объемов производства и.т.д.;

— выявление дисбаланса между потребностями и возможностями;

— организация как предпродажного, так и послепродажного обслуживания клиентов;

— оптимизация и проектирование структуры складского оборудования;

— планирование мощности логистических цепочек;

— координация работы подведомственных подразделений;

— внутренняя и внешняя интеграция;

Частные задачи логистики:

— сокращение времени хранения груза в запасах;

— уменьшения уровня страховых запасов;

— сокращение времени транспортировки;

— определение оптимального количества складских помещений на контролируемой территории;

— выбор, поиск поставщиков;

— организация процесса разгрузки, приема, складирования продукции;

— повышение уровня сервиса потребителей;

— правильный выбор расположения торговой точки;

— ликвидация непроизводительных участков;

— оформление заказов;

— выбор вида средств передвижения для перевозки товаров;

— выбор маршрута следования;

— оформление внешнеторговых сделок;

10. Производственная логистика занимается управлением материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе этого движения.

Основная особенность производственной логистики - отсутствие товарно-денежных отношений между ее участниками. Такие отношения называют внутрипроизводственными. Внутрипроизводственные логистические системы (ВЛС) можно рассматривать:

- на микроуровне: ВЛС состоят из набора подсистем - закупки, склады, транспорт), связанных между собой в одно целое, логистика должна согласовывать их работу

- на макроуровне: ВЛС являются источниками материальных потоков в макрологической системе.

Производственная логистика решает следующие задачи:

- Планирование и контроль производства на основе прогноза потребителей в готовой продукции и заказов потребителей.

- Разработка планов производственных заданий цехам и другим подразделениям.

- Разработка графиков запуска и выпуска продукции.

- Установление и контролирование нормативов.

- Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий.

- Контроль количества и качества готовой продукции.

- Участие в разработке и реализации производственных нововведений.

- Контроль над себестоимостью производства готовой продукции.





Подборка статей по вашей теме: