Понятие земель запаса и их правовой режим

Современная Гуманитарная Академия

Современная Гуманитарная Академия

Организации и граждане как субъекты прав водопользования

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.





Право краткосрочного пользования водным объектом; устанавливается на срок до 3 лет, право долгосрочного пользования -от 3 до 25 лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного сервитутов. Каждый может пользоваться водным объектом общего пользования и иным водным объектом, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитута могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

- осуществлять водопользование в соответствии с водным
законодательством Российской Федерации;

- получать в установленном порядке информацию о состоянии
водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

- осуществлять другие права, предусмотренные водным
законодательством РФ.

Водопользователи обязаны: _

- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия
и требования, установленные в лицензии на водопользование и
договоре пользования водным объектом;

- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также
нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод,
среды обитания объектов животного и растительного мира, а также
нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и
другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

- информировать в установленном порядке соответствующие
органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных
ситуациях;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и
устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на
состояние водных объектов;

- выполнять правила охраны жизни людей на водных'объектах;

- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых
и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также
систематические наблюдения за водными объектами и их
водоохранными зонами и представлять указанную информацию
бесплатно и в установленные сроки специально уполномоченному
государственному органу управления использованием и охраной

Современная Гуманитарная Академия


водного фонда, а по подземным водам - также в орган управления использованием и охраной недр;

- своевременно вносить платежи, связанные с пользованием
водными объектами. Имеется Федеральный закон "О плате за
пользование водными объектами" от 6 мая 1998 г1, (с изменениями от
2 августа 2001 г2.). ;,

Плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников производится по законодательству о недрах. Объектом платы признается пользование водными объектами в целях:

- осуществления забора, воды из водных источников;

- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

- использование акватории водных объектов для лесосплава без
применения судовой тяги (в плотах и; кошелях), а также для добычи
полезных ископаемых, организации рекреации, размещения
плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и
оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

- осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не
взимается плата за пользование водными объектами в целях забора
воды для ликвидации стихийных бедствий™ последствий аварии;

- забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или)
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель
сельскохозяйственного назначения, центрального водоснабжения
животноводческих ферм и животноводческих 'комплексов, включая
птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических
объединений граждан (эта льгота действовала'до 1 января:2003'Г.).>,

Закон предусматривает еще десять случаев, когда не взимается плата за пользование водными объектами?.

Землями запаса являются все земли, находящиеся.'в
государственной или муниципальной собственност-и и не
предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением
земель фонда перераспределения земель, формируемого для
сельскохозяйственного производства (ст. 103X3 К РФ). к;г

Такое понятие дает нам основание подразделять'земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные, а государственные

. 1 СЗ РФ., 1998. № 19, ст. 2067.,,.,,, ~,..-,..

2СЗРФ. 2001, №33, ст.3413. ' ' "'"

Современная Гуманитарная Академия


земли запаса, в свою очередь, можно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Российской Федерации. Такое лодразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации;, субъектов Российской Федерации и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.

,;ч. Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 ЗК, содержит двусмысленную оговорку, "за исключением земель фонда перераспределения, формируемого.в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса". Становится не вполне ясным, откуда исключается фонд перераспределения, из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет самостоятельный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей (ст> 78 ЗК РФ), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, малоосвоенных районах Российской Федерации (на дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во^всех районах европейской части России, Они могут переводиться во. все предусмотренные земельным законодательством категории для использования в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса - это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Нахождение в запасе - это "время ожидания своего часа", которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми. У них имеется собственник -российское государство в целом либо отдельный субъект федерации


или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могу занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например, гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы власти мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них. традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п.2 ст. 76 ЗК РФ).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться государственные или муниципальные органы, в введении которых находятся названные земли.

Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, он может быть зачислен в состав земель запаса.

, Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки, по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.

Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли,, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землепользователями, землевладельцами (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (п. 5 Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: