Тема 13. Логистический менеджмент

Понятие, сущность логистического менеджмента.

Основной задачей логистического менеджмента в современных условиях бизнеса является способствование выполнению стратегических целей фирмы и создание конкурентных преимуществ. Ключевыми факторами конкурентного преимущества в мировой экономике сейчас являются:

• лидерство в качестве продуктов и услуг;

• лидерство в затратах;

• дифференциация;

• стратегический фокус.

Стратегический фокус означает стремление фирмы достичь конкурентного преимущества в одном или нескольких сегментах рынка за счет концентрации усилий (фокусировании) на определенных стратегических направлениях.

Указанные ключевые факторы могут быть использованы любой фирмой-конкурентом, поэтому для успешного выживания организация бизнеса должна постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса.

Такие возможности предоставляет им логистика. Например, эффективный логистический менеджмент может уменьшить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство в затратах на определенном сегменте рынка, где это имеет решающее значение. Одновременный акцент на минимальные цены и высокий уровень качества продукции и сервиса (или поддержание мировых стандартов качества) может позиционировать фирму как ведущую на конкретном рынке.

Необходимо отметить, что функция логистики (в особенности, интегрированной) становится в современных условиях все более значимой для достижения стратегического фокуса. Так М. Портер, формулируя задачу обеспечения конкурентных преимуществ, вводит понятие так называемой "цепи полной стоимости" как инструмента декомпозиции бизнеса на ключевые и поддерживающие активности фирмы, выделения соответствующих затрат и установления потенциальных источников дифференциации. При этом он утверждает, что фирма достигает конкурентных преимуществ только в том случае, если совершает эти действия лучше конкурентов или с меньшими затратами.

В цепи (пирамиде) полной стоимости ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). К ключевым активностям относятся также производство, маркетинг и организация продаж, сервис.

В состав поддерживающих активностей входят инфраструктура фирмы, закупки (МР), менеджмент персонала, инвестиционный и инновационный менеджмент. При этом М. Портер определяет прибыль как разницу между конечной ценой продукта (сервиса) и коллективными затратами (фирмы и ее логистических партнеров), создающими цену активностей. Очевидно, что стремление логистических посредников фирмы (например, в системах дистрибьюции, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса) получить как можно большую прибыль может существенно увеличить общую стоимость и цену готовой продукции у конечного потребителя. Поэтому необходим логистический мониторинг затрат в цепи полной стоимости и первоочередное внимание к тем логистическим активностям, которые не поддерживаются самой фирмой, для контроля ситуации на рынке и выполнения стратегических задач.

Логистику в фирме часто воспринимают как другую половину маркетинга. Выше подчеркивалось, связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых активностей любого бизнеса.

Логистическая стратегия, подобно рекламе и продуктовой стратегии, является интегральным элементом стратегии маркетинга. При этом эффективность маркетинга в фирме можно представить композицией трех основных составляющих: эффективности логистической цепи или канала (в системе дистрибьюции), потребительской и торговой франшиз (привилегий).

Менеджеры должны проектировать логистику так, чтобы она была достаточно гибкой и позволяла удовлетворять довольно широкие запросы.

Зарубежные экономисты вносят в понятие логистика и логистический менеджмент практический смысл, т.е. рассматривают, как они будут работать на предприятии.

Если говорить об отечественных экономистах, то здесь мнения расходятся. Например, понятие «логистический менеджмент» выглядит следующим образом:

Совокупность управленческих функций. Совокупность форм и средств управления снабжением, производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач фирмы.

Управленческий персонал фирмы. Инструмент управления взаимоотношениями внутри персонала фирмы с внешними партнерами по бизнесу и с потребителями продукции (услуг).

Совокупность бизнес - активностей, направленных на реализацию логистического подхода.

Воздействие на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаимодействия в рыночных условиях.

Способность добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивационное поведение фирмы.

Деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.

Цель логистического менеджмента – адаптация производственной или торговой фирмы к запросам потребителей. Логистика выступает как теоретическая база логистического менеджмента.

Часто рассматривается инструментарий управления логистическими процессами, но не выделяется понятие «логистический менеджмент». Т.е. есть логистика, ее цели и методы их осуществления. Большое внимание уделяется такому понятию как «критерий безопасности». Среди множества целей одна – главная, обеспечение безопасности и информационными ресурсами логистики.

Управление логистикой на предприятии – деятельность с постановкой целей и задач логистической системы и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой.

В результате можно сделать следующий вывод, необходимость изучения логистического менеджмента как отдельного понятия связано с несколькими причинами, среди которых можно выделить следующие:

Общий доступ к информационным ресурсам на всех этапах работы предприятия, что требует определенной упорядоченности и контроля.

Смешанный тип организации и управления большинства предприятий в российской экономике, например, предприятие может выступать и как производитель, и как потребитель, и как торгующая организация, причем все области являются основными, не могут быть вспомогательными.

Большое внимание к безопасности, так называемый «критерий безопасности».

Отсутствие государственной поддержки и управления логистическими процессами, что приводит к необходимости организации собственной системы управления.

Наличие огромного посреднического звена в цепи поставок, которое выполняет логистические функции, но не координирует работу между звеньями цепи поставок.

При проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых являются:

Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является ‑­ оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

Принцип тотальных затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи.

Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в синтезируемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного интегрального участия для всех звеньев логистической системы от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.

Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе синтезе и оптимизации процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные и другие. Реализация логистического менеджмента сейчас практически невозможна без соответствующей информационно компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

Принцип TQM – всеобщего управления качеством – обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, социальным, этическим требованиям, и работы персонала.

Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: