Для оценки эффективности функционирования ЛС и деятельности персонала логистического менеджмента компании необходимо наличие мониторинга - процедуры измерения результатов решений, принимаемых персоналом службы логистики. Измерение результатов управления логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций) является необходимым условием достижения целей ЛС, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента.
В этом смысле мониторинг результатов работы службы логистики имеет два аспекта:
1. установление определенной системы мер (количественных и качественных показателей, критериев, шкал отношения и предпочтения);
2. непосредственное измерение результата принятия управленческих решений.
Элементы системы измерения резул9 ьтатов выполнения логистических решений могут быть представлены в виде схемы (см. рис.1).
![]() |
Рис.1 Схема измерения результатов и повышения качества управления логистикой
Процесс мониторинга результатов логистического менеджмента зависит от целей управления, набора логистических функций/операций, времени контроля и мониторинга в ЛС. Например, измерение может проводиться для целей логистического анализа ежедневно, один раз в месяц (квартал) и т.п. Часто результаты измерений усредняются за установленный период времени.
Система основных измерителей зависит от целей логистического менеджмента (стратегических, тактических, оперативных) и вида ЛС. Для большинства ЛС эта система базируется на ключевых (комплексных) показателях ее эффективности KPI:
1. степени удовлетворения потребителей в качестве логистического сервиса;
2. отдаче от инвестиций в логистическую инфраструктуру;
3. полных и операционных логистических издержках;
4. продолжительности логистических циклов;
5. производительности/продуктивности ЛС.
Данные показатели содержат основные требования к более детальным шкалам параметров, учитываемых в системе логистического контроллинга. Пример спецификации основных показателей в системе планово-отчетных показателей приведен в табл. 1.
Таблица 1. Характеристика классов метрики исполнения логистических решений
| Измерители | Состав показателей |
| Качество логистического сервиса для потребителей | -Выполнение заказа точно к указанному сроку -Полнота удовлетворения заказа -Точность соблюдения параметров заказа -Информационная и коммуникационная надежность, точность и своевременность -Число возвратов товаров, отсутствия запасов, повышения тарифов -Наличие жалоб потребителей -Доступность запасов |
| Отдача от инвестиций в логистическую инфраструктуру | -Скорость и число оборотов запасов -Средний уровень запасов -Возврат на инвестиции в основные фонды -Возврат на инвестиции в транспортный парк - Возврат на инвестиции в складскую инфраструктуру -Возврат на инвестиции в технологическое оборудование -Возврат на инвестиции в информационную систему |
| Общие и операционные логистические издержки | -Общие логистические издержки -Затрать» на логистическую поддержку производства -Затраты на внутреннюю и внешнюю транспортировку -Затраты на грузопереработку и складирование -Затраты, связанные с процедурами заказов -Затраты на управление запасами -Ущербы от низкого качества логистического сервиса (потери продаж, возврат товаров и т.п.. |
| Продолжительность логистических циклов | -Время выполнения заказа -Продолжительность составляющих цикла заказа -Время пополнения запасов -Продолжительность обработки заказов потребителям -Время доставки заказа потребителю -Продолжительность подготовки и комплектации заказа -Продолжительность производственно-технологического цикла -Продолжительность цикла подготовки отчетов -Продолжительность цикла закупки продукции |
| Производительность/ ресурсоотдача | -Число обработанных заказов в единицу времени -Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств -Отношения типа «вход-выход» для динамики выпуска продукции и документооборота -Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала -Отношение общих логистических издержек на единицу производимой продукции -Затраты в дистрибьюции на единицу объема продаж |
Процедура логистического контроллинга очень похожа на контроль параметров в технических системах и процессах (например, в автоматических системах, АСУ, и т.п.). Сам процесс контроллинга заключаете постоянном или периодическом сравнении заданных (базовых, стандартных характеристик и параметров (в частности, определяемых на основе измерителей табл. 1) к текущим значениям этих параметров.
Сложность такого сравнения для ЛС заключается в том, что многие показатели и характеристики (особенно относящиеся к логистическому сервису) носят качественный характер, а критерии принятия решений по управлению являются векторными.
Общая схема процесса логистического контроллинга имеет вид, выраженный на рис.2. Фокус процедуры контроля должен быть направлен на реализуемый процесс, в качестве которого может выступать либо логистическая функция, например, процедура выполнения заказа или интегрированная совокупность функций/операций в функциональной области логистики (снабжении, поддержке производства или дистрибьюции).
![]() |
Рис. 2. Обобщенная схема процесса логистического контроллинга
Входом процесса управления логистикой в фирме являются планы, нормативы и стандарты, которые в совокупности составляют некоторую «настройку» ЛС (по аналогии со следящими системами в теории автоматического управления).
Производя заданную настройку, логистический менеджмент сталкивается с влиянием возмущений внешней (макроэкономической) среды (изменение цен, тарифов налогов, уровня инфляции, процентных ставок, законодательства и т.п.) и изменениями в параметрах внутреннего состояния самой ЛС (связанных с финансами, технологиями, персоналом и т.п.).
Эти изменения вызывают отклонения параметров ЛС от заданной настройки, что определяется в результате сравнения в блоке мониторинга. По результатам мониторинга вырабатываются корректирующие воздействия на входы ЛС (ЗЛС).
Центральным звеном логистического контроллинга в этой схеме является система мониторинга, которая использует соответствующие информационные технологии в ЛИС. Сравнение осуществляется на основе данных периодической отчетности, докладов персонала логистического менеджмента и аудита. Типичная информация для мониторинга включает операционные логистические издержки (общие и по отдельным функциям или ЗЛС), состояние запасов, использование бюджета на логистику, уровень качества логистического сервиса, производительность и т.п.
Мониторинг в ЛС осуществляется или вручную персоналом менеджмента, консультантами, аудиторами, или на основе компьютерных программ. По результатам мониторинга принимаются решения о корректирующих (управляющих) воздействиях. Например, если установлен недостаточный уровень сервиса (доступности запасов) по требуемому ассортименту товаров в розничной сети, то логистический менеджер может принять решение увеличить страховые запасы на оптовом складе, с которого снабжают ритейлеров. Для реализации схемы мониторинга большое значение имеет точность сравнения и процедура установления граничных уровней «настройки» ЛС.
Различают системы контроллинга:
1. разомкнутые,
2. замкнутые
3. системы с модифицированной обратной связью.
Построение и исследование систем логистического контроллинга производится методами, аналогичными теории автоматического управления.
В модифицированной системе контроля менеджер может время от времени менять решающие правила поддержания уровней запасов в складской системе. Текущий уровень запаса поддерживается и пополняется с помощью компьютерной системы автоматически на основе модели EQR в точке возобновления заказа (ROP) на величину Q* при условии: «текущий уровень L меньше точки заказа/возобновления заказа». В то же время логистический менеджер, оценивая уровень сервиса, затраты, продвижение товара, выполнение графика производства и т.п., может принять решение изменить процедуру контроля: уровня заказа, временных параметров, решающих правил и т.п.
Например, для ускорения продвижения товара необходим более высокий уровень запасов на складах дистрибутивной сети, непосредственно приближенных к рознице. В этом случае логистический менеджер корректирует граничные условия для параметров заказа (ROP, Q* и др.), а также может изменить саму схему выполнения заказов.








