Взаимодействие логистики с финансовым менеджментом
проявляется в следующих чертах.
1. Поскольку значительную долю оборотных активов со-
ставляют денежные средства, вложенные в материальные
запасы, то эффективность логистических решений оказы-
вает по управлению запасами непосредственное влияние
на объем и оборачиваемость оборотного капитала фирмы
и высвобождением финансовых средств инвестирования
в производство или сервис.
2. В современных условиях издержки обращения часто
превышают издержки производства, а потому снижение
затрат по закупке материальных ресурсов и сбыту готовой
продукции весьма эффективно.
3. Обычно логистические издержки в физическом рас-
пределении достаточно велики, поэтому финансовый ме-
неджмент должен направить усилия на поиск (совместно
с логистическим менеджментом) путей снижения затрат,
связанных с закупками материальных ресурсов и распреде-
лением готовой продукции.
4. в системе логистического менеджмента формиру-
ется оперативная информация о перемещении товарно-
материальных ценностей и о дебиторской задолженности
перед поставщиками и потребителями, которая затем ис-
пользуется в системе бухучета и отчетности.
5. Система бухгалтерского учета способствует выделе-
нию, анализу и контролю основных составляющих издержек
в логистической системе для принятия эффективных управ-
ленческих решений в системе логистического менеджмента.
Близкой к финансовому менеджменту является пробле-
ма взаимоотношений логистики с действующей в фирме
системой бухгалтерского учета и отчетности. Система бух-
галтерского и корпоративного учета фирмы должна способ-
ствовать выделению, анализу и контролю основных состав-
ляющих издержек в логистической системе для принятия
адекватных управленческих решений [38].
Логистический отдел компании должен постоянно
взаимодействовать с финансовым отделом и бухгалтери-
ей. Необходимость этой взаимосвязи заключается в том, что
Глава 9. Логистический менеджмент
решения менеджеров отдела логистики напрямую зависят
от данных о логистических издержках. Персонал финансо-
вого отдела, который постоянно занимается оценкой буду-
щих финансовых потоков, часто зависит от логистического
персонала при получении информации о запасах готовой
продукции, которая находится между производственной
линией компании и покупателем.
Персонал финансового отдела несет ответственность
за размещение ограниченного количества ресурсов компа-
нии в проекты, предлагаемые службой логистики. При этом
финансовые менеджеры используют несколько методов
определения эффективности инвестиций в логистическую
инфраструктуру, таких, например, как оценка внутренней
нормы доходности, чистого дисконтируемого дохода при
решении вопроса, какие проекты должны финансировать-
ся. Политика инвестирования в новые товарные запасы
должна также оцениваться с точки зрения сравнительного
финансового анализа.
Взаимодействие логистики с инвестиционным менед-
жментом определяет сферу взаимных интересов в техниче-
ской и технологической политике фирмы [38]. Инвестиции
в передовые производственные технологии, приводящие
к изменениям длины производственного цикла и харак-
теристик готовой продукции, ставят перед логистическим
менеджментом новые проблемы, связанные с обеспечени-
ем производства дополнительными материальными ресур-
сами, вариацией внутрипроизводственных логистических
операций, обеспечением дополнительного логистическо-
го сервиса в дистрибьюции и т.д. В то же время инвести-
ции в складское и грузоперерабатывающее оборудование,
транспортные средства и коммуникации, вычислительную
и оргтехнику расширяют возможности логистического ме-
неджмента для принятия эффективных решений.
Взаимодействие логистики с менеджментом персонала,
Как было показано в предыдущих главах, логистический
подход является основанием рационализации использова-
ния ресурсов и поиска резервов развития не только в сферах
производства, обращения, потребления, но и в отношении
отдельных видов ресурсов и управления ими. Это утвержде-
ние правомерно и в отношении специфического вида ресур-
сов — человеческих — и отражает тенденции все возрастаю-
щих требований к кадрам в логистике: профессиональных,
квалификационных, личностных, культурных и др.
9.10. Взаимодействие логистики с финансовым, менеджментом.
Взаимодействие логистики с менеджментом персонала
нашло логичное продолжение в кадровой логистике, кото-
рая является относительно новым научным направлением,
которому уделяется все большее внимание в связи с рас-
полагающимися именно здесь основными источниками
дальнейшего развития логистики и как науки, и как прак-
тической деятельности [84]. Логистический менеджмент
в большей степени решает проблемы управления в логи-
стике. Кадровая логистика увязывает потребности всех по-
токов логистики с основным кадровым, обеспечивающим
продвижение других потоков и поддержание созданных
и функционирующих логистических систем.
Обладая ярко выраженным свойством самоорганизации,
кадровый поток существенно отличается от материального,
информационного, финансового и других потоков в логи-
стике. Основа кадрового потока — люди, человеческий по-
тенциал — придают потоку в целом такие характеристики,
которые определяют эффективность решений и результа-
тов в логистике и неявно зависят от масштабов вложений
в формирование и управление этим потоком.
Представление любого предприятия или организации,
осуществляющих логистическую деятельность, в виде си-
стемы показывает необходимость исследования структуры
не только самой системы и свойственных ей потоков движе-
ния ресурсов всех видов и их влияние и взаимосвязи с ка-
дровым потоком, но и исследование кадрового потока, его
составляющих, параметров, динамики. Результаты подобно-
го исследования выступают основой организационного про-
ектирования структуры кадровой логистики и, следователь-
но, управления кадровым потоком логистической системы.
Кадровый поток существенно отличается от прочих со-
ставляющих логистического потока тем, что обладает вы-
соким потенциалом самоорганизации, несвойственным
другим видам потоков, а это определяет значительную
сложность управления данным потоком и быструю дина-
мику реакций и последствий в движении кадрового потока
и изменении всех параметров логистической системы.
В структуре кадрового потока следует выделить:
1) элементарное строение, которое находит свое отраже-
ние в группировке персонала по квалификации, демогра-
фическим, социальным, культурным и другим признакам.
Элементарное строение кадрового потока на предприятии
фиксируется в системе внутреннего учета и отражает со-
Глава 9. Логистический менеджмент
стояние сложившихся психологического климата, мотива-
ции и корпоративной культуры, консолидирующих людей
в рамках одного кадрового потока;
2) динамическое строение, выражающееся в видах дви-
жений внутри кадрового потока и вне его: занятие долж-
ности, перестановка, продвижение, зачисление в резерв,
смещение, уход с должности и т.д. Динамическое строение
определяется сложившейся управляемой системой моти-
вации персонала и профессиональными барьерами, уста-
новленными в данной организации. Оно отражает переме-
щение кадров из внутреннего потока во внешний, или их
перемещения во внутреннем потоке.
Целью кадровой логистики является оптимизация вну-
треннего кадрового потока и согласование его изменений
в соответствии (или под влиянием) внешних воздействий.
Процесс оптимизации кадрового потока должен способство-
вать максимальному использованию имеющихся кадров и их
развитию. Кадровая логистика как совокупность принципов
и методов управления кадровыми потоками логистических
систем представляет собой мощный эффективный ресурс,
развитие которого является фактором положительной ин-
тенсивной динамики логистической системы в целом.
Кадровая логистика предприятия имеет следующие
основные направления (табл. 9.9).
Таблица 9.9
Структура кадровой логистики [84]
|
9.11. Функция анализа в логистическом менеджменте
Представленная структура логистики требует изучения
кадрового потока, его составляющих, их характеристик
и изменчивости под влиянием различных факторов.
Исследование структуры кадровой логистики, состава
и свойств кадрового потока, проявления этих свойств, яв-
ляется ключом к пониманию механизма регулирования ка-
дрового потока и к более эффективному использованию его
потенциала.
В современной логистике главным ресурсом является
компетентность кадров, понимаемая как совокупность зна-
ний навыков, опыта, владения способами и приемами рабо-
ты, мотивируемых стремлений, необходимых для реализа-
ции эффективной логистики.
Современные концепции логистики применимы к та-
кому виду ресурсов, как кадры (специалисты), которые
способны с необходимой ответственностью выполнять
определенные функции, характеризуются высокой под-
вижностью и самоорганизацией, поэтому понятие потока
кадров раскрывает необходимость постоянного отслежива-
ния и управления изменениями в кадровом потоке.