В процессе анализа XYZ весь ассортимент (ресурсы) делят на три группыв зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным спросом. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y — средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции.
где х.— i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
х — среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период п;
п — величина периода, за который произведена оценка.
|
|
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в таблице.
Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координатах (рис. По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджинский A.M. Логистика: учебник. - 18-ое изд. перераб. и доп. -М.: Дашков и К, 2010. - 481 с.
2. Гаджинский A.M. Практикум по логистике. - 8-ое изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 310 с.
3. Аникин Б.А. Логистика: учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: Проспект, 2008. - 406 с.
4. Неруш Ю.М. [Электронный ресурс]: Логистика: учебник. М.: ТК «Вел-би»: Проспект, 2006.-512 с. - 1 Электрон, опт. диск (CD-RW)
5. Журнал «Логистика»
6. Журнал «Логистика и управление цепями поставок»
7. Журнал «Логистика и управление»
8. Журнал «Логистика сегодня»