Способы смазывания подшипников качения пластичным материалом

Пластичные смазочные материалы применяют в тех случаях, когда спе­циальное охлаждение опор не требуется, например при смазывании радиально-упорных шарикоподшипников с углом контакта 12.,.18° при dn = (5...6) х 10s мм-мин"1, других опор при

Пластичный смазочный материал особенно целесообразно применять в автономных шпиндельных узлах, не имеющих зубчатых передач, которые обычно смазываются жидким маслом, а также в шпиндельных узлах, распо­ложенных вертикально или наклонно, при этом их уплотнения становятся более простыми.

При проектировании шпиндельных узлов с подшипниками, смазываемы­ми пластичным материалом, следует определить минимально необходи­мый для опоры объем материала, сделать прогноз его срока службы, предусмотреть надежные уплотнения узла как со стороны коробки скоростей, так и с наружной стороны. Излишний смазочный материал в опоре вызывает ее повышенный нагрев, поэтому объем материала в опоре не должен превы­шать требуемого минимума. Объем масла, которое должно быть заложено в опору (см3),

где средний диаметр подшипника, мм; В — ширина подшипника, мм (для упорных и упорно-радиальных шарикоподшипников вместо В зависи­мость подставляют высоту подшипника);

к — коэффициент, равный 0,01; 0,015; 0,02; 0,03; 0,04 для подшипников, имеющих диаметр отверстия соот­ветственно 40...100 мм, 100...130, 130...160, 160.„200, 200 и более миллимет­ров.

Периодически в опоры необходимо вводить дополнительные объемы мас­ла (см3)

где D и В — наружный диаметр и ширина подшипника, мм;

к —коэффициент, зависящий от периодичности пополнения подшипника смазочным материалом: при ежедневном пополнении

к1 = 0,0012...0,0015; при еженедельном к1 = = 0,0015..,0,002; при пополнении раз в месяц

к1 = 0,002...0,003; при попол­нении раз в год к 1= 0,003...0,0045.

Дополнительно вводимые объемы смазочного материала могут быть уве­личены в случае неблагоприятных внешних факторов, действующих на под­шипник (запыленность), или при отсутствии опасности переполнения подшип­ника (имеет большой корпус).

Применяется минимальное смазывание малыми дозами литиевого или барий-литиевого смазочного материала, способного работать при высокой частоте вращения подшипника, Под действием центробежных сил лишний смазоч­ный материал вытесняется с дорожек качения в предусмотренную для него полость. На дорожках качения остается всего несколько кубических милли­метров масла, обеспечивающих предельную быстроходность подшипников, которая только на 30—35 % ниже быстроходности при использовании жидкого смазочного материала.

Срок замены смазочного материала в опоре прецизионного шпинделя оп­ределяют в зависимости от его частоты вращения п, предельной частоты вра­щения подшипника при смазывании пластичным материалом и коэффи­циента к, зависящего от типа подшипника:

Вычисляют коэффициент и находят срок замены масла Г, ч:

Когда станок работает с переменной частотой вращения шпинделя, срок замены смазочного материала определяют по зависимости

где доля времени работы станка с частотой вращения шпинделя ni.;

срок службы смазочного материала в подшипнике при вращении с по­стоянной частотой ; число ступеней частоты вращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: