Пластичные смазочные материалы применяют в тех случаях, когда специальное охлаждение опор не требуется, например при смазывании радиально-упорных шарикоподшипников с углом контакта 12.,.18° при dn = (5...6) х 10s мм-мин"1, других опор при
Пластичный смазочный материал особенно целесообразно применять в автономных шпиндельных узлах, не имеющих зубчатых передач, которые обычно смазываются жидким маслом, а также в шпиндельных узлах, расположенных вертикально или наклонно, при этом их уплотнения становятся более простыми.
При проектировании шпиндельных узлов с подшипниками, смазываемыми пластичным материалом, следует определить минимально необходимый для опоры объем материала, сделать прогноз его срока службы, предусмотреть надежные уплотнения узла как со стороны коробки скоростей, так и с наружной стороны. Излишний смазочный материал в опоре вызывает ее повышенный нагрев, поэтому объем материала в опоре не должен превышать требуемого минимума. Объем масла, которое должно быть заложено в опору (см3),
где средний диаметр подшипника, мм; В — ширина подшипника, мм (для упорных и упорно-радиальных шарикоподшипников вместо В зависимость подставляют высоту подшипника);
к — коэффициент, равный 0,01; 0,015; 0,02; 0,03; 0,04 для подшипников, имеющих диаметр отверстия соответственно 40...100 мм, 100...130, 130...160, 160.„200, 200 и более миллиметров.
Периодически в опоры необходимо вводить дополнительные объемы масла (см3)
где D и В — наружный диаметр и ширина подшипника, мм;
к —коэффициент, зависящий от периодичности пополнения подшипника смазочным материалом: при ежедневном пополнении
к1 = 0,0012...0,0015; при еженедельном к1 = = 0,0015..,0,002; при пополнении раз в месяц
к1 = 0,002...0,003; при пополнении раз в год к 1= 0,003...0,0045.
Дополнительно вводимые объемы смазочного материала могут быть увеличены в случае неблагоприятных внешних факторов, действующих на подшипник (запыленность), или при отсутствии опасности переполнения подшипника (имеет большой корпус).
Применяется минимальное смазывание малыми дозами литиевого или барий-литиевого смазочного материала, способного работать при высокой частоте вращения подшипника, Под действием центробежных сил лишний смазочный материал вытесняется с дорожек качения в предусмотренную для него полость. На дорожках качения остается всего несколько кубических миллиметров масла, обеспечивающих предельную быстроходность подшипников, которая только на 30—35 % ниже быстроходности при использовании жидкого смазочного материала.
Срок замены смазочного материала в опоре прецизионного шпинделя определяют в зависимости от его частоты вращения п, предельной частоты вращения подшипника при смазывании пластичным материалом и коэффициента к, зависящего от типа подшипника:
Вычисляют коэффициент и находят срок замены масла Г, ч:
Когда станок работает с переменной частотой вращения шпинделя, срок замены смазочного материала определяют по зависимости
где доля времени работы станка с частотой вращения шпинделя ni.;
срок службы смазочного материала в подшипнике при вращении с постоянной частотой ; число ступеней частоты вращения.