Комбинированные направляющие состоят из элементов направляющих качения и скольжения и имеют преимущества как одних, так и других.
В комбинированных направляющих первого типа (рис. 12.10, а, г) основные грани представляют собой направляющие скольжения, боковые — качения- (На рис. 12.10 приняты обозначения: А— А — основные грани направляющих; В-В — боковые грани, перпендикулярные к основным; С—С —вспомогательные грани, параллельные основным и воспринимающие момент.) В зависимости от исполнения узла (горизонтального или вертикального) по характеристикам трения направляющие близки направляющим скольжения (рис. 12-10, а) или качения (рис. 12.10, г). В обоих случаях переориентация узла при реверсе значительно меньше, чем при применении направляющих с полужидкостной смазкой. Комбинированные направляющие первого типа рекомендуются для столов и шпиндельных бабок станков типа "обрабатывающий центр", а также расточных, вертикально-фрезерных, продольно-обрабатывающих станков.
В направляющих второго типа (рис. 12.10, б) сила тяжести узла воспринимается основными гранями качения. В боковых направляющих скольжения имеются зазоры.
В направляющих третьего типа (рис. 12.10, в) основные грани скольжения с помощью подпружиненных роликовых опор частично разгружены от силы тяжести перемещающихся частей. Благодаря этому характеристики трения лучше, чем для направляющих скольжения. Боковые грани могут быть как направляющими скольжения, так и направляющими качения. Направляющие второго и третьего типов целесообразно применять в тяжелых станках (в столах фрезерных, подвижных стойках расточных, суппортах токарных станков).
Направляющие четвертого типа (рис. 12.10, д) делают вертикального исполнения. Для устранения зазоров на вспомогательных гранях установлены подпружиненные роликовые опоры. Боковые грани являются направляющими качения.
Расчет комбинированных направляющих качения—скольжения выполняют с использованием методов, применяемых для направляющих скольжения и качения. Составив уравнения равновесия подвижного узла, определяют нагрузку на каждую рабочую грань направляющих, равную ее реакции. При этом грани с опорами качения условно считают гранями скольжения. Затем производят расчет направляющих скольжения и качения независимо Друг от друга.
Для направляющих скольжения определяют наибольшее давление в контакте и сопоставляют с допустимым Находят нагрузку на каждую пару установленных противоположно опор качения, а затем вычисляют нагрузку на одну опору с учетом того, что нагрузка распределяется между ними пропорционально их жесткости. По нагрузке прогнозируют долговечность опор. Такой расчет выполняют для разных случаев нагружения. При определении сил трения на направляющих учитывают силы предварительного натяга опор качения.
Расчет направляющих на жесткость заключается в определении упругих перемещений на отдельных гранях и сведении их к зоне резания. Тяговые силы находят с учетом трения на всех гранях.