Контроллинг в логистических системах

Логистическая система способствует созданию эффективного управления организацией, которое обладает некоторыми характер­ными чертами независимо от масштабов проблемы или управляемого процесса, как-то:

- существование стратегических целей организации;

- разработка тактических целей, подчиненных достижению стра­тегических целей;

- правильный выбор единиц измерения, приближающий к кон­кретным целям (например, эффективность использования ресурсов или время);

- определение нормы или контрольных цифр в выбранных еди­ницах (например, срока выполнения заказа или суммарной трудо­емкости в нормо-часах выполнения заказа);

- сравнение информации об управляемом процессе со стандар­тами, нормами или контрольными цифрами;

- принятие решения или корректирующих воздействий по ре­зультатам сравнения;

- контроль результатов управляющих воздействий. Обеспечивают ли эти черты достижение поставленной цели? Насколько они эффективны? Соответствуют ли усилиям в достиже­нии цели? Стимулируют ли работу отдельных исполнителей коллективов в организации?

Решение всех перечисленных вопросов во многом зависит от функции контроллинга в логистической системе.

Система управления имеет вход, т. е. определенную цель в зави­симости от уровня иерархии управления. Не всегда ясно, как узнать, что реализация целей, определенных в самом начале цикла управле­ния, является успешной. В самом деле, успех в одном аспекте дея­тельности может привести к неудаче в другом. Выбор параметров оценки деятельности, смысл которой — достижение этих целей, диктует тип единиц измерения результатов деятельности. С этого этапа начинается контроллинг. Например, вас назначили ответст­венным за освоение новой продукции, и вы в первую очередь заин­тересованы в том, чтобы она была высокого качества. В то же время работники бухгалтерии заинтересованы в снижении издержек про­изводства, а экономисты — в его эффективности.

Каждый из участников производства прав со своей стороны, но может возникнуть ситуация, когда различные критерии сталкиваются и нужно выбирать наиболее важные из них. Такую ситуацию характеризуют, например, противоречия между сторонниками производства това­ров или услуг высокого качества и сторонниками производства их о низкой цене (хотя высокое качество не всегда означает высокую стоимость). Как показывает опыт работы с персоналом, принимаемые контрольные цифры будут более напряженными, если привлечь со­трудников к определению параметров.

Не менее важный этап — получение информации по каналам обратной связи о промежуточном результате. Здесь нельзя ошибаться в интервале времени получения информации и ее объеме. Затем идет этап сравнения установленных параметров и норм с информацией о промежуточном результате. Искусство менеджера заключается в умелом определении (вручную или с использованием ЭВМ) уровня рассогласования между заданными и фактическими значениями параметров: от этого зависит выработка регулирующего воз­действия на процесс управления.

При этом могут усиливаться или ослабляться воздействия механизма мотивации работников, вклю­чаться или отключаться дополнительные корректирующие звенья (а соответственно и ресурсы) или применяться сила власти.

Контрольные вопросы к главе 7

1. Какие формы организации материально-технического обеспечения применя­ются в промышленных фирмах западных стран?

2. Назовите преимущества централизации материально-технического обеспе­чения.

3. В чем заключается принципиальное различие между сгруппированной и раз­бросанной службами централизованного управления материально-техничес­ким обеспечением?

4. Опишите структуру централизованного управления материально-техническим обеспечением при сгруппированной организации служб.

5. Опишите структуру централизованного управления материально-техническим обеспечением при разбросанной организации служб.

6. Опишите структуру децентрализованного управления материально-техничес­ким обеспечением при сгруппированной организации служб.

7. Опишите структуру децентрализованного управления материально-техничес­ким обеспечением при разбросанной организации служб.

8. В каких отраслях экономики преимущественно применяются децентрализован­ная и централизованная формы управления?

9. Дайте характеристику трех ступеней организации управления снабженческой деятельности промышленных фирм.

10. Каковы функциональные обязанности руководителя на каждой из трех ступе­ней организации управления?

11. Охарактеризуйте два основных направления совершенствования координации управления логистической деятельностью фирм.

12. Опишите модель системы планирования потребности в материалах.

13. В чем заключается смысл образования новых организационных механизмов координации и контроля материальных потоков?

14. Дайте характеристику основных структурных блоков системы управления.

15. Опишите структуру органа управления материальным потоком в корпорации с материалоемким производством.

16. Опишите структуру органа управления материальным потоком в фирме, ори­ентированной на выпуск потребительских товаров.

17. Изложите принципиальную схему структуры отдела управления материальным потоком в промышленной корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: