Факторы, влияющие на выбор логистических каналов

Логистический канал представляет собой частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределе ния не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В эшелонированных и гибких, такие посредники имеются.

Рис. Принципиальные схемы логистических систем различных видов

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе логи­стической цепи — выбор конкретного дистрибьютора, перевоз­чика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.

Некоторые варианты каналов распределения товаров народ­ного потребления приведены на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления

Возможность выбора логистического канала является суще­ственным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных цен­тров попадают в конечное потребление (рис. 3.5.).

Рис. 3.5. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления (ТНП)

На данной схеме изображены два производства (А и В), вы­пускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределе­ния. Например, из производства А товар может попасть к ко­нечному потребителю по одному из следующих четырех марш­рутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5.

Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потре­бителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара воз­растет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет по­купать у одного поставщика большое количество одинакового товара, что скорее всего для него неприемлемо.

Второй маршрут (1-6) неудобен по тем же причинам. Рас­пределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие пар­тии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассор­тимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот по­средник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю.

Таким образом, канал 1-7-5 обеспечи­вает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, то есть стоимость товара будет наиболее вы­сокой.

Необходимым условием возможности выбора канала распре­деления, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне, является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логистической цепи, возможна лишь при наличии на то­варном рынке большого количества предприятий, осуществляю­щих функцию опта.

и этом процесс распределения становится более сложным и, следовательно, менее контролируемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: