Постановка и решение транспортной задачи методом «северо-западного угла»
Транспортная задача может быть формализовано описана следующим образом.
Имеется т поставщиков определенного вида продукции (либо т — количество мест, складов, откуда происходит поставка продукции). Максимальные объемы возможных поставок заданы и равны соответственно ai, i = 1, 2,…, m. Эта продукция используется п потребителями. Объемы потребностей заданы и равны соответственно bj= 1, 2,…, п. Стоимость перевозки единицы продукции от г-го поставщика к j-му потребителю известна для всех i, j и равна cij.
Установите такие объемы перевозок хij от каждого поставщика к каждому потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были удовлетворены (если только общий объем возможных поставок покрывает общий объем потребностей).
Задача. На двух складах (А и В) имеется соответственно 50 и 40 т продукции.
Таблица 1
Исходные данные для решения транспортной задачи
|
|
Стоимость перевозки от складов к потребителям приведена в табл. 1 (в правом верхнем углу каждой клетки). Например, стоимость перевозки единицы (1т) груза со склада Л потребителю С равна 3 у.е.
Спланируйте перевозки к трем потребителям (С, D и Е) так, чтобы потребитель С получил 30 т груза, потребитель D — 20 т, потребитель Е — 40 т, а затраты на перевозку были минимальными.
Для решения задачи на первом этапе составляется система ограничений и целевая функция. Система ограничений в общем виде (для нашей задачи) имеет вид
причем xij > 0 для i = 1, 2; j = 1, 2, 3.
Целевая функция затрат на перевозку, значение которой необходимо минимизировать при имеющихся ограничениях, выглядит следующим образом:
Далее перераспределяются объемы поставок грузов методом «северо-западного угла», т.е. первой заполняется верхняя левая (северо-западная) клетка исходной таблицы. Примем объем перевозки со склада А к потребителю С максимально возможным из условий задачи и равным 30 т. Потребитель С полностью удовлетворил свою потребность, и поэтому графу «С» в табл. 1 можно исключить из дальнейшего рассмотрения.
В таблице 1 найдем «северо-западный угол» (теперь это клетка AD) и укажем максимально возможное значение. Оно рассчитывается следующим образом: со склада А уже перевезено 30 т груза, поэтому остаток на этом складе составляет 20 т (50—30). Вносим в клетку AD вместо хп значение, равное 20 т. Таким образом, весь груз со склада А перевезен потребителям и первая строка табл. 1 исключается из дальнейшего рассмотрения. Потребитель D полностью удовлетворил свою потребность в грузе, и графу D можно исключить из дальнейшего рассмотрения. В оставшейся части табл. 1 найдем новый «северо-западный угол» (клетка BE) и укажем в нем максимально возможное значение (40 т). В результате (в табл. 2) получено следующее распределение поставок: х11 = 30; х12 = 20; х23 = 40.
|
|
Таблица 2
Распределение поставок
Значение целевой функции будет иметь вид
F= 30 х 3 + 20 х 2 + 40 х 6 = 370 (руб.).
В результате дальнейших вычислений мы получим оптимальное минимальное значение целевой функции. Расчеты громоздки, но легко реализуются с использованием компьютерных программ.
Задание для самостоятельного решения
Задача. Имеются три склада готовой продукции и четыре потребителя. На складах находятся 10, 20 и 15 т продукции. Потребители готовы купить 15, 12, 11 и 7 т этой продукции. Затраты на доставку 1 т продукции со склада 1 потребителям равны соответственно: 45, 15, 26 и 38 у.е.; со склада 2: 19, 25, 65 и 34 у.е.; со склада 3: 20, 24, 18 и 22 у.е.
Сделайте первое распределение методом «северо-западного угла», найдите первое (возможно, неоптимальное) решение.
Тесты
1. От какого фактора зависит время выполнения заказа потребителя:
а) от срока доставки продукции транспортом;
б) от количества посредников;
в) от размера партии поставки?
2. Длительное время прохождения заказа:
а) уменьшает количество запасов на предприятии;
б) увеличивает уровень запасов на предприятии;
в) не влияет на объем запасов.
3. Основные задачи транспортной логистики следующие…
4.Основные критерии выбора вида транспортного средства:
а) скорость доставки груза и грузоподъемность транспортного средства;
б) стоимость перевозки и скорость доставки груза;
в) надежность соблюдения графика доставки и стоимость перевозки.
5. Транспорт общего пользования удовлетворяет потребности в перевозках…
6. Транспорт необщего пользования — это…
7. Основные виды транспорта — это…
8. Транспортный тариф включает:
а) плату за перевозку грузов и пассажиров;
б) сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов и пассажиров;
в) правила исчисления плат и сборов;
г) все ответы верны;
д) верны ответы (а) и (б).
9. Транспортный тариф — это…
10. Какая группа факторов, влияющих на размер транспортного тарифа, является общей для всех видов транспорта:
а) грузоподъемность транспортного средства, расстояние перевозки, район;
б) расстояние перевозки, тип транспортного средства, объемный вес груза;
в) расстояние перевозки и масса груза?
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд этапов: движение материального потока от источника сырья до предприятия; прохождение материального потои внутри предприятия по стадиям производственного процесса; движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции. На всех этапах движение обеспечивается различными видами транспорта.
Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков и погрузочно-разгрузочные операции составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. Учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки. Основными критериями выбора вида транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции, зависящие от технико-эксплуатационных характеристик транспорта.