Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции.
Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта. Приведем примеры:
■ железнодорожный транспорт:
Tж = tH.K + L:VH + tДОП; (7.1)
■ морской транспорт:
TM = L: VКОМ: VKOM = L: (L:VСУТ + 2aDГ : M + tДОП), (7.2)
■ речной транспорт:
TP = TГР + L: VH + tДОП; (7.3)
■ автомобильный транспорт:
TA = THK + L: V3K, (7.4)
где tн.к — время на начально-конечные операции, в сутках, часах;
L — расстояние перевозки, км;
|
|
Vh — норма пробега вагона или судна в сутки;
tДОП — время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, суток;
Vэк — эксплуатационная скорость, км/ч;
Vком — коммерческая скорость, миль/суток;
Vсут — эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии,
миль/суток;
а — коэффициент использования грузоподъемности;
DГ — грузоподъемность судна, т;
М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;
ТТР — время на накопление, формирование и отправление грузов, суток.
Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное время прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количестве, или не того качества, или не вовремя.
Затраты на выполнение операций по транспортировке материальных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут составлять до 50% от суммы общих затрат на логистику.
В этом контексте полезны следующие операции:
■ выбор вида транспортных средств;
■ выбор типа транспортных средств;
■ совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
■ совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
|
|
■ обеспечение технологического единства транспортно-склад-ского процесса;
■ определение рациональных маршрутов доставки.
Выбор транспортного средства для доставки сырья или продукции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: размещение производства, источники сырья и потребители; технико-экономические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки.
Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном автомобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.