Понятие, сущность и задачи транспортной логистики

Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя гото­вой продукции проходит ряд этапов. Первый — это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап — движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап — это движе­ние материального потока от предприятия-изготовителя до конечно­го потребителя продукции.

Время движения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции раз­личными видами транспорта. Приведем примеры:

■ железнодорожный транспорт:

Tж = tH.K + L:VH + tДОП; (7.1)

■ морской транспорт:

TM = L: VКОМ: VKOM = L: (L:VСУТ + 2aDГ : M + tДОП), (7.2)

■ речной транспорт:

TP = TГР + L: VH + tДОП; (7.3)

■ автомобильный транспорт:

TA = THK + L: V3K, (7.4)

где tн.к — время на начально-конечные операции, в сутках, часах;

L — расстояние перевозки, км;

Vh — норма пробега вагона или судна в сутки;

tДОП — время на дополнительные операции на железнодорожном, мор­ском и речном транспорте, суток;

Vэк — эксплуатационная скорость, км/ч;

Vком — коммерческая скорость, миль/суток;

Vсут — эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии,

миль/суток;

а — коэффициент использования грузоподъемности;

DГ — грузоподъемность судна, т;

М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправ­ления и назначения, т/сутки;

ТТР — время на накопление, формирование и отправление грузов, суток.

Использование различных средств коммуникации, техники обра­ботки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени непосредственно влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное вре­мя прохождения заказа приводит к росту запасов продукции. Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количе­стве, или не того качества, или не вовремя.

Затраты на выполнение операций по транспортировке матери­альных потоков, на погрузочно-разгрузочные операции могут состав­лять до 50% от суммы общих затрат на логистику.

В этом контексте полезны следующие операции:

■ выбор вида транспортных средств;

■ выбор типа транспортных средств;

■ совместное планирование транспортного процесса со склад­ским и производственным;

■ совместное планирование транспортных процессов на различ­ных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

■ обеспечение технологического единства транспортно-склад-ского процесса;

■ определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор транспортного средства для доставки сырья или продук­ции зависит от стратегии предприятия. При этом учитываются: раз­мещение производства, источники сырья и потребители; технико-эко­номические особенности различных видов транспорта; оптимальный уровень запасов; вид упаковки.

Основными критериями выбора транспорта являются стоимость и скорость доставки продукции. Например, мелкая посредническая фирма для перевозки товаров будет использовать в основном авто­мобильный транспорт; предприятие добыче нефти основным видом транспорта будет использовать трубопроводный; при ориентации фирмы на международный бизнес (например, торговлю) может использоваться морской, воздушный или автомобильный транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: