Концептуальные подходы в логистике

в общепринятом смысле концепция (лат. conceptio) —

ведущий замысел, определенный способ понимания, трак-

товки какого-либо явления; внезапное рождение идеи,

основной мысли. Под парадигмой (лат. рага — возле, около,

мимо и deigma — образец, пример) понимают совокупность

предпосылок, определяющих конкретное научное исследо-

вание (знание) и признанных на данном этапе.

Понятие «парадигма» получило широкое распростране-

ние благодаря работам Т. Kyна. Согласно его взгляду без-

раздельное господство некоторой модели (парадигмы) есть

период нормального (экстенсивного) развития, который за-

канчивается, когда парадигма как бы «взрывается» изнутри

под давлением аномалий (противоречий и проблем, нераз-

решимых в ее рамках). Наступает кризис, создаются новые

парадигмы, конкурирующие друг с другом. Кризис разре-

шается превосходством одной из них, что означает начало

нового нормального периода (цикла, этапа развития), и весь

процесс повторяется заново.

Как видим, термин «парадигма» также может быть при-

меним в аспекте методологии. Тем не менее далее мы оста-

новимся на термине «концепции логистики».

Основные типы логистических концепций представле-

ны в табл. 2.1.

Кун {Kuhn) Томас Сэмюэль — американский историк и философ

науки. Автор концепции исторической динамики научного знания, раз-

работанной в книге «Структура научных революций» (1963 г., русский

пер. 1975 г.). После выхода этой монографии термин «парадигма» стал

одним из самых употребительных в философии науки.


Таблица 2.1

Основные положения логистических концепций

Наименование концепции Содержание концепции Теоретические основы Сложность моделирования и формализации Практическое использование  
Аналитическая Подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся про- блемами управления материальными по- токами в производстве и обращении Теория управления запа- сами, исследование опе- раций, экономическая кибернетика, математи- ческая статистика Сложность экономико- математической модели, отражающей специфику проблемы. Большая раз- мерность и стохастич- ность логистических процессов Внутрипроиз- водственные логистические системы  
Технологиче- ская (инфор- мационная) Формулировка общей проблемы управления материальным потоком логистического объекта и синтез информаци- онно-компьютерного обеспечения решения проблемы Системный подход для моделирования логисти- ческих объектов и син- теза систем информа- ционно-компьютерной поддержки Противоречие между микро- и макроуровнем. Нелинейность технологи- ческих процессов Системы плани- рования потреб- ности в материа- лах (MRP). Системы распре- деления продук- ции (DRP)  
 


Окончание табл. 2.1

Наименование концепции Содержание концепции Теоретические основы Сложность моделирования и формализации Практическое использование
Маркетинго- вая Определение соот- ношений между логи- стической системой и конкурентными преимуществами фирмы. Логистическая система должна адекватно реа- гировать на стратегию конкуренции фирмы на рынке Экономика и органи- зация производства, стратегическое плани- рование, операционный менеджмент, управление персоналом, маркетинг, теория вероятностей, математическая ста- тистика, исследование операций Излишняя абстрактность и большая размерность моделей. Качественный характер переменных затрудняет получение аналитических решений Система пла- нирования и координации материальных потоков на уровне фирмы и региона (LRP)
Интегрирован- ная Реализация интегри- рованной координации логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам Стратегический менедж- мент, реинжиниринг бизнес-процессов, си- стемный анализ, общая теория систем, синерге- тическая экономика Сложность построения единой формализованной модели логистической системы Интегрирован- ная логистиче- ская система, обслуживающая логистические каналы
 


2.1. Концептуальные подходы в лотстике



Остановимся немного на достаточно широко распро-

страненной концепции интегрированной логистики в ко-

торой логистическая система рассматривается как система

согласования и регулирования (координации, взаимоу-

вязки) целей бизнес-процессов по направлению движения

товарно-материального потока от поставщика первичных

материальных (как правило, природных) ресурсов до ко-

нечного потребителя.

Известные американские специалисты по управлению

логистическими процессами Д. Бауэрсокс и Д. Клосс ви-

дят два направления развития интегрированной логистики.

Первое заключается в интеграции логистических опера-

ций внутри предприятия для образования ключевой сферы

компетентности. При этом они отмечают, что интеграция

всей системы обеспечивает намного более значительные

результаты деятельности, нежели разрозненное управление

отдельными функциями. Второе — это интеграция внешних

операций, т.е. логистика, рассматривается как сфера компе-

тентности, которая связывает компанию с ее потребителя-

ми и поставщиками. Подробно о логистических концепци-

ях и системах читайте в главе 8 данного учебника.

Исходя из определения логистики как теории и прак-

тической деятельности по управлению процессами движе-

ния совокупности материальных, финансовых, трудовых,

правовых и информационных потоков в структурах рыноч-

ной экономики, основная концептуальная идея логистики

направлена на достижение с наименьшими возможными

в данных условиях затратами приспособленности фирмы

к изменяющейся рыночной обстановке, расширение своего

рыночного сегмента и получение преимуществ перед кон-

курентами.

Логистика, таким образом, является полипредметной

и многофункциональной и представляется как:

— наука о движении совокупности материальных, ин-

формационных, финансовых, кадровых потоков в системе

рыночной экономики;



Глава 2. Научные и методологические основы логистики


— методология управления (планирования, организа-

ции и контроля) процессом перемещения и хранения в сфе-

ре заготовки сырья и материалов, доведения их до произ-

водственного предприятия (внутризаводской переработки)

и доставки готовой продукции до конечного потребителя;

— системный подход, представляющий движение и раз-

витие материальных, информационных, финансовых и ка-

дровых ресурсов в категориях потоков и запасов;

— современная конкурентная стратегия хозяйствующих

субъектов, целеполагающим фактором которой является

ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской дея-

тельности;

— алгоритм организации рационального движения ма-

териальных потоков и сопутствующих им информации

и финансов на всех стадиях воспроизводственного процес-

са (материально-техническое обеспечение, производство,

сбыт);

— функциональный менеджмент в системе управления

фирмой;

— вид предпринимательской деятельности, специализи-

рующейся на хранении и доставке товарно-материальных

ресурсов потребителям.

Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее ком-

пьютеризации. Использование компьютеров и современ-

ных информационных коммуникаций кратно увеличивает

возможности рационализации деятельности всех участни-

ков логистической цепи. Автоматическая система контроля

четко следит за такими показателями, как наличие полуфа-

брикатов и выпуск готовой продукции, состояние произ-

водственных запасов, объем поставки материалов и ком-

плектующих деталей, степень выполнения заказа.

Для настоящего этапа развития логистики характер-

ны постановка и решение ряда теоретических проблем.

Так, в целях максимального сокращения издержек за срок

службы продукции предлагается расширить понятие «кон-

цепция логистики», включив в него весь жизненный цикл

продукции (от этапа проектирования до утилизации вто-

ричного сырья и отходов).

При монополии как производителя, так и посредни-

ка неизбежно перестает работать саморегуляция рыночно-

го механизма со всеми вытекающими из этого негативны-

ми последствиями, включая ограниченные возможности

по применению логистики. Потому во всех развитых стра-


22. Научная база и методология логистики: концепция логистики фирмы 31

пах государственное регулирование рыночных отношений

направлено прежде всего на создание и поддержание усло-

вий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкурентной

основе, т.е. в условиях рыночной экономики государство

должно проводить широкий комплекс мер противодействия

монопольным устремлениям рыночных субъектов.

Необходимым условием для развития отечественной

логистики является ликвидация экономических предпосы-

лок для воспроизводства монополистических тенденций.

В противном случае невозможно создать условия для раз-

вития конкуренции, основанной на свободном выборе пар-

тнеров, ценообразовании и формировании заказов исходя

из рыночной конъюнктуры. Именно эти условия определя-

ют наличие экономической среды, адекватной рыночным

отношениям, и только при их наличии можно говорить

об эффективном применении в отечественной экономике

логистических методов управления.

Применение фирмами маркетинга, логистики и других

средств укрепления своих позиций на рынке — веское сви-

детельство появления конкурентных начал в нашей эконо-

мике.

2.2. Научная база и методология логистики:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: