в общепринятом смысле концепция (лат. conceptio) —
ведущий замысел, определенный способ понимания, трак-
товки какого-либо явления; внезапное рождение идеи,
основной мысли. Под парадигмой (лат. рага — возле, около,
мимо и deigma — образец, пример) понимают совокупность
предпосылок, определяющих конкретное научное исследо-
вание (знание) и признанных на данном этапе.
Понятие «парадигма» получило широкое распростране-
ние благодаря работам Т. Kyна. Согласно его взгляду без-
раздельное господство некоторой модели (парадигмы) есть
период нормального (экстенсивного) развития, который за-
канчивается, когда парадигма как бы «взрывается» изнутри
под давлением аномалий (противоречий и проблем, нераз-
решимых в ее рамках). Наступает кризис, создаются новые
парадигмы, конкурирующие друг с другом. Кризис разре-
шается превосходством одной из них, что означает начало
нового нормального периода (цикла, этапа развития), и весь
процесс повторяется заново.
Как видим, термин «парадигма» также может быть при-
|
|
меним в аспекте методологии. Тем не менее далее мы оста-
новимся на термине «концепции логистики».
Основные типы логистических концепций представле-
ны в табл. 2.1.
Кун {Kuhn) Томас Сэмюэль — американский историк и философ
науки. Автор концепции исторической динамики научного знания, раз-
работанной в книге «Структура научных революций» (1963 г., русский
пер. 1975 г.). После выхода этой монографии термин «парадигма» стал
одним из самых употребительных в философии науки.
Таблица 2.1
Основные положения логистических концепций
|
|
|
Окончание табл. 2.1
|
2.1. Концептуальные подходы в лотстике
Остановимся немного на достаточно широко распро-
страненной концепции интегрированной логистики в ко-
торой логистическая система рассматривается как система
согласования и регулирования (координации, взаимоу-
вязки) целей бизнес-процессов по направлению движения
товарно-материального потока от поставщика первичных
материальных (как правило, природных) ресурсов до ко-
нечного потребителя.
Известные американские специалисты по управлению
логистическими процессами Д. Бауэрсокс и Д. Клосс ви-
дят два направления развития интегрированной логистики.
Первое заключается в интеграции логистических опера-
ций внутри предприятия для образования ключевой сферы
компетентности. При этом они отмечают, что интеграция
всей системы обеспечивает намного более значительные
результаты деятельности, нежели разрозненное управление
отдельными функциями. Второе — это интеграция внешних
операций, т.е. логистика, рассматривается как сфера компе-
тентности, которая связывает компанию с ее потребителя-
ми и поставщиками. Подробно о логистических концепци-
ях и системах читайте в главе 8 данного учебника.
Исходя из определения логистики как теории и прак-
тической деятельности по управлению процессами движе-
ния совокупности материальных, финансовых, трудовых,
правовых и информационных потоков в структурах рыноч-
ной экономики, основная концептуальная идея логистики
направлена на достижение с наименьшими возможными
в данных условиях затратами приспособленности фирмы
к изменяющейся рыночной обстановке, расширение своего
рыночного сегмента и получение преимуществ перед кон-
курентами.
Логистика, таким образом, является полипредметной
и многофункциональной и представляется как:
— наука о движении совокупности материальных, ин-
формационных, финансовых, кадровых потоков в системе
рыночной экономики;
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
— методология управления (планирования, организа-
ции и контроля) процессом перемещения и хранения в сфе-
ре заготовки сырья и материалов, доведения их до произ-
|
|
водственного предприятия (внутризаводской переработки)
и доставки готовой продукции до конечного потребителя;
— системный подход, представляющий движение и раз-
витие материальных, информационных, финансовых и ка-
дровых ресурсов в категориях потоков и запасов;
— современная конкурентная стратегия хозяйствующих
субъектов, целеполагающим фактором которой является
ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской дея-
тельности;
— алгоритм организации рационального движения ма-
териальных потоков и сопутствующих им информации
и финансов на всех стадиях воспроизводственного процес-
са (материально-техническое обеспечение, производство,
сбыт);
— функциональный менеджмент в системе управления
фирмой;
— вид предпринимательской деятельности, специализи-
рующейся на хранении и доставке товарно-материальных
ресурсов потребителям.
Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее ком-
пьютеризации. Использование компьютеров и современ-
ных информационных коммуникаций кратно увеличивает
возможности рационализации деятельности всех участни-
ков логистической цепи. Автоматическая система контроля
четко следит за такими показателями, как наличие полуфа-
брикатов и выпуск готовой продукции, состояние произ-
водственных запасов, объем поставки материалов и ком-
плектующих деталей, степень выполнения заказа.
Для настоящего этапа развития логистики характер-
ны постановка и решение ряда теоретических проблем.
Так, в целях максимального сокращения издержек за срок
службы продукции предлагается расширить понятие «кон-
цепция логистики», включив в него весь жизненный цикл
продукции (от этапа проектирования до утилизации вто-
ричного сырья и отходов).
При монополии как производителя, так и посредни-
ка неизбежно перестает работать саморегуляция рыночно-
го механизма со всеми вытекающими из этого негативны-
ми последствиями, включая ограниченные возможности
по применению логистики. Потому во всех развитых стра-
22. Научная база и методология логистики: концепция логистики фирмы 31
|
|
пах государственное регулирование рыночных отношений
направлено прежде всего на создание и поддержание усло-
вий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкурентной
основе, т.е. в условиях рыночной экономики государство
должно проводить широкий комплекс мер противодействия
монопольным устремлениям рыночных субъектов.
Необходимым условием для развития отечественной
логистики является ликвидация экономических предпосы-
лок для воспроизводства монополистических тенденций.
В противном случае невозможно создать условия для раз-
вития конкуренции, основанной на свободном выборе пар-
тнеров, ценообразовании и формировании заказов исходя
из рыночной конъюнктуры. Именно эти условия определя-
ют наличие экономической среды, адекватной рыночным
отношениям, и только при их наличии можно говорить
об эффективном применении в отечественной экономике
логистических методов управления.
Применение фирмами маркетинга, логистики и других
средств укрепления своих позиций на рынке — веское сви-
детельство появления конкурентных начал в нашей эконо-
мике.
2.2. Научная база и методология логистики: