Понятие и задачи транспортной логистики

Одним из наиболее важных звеньев логистической цепи является транспорт. Доставка грузов является неотъемлемой частью производственного процесса. Затраты на выполнение этих операций составляет до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производств; транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Под услугой принято понимать деятельность транспорта, направленную на удовлетворение потребностей грузоотправителей и грузополучателей и характеризующуюся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения.

Согласно классификации ВТО в число услуг входят транспортные и другие услуги.

Условия оказания транспортных услуг таковы, что всегда учи­тывается совокупность нескольких переменных характеристик (параметры груза, дальность перевозки, требования к транспортно­му средству и т. д.).

Оказание транспортных услуг в отличие от остального множест­ва связано с повышенным риском, что выражается в непредвиден­ном характере поломок, влиянием погодных условий на транспортировку, более тесным соприкосновением с окружающей средой и более частого попадания в сферу действия криминальных структур.

Cуммарные издержки товародвижения распределяются следующим образом: транспортировка магистральным транспортом за пределы региона – 46 %, складирование – 26 %, поддержание на необходимом уровне товарно-материальных запасов – 10 %, операции по отгрузке и получению товаров – 6 %, упаковка – 4 %, обработка заказов – 3 %.

По своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам – быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

С точки зрения функциональной логистики логистика транспорта включает заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную логистики.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных видов транспорта.

Объектом перемещения в транспортной логистике является большинство известных видов потоков:

– таких как материальные;

– людские;

– энергетические;

– военные.

Материальными потоками в транспортной логистике являются грузы, предъявленные к перевозке. Людскими потоками называются пассажиропотоки, необходимые для перевозки; энергетические потоки – это потоки электроэнергии, нефти и газа в трубопроводах. Военные потоки состоят из материальных и людских военного назначения, перемещаемых транспортом.

Одним из наиболее важных звеньев логистической цепи является транспорт. Транспорт перемещает продукцию, создаваемую в сфере производства, изменяет местонахождение продукта. В результате перемещения возрастает стоимость перевозимого товара, а также изменяется его потребительная стоимость.

Доставка грузов является неотъемлемой частью производственного процесса. Затраты на выполнение этих операций составляет до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Затраты по перемещению материального потока называются транспортными издержками. Если рассматривать издержки на транспортировку с точки зрения логистики, то они включают все составляющие затрат, из которых она состоит, причем большая часть этих затрат приходится непосредственно на процесс перевозки.

В общем виде затраты на перевозку 1 т. груза в логистической системе могут быть определены по формуле:

С = Сп * Lп + Св * Lв + + Снк + Сдв * Lvu

где Сп – полная себестоимость 1 ткм при подвозе груза;

Св – полная себестоимость 1 ткм при вывозе груза;

- эксплуатационные затраты на погрузку-разгрузку 1 т груза;

Снк – эксплуатационные расходы по начальным и конечным операциям на транспорте, отнесенные на 1 т груза;

Сдв – эксплуатационные расходы по движенческим операциям на транспорте, отнесенным на 1 ткм;

Lп, Lв – расстояние подвоза и вывоза с транспорта (например с железнодорожного или речного);

Lмг - дальность перевозки магистральным транспортом.

На практике под себестоимостью понимают удельные затраты, например, себестоимость т, ткм, часа работы, км пробега и др. В качестве показателей для себестоимости перевозок принимают затраты, отнесенные на единицу объема перевозок (руб/т, руб/час) или на единицу транспортной работы (руб/ткм).


где S – себестоимость транспортной работы, руб/ед.;

С общ – общие затраты предприятия на выполнение транспортной работы, руб.;

С пер – переменные издержки, руб.;

С пост – постоянные издержки, руб.;

Р – выполненная транспортная работа, ткм, км, т и др.

Транспорт представляет собой единую транспортную систему, в состав которой входят железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, трубопроводный, воздушный и промышленный (внутризаводской) транспорт.

Комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок, представляет собой транспортную систему. Единство транспортной системы обеспечивается различными формами координации – технической, технологической, экономической, организационной и правовой.

Специфика перемещаемых потоков и особенности каждого вида транспорта предопределяет сферу его деятельности (табл. 5.1).

Табл. 5.1.Сфера деятельности транспорта

Вид транспорта и перемещаемые им логистические потоки Основное назначение Подвижной состав (объект управления транспортной логистикой)
Железнодорожный: материальные; людские; военные Перевозка различных грузов; перевозка пассажиров Вагоны, полувагоны, платформы универсальные и специальные, рефрижераторы, пассажирские вагоны
Автомобильный: материальные; людские; военные Выполнение перевозок от складов отправителей до складов получателей; подвоз грузов до железнодорожной станции; вывоз грузов с железнодорожной платформы Автомобили грузовые бортовые, самосвалы, универсальные и специализированные, прицепы, автопоезда, автобусы и легковые автомобили
Морской: материальные; людские; военные Выполнение внешнеторговых перевозок; выполнение каботажных перевозок; обслуживание местных приморских линий, круизы Морские суда, танкеры, ролкеры, рефрижераторы, паромы, лихтеры, лихтеровозы, ледоколы, пассажирские лайнеры
Водный: материальные; людские; военные Перевозка массовых грузов по магистральным рекам; участие в смешанных перевозках (ж.-д.-водных, морских, «река–море»); перевозка местных стройматериалов; перевозка пассажиров и туристов; обслуживание местных линий Речные суда, сухогрузные и наливные баржи, буксиры, суда смешанного плавания («река–море»), пассажирские суда
Воздушный: материальные; людские; военные Перевозка пассажиров; перевозка срочных грузов; перевозка ценных и скоропортящихся грузов Самолеты различных типов и назначений
Трубопроводный Перекачка нефти, газа, жидких продуктов Трубопроводы магистральные и местные

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – обслуживает сферу обращения и население. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной). автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

Функции транспортировки:

1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового, есть еще один аспект перемещения – временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;

2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен будет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства можно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.

Главная цель транспортировки – доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.

Следует отметить, что услуги транспорта не сводятся к собственно перевозке груза, а включают операции, не входящие в состав перевозочного процесса, но связанные с его подготовкой и осуществлением.

Например, упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.

К услугам транспорта относятся:

- перевозка грузов, почты;

- погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутрискладские операции) операции;

- услуги по хранению грузов;

- услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств; предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

- транспортно-экспедиционные и дополнительные;

- выполнение заказов населения;

- перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т. п.

Перевозка груза является основным видом услуг транспорта. Пе­ревозка груза, как правило, сопровождается предоставлением одного или нескольких видов других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т. п.). В современных условиях указанный перечень услуг дополняется маркетинговыми, коммерческими, информационными услугами, услугами страхования и т. п.

В целом совокупность различных видов транспортных средств, сооружений и путей сообщения образует транспортную систему, т. е. она представляет собой комплекс видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся во взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Она включает в совокупности материально-техническую базу всех видов транспорта, их технические средства, мощности, пропускную способность, совместимость и дополняемость технологий.

Материально-техническая база транспорта включает транспортные средства (вагоны, локомотивы, флот, автомобили), технические устройства и сооружения (станции, депо, порты и др.), а также ремонтные предприятия, путевое (дорожное) хозяйство, средства автоматики, телемеханики и связи.

Пропускная способность путей сообщения – максимальное количество поездов, автомобилей, судов и т. д., которое может быть пропущено в единицу времени по участку, перегону, узлу и т. д. при соответствующем уровне их технической вооруженности и средств организации движения.

Транспорт в целом делится на следующие разновидности: железнодорожный, водный речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Материально-техническая база железнодорожного транспорта включает путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др.

К основным достоинствам железнодорожного транспорта относятся:

· возможность сооружения путей на любой сухопутной территории;

· высокая провозная и пропускная способность;

· регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

· невысокая себестоимость перевозок грузов;

· высокие показатели использования пути и подвижного состава.

К основным недостаткам относятся:

· большие капиталовложения на сооружение постоянных устройств

· затраты металла на 1 км пути.

Материально-техническая база водного транспорта включает флот, морские и речные порты и пристани.

К достоинствам морского транспорта относятся:

• низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния:

• практически неограниченная пропускная и высокая провозная способность.

К недостаткам относятся:

• зависимость от географических и навигационных условий;

• необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства.

К достоинствам речного транспорта относятся:

• низкая себестоимость;

• высокая провозная способность на глубоководных реках;

• небольшие капиталовложения на организацию судоходства по водным путям.

К основным недостаткам относятся:

• неравномерность глубин рек;

• сезонность работы

• небольшая скорость перевозок.

Материально-техническая база автомобильного транспорта включает подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги.

К главным достоинствам автомобильного транспорта относятся:

• большая маневренность и подвижность;

• высокая скорость доставки;

• доставка продукции без промежуточных перегрузок;

• небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.

К основным недостаткам следует отнести:

♦ относительно низкую производительность труда;

♦ низкий уровень эксплуатационных показателей.

Материально-техническая база воздушного транспорта включает флот, аэропорты, навигационную систему.

Достоинствами воздушного транспорта являются:

• высокая скорость доставки груза;

• большая дальность беспосадочного полета;

• более короткие маршруты.

Главный недостаток:

♦ высокая себестоимость транспортировки.

Материально-техническая база трубопроводного транспорта включает трубопроводы, насосные станции и другие подразделения хозяйственного назначения.

К основным достоинствам трубопроводного транспорта от­носятся:

• низкая себестоимость;

• полная герметизация транспортировки;

• автоматизация операций налива, перекачки и слива;

• невысокие капиталовложения.

Недостатком является:

• узкая специализация транспорта.

Основные достоинства, недостатки, а также сфера применения транспорта приведена в табл. 5.2.

Табл. 5.2. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

Вид транспорта Особенности транспорта Сфера применения
Достоинства Недостатки
       
1. Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок Большие капиталовложения на сооружения путей Практически не ограничена
2. Автомобильный Большая маневренность и подвижность; высока скорость доставки; возможность выбора максимально коротких расстояний для доставки грузов; возможность перевозки грузов небольшими партиями Низкаяпроизводительность; зависимость от пого- дных и дорожных усло- вий: относительно высо- кая себестоимость перево- зок на большие расстоя- ния; недостаточная экологическая чистота На короткие расстояния
       
3. Морской Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов при внешнеторговом обороте; морские пути являются естественными путями, поэтому не требуют затрат по содержанию; высокая пропускная способность, большие объемы перевозок, зависящие в основном от оснащения и развития морских портов; себестоимость перевозки грузов на большие расстояния относительно невысокая Зависимость от естественно-географических и навигационных условий; необходимость создания и поддержания на морских побережьях сложного высокомеханизированного портового хозяйства Практически не ограничена
4. Речной Большая провозная способность на глубоководных реках; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям Сезонность работы; неравмерность глубины рек; небольшая скорость перевозок; относительно большие сроки доставки грузов; заданное природой направление водных магистралей Практически не ограничена
5. Воздушный Способен доставлять грузы в любых направлениях: наиболее короткие маршруты перевозок; достаточно широкая номенклатура грузов, принимаемых к перевозкам, самый скоростной транспорт Высокая себестоимость перевозок; высокая капиталоемкость; зависимость от погодных условий Практически не ограничена
6. Трубопроводный Надежная бесперебойная подача нефти и газа в любое время; высокая пропускная способность; имеет низкую себестоимость; самый экологически чистый вид транспорта высокая степень специализации Нефтегазовая отрасль

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 5.4 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение параметра.

Следует отметить, что данные табл. 5.4 могут служить лишь для приблизительной степени соответствия того или иного вида транспорта условиям перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, т.е. решением транспортной задачи.

При выборе транспорта в первую очередь необходимо принимать во внимание:

– надежность соблюдения графика доставки;

– время доставки;

– стоимость перевозки.

Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей отражается на времени выполнения заказов. Различие во времени влияет на потребность в ресурсах и надежность снабжения. Длительное время прохождения заказа приводит к росту запасов продукции.

Вместе с тем слишком короткое время выполнения заказа может привести к ошибке, в результате ресурсы будут получены или не в том количестве, или не того качества, или не вовремя.

Таблица 5.4. Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта Вид транспорта Время доставки Частота отправлений груза Надежность соблюдения графика доставки Способност перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку территории Стоимость перевозки
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводной            
Воздушный            

Времядвижения (выполнения заказа потребителя) зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта. Приведем примеры:

§ железнодорожный транспорт:

Тж = tн.к + L: Vн+ tдоп ;

§ морской транспорт:

T м = L: Vком = L: (L: Vсут + 2 a Dг: M + tдоп);

§ речной транспорт:

Тр = Тгр + L: Vн + tдоп;

§ автомобильный транспорт:

ТА = Тнк + L: Vэк;

где tнк – время на начально-конечные операции, в сутках, часах;

L – расстояние перевозки, км;

Vн – норма пробега вагона или судна в сутки;

tдоп – время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, суток;

Vэк – эксплуатационная скорость, к.м/ч;

Vком – коммерческая скорость, миль/суток;

Vсут. эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/суток;

а – коэффициент использования грузоподъемности;

Dг – грузоподъемность судна, т;

М средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;

Тгр – время на накопление, формирование и отправление грузов, суток.

Транспортные предприятия, участвующие в цепи распределения готовой продукции, так же как и другие партнеры должны обеспечивать сокращение времени на транспортировку, повышение уровня сервиса. В целом это означает движение навстречу потребителю транспортных услуг. Такая ситуацияконкретно выражается в предоставлении различных нетрадиционных дополнительных услуг, а также в широкомасштабном использовании новейших достижений в области коммуникации и информатизации.

Материальный поток на пути от первичного источника сырья (поставщика материальных ресурсов) до конечного потребителя готовой продукции проходит ряд этапов. Первый – это от поставщика сырья и материалов до предприятия с помощью различных видов транспорта. Второй этап – движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса; осуществляется в ходе выполнения технологических операций. Третий этап – это движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции.

На основании общих принципов логистики сформулируем их для транспортной логистики:

1). Выбор наиболее выгодных транспортных средств;

2). Усиление расчетного начала на всех стадиях управления транс­портным потоком - от планирования до анализа;

3). Диспетчеризация транспортного потока - непрерывное от­слеживание перемещения каждого транспортного средства и опера­тивная корректировка его движения.

4).Обеспечение надежности и безотказности движения транспортного потока;

5). Использование современных транспортных средств и систем управления движением.

6). Координация действий участников транс­портного потока и других участников движения (пешехо­дов, владельцев иных транспортных средств).

7). Осуществление движения транспортного потока с наимень­шими издержками.

8). Сохранение окружающей среды.

Функции транспортной логистики:

1) планирование,

2) оперативное регулирование,

3) учет,

4) контроль,

5) анализ.

Функция «планирование» - оптимизация маршрутов перевозок грузов.

Функция оперативное регулирование - диспетчеризация транспортных потоков, т.е. управляется каждая транспортная единица на всем пути следования.

Диспетчеризация представляет собой непрерывное отслеживание каждого транспортного средства по всем параметрам его движения. Сигналом для принятия решения при диспетчеризации служит отклонение фактических параметров движения от запланированных.

Диспетчеризация выполняется для всех видов транспорта и требует переработки огромного объема информации, поэтому диспетчерские службы оснащаются надежными средствами связи, вычислительной техникой и схемами путей сообщения.

Учет предусматривает сбор, обработку, хранение и выдачу информации, касающейся транспортных потоков.

Функция контроль осуществляет свои задачи на основании данных функции учет транспортной логистики, которая устанавливает степень соответствия фактических параметров движения потока (количество перевезенных тонн Q, коэффициенты γ, β и т.д.) запланированным значениям. Кроме того, для контроля используются эталонные значения элементов потока в форме норм и нормативов.

Функция анализ включает комплекс задач, предусматривающих выявление влияния различных факторов (q, V т, γ, tn-p) на фактическое значение параметров потока (перевезено тонн, выполнено тонно-километров).

Спрос на услуги транспорта определяется развитием в регионе других видов транспорта, степенью его интеграции, уровнем тарифов, качеством услуг, предоставляемых предприятиями транспорта. При принятии решения о выборе вида и способа доставки грузов потребители транспортных услуг в основном ориентируются на такое требование как оптимальное соотношение затрат к качеству обслуживания. Грузоотправителя привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза. Качество доставки предполагает также скорость и регулярность доставки грузов, сохранность грузов при перевозке, а также ликвидацию излишних перегрузочных операций. Первые два параметра влияют на своевременное реагирование на изменения конъюнктуры рынка и сокращение товарных запасов.

Таким образом, основными требованиями, предъявляемыми по­требителями к услугам транспорта, являются:

- надежность перевозок;

- минимальные сроки (продолжительность) доставки;

- регулярность

- гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;

- безопасность перевозок;

- обеспечение сохранности груза при доставке; удобства, но приему и сдаче грузов;

- наличие дополнительных услуг;

- наличие различных уровней транспортного обслуживания;

- гибкость обслуживания;

- сопровождение груза до конечного пункта назначения;

- возможность таможенной очистки (уплата таможенной по­шлины и т. п.);

- возможность получения оперативной информации о пере­возке и местоположения груза;

- наличие необходимой транспортной тары;

- наличие необходимого перегрузочного оборудования.

Несмотря на единство признаков услуг различных видов транспорта, на каждом из них существует только ему присущий процесс оказания услуг, что предполагает определенные преимущества и недостатки использования различных транспортных средств.

Сравнительная оценка видов транспорта по критериям предпочтения приведена в табл. 5.5. Суммарный критерий определяется как сумма занятых мест по всем рассматриваемым показателям.

Табл. 5.5. Сравнительная оценка видов транспорта по относительным критериям предпочтения

Критерий Предпочтение по данному критерию
         
Доступность обслуживания клиентуры А Ж Возд. Вод. Т
Возможность сочетания с другими видами транспорта А Ж Вод. Возд. Т
Время доставки Возд. А Ж Вод. Т
Интенсивность (частота) отправки груза Т А Возд.   Вод.
Надежность соблюдения графика доставки Т А Ж Вод. Возд.
Способность перевозить разные грузы Ж Вод. А Возд. Т
Стоимость перевозки Вод. т Ж А Возд.
Суммарный критерий А Ж Вод. Т Возд.

Примечание: А – автомобильный транспорт; Ж – железнодорожный транспорт; Вод. – водный транспорт; Т – трубопроводный транспорт; Возд. – воздушный транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: