Судьба как вердикт суда

Выяснив родство, этимологическую близость слов;суд;,;судьба;, мы видим довление прежде всего значения этимона;суд; как;разбирательства дел в суде;, государственном органе, ведающим;разрешением гражданских споров и рассмотрением уголовных дел;, либо общественном органе, рассматривающем;проступки членов какого-н. коллектива; [8, с. 675]. Довление этого значения обусловлено правовой традицией современного общества (цивилизации), восходящей (или порожденной) к появлению правовых способов урегулирования различных жизненных ситуаций в Древнем Риме. Конкатенация;суд-судьба;, естественно, намного древнее правовой культуры общества и, как мы могли видеть, восходит к временам, когда права в его древнеримском понимании и осуществлении еще и в помине не было, т.е. к временам мифологического сознания древнего человека. Поэтому мы должны заключить отсюда, что;суд; имеет первоначальное значение;суждения;, или приводящееся у Ожегова последнее, пятое, значение -;мнение, заключение;(*4).

Лишь намечая линию развития от мифологемы судьбы к ее философскому осмыслению и постижению и имея в виду указанную выше конкатенацию;суд-судьба;, приведу знаменитое изречение Анаксимандра:;Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга за несправедливость и согласно порядку времени;. По мнению Дж. Томсона, выражение;получает возмездие; взято из этическо-правовой практики родового общества, а античная философия зарождается именно в лоне мифологического мироотношения. Так что судьба для родового сознания выражала, в частности, момент необходимости, внешне налагаемой на поведение и саму жизнь человека, момент;осуждения; его - суд жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: