Логистических цепей

область компетенции логистики в настоящее время до-

статочно широка, при этом следует заметить, что логисти-

ка приобрела в масштабах фирмы статус функционального

менеджмента только тогда кода в сферу ее ответственности

наряду с технологическими операциями (совокупностью

іюгрузо-разгрузочных и транспортных работ) сочли целе-

сообразным включить также операции, предшествующие

вышеуказанным.

В процессе движения материальных ресурсов и готовой

продукции происходит не только их перемещение в простран-

стве и во времени. Перемещаясь по цепи поставок, материаль-

ные ресурсы и готовая продукция меняют собственника; при

этом ответственность и риски также перемещаются от преды-

дущего субъекта хозяйствования к последующему. Про-

блемы, связанные с этим, весьма значимы и издержки по их

осуществлению могут оказаться соизмеримыми с издерж-

ками по осуществлению транспортно-складских функций.

Вышеописанные перемещения — это трансакционные

операции, которые включают в себя:

— процессы принятия решений, выработки планов и ор-

ганизации предстоящей деятельности, ведения переговоров

о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения

вступают двое или более участников;

— управленческие решения по изменению планов, пере-

смотру условий сделки и разрешению спорных вопросов,

когда это диктуется изменившимися обстоятельствами;

— комплекс мероприятий по обеспечению соблюдения

участниками достигнутых договоренностей;

— недопущение неэффективности совместных решений,

планов, заключаемых договоров и созданных структур;



Глава 4. Логистические системы


— минимизацию неэффективных реакций на изменив-

шиеся условия;

— минимизацию неэффективной защиты соглашений.

Таким образом, трансакционные операции включают

в себя все, что так или иначе отражается на сравнительной

работоспособности различных способов распределения ре-

сурсов и организации производственной деятельности.

Исходя из этого, решение логистических задач пере-

секается с проблемой трансакционных издержек. Под

трансакционными издержками (transaction costs) пони-

мают затраты, связанные с совершением сделки: затраты

поиска информации, затраты на ведение переговоров и за-

ключение контракта (ех ante), затраты по контролю за со-

блюдением условий договора в процессе его исполнения

(ех post).

Одним из важнейших проявлений трансакционных

издержек является адекватная взаимосвязь внешних воз-

действий на фирму и ее внутреннего состояния, а в более

широком смысле — взаимодействие и взаимное соответ-

ствие рыночных и административных методов управле-

ния экономикой в силу «не бесплатности» рыночного ме-

ханизма. Достаточно распространенным является мнение

о том, что денежным расчетам присуш:и меньшие транс-

акционные издержки по сравнению с бартерным обменом,

однако при сравнении отдельных составляющих трансак-

ционных затрат вывод может и не быть столь определен-

ным. В данном случае имеется в виду следующее разделе-

ние совокупных трансакционных издержек:

— издержки поиска партнеров (поставщиков);

— издержки ведения переговоров и согласования усло-

вий контрактов;

— издержки измерения;

— издержки противодействия оппортунизму партнеров;

— издержки защиты прав собственности.

Одним из основных понятий рыночной экономики яв-

ляется альтернативная стоимость товара, которая опреде-

ляется тем количеством других товаров, которыми надо по-

жертвовать, чтобы получить данный товар. Эта категория

прямо связана с измерением затрат фирмы и определяется

наибольшей возможной прибылью, которая может быть по-

лучена с определенного капитала, если бы он был вложен

в какое-нибудь другое дело. Составляющие альтернативной

стоимости в принципе могут быть определены на основе


4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 151

бухгалтерского учета, но их оценка будет обладать некото-

рой погрешностью в силу стохастичности реальных рыноч-

ных процессов.

Значительно реже используется такая категория, как

«альтернативные издержки использования ресурсов» —

г'гоимость используемых ресурсов в лучшем из других худ-

ших альтернативных вариантов их применения.

Логистика как сфера экономической деятельности долж-

на в целом оперировать категорией экономических издер-

жек как совокупности явных и альтернативных издержек

пследствие альтернативных возможностей (вариантов) ис-

пользования ограниченных ресурсов. Альтернативные из-

держки фирмы в отличие от бухгалтерских издержек носят

экономический (в широком смысле) характер. Альтерна-

I ивные издержки в дополнение к бухгалтерским включают

и себя альтернативную стоимость факторов производства,

являющихся собственностью владельцев фирмы. По-

следние же в значительной степени реализуются в сфере

оптимизации хозяйственных связей и потому могут быть

(|юрмализованы лишь при помощи логистического поня-

тийного аппарата. В смысле принятия решения это выра-

жается в том, что владельцы фирм постоянно сравнивают

целесообразность установления тех или иных коммерче-

ских связей и осуществления соответствующих вариантов

с тем, что они при этом теряют. Бухгалтерские (т.е. явные)

издержки отличаются от экономических тем, что не вклю-

чают стоимость услуг факторов производства, которые яв-

ляются собственностью фирмы.

Бухгалтерские издержки включают именно явные за-

траты, представленные в виде платежей за приобретаемые

ресурсы. Примером неявных издержек служит не только

альтернативная стоимость использования таких непо-

купных ресурсов, как земля и капитал, которые их соб-

ственники используют в своей предпринимательской

деятельности, но и альтернативная стоимость услуг труда

собственника-управляющего, в том числе ноу-хау, нефор-

мальные связи, деловые контакты. Для определения эко-

номических издержек фирмы необходимо определить

стоимость непокупных ресурсов в денежном выражении,

чтобы величину неявных издержек добавить к бухгалтер-

ским издержкам для точного определения экономических

затрат. Это тоже может быть сделано лишь с применением

категорий логистики.



Глава 4. Логистические системы


Автором теории трансакционных издержек является

Р. Коуз� Концептуальное изложение этой теории содер-

жится в его широко известных работах «Природа фирмы»

(1937) и «Проблема социальных издержек» (1961). Для обо-

значения основной категории своей теории Р. Коуз исполь-

зовал понятия «издержки использования механизма цен»,

«издержки осуществления трансакций обмена на открытом

рынке», «издержки рыночных трансакций» (в экономиче-

ской литературе закрепилось выражение «трансакционные

издержки»). Их возникновение он объясняет следующим

образом: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необ-

ходимо определить, с кем желательно заключить сделку,

оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких

условиях, провести предварительные переговоры, подго-

товить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том,

что условия контракта выполняются, и т.д.» [41].

Коуз утверждает, что без понятия трансакционных из-

держек, которое пока не получило широкого распростра-

нения в экономической теории, невозможно понять работу

экономической системы и аргументировано определить по-

литику ее развития.

Влияние трансакционных издержек на экономическую

систему заключается в том, что их существование будет

мотивировать желающих торговать к введению различ-

ных форм деловой практики, обеспечивающих сокраще-

ние трансакционных издержек в том случае, когда затраты

по выработке таких форм оказываются меньше, чем эконо-

мия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип

контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг — все

носит нестационарный характер. Но, может быть, наибо-

лее важной формой приспособления к проблеме существо-

вания трансакционных издержек является возникновение

фирмы.

Практически все из перечисленных экономических кате-

горий имеют непосредственное отношение к коммерческой

� Коуз {Coase) Рональд Гарри (р. 1910) — англо-американский эко-

номист, выдающийся представитель неоинституционализма в эконо-

мической теории, один из создателей «экономической теории прав соб-

ственности». Родился в Великобритании, окончил Лондонскую школу

экономики, а затем преподавал в ней и Ливерпульском университете.

В 1951 г. переехал в США и работал профессором университетов Буф-

фало, штата Вирджиния и Чикаго. Лауреат Нобелевской премии по эко-

номике 1991 г.


4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 153

деятельности и логистике. Логистические издержки включа-

ют в себя все трансакционные издержки, правда, последни-

ми все же не исчерпываются. Из трансакционных издержек

исходит не только логистика: они являются первопричиной

маркетинговой и страховой деятельности, а также предпо-

сылкой возникновения любой посреднической структуры.

и работе «Природа фирмы» Р. Коуз показал, что при от-

сутствии трансакционных издержек нет экономической

основы для существования фирмы, а в статье «Проблема

социальных издержек» высказал мнение о том, что в таких

условиях не имеет значения правовая система общества.

Трансакционные издержки включают в себя множество со-

ставляющих, значительная часть которых имеет в практиче-

ском плане логистический характер:

— стоимость ресурсов, используемых для нахождения

торговых партнеров, проведения переговоров об условиях

поставок, составления контрактов и обеспечения прав соб-

ственности, получаемых посредством конкретной операции,

а также затраты времени на достижение соглашения;

— плату за посреднические услуги, рекламные расходы

и стоимость времени и усилий, затраченных на поиск тор-

говых партнеров;

— расходы на обеспечение экономической безопасности

фирмы;

— затраты на транспортировку товаров от пункта при-

обретения к месту их использования.

Стремление минимизировать трансакционные издержки

является существенным стимулом участия как в коммерче-

ской деятельности, так и в процессе установления и пере-

|)аспределения права собственности.

Рыночные условия предпринимательской деятельности

(внешние факторы) и права собственности взаимосвязаны

и взаимно трансформируемы, что возможно в том случае,

если трансакционные издержки достаточно малы и инфор-

мация о них может быть получена свободно. Государствен-

ные органы могут способствовать повышению эффективно-

сти экономики в целом, устанавливая права собственности

на ресурсы и разрабатывая механизм, позволяющий об-

менивать эти права при низких издержках. Этот феномен

іюлучид концентрированное выражение в теореме Коуза,

которая гласит, что проблемы внешних эффектов при от-

сутствии или ничтожно малом уровне трансакционных из-

держек могут быть успешно решены посредством частного



Глава 4. Логистические системы


соглашения вне зависимости от изначальной принадлежно-

сти прав собственности.

Теорема Коуза показывает, что рыночные проблемы воз-

никают лишь при разногласиях относительно прав на ис-

пользование ресурсов, когда же ясно, кто обладает пра-

вами собственности и кто кому должен платить за право

использования ресурсов, указанные проблемы могут быть

устранены путем переговоров и формирования определен-

ных хозяйственных связей (включающих каналы товарод-

вижения в логистической трактовке). Применение теоремы

Коуза неэффективно, если затраты на формирование логи-

стических каналов столь высоки, что они превосходят вы-

году от их использования. Кратко суть теоремы Коуза мож-

но выразить так: субъект, способный извлечь из обладания

правом собственности наибольшую выгоду, приобретает

это право у того, для кого оно представляет меньшую цен-

ность. Отметим, что в отличие от производственных затрат,

определяюш;ихся объемом и технологией производства,

трансакционные издержки возникают в процессе формиро-

вания хозяйственных связей между субъектами рыночной

экономики. Выделяют следующие категории трансакцион-

ных издержек:

— затраты поиска информации о потенциальных по-

ставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров;

— затраты, связанные с ведением переговоров и заклю-

чением контракта;

— «надзорные затраты» (по контролю за соблюдением

условий договора) в процессе исполнения контракта;

— затраты по юридической защите контракта (напри-

мер, судебные расходы в случае его нарушения).

При высокоразвитом разделении труда товародвижение

предполагает многократный переход продукта от одного

товаропроизводителя к другому. Теоретически это может

привести к такому росту трансакционных издержек, что

многие субъекты решали бы отказаться от участия в ры-

ночном обмене. Наличие значительных трансакционных

издержек побуждает изыскивать организационные и тех-

нические средства по их сокращению. Одним из действен-

ных направлений минимизации трансакционных издержек

и выступает логистический менеджмент и формирование

логистических структур.

Для дальнейших рассуждений целесообразно исполь-

зовать понятие «трансакция» (от лат. transactio — сделка),


4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 155

іюпимая под ней как рыночную сделку между самостоя-

кѵіьными фирмами, так и любое внутрифирменное взаи-

модействие подразделений, имеющих экономический или

пдминистративный характер: с точки зрения теории транс-

лкционных издержек любой административный управлен-

ческий акт имеет альтернативную стоимость, выражаю-

щуюся не столько в затратах, необходимых для принятия

решения как такового, сколько в его экономических по-

следствиях.

Логистический аспект экономической оценки приня-

I ия организационного решения заключается, по существу,

и ответе на вопрос: где выгоднее осуществлять трансак-

цию — внутри фирмы (не прибегая к рыночному инстру-

ментарию) или с помощью посредничества рынка. Пока

административное управление способствует экономии

рыночных трансакционных издержек, административ-

ная иерархия превалирует над рыночными отношениями.

и пределах фирмы сокращаются издержки поиска партне-

ров, отсутствует необходимость постоянного перезаклю-

чения контрактов, экономические отношения характери-

зуются устойчивостью и стабильностью. Таким образом,

I рансакционные издержки выступают в качестве критерия

целесообразных границ фирмы, иными словами они предо-

пределяют и оптимальный размер фирмы.

Коуз указывает: «При прочих равных условиях фирма

будет тем больше, чем: а) меньше издержки организации

и чем медленнее растут эти издержки с умножением орга-

низуемых трансакций; б) меньше ошибок делает предпри-

ниматель и чем медленнее растет число ошибок с умно-

жением организуемых трансакций; в) больше понижается

(или меньше растет) цена предложения факторов произ-

водства с ростом размера фирмы» [41]. Причины, ограни-

чивающие бесконечный рост размера фирмы, таковы: чем

больше трансакций организует предприниматель, тем веро-

ятнее, что эти трансакции будут осуществляться в разных

местах либо будут очень разнообразными. Это является до-

бавочной причиной падения эффективности с ростом раз-

мера фирмы.

Если бы трансакционные издержки отсутствовали во-

обще, то образование фирм было бы излишним, а всю на-

циональную экономику имело бы смысл организовать как

единую фирму. Попытка создать такую систему и была осу-

ществлена в бывших социалистических странах, что опре-



Глава 4. Логистические системы


делилось понятием «командно-административная эконо-

мика». Исходный постулат в принятых нами терминах был

таков: чем крупнее организационная структура, тем боль-

ше экономия на трансакционных издержках, следователь-

но, их минимум будет достигнут, когда вся экономическая

система страны будет построена на командных отношени-

ях при полном устранении рынка. Заметим, что такой ход

рассуждений возможен лишь при подмене экономического

подхода технократическим, т.е. при принципиальном до-

пущении достижения лучшего экономического результата

только за счет технической составляющей ресурсного по-

тенциала.

С точки зрения теории трансакционных издержек

каких-то абсолютных преимуществ ни у административ-

ной системы, ни у рынка нет, и определение их равновес-

ного состояния должно быть итогом не идеологического,

а экономического решения. Оптимальный размер фирмы

определяется состоянием, в котором предельные издержки

на рыночные трансакции становятся равными предельным

издержкам на внутрифирменные трансакции, что опреде-

ляет границы предпочтительности административной

внутрифирменной организации или рыночных отноше-

ний с прочими самостоятельными субъектами экономики

(см. рис. 4.8).

J. Издержки Суммарные

трансакционные

издержки

предельные издержки

на внутрифирменные

трансакции

Предельные издержки

на рыночные

трансакции

-►


Фирма


Рынок Количество


-трансакций

Оптимальный размер фирмы

Рис. 4.8. Трансакционные издержки и оптимальный

размер фирмы


4.7. Классификация ЛС



ПОдобный подход позволяет не только определить опти-

мзлі>ный размер фирмы в условиях рыночной экономики,

но II разрешить ситуацию предпочтительности существова-

и11>1 одной крупной или нескольких мелких фирм. Анализ

I рапсакционных издержек и их глубокая связь с логисти-

іѵпп обусловливаются и одновременно отражают исключи-

|<'.лы10 ее (логистики) экономическую рыночную природу.

Следует подчеркнуть изначальную разницу управления

юиародвижением в условиях централизованной экономи-

мгской системы и логистического управления в рыночной

ікопомике. При значительном внешнем, чисто технологиче-

I ком сходстве эти процессы имеют разную экономическую

природу и разное экономическое наполнение — они основа-

ны па разных видах собственности на ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: