область компетенции логистики в настоящее время до-
статочно широка, при этом следует заметить, что логисти-
ка приобрела в масштабах фирмы статус функционального
менеджмента только тогда кода в сферу ее ответственности
наряду с технологическими операциями (совокупностью
іюгрузо-разгрузочных и транспортных работ) сочли целе-
сообразным включить также операции, предшествующие
вышеуказанным.
В процессе движения материальных ресурсов и готовой
продукции происходит не только их перемещение в простран-
стве и во времени. Перемещаясь по цепи поставок, материаль-
ные ресурсы и готовая продукция меняют собственника; при
этом ответственность и риски также перемещаются от преды-
дущего субъекта хозяйствования к последующему. Про-
блемы, связанные с этим, весьма значимы и издержки по их
осуществлению могут оказаться соизмеримыми с издерж-
ками по осуществлению транспортно-складских функций.
Вышеописанные перемещения — это трансакционные
операции, которые включают в себя:
|
|
— процессы принятия решений, выработки планов и ор-
ганизации предстоящей деятельности, ведения переговоров
о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения
вступают двое или более участников;
— управленческие решения по изменению планов, пере-
смотру условий сделки и разрешению спорных вопросов,
когда это диктуется изменившимися обстоятельствами;
— комплекс мероприятий по обеспечению соблюдения
участниками достигнутых договоренностей;
— недопущение неэффективности совместных решений,
планов, заключаемых договоров и созданных структур;
Глава 4. Логистические системы
— минимизацию неэффективных реакций на изменив-
шиеся условия;
— минимизацию неэффективной защиты соглашений.
Таким образом, трансакционные операции включают
в себя все, что так или иначе отражается на сравнительной
работоспособности различных способов распределения ре-
сурсов и организации производственной деятельности.
Исходя из этого, решение логистических задач пере-
секается с проблемой трансакционных издержек. Под
трансакционными издержками (transaction costs) пони-
мают затраты, связанные с совершением сделки: затраты
поиска информации, затраты на ведение переговоров и за-
ключение контракта (ех ante), затраты по контролю за со-
блюдением условий договора в процессе его исполнения
(ех post).
Одним из важнейших проявлений трансакционных
издержек является адекватная взаимосвязь внешних воз-
действий на фирму и ее внутреннего состояния, а в более
широком смысле — взаимодействие и взаимное соответ-
ствие рыночных и административных методов управле-
|
|
ния экономикой в силу «не бесплатности» рыночного ме-
ханизма. Достаточно распространенным является мнение
о том, что денежным расчетам присуш:и меньшие транс-
акционные издержки по сравнению с бартерным обменом,
однако при сравнении отдельных составляющих трансак-
ционных затрат вывод может и не быть столь определен-
ным. В данном случае имеется в виду следующее разделе-
ние совокупных трансакционных издержек:
— издержки поиска партнеров (поставщиков);
— издержки ведения переговоров и согласования усло-
вий контрактов;
— издержки измерения;
— издержки противодействия оппортунизму партнеров;
— издержки защиты прав собственности.
Одним из основных понятий рыночной экономики яв-
ляется альтернативная стоимость товара, которая опреде-
ляется тем количеством других товаров, которыми надо по-
жертвовать, чтобы получить данный товар. Эта категория
прямо связана с измерением затрат фирмы и определяется
наибольшей возможной прибылью, которая может быть по-
лучена с определенного капитала, если бы он был вложен
в какое-нибудь другое дело. Составляющие альтернативной
стоимости в принципе могут быть определены на основе
4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 151
бухгалтерского учета, но их оценка будет обладать некото-
рой погрешностью в силу стохастичности реальных рыноч-
ных процессов.
Значительно реже используется такая категория, как
«альтернативные издержки использования ресурсов» —
г'гоимость используемых ресурсов в лучшем из других худ-
ших альтернативных вариантов их применения.
Логистика как сфера экономической деятельности долж-
на в целом оперировать категорией экономических издер-
жек как совокупности явных и альтернативных издержек
пследствие альтернативных возможностей (вариантов) ис-
пользования ограниченных ресурсов. Альтернативные из-
держки фирмы в отличие от бухгалтерских издержек носят
экономический (в широком смысле) характер. Альтерна-
I ивные издержки в дополнение к бухгалтерским включают
и себя альтернативную стоимость факторов производства,
являющихся собственностью владельцев фирмы. По-
следние же в значительной степени реализуются в сфере
оптимизации хозяйственных связей и потому могут быть
(|юрмализованы лишь при помощи логистического поня-
тийного аппарата. В смысле принятия решения это выра-
жается в том, что владельцы фирм постоянно сравнивают
целесообразность установления тех или иных коммерче-
ских связей и осуществления соответствующих вариантов
с тем, что они при этом теряют. Бухгалтерские (т.е. явные)
издержки отличаются от экономических тем, что не вклю-
чают стоимость услуг факторов производства, которые яв-
ляются собственностью фирмы.
Бухгалтерские издержки включают именно явные за-
траты, представленные в виде платежей за приобретаемые
ресурсы. Примером неявных издержек служит не только
альтернативная стоимость использования таких непо-
купных ресурсов, как земля и капитал, которые их соб-
ственники используют в своей предпринимательской
деятельности, но и альтернативная стоимость услуг труда
собственника-управляющего, в том числе ноу-хау, нефор-
мальные связи, деловые контакты. Для определения эко-
номических издержек фирмы необходимо определить
стоимость непокупных ресурсов в денежном выражении,
чтобы величину неявных издержек добавить к бухгалтер-
ским издержкам для точного определения экономических
затрат. Это тоже может быть сделано лишь с применением
категорий логистики.
Глава 4. Логистические системы
Автором теории трансакционных издержек является
|
|
Р. Коуз� Концептуальное изложение этой теории содер-
жится в его широко известных работах «Природа фирмы»
(1937) и «Проблема социальных издержек» (1961). Для обо-
значения основной категории своей теории Р. Коуз исполь-
зовал понятия «издержки использования механизма цен»,
«издержки осуществления трансакций обмена на открытом
рынке», «издержки рыночных трансакций» (в экономиче-
ской литературе закрепилось выражение «трансакционные
издержки»). Их возникновение он объясняет следующим
образом: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необ-
ходимо определить, с кем желательно заключить сделку,
оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких
условиях, провести предварительные переговоры, подго-
товить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том,
что условия контракта выполняются, и т.д.» [41].
Коуз утверждает, что без понятия трансакционных из-
держек, которое пока не получило широкого распростра-
нения в экономической теории, невозможно понять работу
экономической системы и аргументировано определить по-
литику ее развития.
Влияние трансакционных издержек на экономическую
систему заключается в том, что их существование будет
мотивировать желающих торговать к введению различ-
ных форм деловой практики, обеспечивающих сокраще-
ние трансакционных издержек в том случае, когда затраты
по выработке таких форм оказываются меньше, чем эконо-
мия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип
контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг — все
носит нестационарный характер. Но, может быть, наибо-
лее важной формой приспособления к проблеме существо-
вания трансакционных издержек является возникновение
фирмы.
Практически все из перечисленных экономических кате-
горий имеют непосредственное отношение к коммерческой
� Коуз {Coase) Рональд Гарри (р. 1910) — англо-американский эко-
номист, выдающийся представитель неоинституционализма в эконо-
мической теории, один из создателей «экономической теории прав соб-
ственности». Родился в Великобритании, окончил Лондонскую школу
|
|
экономики, а затем преподавал в ней и Ливерпульском университете.
В 1951 г. переехал в США и работал профессором университетов Буф-
фало, штата Вирджиния и Чикаго. Лауреат Нобелевской премии по эко-
номике 1991 г.
4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 153
деятельности и логистике. Логистические издержки включа-
ют в себя все трансакционные издержки, правда, последни-
ми все же не исчерпываются. Из трансакционных издержек
исходит не только логистика: они являются первопричиной
маркетинговой и страховой деятельности, а также предпо-
сылкой возникновения любой посреднической структуры.
и работе «Природа фирмы» Р. Коуз показал, что при от-
сутствии трансакционных издержек нет экономической
основы для существования фирмы, а в статье «Проблема
социальных издержек» высказал мнение о том, что в таких
условиях не имеет значения правовая система общества.
Трансакционные издержки включают в себя множество со-
ставляющих, значительная часть которых имеет в практиче-
ском плане логистический характер:
— стоимость ресурсов, используемых для нахождения
торговых партнеров, проведения переговоров об условиях
поставок, составления контрактов и обеспечения прав соб-
ственности, получаемых посредством конкретной операции,
а также затраты времени на достижение соглашения;
— плату за посреднические услуги, рекламные расходы
и стоимость времени и усилий, затраченных на поиск тор-
говых партнеров;
— расходы на обеспечение экономической безопасности
фирмы;
— затраты на транспортировку товаров от пункта при-
обретения к месту их использования.
Стремление минимизировать трансакционные издержки
является существенным стимулом участия как в коммерче-
ской деятельности, так и в процессе установления и пере-
|)аспределения права собственности.
Рыночные условия предпринимательской деятельности
(внешние факторы) и права собственности взаимосвязаны
и взаимно трансформируемы, что возможно в том случае,
если трансакционные издержки достаточно малы и инфор-
мация о них может быть получена свободно. Государствен-
ные органы могут способствовать повышению эффективно-
сти экономики в целом, устанавливая права собственности
на ресурсы и разрабатывая механизм, позволяющий об-
менивать эти права при низких издержках. Этот феномен
іюлучид концентрированное выражение в теореме Коуза,
которая гласит, что проблемы внешних эффектов при от-
сутствии или ничтожно малом уровне трансакционных из-
держек могут быть успешно решены посредством частного
Глава 4. Логистические системы
соглашения вне зависимости от изначальной принадлежно-
сти прав собственности.
Теорема Коуза показывает, что рыночные проблемы воз-
никают лишь при разногласиях относительно прав на ис-
пользование ресурсов, когда же ясно, кто обладает пра-
вами собственности и кто кому должен платить за право
использования ресурсов, указанные проблемы могут быть
устранены путем переговоров и формирования определен-
ных хозяйственных связей (включающих каналы товарод-
вижения в логистической трактовке). Применение теоремы
Коуза неэффективно, если затраты на формирование логи-
стических каналов столь высоки, что они превосходят вы-
году от их использования. Кратко суть теоремы Коуза мож-
но выразить так: субъект, способный извлечь из обладания
правом собственности наибольшую выгоду, приобретает
это право у того, для кого оно представляет меньшую цен-
ность. Отметим, что в отличие от производственных затрат,
определяюш;ихся объемом и технологией производства,
трансакционные издержки возникают в процессе формиро-
вания хозяйственных связей между субъектами рыночной
экономики. Выделяют следующие категории трансакцион-
ных издержек:
— затраты поиска информации о потенциальных по-
ставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров;
— затраты, связанные с ведением переговоров и заклю-
чением контракта;
— «надзорные затраты» (по контролю за соблюдением
условий договора) в процессе исполнения контракта;
— затраты по юридической защите контракта (напри-
мер, судебные расходы в случае его нарушения).
При высокоразвитом разделении труда товародвижение
предполагает многократный переход продукта от одного
товаропроизводителя к другому. Теоретически это может
привести к такому росту трансакционных издержек, что
многие субъекты решали бы отказаться от участия в ры-
ночном обмене. Наличие значительных трансакционных
издержек побуждает изыскивать организационные и тех-
нические средства по их сокращению. Одним из действен-
ных направлений минимизации трансакционных издержек
и выступает логистический менеджмент и формирование
логистических структур.
Для дальнейших рассуждений целесообразно исполь-
зовать понятие «трансакция» (от лат. transactio — сделка),
4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 155
іюпимая под ней как рыночную сделку между самостоя-
кѵіьными фирмами, так и любое внутрифирменное взаи-
модействие подразделений, имеющих экономический или
пдминистративный характер: с точки зрения теории транс-
лкционных издержек любой административный управлен-
ческий акт имеет альтернативную стоимость, выражаю-
щуюся не столько в затратах, необходимых для принятия
решения как такового, сколько в его экономических по-
следствиях.
Логистический аспект экономической оценки приня-
I ия организационного решения заключается, по существу,
и ответе на вопрос: где выгоднее осуществлять трансак-
цию — внутри фирмы (не прибегая к рыночному инстру-
ментарию) или с помощью посредничества рынка. Пока
административное управление способствует экономии
рыночных трансакционных издержек, административ-
ная иерархия превалирует над рыночными отношениями.
и пределах фирмы сокращаются издержки поиска партне-
ров, отсутствует необходимость постоянного перезаклю-
чения контрактов, экономические отношения характери-
зуются устойчивостью и стабильностью. Таким образом,
I рансакционные издержки выступают в качестве критерия
целесообразных границ фирмы, иными словами они предо-
пределяют и оптимальный размер фирмы.
Коуз указывает: «При прочих равных условиях фирма
будет тем больше, чем: а) меньше издержки организации
и чем медленнее растут эти издержки с умножением орга-
низуемых трансакций; б) меньше ошибок делает предпри-
ниматель и чем медленнее растет число ошибок с умно-
жением организуемых трансакций; в) больше понижается
(или меньше растет) цена предложения факторов произ-
водства с ростом размера фирмы» [41]. Причины, ограни-
чивающие бесконечный рост размера фирмы, таковы: чем
больше трансакций организует предприниматель, тем веро-
ятнее, что эти трансакции будут осуществляться в разных
местах либо будут очень разнообразными. Это является до-
бавочной причиной падения эффективности с ростом раз-
мера фирмы.
Если бы трансакционные издержки отсутствовали во-
обще, то образование фирм было бы излишним, а всю на-
циональную экономику имело бы смысл организовать как
единую фирму. Попытка создать такую систему и была осу-
ществлена в бывших социалистических странах, что опре-
Глава 4. Логистические системы
делилось понятием «командно-административная эконо-
мика». Исходный постулат в принятых нами терминах был
таков: чем крупнее организационная структура, тем боль-
ше экономия на трансакционных издержках, следователь-
но, их минимум будет достигнут, когда вся экономическая
система страны будет построена на командных отношени-
ях при полном устранении рынка. Заметим, что такой ход
рассуждений возможен лишь при подмене экономического
подхода технократическим, т.е. при принципиальном до-
пущении достижения лучшего экономического результата
только за счет технической составляющей ресурсного по-
тенциала.
С точки зрения теории трансакционных издержек
каких-то абсолютных преимуществ ни у административ-
ной системы, ни у рынка нет, и определение их равновес-
ного состояния должно быть итогом не идеологического,
а экономического решения. Оптимальный размер фирмы
определяется состоянием, в котором предельные издержки
на рыночные трансакции становятся равными предельным
издержкам на внутрифирменные трансакции, что опреде-
ляет границы предпочтительности административной
внутрифирменной организации или рыночных отноше-
ний с прочими самостоятельными субъектами экономики
(см. рис. 4.8).
J. Издержки Суммарные
трансакционные
издержки
предельные издержки
на внутрифирменные
трансакции
Предельные издержки
на рыночные
трансакции
-►
Фирма
Рынок Количество
-трансакций
Оптимальный размер фирмы
Рис. 4.8. Трансакционные издержки и оптимальный
размер фирмы
4.7. Классификация ЛС
ПОдобный подход позволяет не только определить опти-
мзлі>ный размер фирмы в условиях рыночной экономики,
но II разрешить ситуацию предпочтительности существова-
и11>1 одной крупной или нескольких мелких фирм. Анализ
I рапсакционных издержек и их глубокая связь с логисти-
іѵпп обусловливаются и одновременно отражают исключи-
|<'.лы10 ее (логистики) экономическую рыночную природу.
Следует подчеркнуть изначальную разницу управления
юиародвижением в условиях централизованной экономи-
мгской системы и логистического управления в рыночной
ікопомике. При значительном внешнем, чисто технологиче-
I ком сходстве эти процессы имеют разную экономическую
природу и разное экономическое наполнение — они основа-
ны па разных видах собственности на ресурсы.