Их характеристика и примеры построения

В настоящее время в промышленно развитых странах

логистические исследования используются для решения

целого ряда проблем сферы обращения, среди которых сле-

дует отметить:

— создание системы оптимальных пропорций между

объемами производства, складирования и перевозок;

— снижение затрат и издержек, защита от лавинообраз-

ного роста потерь при сбоях и простоях;

— установление целесообразного уровня кооперации

в системе собственного производства, хранения и пере-

возок;

— внедрение рациональной структуры потоков управ-

ленческой информации без запаздывания по отношению

к производственному процессу.

Чаще логистика отдает приоритет не отрасли, а терри-

тории, региону, где использование ее принципов приносит

наибольший эффект. Как наука логистика нацелена на раз-

работку методов моделирования ЛС и нахождение опти-

мального решения при управлении этими системами.

Объектом логистики являются сложные динамические

производственно-коммерческие комплексные системы,

включающие организационно-экономическую и техноло-

гическую деятельность, организационно-экономические

и транспортно-технические операции, организационно-

заготовительную и производственно-технологическую,

организационно-техническую и коммерческо-сбытовую

деятельность.

Характерными особенностями таких объектов являются:

рассредоточенность технических средств и человеческих

трудовых коллективов на большой территории, мобиль-

ность массы транспортных средств, зависимость суммарного


4.8. Микро-, мезо- и макролошстические системы.



тога от результатов работы большого числа сложных под-

< и(тем (фузоотправителей, грузополучателей, поставщи-

ков ресурсов). Все эти особенности воздействуют на объем

II протекание информационных процессов в Л С. Добиться

гармонизации усилий и интересов отдельных фирм и эко-

номической системы в целом бывает довольно сложно. Ло-

гистика с ее системным комплексным подходом к изучае-

м!>ім материально-информационным потоковым процессам

поможет найти пути решения этой проблемы.

Общественное производство только тогда эффективно

функционирует, когда в нем оптимизированы процессы

купли-продажи предметов и средств труда, составляющих

большую часть материальных ресурсов, обращающихся

на рынке. Особенностью системы движения материальных

ресурсов в общественном производстве является высокая

множественность ее участников, их размещение на боль-

шой территории, значительное число посредников, боль-

шие различия в размерах потребностей у разных покупа-

телей и неравномерность появления этих потребностей,

различные требования к качеству покупаемого товара

и многие другие факторы, предопределяющие особенно-

сти организации процесса купли-продажи материальных

ресурсов. С этими особенностями необходимо считаться

при организации процесса обращения средств производ-

ства,

Рыночные отношения требуют развития посреднической

деятельности, ее предметной и функциональной специали-

зации. Многие производители используют агентов по сбы-

ту — дилеров, которые часто наделяются эксклюзивным

правом на реализацию продукции производителя. Часть

продаж и покупок осуществляется через биржевых и неза-

висимых брокеров, оказывающих посреднические услуги

при сбыте и покупке товаров за определенную плату. По-

являются другие исполнители посреднических услуг —

дистрибьюторы, расширяется перечень консигнационных

услуг и растет объем деятельности по консигнационным

оптовым сделкам,

В рыночной среде появляются новые виды и формы ор-

ганизации посреднической деятельности, число посредни-

ков увеличивается, формы их участия в процессе оборота

материальных ресурсов становятся все более разнообраз-

ными, вследствие чего процесс организации сферы обраще-

ния не перестает быть сложным и трудно управляемым.



Глава 4. Логистические системы


ЛС, в которых осуществляется процесс купли-продажи

материальных ресурсов, понимаемый как процесс кругоо-

борота этих ресурсов в системе производства, относятся

к очень большим и сложным суперсистемам. Они охва-

тывают большое число хозяйствующих субъектов, разме-

щенных в разных регионах, что составляет первую особен-

ность ЛС.

Второй особенностью ЛС является многоэтапность ло-

гистического процесса, который в них протекает; этот про-

цесс идет не только в рамках одного экономически само-

стоятельного предприятия, но и за его пределами, в других,

подобных ему структурах, находящихся в разных регионах

и странах.

Охарактеризовать этапы логистического процесса мож-

но двояким образом:

— оценка этапности макрологистического процесса,

протекающего между отдельными предприятиями;

— оценка этапов микрологистического процесса

на одном предприятии, которое само есть особая микроло-

гистическая система.

Этапы макрологистического процесса осуществляют-

ся в общественном производстве адекватно по стадиям

(рис. 4.9).

Наиболее сложно (с позиций логистики) протекает та-

кая стадия общественного производства, как обращение,

этой стадии соответствуют несколько этапов макрологи-

стического процесса. Двум стадиям общественного про-

изводства — производственное потребление и собственно

производство — соответствует один этап макрологистиче-

ского процесса — хранение и перемещение материальных

ресурсов на отдельных предприятиях. На этом этапе внутри

предприятия протекает полный цикл микрологистического

процесса (рис. 4.10).

Все это означает, что микрологистические процессы,

протекающие на предприятии, являются составной частью

макрологистического процесса. Взятые в совокупности,

они формируют стадии общественного производства, со-

ответственно которым протекает макрологистический про-

цесс.

По масштабу сферы деятельности Л С подразделяются

на макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система включает в себя пред-

приятия и организации промышленности, снабженческо-


Рис, 4.9. Связь этапов макрологистического процесса по стадиям общественного производства


Перемеще-

ние ресур-

сов на склад

готовой


Сбыт

готовой

продукции

фирмы


продукции

О)

SB

О)

о


Перемещение

продукции между

фирмами


CD


П

CD

П

I

CD

Рис. 4.10. Этапы микрологистического процесса

Закупки   хранение   Снабжение   Сбыт про-
матери-   матери-   подразделе-   дукции под-
альных   альных   ний фирмы   разделений
ресурсов 1 м ресурсов на   —� матери-   -> фирмы  
для фирмы   складе     альными          
            ресурсами          
  > г     г     1 г  
  Пере-     Перемеще-     Внутрифир-
  мещение     ние ресурсов     менное пе-
  продукции     в подраз-     ремещение
  на складах   делениях   ресурсов
  фирмы   фирмы        
 


4.8. Микро-, мезо- и макрологистические системы-



гоы говые структуры и транспортные организации разных

исдомств, в различных регионах. В качестве таковых мож-

но рассматривать транснациональные корпорации, транс-

континентальные фирмы, региональные промышленные

пбьединения, территориально-производственные ком-

ПЛСМ<СЫ.

ЛС иерархичны, их иерархия во многом адекватна

(I руктуре общественного производства и может выглядеть

('.Додующим образом:

1) международные межконтинентальные системы охва-

гывают этапы логистического процесса, протекающего

на разных континентах;

2) трансконтинентальные системы складываются в пре-

д(!лах одного континента;

3) транснациональные системы функционируют на всей

кфритории одной страны;

4) межрегиональные системы включают логистические

н|)оцессы, протекающие в двух и большем числе регионов:

между областями, краями, автономными республиками;

5) региональные крупные системы — в одном крупном

регионе;

6) узкорегиональные системы — в одной области, крае,

автономной республике;

7) городские системы — в границах одного города;

8) межрайонные системы — в двух и большем числе рай-

онов одной области, края, автономной республики;

9) районные системы — внутри одного района.

Построение макрологистических систем и управление

ими способствуют решению следующих задач:

— выработка общей концепции распределения про-

дукции;

— выбор вида транспорта, определение характера взаи-

модействия транспортных средств, организация технологии

гранспортного процесса;

— определение рациональных направлений движения

материальных потоков;

— выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков

сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;

— определение границы зоны обслуживания, обеспечи-

вающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

— проектирование и организация сети складских си-

стем: центральных, региональных, перегрузочных с учетом

оптимизации материальных потоков.



Глава 4. Логистические системы


Микрологистические системы также иерархичны: можно

говорить о ЛС предприятия, производства, цеха, участка,

рабочего места.

Микрологистическая система строится с позиций страте-

гических целей фирм и оптимизации основных оперативных

процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного

предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов

в рамках отдельных функциональных элементов ЛС. По функ-

циональному назначению микрологистические системы под-

разделяются на системы первого и второго уровней.

Микрологистическая система первого уровня отражает

логистику предприятия, охватывающую как внутрипроиз-

водственную деятельность предприятия, так и его внешние

контакты и связи; она охватывает все этапы микрологисти-

ческого процесса, приведенные на рис. 4.10.

Микрологистическая система второго уровня отражает

внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует

процессы планирования, производства, сбыта и снабжения,

транспортно-складских и загрузочно-разгрузочных работ

внутри предприятия. Эта система охватывает лишь те этапы

микрологистического процесса, которые на рис. 4.10 охва-

чены пунктирной линией.

Важным критерием классификации ЛС является исполь-

зуемая в этой системе логистическая цепь, которая в самом

общем случае объединяет производителя, посредников, пе-

ревозчиков и потребителя. В зависимости от вида логисти-

ческих цепей логистические системы подразделяются на си-

стемы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.

ЛС с прямыми связями — система, в которой материаль-

ный поток доводится до потребителя без участия посредни-

ков, на основе прямых хозяйственных связей.

Гибкая ЛС — это система, в которой доведение матери-

ального потока до потребителя осуществляется как по пря-

мым связям, так и с участием посредника. Примером подоб-

ной системы может служить снабжение запасными частями;

в этом случае отгрузка деталей редкого спроса производит-

ся с центрального склада непосредственно в адрес получа-

теля, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спро-

са — со склада посредника.

Эшелонированная (многокаскадная) ЛС — многоуровне-

вая система, материальный поток в которой на пути от про-

изводителя к потребителю проходит по меньшей мере через

одного посредника.


Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы



Контрольные вопросы и задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: