Логистических издержек

в соответствии с нормами русского языка слова «из-

держки» и «затраты» являются синонимами. В экономиче-

ской терминологии, однако, чаще всего используют слово

<'издержки»: издержки обращения, издержки производства,

I ранспортные издержки. Что касается понятия «логисти-

ческие издержки», то большинство авторов ставят знак

равенства между терминами «логистические издержки»

II «логистические затраты». Наряду с этой распространен-

ной трактовкой существует и другая, когда логистические

издержки рассматриваются как потери — последствия от-

клонений многих технико-экономических факторов от при-

нятых при разработке планов производства. В данном учеб-

нике будет использован первый, традиционный вариант.

Логистические издержки (logistical costs) — затраты

на выполнение логистических операций; включают в себя

издержки обращения и часть издержек производства. Логи-

стические издержки представляют собой затраты трудовых,

материальных, финансовых и информационных ресурсов,

обусловленные выполнением предприятиями своих функ-

ций по выполнению заказов потребителей.

Вначале дадим основные определения, касающиеся из-

держек обращения как таковых. Издержки обращения

(distribution costs) — выраженные в денежной форме со-

вокупные затраты живого и овеществленного труда в про-

цессе доведения продукта из сферы материального произ-

водства до потребителей. Они включают расходы на оплату

груда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудова-

ния, транспортировку, хранение и др.



Глава 6. Логистические издержки


Различают чистые и дополнительные издержки обра-

щения. Чистые издержки обращения обусловлены суще-

ствованием товарно-денежных отношений и связаны непо-

средственно со сменой форм стоимости (самим актом

купли-продажи), они не увеличивают стоимость продук-

ции. Дополнительные издержки обращения увеличивают

стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжени-

ем процесса производства в сфере обращения. К ним отно-

сятся транспортные издержки и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реали-

зации подразделяются на условно-постоянные и условно-

переменные. Условно-постоянные издержки обращения

не зависят от объема реализации и включают расходы

на содержание и эксплуатацию складов, повременную

заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки

обращения зависят от объема реализации и включают

транспортные издержки, издержки хранения, расходы

на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют

абсолютные и относительные показатели. Абсолютный по-

казатель — объем издержек обращения — представляет

собой сумму этих издержек в денежном выражении. От-

носительный показатель — уровень издержек обращения —

рассчитывается как отношение суммы издержек обращения

к объему оптовой реализации продукции.

Издержки обращения торговли (distribution costs in

wholesaling and retailing) — затраты, характеризующие в де-

нежной форме живой и овеществленный труд, вложенный

в движение товаров от поставщика к потребителю. Издерж-

ки обращения торговли складываются из отдельных статей

расходов: на оплату труда торговых работников, потребле-

ние производственное в торговле и оплату услуг других

отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, комму-

нального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли

являются основным фактором, определяющим рентабель-

ность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства или производственные издерж-

ки (manufacturing costs) — совокупные затраты живого

и овеществленного труда в процессе производства обще-

ственного продукта; включают стоимость потребленных

средств производства и всю вновь созданную стоимость.

Транспортные издержки (transportation costs) — часть

транспортно-заготовительных расходов; затраты на транс-


6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек



м(>ртпровку продукции от мест производства до непосред-

< іигппых потребителей, выполняемую как транспортом

попкч'о пользования, так и собственным транспортом. Эти

и.ід('|)жки включают оплату тарифов транспорта и различ-

иях сборов транспортных организаций, затраты на содер-

жітке собственного транспорта, стоимость погрузочно-

рісігрузочных работ, экспедирования грузов и др.

Транспортные издержки являются дополнительными из-

к ржками, связанными с продолжением процесса произ-

іиѵіства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) — разновидность

імд(;ржек обращения и логистических издержек; затраты,

і иязанные с обеспечением сохранности продукции. Они яв-

ляются дополнительными издержками, вызванными про-

д(иіжением процесса производства в сфере обращения, т.е.

\нкяг производительный характер. Однако производитель-

пыми их принято считать только при хранении норматив-

ного объема запасов продукции, необходимого для обеспе-

чения непрерывности производства. В издержки хранения

иходят затраты по содержанию складов, зарплата складского

персонала, недостача продукции в пределах норм естествен-

ной убыли, административно-управленческие и др. расходы.

< (жращение этих издержек можно достичь путем ускоре-

ния товарооборачиваемости, обеспечения сохранности ма-

териальных ценностей, внедрения современных складских

к�хнологий и др. Издержки хранения могут достигать 40%

о і затрат на формирование и хранение запасов.

В условиях обособления функций производства продук-

та и функций его обращения в самостоятельные сферы дея-

іельности издержки производства и издержки обращения

распределяются между производственными предприятия-

ми, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими

югистические операции над продуктом, его реализацию

потребителям, — с другой. На практике предприятия сфе-

ры материального производства, помимо производственной

деятельности, могут выполнять и некоторые функции об-

ращения, а предприятия сферы обращения, кроме собствен-

но реализации продукции, могут осуществлять некоторые

функции, являющиеся продолжением производственной

деятельности. В денежной форме издержки производства

мыступают как себестоимость продукции.

Содержание понятия «логистические издержки» меня-

лось на протяжении предшествующих 60 лет. Одновремен-



Глава 6. Логистические издержки


но с эволюцией концепции логистики идет процесс раз-

работки методических основ калькуляции логистических

издержек. Проблема здесь, прежде всего, заключается в вы-

явлении структуры себестоимости продукции и услуг.

Первоначально к логистическим издержкам относили

совокупность затрат на операции по перемещению товаров

(расходы на транспортировку, складирование, обработку

заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рас-

сматриваться как оптимизация затрат на перемещение го-

товой продукции, включая ее хранение и содержание запа-

сов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные

части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие

компании в своей логистической деятельности приняли

на вооружение концепцию «полных издержек распределе-

ния». В их состав включили расходы по обеспечению про-

изводства материальными ресурсами, объясняя это тем, что

решения, относящиеся к уровню обслуживания, существен-

но влияют на размер товарно-материальных запасов, кото-

рые необходимо, поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной сто-

роны, с материально-техническим обеспечением производ-

ства, а с другой — с распределением готовой продукции

различных отраслей промышленности, показал, что, вторые

могут быть в два-три раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рас-

смотрения мероприятий по рационализации сферы обраще-

ния и производства, и в коммерческую практику фирм стал

внедряться метод суммарных издержек. Другими словами,

стал проводиться анализ общей величины затрат, получив-

ший название «принцип одного зонтика».

Комплексный подход к развитию логистики изменил

концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осу-

ществляться не по функциональному принципу, а с ори-

ентацией на конечный результат, когда первоначально

определяются объем и характер работы ЛС, а затем затра-

ты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил

развитие новый подход к исчислению издержек, заключав-

шийся в разработке «миссий», т.е. определении целей, ко-

торые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной

ситуации «продукт — рынок». Миссия может быть опреде-

лена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида про-

дукции и ограничений по обслуживанию и издержкам.


6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек



И настоящее время в соответствии с внедрением поня-

Пиі «миссия» одним из базовых принципов учета логисти-

'и гкпх издержек стало требование обязательного отраже-

нна материальных потоков, пересекающих традиционные

функциональные границы, возникающие при выполнении

пі.і(ѵн)Ных операций, поэтому издержки по обслуживанию

ппі р(>бителей на рынке должны быть идентифицированы.

»и) дает возможность осуществить раздельный анализ из-

и І»іап< и доходов по типам потребителей и сегментам рынка

н HI каналам распределения. Такая система учета издержек

нікіиоляет определять общие затраты на логистику в соот-

мг Iс Пши с ее целями, а с другой — как сумму расходов, свя-

і.нннлх с выполнением традиционных функций логистики.

.Догистические издержки в масштабе отдельно взятой

t иілнсс-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы

н|»<ѵиіж, в стоимостном выражении в расчете на единицу мас-

«м (·і>ірья, материалов, готовой продукции и др., в процентах

III ("гоимости чистой продукции; а в общенациональном мас-

III гз6е — в процентах от валового национального продукта.

.Догистические издержки в практической деятельности

иі.к тупают как инструмент управления. Определение сос-

і.іиа логистических издержек и анализ затрат способству-

ни принятию экономически обоснованных хозяйственных

|нлпсний на всех уровнях управления. Уровень логистиче-

t кнх издержек влияет на экономическое положение пред-

приятия и его конкурентоспособность. Снижение логисти-

'ич'ких издержек, рост на этой основе прибыли повышает

финансовые возможности предприятия, расширяет его хо-

імпственную самостоятельность. В коммерческой практике

ікономически развитых стран учет логистических издержек

інітегрирован с их нормированием, планированием и ана-

'Hi;u)M в единую информационную систему, позволяющую

пнсративно выявлять и устранять нарушения в процессе

юі истической деятельности. При этом решаются вопросы

»» иыгодности для предприятия закупки той или иной про-

дукции, производства в том или ином месте, использования

и х или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по одному

нризнаку или нескольким признакам одновременно может

< м уіцествляться и в методических целях — для разъяснения

н\ существа, и в практических — для организации учета

н анализа логистических издержек, а также для калькули-

інишния себестоимости. В табл. 6.1 приведена классифика-



Глава б. Логистические издержки


ция логистических издержек, необходимая собственно для

целей логистического менеджмента.

Таблица 6.1

Классификация логистических издержек

Классификационный признак Виды логистических издержек  
По функциональному признаку Издержки снабжения; — закупок; — транспортные; — на содержание складских помещений и оборудования; — хранения; — грузопереработки; — административно-управленческие. Производственные издержки; — управления производственными про- цедурами; — внутризаводского перемещения; — управления запасами незавершенного производства; — контроля; — грузопереработки; — административно-управленческие. Сбытовые издержки: — управления процедурами заказов; — транспортные; — управления запасами готовой продукции; — содержания складского хозяйства; — возврата готовой продукции  
По операционному признаку Издержки оформления заказа Издержки изготовления продукта Издержки погрузочно-разгрузочных работ Транспортные издержки  
По видам затрат Материальные издержки: — амортизационные отчисления; — материалы, топливо, энергия; — сторонние материальные услуги; — оплата труда. Нематериальные издержки: - услуги; — привлечение стороннего капитала; — денежные выплаты в виде налогов и платежей. Прочие издержки  
 


6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек 197

Окончание табл, 6.1

Юіассификационный признак Виды логистических издержек    
1 Іо месту возникно- исния Отдел снабжения Отдел сбыта Производственные подразделения Транспортные подразделения Склады    
По возможности от- несения на носители Издержки на изделие Издержки на заказ Издержки на операцию    
1 Іо динамике потоко- ного процесса Постоянные издержки Переменные издержки    
1 Іо периодичности пложений Текущие издержки Единовременные издержки    
1 к) основным ком- понентам логистиче- ских процессов Издержки на физическое продвижение материального потока Издержки на сопутствующие процессы    
1 Іо отношению к производственному процессу Производственные издержки Непроизводственные издержки    
I Іо степени агрегиро- иаиия Общие издержки Издержки на единицу логистического процесса    
11о отражению в от- четности Явные издержки Неявные издержки    
1 Іо степени регули- руемости Полностью регулируемые издержки Частично регулируемые издержки Слабо регулируемые издержки    
1 Іо частоте возник- новения Регулярные издержки Разовые издержки    
По возможности охвата планом Планируемые издержки Непланируемые издержки    
По возможности илияния на управ- л(чгческие решения Релевантные Нерелевантные    
По экономическому содержанию Прямые издержки; — на использование производственных факторов и оплату труда; — финансовые издержки. Форс-мажорные издержки Издержки упущенной выгоды    
 



Глава 6. Логистические издержки


По способу получения данных логистические издержки

делятся на фактические, нормальные, плановые.

Фактические логистические издержки — затраты, дей-

ствительно приходящиеся на данную логистическую опе-

рацию или данный объект в рассматриваемом периоде при

фактическом объеме выполняемых действий. Нормальные

логистические издержки — средние затраты, приходящие-

ся на данную логистическую операцию или данный объект

в рассматриваемом периоде при фактическом объеме вы-

полняемых действий. Плановые логистические издерж-

ки — затраты, рассчитанные для определенной логистиче-

ской операции или определенного объекта в определенный

период при запланированной программе работ и заданной

технологии.

По способу отнесения к логистическим процессам логи-

стические издержки делятся на прямые и косвенные.

Прямые логистические издержки могут быть непосред-

ственно отнесены на логистическую операцию или продукт,

услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные

логистические издержки могут быть непосредственно от-

несены на логистическую операцию или продукт, услугу,

заказ или другой конкретный носитель только с помощью

выполнения вспомогательных расчетов.

Очень важными для практического использования явля-

ются группировки издержек по экономическим элементам

и статьям калькуляции.

Группировки по элементам позволяют выделить эконо-

мически однородные виды логистических издержек. Со-

став и содержание элементов затрат может в методическом

плане определяться Положением о составе затрат по произ-

водству и реализации продукции (работ, услуг), включае-

мых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли, утвержденным постановлени-

ем Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.

Группировка по калькуляционным статьям связана

с организационно-техническими особенностями системы

обслуживания. В настоящее время такая группировка за-

трат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном

управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях

процесса выполнения заказов потребителей.

Существенное отличие группировки затрат по статьям

калькуляции от группировки по экономическим элементам


6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек



к|и)('гся в наличии статей, объединяющих элементы по сво-

гму экономическому содержанию, принципу назначения

((к'иовные расходы и расходы по обслуживанию и управле-

нии)), способу распределения их между отдельными видами

пГк\луживания (прямые и косвенные) и зависящих от объе-

ма обслуживания (условно-постоянные и переменные).

Но характеру описания экономического оборота выделя-

іи і грансформационные и трансакционные издержки.

Трансформационные издержки — это издержки эко-

номического оборота, обусловленные натуральными ха-

1»лк гсристиками, прежде всего затратами непосредственно

производственного процесса. Трансакционные издержки —

издержки экономического оборота, обусловленные соци-

альной природой, т.е. теми отношениями между людьми,

іѵо горые сложились по поводу данного объекта, а в конеч-

ном итоге — теми институтами, которые структурируют эти

огношения. Трансакционные издержки связаны с опреде-

'кчпіыми действиями в процессе подготовки, заключения

и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ве-

дением переговоров, заключением договоров, защитой прав

гобственности и другими.

В качестве классификационного признака трансакцион-

ных издержек часто используется время их возникновения:

>|деляют предконтрактные, контрактные и постконтракт-

ные трансакционные издержки.

Предконтрактные трансакционные издержки — затраты,

іккшикающие до того, как выбран контрагент, с которым

будет совершаться сделка. Контрактные трансакционные

иадержки — затраты, которые возникают во время оформ-

ления сделки. Постконтрактные трансакционные издерж-

ки — затраты, возникающие, когда контракт вступит в дей-

сгвие.

Проблема учета трансакционных издержек становится

особо актуальной, когда организационные трудности приоб-

I и ' гают значение, сопоставимое с технологическими ограниче-

ииями. Материальной предпосылкой для этого, в частности,

служит постепенное вытеснение человека из непосредствен-

ного участия в производственном процессе.

Издержки также делят на эксплицитные и имплицитные.

Эксплицитные издержки — это затраты, которые при-

нимают или могут принять форму денежных платежей по-

г гавщикам ресурсов, т.е. они отражаются или могут быть

о I ражены на бухгалтерских счетах предприятий, посколь-



Глава 6. Логистические издержки


ку хозяйствующий субъект сам дает им оценку, произведя

платеж в адрес поставщиков ресурсов.

Имплицитные издержки — это неявные затраты, субъ-

ект экономических отношений явно не оплачивает, и поэто-

му статистически учесть их очень сложно, и если возможно,

то косвенным образом. Имплицитными издержками вы-

ступают затраты всевозможных ресурсов, принадлежащих

предприятию. Оценить их возможно, например, методом

сопоставления платежей за пользование аналогичными ре-

сурсами, которые осуществляют прочие участники рыноч-

ных отношений.

В современной экономической практике существует де-

ление издержек на эффективные и реальные.

Эффективные издержки — затраты, сопряженные с наи-

более эффективной совокупностью сделок при осущест-

влении данного вида деятельности при данной системе

общественных институтов. Реальные издержки — затраты,

сопряженные с фактически имеющей место совокупностью

сделок.

Величина отклонения реальных издержек от эффектив-

ных показывает, насколько эффективно общество исполь-

зует установленные экономические связи и институты,

Отклонение реальных издержек от эффективных обуслов-

лено, с одной стороны, асимметрией информации, циркули-

рующей между экономическими агентами, а с другой — воз-

можностью получения отдельным экономическим агентом

большего выигрыша в том случае, когда он откажется со-

блюдать установленные правила и нормы.

В научной литературе также выделяются альтернатив-

ные, невозвратные и дифференциальные издержки.

Альтернативные издержки — это издержки неисполь-

зованных возможностей. Они отражают упущенную выго-

ду, когда выбор одного действия исключает выбор другого

действия. Невозвратные издержки — это затраты, которые

сделаны в прошлом. Дифференциальные затраты — это ве-

личина, на которую отличаются затраты при рассмотрении

двух альтернативных решений.

Планирование и учет логистических затрат в соответ-

ствии с такими классификациями дает возможность оценить

их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности

увеличения или уменьшения величины этих затрат, опреде-

лять направления их наиболее эффективного использования,

анализировать и совершенствовать их структуру.


6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек



Укрупненный анализ структуры логистических издер-

А<ѵк осуществляется по следующим группам затрат: на за-

купку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы

по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость,

расходы по оформлению заказа, транспортные расходы,

расходы на хранение производственных запасов, издержки

па вложенный капитал.

Затраты на производство продукции включают расходы

па приемку сырья и материалов, оформление заказа на про-

плводство продукции, внутрипроизводственную транспор-

I ировку продукции, хранение продукции незавершенного

производства, а также издержки от замораживания финан-

совых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хра-

пение запасов готовой продукции, оформление заказа (упа-

ковку, сортировку, маркировку и другие операции), прода-

жу, транспортировку готовой продукции, а также издержки

па вложенный капитал.

Последующий анализ затрат по отдельным статьям по-

зволяет дифференцировать оперативную и финансовую от-

ветственность сотрудников подразделений предприятий.

Состав логистических затрат зависит от следующих

факторов:

— специфика предприятия;

— масштаб деятельности предприятия;

— вид транспорта, используемый в основной деятель-

пости;

— наличие транспортных средств в собственности или

и аренде;

— вид, масса и размер перевозимого груза;

— тара перевозимого груза;

— маршрут и вид сообщения: международные, между-

городние или городские перевозки;

— расстояние перевозки;

— организация складирование: наличие собственного

склада, аренда места на складе и др.;

— способы погрузки и выгрузки, используемые в основ-

пой деятельности;

— налоги;

— таможенные правила и т.д.

Комплексный характер и сложность определения логи-

стических издержек обусловлены влиянием большого чис-



Глава 6. Лошстические издержки


ла факторов как внешней, так и внутренней среды пред-

приятия.

Систему факторов, влияющих на формирование логи-

стических затрат, можно представить в следующем виде:

1) позитивные и негативные;

2) внутренние и внешние;

3) управляемые и неуправляемые;

4) поэлементные и комплексные;

5) организационно-экономические и организационно-

технические;

6) интенсивные и экстенсивные;

7) структурные и управленческие.

Влияние фактора на логистические издержки может

быть как положительным, так и отрицательным. Если

в результате воздействия того или иного фактора уровень

логистических издержек повышается, то его влияние при-

знается отрицательным. Если же издержки снижаются под

воздействием какого-либо фактора, то его влияние призна-

ется положительным.

Рост значения фактора может влиять как на увеличе-

ние, так и на снижение величины логистических издержек.

В табл. 6.2 представлены основные факторы, влияющие

на величину логистических издержек. Факторы, с ростом

которых величина издержек уменьшается, выделены кур-

сивом.

Разнообразие и большое число факторов, влияющих

на логистические издержки, свидетельствуют о том, что при

управлении ими необходимо введение целостной системы

измерений и оценки ситуации по множеству параметров,

а не только размеров затрат.

Таблица 6.2

Факторы, влияющие на формирование

логистических издержек

Логистиче- ские функции и операции Факторы формирования логистических издержек    





Подборка статей по вашей теме: