в соответствии с нормами русского языка слова «из-
держки» и «затраты» являются синонимами. В экономиче-
ской терминологии, однако, чаще всего используют слово
<'издержки»: издержки обращения, издержки производства,
I ранспортные издержки. Что касается понятия «логисти-
ческие издержки», то большинство авторов ставят знак
равенства между терминами «логистические издержки»
II «логистические затраты». Наряду с этой распространен-
ной трактовкой существует и другая, когда логистические
издержки рассматриваются как потери — последствия от-
клонений многих технико-экономических факторов от при-
нятых при разработке планов производства. В данном учеб-
нике будет использован первый, традиционный вариант.
Логистические издержки (logistical costs) — затраты
на выполнение логистических операций; включают в себя
издержки обращения и часть издержек производства. Логи-
стические издержки представляют собой затраты трудовых,
материальных, финансовых и информационных ресурсов,
обусловленные выполнением предприятиями своих функ-
ций по выполнению заказов потребителей.
Вначале дадим основные определения, касающиеся из-
держек обращения как таковых. Издержки обращения
(distribution costs) — выраженные в денежной форме со-
вокупные затраты живого и овеществленного труда в про-
цессе доведения продукта из сферы материального произ-
водства до потребителей. Они включают расходы на оплату
груда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудова-
ния, транспортировку, хранение и др.
Глава 6. Логистические издержки
Различают чистые и дополнительные издержки обра-
щения. Чистые издержки обращения обусловлены суще-
ствованием товарно-денежных отношений и связаны непо-
средственно со сменой форм стоимости (самим актом
купли-продажи), они не увеличивают стоимость продук-
ции. Дополнительные издержки обращения увеличивают
стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжени-
ем процесса производства в сфере обращения. К ним отно-
сятся транспортные издержки и издержки хранения.
Издержки обращения по отношению к объему реали-
зации подразделяются на условно-постоянные и условно-
переменные. Условно-постоянные издержки обращения
не зависят от объема реализации и включают расходы
на содержание и эксплуатацию складов, повременную
заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки
обращения зависят от объема реализации и включают
транспортные издержки, издержки хранения, расходы
на упаковку и т.д.
Для характеристики издержек обращения используют
абсолютные и относительные показатели. Абсолютный по-
казатель — объем издержек обращения — представляет
собой сумму этих издержек в денежном выражении. От-
носительный показатель — уровень издержек обращения —
рассчитывается как отношение суммы издержек обращения
к объему оптовой реализации продукции.
Издержки обращения торговли (distribution costs in
wholesaling and retailing) — затраты, характеризующие в де-
нежной форме живой и овеществленный труд, вложенный
в движение товаров от поставщика к потребителю. Издерж-
ки обращения торговли складываются из отдельных статей
расходов: на оплату труда торговых работников, потребле-
ние производственное в торговле и оплату услуг других
отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, комму-
нального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли
являются основным фактором, определяющим рентабель-
ность торговли и доход торговых предприятий.
Издержки производства или производственные издерж-
ки (manufacturing costs) — совокупные затраты живого
и овеществленного труда в процессе производства обще-
ственного продукта; включают стоимость потребленных
средств производства и всю вновь созданную стоимость.
Транспортные издержки (transportation costs) — часть
транспортно-заготовительных расходов; затраты на транс- 
6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек
м(>ртпровку продукции от мест производства до непосред-
< іигппых потребителей, выполняемую как транспортом
попкч'о пользования, так и собственным транспортом. Эти
и.ід('|)жки включают оплату тарифов транспорта и различ-
иях сборов транспортных организаций, затраты на содер-
жітке собственного транспорта, стоимость погрузочно-
рісігрузочных работ, экспедирования грузов и др.
Транспортные издержки являются дополнительными из-
к ржками, связанными с продолжением процесса произ-
іиѵіства в сфере обращения.
Издержки хранения (storage costs) — разновидность
імд(;ржек обращения и логистических издержек; затраты,
і иязанные с обеспечением сохранности продукции. Они яв-
ляются дополнительными издержками, вызванными про-
д(иіжением процесса производства в сфере обращения, т.е.
\нкяг производительный характер. Однако производитель-
пыми их принято считать только при хранении норматив-
ного объема запасов продукции, необходимого для обеспе-
чения непрерывности производства. В издержки хранения
иходят затраты по содержанию складов, зарплата складского
персонала, недостача продукции в пределах норм естествен-
ной убыли, административно-управленческие и др. расходы.
< (жращение этих издержек можно достичь путем ускоре-
ния товарооборачиваемости, обеспечения сохранности ма-
териальных ценностей, внедрения современных складских
к�хнологий и др. Издержки хранения могут достигать 40%
о і затрат на формирование и хранение запасов.
В условиях обособления функций производства продук-
та и функций его обращения в самостоятельные сферы дея-
іельности издержки производства и издержки обращения
распределяются между производственными предприятия-
ми, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими
югистические операции над продуктом, его реализацию
потребителям, — с другой. На практике предприятия сфе-
ры материального производства, помимо производственной
деятельности, могут выполнять и некоторые функции об-
ращения, а предприятия сферы обращения, кроме собствен-
но реализации продукции, могут осуществлять некоторые
функции, являющиеся продолжением производственной
деятельности. В денежной форме издержки производства
мыступают как себестоимость продукции.
Содержание понятия «логистические издержки» меня-
лось на протяжении предшествующих 60 лет. Одновремен- 
Глава 6. Логистические издержки
но с эволюцией концепции логистики идет процесс раз-
работки методических основ калькуляции логистических
издержек. Проблема здесь, прежде всего, заключается в вы-
явлении структуры себестоимости продукции и услуг.
Первоначально к логистическим издержкам относили
совокупность затрат на операции по перемещению товаров
(расходы на транспортировку, складирование, обработку
заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рас-
сматриваться как оптимизация затрат на перемещение го-
товой продукции, включая ее хранение и содержание запа-
сов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные
части, послепродажный сервис).
В связи с интеграцией логистических функций многие
компании в своей логистической деятельности приняли
на вооружение концепцию «полных издержек распределе-
ния». В их состав включили расходы по обеспечению про-
изводства материальными ресурсами, объясняя это тем, что
решения, относящиеся к уровню обслуживания, существен-
но влияют на размер товарно-материальных запасов, кото-
рые необходимо, поэтому включить в систему логистики.
Анализ соотношения расходов, связанных, с одной сто-
роны, с материально-техническим обеспечением производ-
ства, а с другой — с распределением готовой продукции
различных отраслей промышленности, показал, что, вторые
могут быть в два-три раза больше первых.
В дальнейшем произошел отказ от изолированного рас-
смотрения мероприятий по рационализации сферы обраще-
ния и производства, и в коммерческую практику фирм стал
внедряться метод суммарных издержек. Другими словами,
стал проводиться анализ общей величины затрат, получив-
ший название «принцип одного зонтика».
Комплексный подход к развитию логистики изменил
концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осу-
ществляться не по функциональному принципу, а с ори-
ентацией на конечный результат, когда первоначально
определяются объем и характер работы ЛС, а затем затра-
ты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил
развитие новый подход к исчислению издержек, заключав-
шийся в разработке «миссий», т.е. определении целей, ко-
торые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной
ситуации «продукт — рынок». Миссия может быть опреде-
лена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида про-
дукции и ограничений по обслуживанию и издержкам. 
6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек
И настоящее время в соответствии с внедрением поня-
Пиі «миссия» одним из базовых принципов учета логисти-
'и гкпх издержек стало требование обязательного отраже-
нна материальных потоков, пересекающих традиционные
функциональные границы, возникающие при выполнении
пі.і(ѵн)Ных операций, поэтому издержки по обслуживанию
ппі р(>бителей на рынке должны быть идентифицированы.
»и) дает возможность осуществить раздельный анализ из-
и І»іап< и доходов по типам потребителей и сегментам рынка
н HI каналам распределения. Такая система учета издержек
нікіиоляет определять общие затраты на логистику в соот-
мг Iс Пши с ее целями, а с другой — как сумму расходов, свя-
і.нннлх с выполнением традиционных функций логистики.
.Догистические издержки в масштабе отдельно взятой
t иілнсс-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы
н|»<ѵиіж, в стоимостном выражении в расчете на единицу мас-
«м (·і>ірья, материалов, готовой продукции и др., в процентах
III ("гоимости чистой продукции; а в общенациональном мас-
III гз6е — в процентах от валового национального продукта.
.Догистические издержки в практической деятельности
иі.к тупают как инструмент управления. Определение сос-
і.іиа логистических издержек и анализ затрат способству-
ни принятию экономически обоснованных хозяйственных
|нлпсний на всех уровнях управления. Уровень логистиче-
t кнх издержек влияет на экономическое положение пред-
приятия и его конкурентоспособность. Снижение логисти-
'ич'ких издержек, рост на этой основе прибыли повышает
финансовые возможности предприятия, расширяет его хо-
імпственную самостоятельность. В коммерческой практике
ікономически развитых стран учет логистических издержек
інітегрирован с их нормированием, планированием и ана-
'Hi;u)M в единую информационную систему, позволяющую
пнсративно выявлять и устранять нарушения в процессе
юі истической деятельности. При этом решаются вопросы
»» иыгодности для предприятия закупки той или иной про-
дукции, производства в том или ином месте, использования
и х или иных каналов сбыта.
Классификация логистических издержек по одному
нризнаку или нескольким признакам одновременно может
< м уіцествляться и в методических целях — для разъяснения
н\ существа, и в практических — для организации учета
н анализа логистических издержек, а также для калькули-
інишния себестоимости. В табл. 6.1 приведена классифика- 
Глава б. Логистические издержки
ция логистических издержек, необходимая собственно для
целей логистического менеджмента.
Таблица 6.1
Классификация логистических издержек
|
6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек 197
Окончание табл, 6.1
|
Глава 6. Логистические издержки
По способу получения данных логистические издержки
делятся на фактические, нормальные, плановые.
Фактические логистические издержки — затраты, дей-
ствительно приходящиеся на данную логистическую опе-
рацию или данный объект в рассматриваемом периоде при
фактическом объеме выполняемых действий. Нормальные
логистические издержки — средние затраты, приходящие-
ся на данную логистическую операцию или данный объект
в рассматриваемом периоде при фактическом объеме вы-
полняемых действий. Плановые логистические издерж-
ки — затраты, рассчитанные для определенной логистиче-
ской операции или определенного объекта в определенный
период при запланированной программе работ и заданной
технологии.
По способу отнесения к логистическим процессам логи-
стические издержки делятся на прямые и косвенные.
Прямые логистические издержки могут быть непосред-
ственно отнесены на логистическую операцию или продукт,
услугу, заказ или другой конкретный носитель. Косвенные
логистические издержки могут быть непосредственно от-
несены на логистическую операцию или продукт, услугу,
заказ или другой конкретный носитель только с помощью
выполнения вспомогательных расчетов.
Очень важными для практического использования явля-
ются группировки издержек по экономическим элементам
и статьям калькуляции.
Группировки по элементам позволяют выделить эконо-
мически однородные виды логистических издержек. Со-
став и содержание элементов затрат может в методическом
плане определяться Положением о составе затрат по произ-
водству и реализации продукции (работ, услуг), включае-
мых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденным постановлени-
ем Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.
Группировка по калькуляционным статьям связана
с организационно-техническими особенностями системы
обслуживания. В настоящее время такая группировка за-
трат сохраняет свое значение во внутрипроизводственном
управлении, в организации контроля затрат на всех стадиях
процесса выполнения заказов потребителей.
Существенное отличие группировки затрат по статьям
калькуляции от группировки по экономическим элементам 
6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек
к|и)('гся в наличии статей, объединяющих элементы по сво-
гму экономическому содержанию, принципу назначения
((к'иовные расходы и расходы по обслуживанию и управле-
нии)), способу распределения их между отдельными видами
пГк\луживания (прямые и косвенные) и зависящих от объе-
ма обслуживания (условно-постоянные и переменные).
Но характеру описания экономического оборота выделя-
іи і грансформационные и трансакционные издержки.
Трансформационные издержки — это издержки эко-
номического оборота, обусловленные натуральными ха-
1»лк гсристиками, прежде всего затратами непосредственно
производственного процесса. Трансакционные издержки —
издержки экономического оборота, обусловленные соци-
альной природой, т.е. теми отношениями между людьми,
іѵо горые сложились по поводу данного объекта, а в конеч-
ном итоге — теми институтами, которые структурируют эти
огношения. Трансакционные издержки связаны с опреде-
'кчпіыми действиями в процессе подготовки, заключения
и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ве-
дением переговоров, заключением договоров, защитой прав
гобственности и другими.
В качестве классификационного признака трансакцион-
ных издержек часто используется время их возникновения:
>|деляют предконтрактные, контрактные и постконтракт-
ные трансакционные издержки.
Предконтрактные трансакционные издержки — затраты,
іккшикающие до того, как выбран контрагент, с которым
будет совершаться сделка. Контрактные трансакционные
иадержки — затраты, которые возникают во время оформ-
ления сделки. Постконтрактные трансакционные издерж-
ки — затраты, возникающие, когда контракт вступит в дей-
сгвие.
Проблема учета трансакционных издержек становится
особо актуальной, когда организационные трудности приоб-
I и ' гают значение, сопоставимое с технологическими ограниче-
ииями. Материальной предпосылкой для этого, в частности,
служит постепенное вытеснение человека из непосредствен-
ного участия в производственном процессе.
Издержки также делят на эксплицитные и имплицитные.
Эксплицитные издержки — это затраты, которые при-
нимают или могут принять форму денежных платежей по-
г гавщикам ресурсов, т.е. они отражаются или могут быть
о I ражены на бухгалтерских счетах предприятий, посколь- 
Глава 6. Логистические издержки
ку хозяйствующий субъект сам дает им оценку, произведя
платеж в адрес поставщиков ресурсов.
Имплицитные издержки — это неявные затраты, субъ-
ект экономических отношений явно не оплачивает, и поэто-
му статистически учесть их очень сложно, и если возможно,
то косвенным образом. Имплицитными издержками вы-
ступают затраты всевозможных ресурсов, принадлежащих
предприятию. Оценить их возможно, например, методом
сопоставления платежей за пользование аналогичными ре-
сурсами, которые осуществляют прочие участники рыноч-
ных отношений.
В современной экономической практике существует де-
ление издержек на эффективные и реальные.
Эффективные издержки — затраты, сопряженные с наи-
более эффективной совокупностью сделок при осущест-
влении данного вида деятельности при данной системе
общественных институтов. Реальные издержки — затраты,
сопряженные с фактически имеющей место совокупностью
сделок.
Величина отклонения реальных издержек от эффектив-
ных показывает, насколько эффективно общество исполь-
зует установленные экономические связи и институты,
Отклонение реальных издержек от эффективных обуслов-
лено, с одной стороны, асимметрией информации, циркули-
рующей между экономическими агентами, а с другой — воз-
можностью получения отдельным экономическим агентом
большего выигрыша в том случае, когда он откажется со-
блюдать установленные правила и нормы.
В научной литературе также выделяются альтернатив-
ные, невозвратные и дифференциальные издержки.
Альтернативные издержки — это издержки неисполь-
зованных возможностей. Они отражают упущенную выго-
ду, когда выбор одного действия исключает выбор другого
действия. Невозвратные издержки — это затраты, которые
сделаны в прошлом. Дифференциальные затраты — это ве-
личина, на которую отличаются затраты при рассмотрении
двух альтернативных решений.
Планирование и учет логистических затрат в соответ-
ствии с такими классификациями дает возможность оценить
их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности
увеличения или уменьшения величины этих затрат, опреде-
лять направления их наиболее эффективного использования,
анализировать и совершенствовать их структуру. 
6.1. Классификация и анализ структуры логистических издержек
Укрупненный анализ структуры логистических издер-
А<ѵк осуществляется по следующим группам затрат: на за-
купку, производство и сбыт продукции.
Затраты на закупку продукции включают расходы
по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость,
расходы по оформлению заказа, транспортные расходы,
расходы на хранение производственных запасов, издержки
па вложенный капитал.
Затраты на производство продукции включают расходы
па приемку сырья и материалов, оформление заказа на про-
плводство продукции, внутрипроизводственную транспор-
I ировку продукции, хранение продукции незавершенного
производства, а также издержки от замораживания финан-
совых средств.
Затраты на сбыт продукции включают расходы на хра-
пение запасов готовой продукции, оформление заказа (упа-
ковку, сортировку, маркировку и другие операции), прода-
жу, транспортировку готовой продукции, а также издержки
па вложенный капитал.
Последующий анализ затрат по отдельным статьям по-
зволяет дифференцировать оперативную и финансовую от-
ветственность сотрудников подразделений предприятий.
Состав логистических затрат зависит от следующих
факторов:
— специфика предприятия;
— масштаб деятельности предприятия;
— вид транспорта, используемый в основной деятель-
пости;
— наличие транспортных средств в собственности или
и аренде;
— вид, масса и размер перевозимого груза;
— тара перевозимого груза;
— маршрут и вид сообщения: международные, между-
городние или городские перевозки;
— расстояние перевозки;
— организация складирование: наличие собственного
склада, аренда места на складе и др.;
— способы погрузки и выгрузки, используемые в основ-
пой деятельности;
— налоги;
— таможенные правила и т.д.
Комплексный характер и сложность определения логи-
стических издержек обусловлены влиянием большого чис- 
Глава 6. Лошстические издержки
ла факторов как внешней, так и внутренней среды пред-
приятия.
Систему факторов, влияющих на формирование логи-
стических затрат, можно представить в следующем виде:
1) позитивные и негативные;
2) внутренние и внешние;
3) управляемые и неуправляемые;
4) поэлементные и комплексные;
5) организационно-экономические и организационно-
технические;
6) интенсивные и экстенсивные;
7) структурные и управленческие.
Влияние фактора на логистические издержки может
быть как положительным, так и отрицательным. Если
в результате воздействия того или иного фактора уровень
логистических издержек повышается, то его влияние при-
знается отрицательным. Если же издержки снижаются под
воздействием какого-либо фактора, то его влияние призна-
ется положительным.
Рост значения фактора может влиять как на увеличе-
ние, так и на снижение величины логистических издержек.
В табл. 6.2 представлены основные факторы, влияющие
на величину логистических издержек. Факторы, с ростом
которых величина издержек уменьшается, выделены кур-
сивом.
Разнообразие и большое число факторов, влияющих
на логистические издержки, свидетельствуют о том, что при
управлении ими необходимо введение целостной системы
измерений и оценки ситуации по множеству параметров,
а не только размеров затрат.
Таблица 6.2
Факторы, влияющие на формирование
логистических издержек
|