Виды логистических операций

Классификация финансовых потоков

Классификация логистики

Фактор декомпозиции Область логистики
Пространственный Микрологистика Макрологистика Металогистика
Временной Анализ, планирование и организация логистических систем и процессов Регулирование, реализация и контроль логистических установок Расчет мощности и производительности логистической системы
Функциональный Заготовительная логистика Производственная логистика Распределительная логистика Транспортная логистика Информационная логистика
Организационно-хозяйственный Логистика предприятия Строительная логистика Военно-промышленная логистика Предпринимательская логистика
Объектообразующий Единичная логистика Массовая логистика Логистика запасных, комплектующих товаров Логистика персонала

По производственному признаку различают следующие виды логистики.

Микрологистика охватывает границы одного предприятия. Макрологистика распространяется на народное хозяйство или на экономический район страны. Металогистика – на отдельные регионы, их системы снабжения и каналы распределения.

Наиболее представительной является классификация по функциональному признаку.

На каждом участке прохождения материального потока наблюдается некоторая специфика, в связи с этим в логистике выделяют пять функциональных областей:

1. Закупочная логистика. При логистическом подходе к управлению материальными потоками деятельность по изучению и выбору поставщиков, заключению договоров и контролю за их исполнением, принятию мер в случае нарушений условий поставки должна быть не обособленной, а подчиняться стратегии управления сквозным материальным потоком. Границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения в микрологистической системе.

2. Производственная логистика. Основные задачи в этой области -управление материальными потоками в процессе осуществления производства.

3. Распределительная логистика. Реализация функции распределения на производственном предприятии называется сбытом продукции. Задачи распределительной логистики решаются как на микро- так и на макроуровне. Так от решения задач по организации распределения продовольственных товаров в области, регионе будет зависеть обеспечение населения региона необходимыми продуктами питания.

4. Транспортная логистика. Движение материального потока обеспечивается транспортом общего пользования (принадлежит специальным транспортным организациям) и собственным транспортом. Приоритетным объектом изучения и управления в логистике является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. В условиях развития информационных систем возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила решать задачу сквозного управления потоками материальными Объектом исследования в этой области логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии.

5 Информационные потоки и их параметры

Информационный поток - поток сообщений в устной, документной (бу­мажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистеческой системой и предназначенный в основном для реализации управляющих функций

Можно выделить элементарные, ключевые и поддерживающие информационные потоки, сопровождающие соответствующие операции и функции.

Информационные потоки делятся на:

  • внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистисеческой системой и внешней средой
  • горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистеческой системы, и вертикальные — от верхнего звена логистического менеджмента к нижнему;
  • входные и выходные — по отношению к логистической системе (подсистеме или звену логистичиской системы).

По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации — на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.

По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические (с жестким ограничением времени и продолжительности передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах on line и offline.

В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие), нормативно-справочные, информационные — для учета и анализа при принятии решений — и вспомогательные информационные потоки

6 Основные задачи транспортной логистики

Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

· создание транспортных систем;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· выбор способа транспортировки и транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

6 Логистический менеджмент

Логистический менеджмент в компании - это процесс администрирования логистической системы, то есть выполнение основных управленческих функций (преимущественно с применением информационно – компьютерных технологий) для достижения целей логистической системы. Основные управленческие функции администрирования логистической системы (они схожи с функциями менеджмента, любой компании):
• Планирование (стратегическое, тактическое, оперативное);
• Организация;
• Регулирование (принятие решений);
• Координация (межфункциональная и межорганизационная);
• Анализ;
• Аудит (внутренний и внешний);
• Контроллинг;
• Ценообразование.

Цели организации определяются владельцами ключевых ресурсов в соответствии со своей системой ценностей и либо официально провозглашаются как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в миссии, философии организации, основных принципах деятельности. Менеджментом к целям предъявляются следующие требования:
- цели должны быть четко сформулированными, конкретными и измеримыми.

Стоит обратить внимание на измеримые стратегические логистические цели. Измеримость важна для контроля следования логической стратегии – можно определить, достигнуты цели или нет. Кроме того, измеримые цели - это психологический стимул для логических менеджеров, помогающий им определить, насколько успешны их усилия. Цели должны быть чем–то большим, чем, например, минимизация издержек/максимизация прибыли. Снижение издержек не является для компании первостепенной стратегической целью. Компании заинтересованы в долгосрочном увеличении прибыли, росте и приемлемой рентабельности инвестиций в логистику, хотя основными ключевыми показателями, на которые ориентированы логистические стратегии, остаются:
• снижение общих логистических затрат;
• минимизация инвестиций в логистическую систему;
• улучшение качества логистического сервиса.

- цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству;
- цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с
меняющимися условиями;
- люди должны признавать цели в качестве своих личных, что порождает заинтересованность в их реализации. Условием этого являются известность, понятность, близость целей большинству членов организации;
- цели должны быть проверяемыми;
- цели должны образовывать единую систему: быть совместимыми во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать членов организации на противоречивые действия.

При формулировании цели необходимо определить желаемые сроки ее достижения. Часто сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Кроме того, обычно цели никогда не удается сформулировать окончательно, поскольку в ходе работы происходит их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств. Задача выживания требует регулярного приспособления целей к новым условиям внешней среды (общественным условиям, формам и масштабам деятельности, технологиям и прочим).

Цели можно рассматривать по иерархическому уровню. И здесь, как раз, и выделяются миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели.

Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, ценности, культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими сотрудниками и т.д. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, отражает взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы. Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал. С учетом миссии формулируется генеральная цель. Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией. Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать не может.

Общеорганизационные (корпоративные) стратегические цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией генеральной цели. Они могут быть связаны как с отдельными конкретными сторонами работы – логистикой, финансами, маркетингом, кадровой работой, так и могут быть направлены на решение общих задач, например, достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т.п.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении, например логистики, и определяют основные направления их деятельности в свете реализации общих целей и являются основой стратегий, планов.

7 Финансовые потоки

Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Финансовые потоки неоднородны по составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обусловливает необходимость проведения их подробной классификации.

Для классификации финансовых потоков используются следующие основные признаки:

  • отношение к логистической системе;
  • направление движения;
  • назначение;
  • способ переноса авансированной стоимости;
  • форма расчета;
  • вид хозяйственных связей.

По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.

По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

  • входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;
  • выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

  • обусловленные процедурами закупки товаров;
  • инвестиционные потоки;
  • в связи с воспроизводством рабочей силы;
  • связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
  • возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые в классификации по назначению).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

  • денежные потоки, характеризующие движение наличных средств;
  • информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.

Денежные потоки делятся на потоки наличных ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости.

Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

10 Логистические операции

Логистические операции — это любые действия, связанные с возникновением, преобразованием и поглощением материального и сопутствующих ему информационного и финансового потоков.

Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные операции бывают базисные, ключевые и вспомогательные.

Базисные операции — это закупка (снабжение), производство, сбыт.

Ключевые операции связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами, производственными процедурами, физическим распределением.

Вспомогательные операции — это операции складирования, грузопереработки, упаковки, обеспечение возврата товаров, сбор возвратных отходов, информационно- компьютерная информация и другое сервисное обслуживание.

Элементарные операции — это погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка, сортировка, маркировка и т. п.

Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.

11 Логистическая информационная система

Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы обеспечивающую функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков влияющих на производственный процесс. Основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

Информационная логистика используется для обеспечения информацией всю организацию в целом исходя из логистических принципов.

Информационный поток — генерируется материальным потоком. В информационной логистике информационный поток рассматривается только в логистической системе, между звеньями логистической системы или между внешней средой и логистической системой.

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

Цель управления организацией — эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов деятельности организации.

Цели создания информационной системы:

§ обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы;

§ обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу;

§ соблюдение адресности информации;

§ устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;

§ расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Логистическая информационная система — интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Основные принципы построения информационной системы:

§ иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);

§ принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);

§ избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);

§ конфиденциальность;

§ адаптивность к изменяющимся запросам;

§ согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);

§ открытость системы (для пополнения данных).

Информационная функция — целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информационной системой и характеризующийся однородностью действий с информацией любого вида.

Информационная сеть — совокупность компьютерно-программных средств и пользователей информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков.

12 Внутрипроизводственная логистика

Задачей производственной логистики является управление материальными потоками внутри фирм, создающих материальные блага или оказывающих материальные услуги, такие как: хранение, фасовка, укладка, упаковка.

Логистические системы, рассматриваемые в производственной логистике, носятназвание внутрипроизводственных логистических систем. К ним относят: промышленные фирмы, оптовые фирмы, имеющие складские помещения, узловые грузовые станции, порты и т.д.

Внутрипроизводственные логистические системы могут рассматриваться на макроуровне и микроуровне. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают как сумма элементов микро системы. Они задают ритм работе всей системы, являются источником материальных потоков. Внутрипроизводственная логистическая система обладает способностью быстро менять качественные и количественные показатели (состав) выходного материального потока (т.е. ассортимент, количество выпускаемой и реализуемой продукции). Внутрипроизводственная логистическая система обладает количественной и качественной гибкостью.

Качественнаягибкость обеспечивается наличиемунивер -сального обслуживающего персонала и гибкого производства.

Количественная гибкость создает такую систему обеспечения фирмы оборудованием и рабочей силой, которая позволяет быстро задействовать в производство резерв персонала и оборудования.

На микроуровне в логистическую систему производственной логистики входит ряд под систем, которые взаимно связаны друг с другом, образуя определенную целостность. К данной под системе относят: закупку, запасы, склады, обслуживающие производства, транспорт, информацию, сбыт, кадры.

• Внутрипроизводственная логистическая система должна обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри фирмы.

13 Понятие логистического сервиса


В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.


Услуга, в общем понимании этого термина, означает чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа, по оказанию услуг, т. е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом.


Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.


Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо зкспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:


• предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания;
• работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
• послепродажный логистический сервис.


До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.


В процессе реализации товаров могут оказываться разнообразные логистические услуги, например:


- наличие товарных запасов на складе;
- исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
- обеспечение надежности доставки;
- предоставление информации о прохождении грузов.


Послепродажные услуги - это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д.

14 Экономическая эффективность применения логистики

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Основными показателями эффективности применения логистики в торговле являются:

1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:

§ перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;

§ применение современных технологий контроля состояния запасов;

§ высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

Сокращаются как текущие, так и страховые запасы. Текущие — за счет использования технологии точно в срок, а также формирование оптимальных размеров партий, создание страховых запасов — за счет их концентрации в едином распределительном складе.

2. Максимальное использование площадей и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

§ резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;

§ перемещение части подготовительных операций, таких как фасовка, маркировка, проставление цен и др., на более ранние стадии товародвижения.

3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

4. Сокращение транспортных расходов, которые удается достичь за счет высокой согласованности участков в вопросах использования транспорта.

5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

15 Цели и задачи логистики

Цель логистики — обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:

1) концепция общих затрат;

2) концепция предотвращения подоптимизации;

3) концепция финансовых обменов.

Четыре условия, выполнение которых необходимо,

чтобы достичь основной цели логистики:

1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

2) определенное договором установленное время;

3) определенное место поставки;

4) минимизация общих затрат.

Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.
Источник:https://www.znaytovar.ru/new2735.html

Общая задача логистики состоит в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.

Основные задачи логистики решаются и реализуются на операционном уровне управления предприятием, фирмой либо компанией и состоят в следующем:

o сборе, аккумулировании, анализе и передаче информации о движении материальных потоков;

o планировании, формировании и содержании материальных запасов;

o выборе и обосновании местоположения логистического объекта (промежуточного склада, распределительного центра, оптовой базы и пр.) на логистическом полигоне;

o управлении процессом складской переработки материального потока в требуемый клиентом «формат»;

o упаковке продукции в соответствии с требованиями на поставку и сохранение качества;

o выборе типа и вида транспортных средств для доставки грузов клиентам;

o организации и планировании доставки грузов потребителям;

o расчете и выборе оптимальных маршрутов доставки грузов клиентам.

В процессе решения перечисленных задач возникают проблемы различных характера и этиологии.

20 Риск и страхование логистических систем

Риск – основное понятие страхования.
Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск и страховой случай аналогичны понятию надежности, т.е. вероятности наступления отказа или вероятности безотказной работы системы. В общем виде страхование представляет собой систему обеспечения интересов физических и юридических лиц, подверженным тем или иным рискам.
Такая система реализуется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступления страхового случая к минимуму.
Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:
- коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, потере чисти дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.;
- риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, стихийных бедствий;
- риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, в том числе угон транспортных средств;
- экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде при транспортировке и хранении продукции;
- технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

21 Цели и задачи концепции точно в срок

Концепция "точно в срок" - это современная концепция/технология построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

Концепция "точно в срок" тесно связана с составляющими логистического цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требует адекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Логистическая концепция "точно в срок" характеризуется следующими основными чертами:

• минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

• короткими производственными (логистическими) циклами;

• небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

• взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

• эффективной информационной поддержкой;

• высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

22 Системы управления запасами

Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. Поэтому проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам.

В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае для конкретного склада параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.

Основным назначением склада является концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К функциям склада можно отнести следующие.

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов приобретает особое значение в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает в себя огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, цвету и т. д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение. Эта функция позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии товаров меньше, чем вагон, или меньше, чем трейлер, что значительно увеличивает издержки, связанные с их доставкой. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществить функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

22 Функции логистики

В настоящее время в науке и практике все функции логистики разделены по нескольким классификациям. С точки зрения характера выполняемой задачи выделяют: оперативную (организация работы, непосредственно управление, контролирование всех потоков) и координационную (заключается в выявлении и сопоставление потребностей логической системы, согласовании целей и координации действий каждого работающего подразделения внутри организации и иных звеньев логистической цепи)

С точки зрения содержания выделяют: базисную (снабжение, производство, сбыт), ключевую (состоящую из поддержания стандартов обслуживания, управления закупками, определения объемов и направлений МП, прогнозирования спроса, управления запасами, физического распределения готовой продукции, определения последовательности продвижения товаров через объекты складирования, осуществления перевозок и всех сопутствующих операций с товаром в процессе перевозки, управления производственными процедурами, формирования хозяйственных отношений по поставке продукции или оказанию услуг) и поддерживающую, которая заключается в управлении складскими операциями, развитии, размещении и организации складского хозяйства, сдачи и приемки грузов, хранении, сортировке, подготовке требующегося ассортимента, упаковке, маркировке, подготовке к загрузке, грузопереработке, обеспечении возврата товаров, обеспечении запасными частями и сервисном обслуживании, информационно-компьютерной поддержке).

28 Методология логистики

Методология логистики при изучении процессов производства и распределения материальных благ разграничивает понятие использования и движения ограниченных ресурсов, обосновывает их единство и целостность, факторы эффективного использования ограниченных ресурсов дополняет факторами времени и пространства их движения, что позволяет анализировать мировые экономические, социальные и экологические процессы комплексно, в их единстве и целостности.

Современная теория логистики и логистического менед­жмента в концептуальном плане базируется на методологиях:
• системного анализа,
• кибернетического подхода,
• исследования операций,
• экономико-математического моделирования.

Для решения конкретных проблем, возникающих при анализе и синтезе логистических систем и методов управления на разных эко­номических уровнях используются более детально методы программ­но-целевого планирования, функционально-стоимостного анали­за, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т.п.

Научную базу логистики составляют:

• математика (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.);

• исследование операций (оптимальное программирование, теория игр, теория статистических решений, теория массового обслуживания, теория управления запасами, теория сетей и графов и др.);

• техническая кибернетика (теории больших систем, прогнозирования, общая теория управления, теории автоматического регулирования, идентификации, информации и др.);

• экономическая кибернетика и экономика (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, системный анализ экономики, стратегическое и оперативное планирование, оптимальное ценообразование, имитационное моделирование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибуция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: