Логистическая поддержка производства

Проблемы логистической поддержки производства (вну-

трипроизводственной логистики) требуют особого преди-

словия. Классифицируя микрологистические системы, мы

подразделили их на два вида, один из которых включает

только внутренние потоки фирмы, а второй в дополнение

к названным еще и входные и выходные потоки. Подразде-

ление на заготовительную, внутрипроизводственную и рас-

пределительную логистики осуществляется на несколько

иных принципах, чем разделение систем на макро- и ми-

крологистические. Микрологистическая система воплоща-

ет логистику основного звена рыночной экономики, пред-

Признаки

сравнения

Признаки сравнения Материально-техническое обеспечение  
традиционный подход логистический подход  
Количество поставщиков Возможно множество источников поставки Единственный по каж- дому виду материаль- ных ресурсов по дли- тельному контракту  
Параметры поставок Большие размеры пар- тий, редкие поставки Мелкие размеры пар- тий, частые поставки  
Технология и организация транспорти- ровки График вывоза со- ставляет поставщик. Контролируется своев- ременность отправки График поставок со- ставляет получатель. Контролируются на- дежность поставок  
Контроль входного потока Организует покупа- тель Входной контроль ис- ключается при гаран- тиях поставщика  
Оформление очередного заказа Требует времени и со- гласований. Изменение параметров поставки вызывает необходи- мость оформления нового заказа Время и размер заказа согласуются оператив- но. В компьютерных сетях возможно безбу- мажное оформление  
Упаковка товара Упаковка каждого вида товара может быть индивидуальна. Универсальная коди- ровка отсутствует Упаковка унифициро- вана и стандартизиро- вана. Универсальная кодировка (штриховое кодирование и пр.)  
 


7.3. Логистическая поддержка производства



с іаиляющую собой сосредоточенную систему, в этом случае

приходится работать с входными, внутрисистемными и вы-

ходными потоками.

Внутрипроизводственная логистика занята изучением

и управлением потоками и запасами внутри самой системы;

иходной же и выходной потоки для внутрипроизводствен-

ной логистики — это некая заданность, условия, ограниче-

ния. Структура логистики фирмы в целом представлена

на рис. 7.5.

Рис. 7.5. Структура логистической поддержки производства

В своем функционировании логистическая система

должна находиться в тесной взаимосвязи с другими струк-

турными подразделениями фирмы. Кроме того, на ны-

нешнем этапе конкурентной борьбы логистика выполняет

функцию целеполагания и постановки конкретных узких

задач другим подразделениям фирмы. В интегрированном

виде задачи (функции) внутрипроизводственной логисти-

ки могут быть сформулированы следующим образом:

— планирование и диспетчирование производства

на основе прогноза потребностей в готовой продукции и за-

казов потребителей;

— разработка план-графиков производственных зада-

ний цехам и другим производственным подразделениям

предприятия;



Глава 7. Функциональные области логистики


— разработка графиков запуска-выпуска продукции, со-

гласованных со службами снабжения и сбыта;

— установление нормативов незавершенного производ-

ства и контроль за их соблюдением;

— оперативное управление производством и организа-

ция выполнения производственных заданий;

— участие в загрузке производственных мощностей за-

казами потребителей;

— контроль количества и качества готовой продукции;

— участие в разработке и реализации производственных

нововведений;

— контроль за себестоимостью производства готовой

продукции.

Материальная логистика во внутрипроизводственном

проявлении представляет собой достаточно сложное форми-

рование; она включает в себя логистику производственного

процесса, складскую, внзггритранспортную логистику и т.д.

Внутрипроизводственная логистика занимает в нашей

типологии особое место. Логистический поток в данном

случае практически сводится к потоку материальному, так

как финансовые потоки при отсутствии товарно-денежных

отношений не образуются, а информационные — в доста-

точной мере детерминированы технологическими про-

цессами. Логистические процессы перемещения и скла-

дирования предметов труда, неотъемлемая часть любого

производственного процесса, являются следствием раз-

деления труда. Внутрипроизводственную логистику как

таковую рассматривать вне предпринимательского кон-

текста можно лишь с сугубо технологических позиций.

Интегральная же концепция логистики требует видеть

место внутрипроизводственной логистики в воспроиз-

водственном цикле. В соответствии с этим целесообраз-

но представить производство в ряду основных функций

предприятия (табл. 7.6).

Во внутрипроизводственной системе погрузочно-разгру-

зочных и транспортно-складских работ чисто технически

выделяют склады (структурные элементы, выступающие

с логистической точки зрения как запасы) — сооружения,

специально оборудованные площадки или устройства,

предназначенные для приема, хранения и выдачи грузов,

и грузопотоки — определенное количество однородных

грузов, перемещаемых по заданному направлению за уста-

новленный период.


7.3. Логистическая поддержка производства



Таблица 7.6

Основные функции предприятия

1 Ітшенование (|)ункции Содержание функцио- нальной деятельности Примечание
Маркетинг Изучение, анализ и фор- мирование рынков, на- правленные на удовлет- ворение потребностей получателей Основной предмет функциональной деятельности — ин- формация
(Т)ыт (іііюдажа) Распределение и доведе- ние готовой продукции и услуг до потребителей Основной предмет функциональной деятельности — товар
  Финансо- вое (финанси- рование) Мобилизация и при- влечение финансовых и денежных ресурсов: собственных ресурсов и ресурсов инвесторов и кредиторов Финансы — метаре- сурс, необходимый для приобретения всех других ресурсов
-8109 Кадровое (найм пер- сонала) Поиск, подбор, найм, подготовка, переподго- товка, обучение персона- ла предприятия (менед- жеров, специалистов, рабочих, служащих) В некоторых клас- сификациях этой функции не придает- ся самостоятельное значение
  Матери- ально- техни- ческое Приобретение, доставка, сохранение и подго- товка к использованию материально-технических ресурсов во всех видах функциональной дея- тельности предприятия Материально- техническому обе- спечению подлежат все виды деятельно- сти предприятия
Производство (изготовление) Соединение матери- ально-технических ресурсов и живого труда в процессе превращения предметов труда в про- дукт труда (продукцию предприятия) Характерна для производственного предприниматель- ства
Управление (менеджмент) Системная функцио- нальная деятельность, направленная на дости- жение цели предприятия Особый вид целена- правленной деятель- ности предприятия
 

 



Глава 7. Функциональные области логистики


В этом случае схема логистических потоков может при-

нять вид, изображенный на рис. 7.6. В данном случае все

потоки носят материальный характер, при этом выделены

внешние потоки, межцеховые потоки материалов и ком-

плектующих изделий, а также межцеховые производствен-

ные потоки.

Рис. 7.6. Схема внутрипроизводственных логистических

потоков


7.3. Логистическая поддержка производства



Существует множество факторов, оказывающих влия-

т\ѵ как на размер запасов, так и на интенсивность потоков

ииутрипроизводственной логистики. Эти факторы, оказы-

изі()щие как прямое, так и опосредованное влияние, могут

(м,ггь объединены в четыре группы:

1) отраслевые факторы (сгруппированные по технологи-

"кч кому, а не административному принципу):

— номенклатура, габаритные размеры и масса потребля-

емых фирмой материалов и комплектующих изделий;

— количество поставщиков материальных ресурсов;

— количество получателей готовой продукции;

— существующая система организации внешних пере-

іюзок;

— наличие или отсутствие посреднических фирм;

2) региональные (межотраслевые) факторы:

— существующая в регионе система связей с постав-

щиками материальных ресурсов и потребителями продук-

ции (непосредственная, через оптовые базы в регионе или

і»пе его);

— наличие или отсутствие специализированных пред-

приятий, обеспечивающих перевозки внутри региона, осу-

ществляющих ремонт средств механизации и автомати-

:»ации загрузочно-разгрузочных и транспортно-складских

работ;

— наличие специализированных транспортных и логи-

стических предприятий;

3) внутрипроизводственные факторы:

— габаритные размеры и масса изготавливаемой про-

дукции;

— объем выпуска продукции;

— тип производства (единичный, серийный, массовый);

— форма организации производственного процесса

(технологическая, предметная, подетальная);

— генплан предприятия (взаимное расположение про-

изводственных подразделений и складов, рельеф местно-

сти, наличие подъездных путей и т.д.);

— компоновка технологического оборудования;

— строительные характеристики складских и производ-

ственных помещений (количество пролетов, высота поме-

щений, допустимые нагрузки на пол и перекрытия и др.);

4) управленческие факторы:

— наличие автоматизированной системы управления

производством;



Глава 7. Функциональные области логистики


— степень охвата технологических процессов автомати-

зированной системой управления.

Особую роль в данном случае играют логистические

операции — обособленные совокупности действий, на-

правленные на преобразование материального (во вну-

трипроизводственной логистике — в основном) и инфор-

мационного потоков. Логистические операции задаются

начальными условиями, параметрами внешней среды,

альтернативами стратегий, характеристиками целевой

функции.

При рассмотрении типологии логистики уже указы-

валось, что возможна ее дальнейшая декомпозиция. Так,

в составе производственной логистики следует отметить

разницу в организации внутрипроизводственной логисти-

ки промышленных и строительных предприятий. На про-

мышленном предприятии логистический материальный

поток состоит из сырья, материалов, комплектующих из-

делий, сборочных узлов, покупных полуфабрикатов, вспо-

могательных материалов, запасных частей, закупаемых

на рынке средств производства. В результате производ-

ственной деятельности создаются готовые изделия, под-

лежащие сбыту. При посредничестве торговых и логисти-

ческих предприятий эти изделия становятся предметом

дистрибьюции на рынках средств производства или пред-

метов потребления. В интегральных продуктовых линиях

в роли готовых изделий могут выступать продукты (обра-

ботанные детали, комплектующие, сборочные узлы), кото-

рые в соответствии с долгосрочными соглашениями о про-

изводственной кооперации поступают непосредственно

другим производителям.

Во внутрипроизводственной логистике логистический

подход приобретает особые черты и находит свое вопло-

щение в реализации принципа «точно в срок»). Данный

факт носит совершенно неформальный характер, так

при этом по существу изменяется характер причинно-

следственной связи и предпринимательские системы

на информационном, а в ряде случаев (в зависимости

от типа применяемых логистических систем) и техноло-

гическом уровне превращаются из толкающих в вытя-

гивающие. Сравнение характера менеджмента в случаях

традиционного и логистического подходов представлено

в табл. 7.7.


7.3. Логистическая поддержка производства



Таблица 7.7

Сравнение логистического и традиционного подходов

в менеджменте фирмы

'І)акторы Логистический подход Традиционный подход  
Л;піасы Оцениваются как пассивы. Все усилия должны быть направ- лены на их устранение. Страховые запасы стремятся к нулю Оцениваются как активы. Защищают производство от оши- бок прогнозирования и ненадежности постав- щиков. Большинство запасов имеет страхо- вой характер  
Размер запаса, количество ;іакупок материальных ресурсов Размер показывает текущую потребность. Минимальное коли- чество материальных ресурсов в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика Количество запаса определяется эконо- мичным размером. Не учитывается из- менение запаса при из- менении затрат в сбыте при переходе на мень- шее количество готовой продукции  
Сбыт Высокий приоритет. Отслеживание изме- нений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Ориен- тация на производ- ство небольших партий готовой продукции Низкий приоритет. Обычная цель — макси- мизация объема выпу- ска готовой продукции  
Запасы неза- вершенного производства Стремление к устране- нию запасов незавер- шенного производства Являются необхо- димым элементом. Аккумулируются между структурны- ми подразделениями и являются основой производственно- технологических циклов  
Поставщики Рассматриваются как партнеры по бизнесу. Поддерживаются от- ношения с небольшим количеством надежных поставщиков Наличествует большое количество поставщи- ков, между которыми искусственно поддер- живается конкуренция  
 



Глава 7. Функциональные области логистики


Окончание табл. 7,7

Применительно к материальной логистике наиболее ча-

сто встречающимися логистическими операциями являются

складирование, транспортировка, комплектация, загрузка,

разгрузка транспортных средств, внутреннее перемещение

грузов, т. е. перемещение сырья, материалов, полуфабри-

катов, готовой продукции при реализации логистической

функции производства. В широком смысле к логистиче-

ским операциям относятся также сбор, хранение и обра-

ботка данных информационного потока, соответствующего

Факторы Логистический подход Традиционный подход
Качество Идеология TQM. На- личие дефектов рассма- тривается как недоста- точная эффективность снабжения, производ- ства и дистрибьюции Допускается незначи- тельное количество дефектов. Выборочная инспекция качества готовой продукции
Поддержка технологиче- ским оборудо- ванием Существенна предва- рительная поддержка. Процесс может быть прерван, если под- держка не обеспечи- вает непрерывность доставки материальных ресурсов и незавер- шенного производства вовремя Осуществляется по мере необходимости. Не считается критич- ной, пока поддержи- ваются необходимые запасы
Ведущее время Поддерживается как можно короче, при этом возрастает ско- рость реакции каналов снабжения и уменьша- ется неопределенность, связанная с прогнозом потребности Допускается длинное ведущее время, по- скольку нет потребно- сти в его уменьшении, пока возможна компен- сация за счет страховых запасов
Персонал Требует согласован- ности действий как рабочего, так и управ- ленческого персонала. Не допускаются изме- нения в логистическом процессе, без опережа- ющей согласованности Управление осущест- вляет общий менед- жмент. Изменения не зависят от персонала нижних уровней.
 


7.3. Логистическая поддержка производства



р.ич'матриваемому материальному потоку (во внутрипро-

п.іиодственной материальной логистике — грузопотоку).

Лля определения на предприятии объема логистических

іиіграций следует учитывать внешние, межцеховые, меж-

ѵла<"гковые, межоперационные, внутри складские и прочие

I ()у;(()потоки.

Перечисленные грузоперевозки зависят от целого ряда

факторов, в первую очередь от уровня организации про-

изи()дства. Так, на объем межцеховых грузопотоков значи-

ма) ьиое влияние оказывают сложность производственной

(I руктуры, существующая система складирования и ор-

ганизации межцеховых перевозок. В зависимости от этих

факторов межцеховые грузопотоки могут существенно пре-

иышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Внешний грузооборот не учитывает внутризаводских

п(;ревозок и перевозок грузов. Перевалка представляет со-

бой законченный цикл процесса перемещения в пределах

грузопотока.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить следую-

щую модель определения объема логистических операций

АЛЯ организации материальных потоков в производстве:

a.o= Za"+Za;,

i=i >=1

где Gjio — общий объем логистических операций; — объ-

ем логистических операций на грузопотоках внутрипроиз-

іюдственной логистической системы; г = 1,п — количество

грузопотоков внутрипроизводственной логистической си-

стемы; Q�j — объем логистических операций на складах вну-

грипроизводственной логистической системы; у = 1,т — ко-

личество складов внутрипроизводственной логистической

системы.

В наиболее распространенной организационной струк-

гуре предприятия общий объем логистических операций

примет следующий вид;

йл о - ОТ.. + + <21 + 0�.„ц + Q,!Iy +

где — объем логистических операций на внешних

грузопотоках (прием, отправление); — объем логисти-



Глава 7. Функциональные области логистики


ческих операций на общезаводских складах; — объ-

ем логистических операций на межцеховых грузопотоках;

QuMu ~ объем логистических операций на цеховых и меж-

цеховых складах; — объем логистических операций на

межучастковых грузопотоках; — объем логистических

операций на межучастковых складах; — объем логи-

стических операций на межоперационных грузопотоках.

Отдельные составляющие данной модели определяются

следующим образом:

где Kgjj =/(Cj�) — количество внешних грузопотоков; С —

сложность изготавливаемой продукции; =/(0�,М�. J —

величина внешних грузопотоков прибытия и отправления;

— объем производства предприятия; — материало-

емкость продукции; Kgjf = / (В�,y�) — количество перева-

лок на внешних грузопотоках; В�. — вид груза; — уро-

вень организации логистических операций;

0:- = /=-(к:з,к:„,Ф,,к;?ѵ.,п.Зс>

где K�3=/(K"„j — количество общезаводских складов;

К"н ~ количество внешних грузопотоков; = /(К�н) —

количество внутрискладских грузопотоков; — факторы,

зависящие от условий хранения грузов; j —

количество перевалок на внутрискладских грузопото-

ках; У — уровень организации логистических операций;

3�=/�Пд„) — объем складских запасов; — объем

внешних грузопотоков;

где =/(У|!„� — количество межцеховых грузопото-

ков; — уровень специализации цехов предприятия;

П„ц =/(Кмц.с'Усп) - межцеховых грузопотоков; К' - ко-

личество межцеховых и цеховых складов; � —

количество перевалок на межцеховых грузопотоках; У� —

уровень организации логистических операций;


7.3. Логистическая поддержка производства



ід(' = /(К",цУеп) ~ количество внутрискладских гру-

іиіютоков; — количество межцеховых грузопото-

кпи; — уровень специализации цехов предприятия;

„ = / (Усп) ~ количество межцеховых и цеховых скла-

юн; =/(П„ц) — величина внутрискладских грузопото-

П МЦ — объем межцеховых грузопотоков; 3 С — объем

гк.Дадских запасов; = / (Уо) ~ количество перевалок

Mil ппутрискладских грузопотоках; — уровень организа-

ции логистических операций;

где» = /(Ус„) — количество межучастковых грузопо-

токов; — уровень специализации производственных

участков; Ху-/(к:г»Усп) объем межучастковых гру-

юіютоков; К"ф� — количество межучастковых складов по-

луфабрикатов; К;�у'�=/(У„) — количество перевалок на

мсжучастковых грузопотоках; У� — уровень организации

логистических операций;

-/(Усп) ~ количество межучастковых складов

полуфабрикатов; У�� — уровень специализации участков;

� — количество внутрискладских грузопо-

кжов; — іюличество межучастковых грузопотоков;

Ч»с -/(Ц«у»Усп} ~ объем внутрискладских грузопотоков;

— объем межучастковых грузопотоков; — объем

складских запасов; — факторы, зависящие от условий

хранения грузов; ~ количество перевалок

па внутрискладских грузопотоках; У� — уровень организа-

ции логистических операций;

о:о=�(к:„.„,п_,кГп.п)�

''Де К)|�оплі - /) — количество межоперационных

грузопотоков; ОБ� — доля складского и транспортного

ѵ» V



Глава 7. Функциональные области логистики


оборудования с совмещением технологическюс и транспорт-

ных операций в общем количестве; �моп.п) — объем

межоперационных грузопотоков; = f (У�) — количе-

ство перевалок на межоперационных грузопотоках; —

уровень организации логистических операций.

Дальнейшее перемещение сырья, материалов, полуфа-

брикатов уже не является функцией внутрипроизводствен-

ной логистики, так как это перемещение является уже

частью технологического процесса обработки, а хранение

осуществляется в накопительных устройствах технологи-

ческого оборудования. Значительный интерес представля-

ет совмещение технологических и логистических операций

(к примеру, на роторных линиях обработки), но это долж-

но быть темой самостоятельного рассмотрения, к тому же

в большей степени в рамках не логистики, а организации

производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: