Проблемы логистической поддержки производства (вну-
трипроизводственной логистики) требуют особого преди-
словия. Классифицируя микрологистические системы, мы
подразделили их на два вида, один из которых включает
только внутренние потоки фирмы, а второй в дополнение
к названным еще и входные и выходные потоки. Подразде-
ление на заготовительную, внутрипроизводственную и рас-
пределительную логистики осуществляется на несколько
иных принципах, чем разделение систем на макро- и ми-
крологистические. Микрологистическая система воплоща-
ет логистику основного звена рыночной экономики, пред-
|
|
|
7.3. Логистическая поддержка производства
с іаиляющую собой сосредоточенную систему, в этом случае
приходится работать с входными, внутрисистемными и вы-
ходными потоками.
Внутрипроизводственная логистика занята изучением
и управлением потоками и запасами внутри самой системы;
иходной же и выходной потоки для внутрипроизводствен-
ной логистики — это некая заданность, условия, ограниче-
ния. Структура логистики фирмы в целом представлена
на рис. 7.5.
Рис. 7.5. Структура логистической поддержки производства
В своем функционировании логистическая система
должна находиться в тесной взаимосвязи с другими струк-
турными подразделениями фирмы. Кроме того, на ны-
|
|
нешнем этапе конкурентной борьбы логистика выполняет
функцию целеполагания и постановки конкретных узких
задач другим подразделениям фирмы. В интегрированном
виде задачи (функции) внутрипроизводственной логисти-
ки могут быть сформулированы следующим образом:
— планирование и диспетчирование производства
на основе прогноза потребностей в готовой продукции и за-
казов потребителей;
— разработка план-графиков производственных зада-
ний цехам и другим производственным подразделениям
предприятия;
Глава 7. Функциональные области логистики
— разработка графиков запуска-выпуска продукции, со-
гласованных со службами снабжения и сбыта;
— установление нормативов незавершенного производ-
ства и контроль за их соблюдением;
— оперативное управление производством и организа-
ция выполнения производственных заданий;
— участие в загрузке производственных мощностей за-
казами потребителей;
— контроль количества и качества готовой продукции;
— участие в разработке и реализации производственных
нововведений;
— контроль за себестоимостью производства готовой
продукции.
Материальная логистика во внутрипроизводственном
проявлении представляет собой достаточно сложное форми-
рование; она включает в себя логистику производственного
процесса, складскую, внзггритранспортную логистику и т.д.
Внутрипроизводственная логистика занимает в нашей
типологии особое место. Логистический поток в данном
случае практически сводится к потоку материальному, так
как финансовые потоки при отсутствии товарно-денежных
отношений не образуются, а информационные — в доста-
точной мере детерминированы технологическими про-
цессами. Логистические процессы перемещения и скла-
дирования предметов труда, неотъемлемая часть любого
производственного процесса, являются следствием раз-
деления труда. Внутрипроизводственную логистику как
таковую рассматривать вне предпринимательского кон-
текста можно лишь с сугубо технологических позиций.
Интегральная же концепция логистики требует видеть
место внутрипроизводственной логистики в воспроиз-
водственном цикле. В соответствии с этим целесообраз-
но представить производство в ряду основных функций
предприятия (табл. 7.6).
Во внутрипроизводственной системе погрузочно-разгру-
зочных и транспортно-складских работ чисто технически
выделяют склады (структурные элементы, выступающие
с логистической точки зрения как запасы) — сооружения,
специально оборудованные площадки или устройства,
предназначенные для приема, хранения и выдачи грузов,
и грузопотоки — определенное количество однородных
грузов, перемещаемых по заданному направлению за уста-
новленный период.
7.3. Логистическая поддержка производства
Таблица 7.6
Основные функции предприятия
|
|
|
Глава 7. Функциональные области логистики
В этом случае схема логистических потоков может при-
нять вид, изображенный на рис. 7.6. В данном случае все
потоки носят материальный характер, при этом выделены
внешние потоки, межцеховые потоки материалов и ком-
плектующих изделий, а также межцеховые производствен-
ные потоки.
Рис. 7.6. Схема внутрипроизводственных логистических
потоков
7.3. Логистическая поддержка производства
Существует множество факторов, оказывающих влия-
т\ѵ как на размер запасов, так и на интенсивность потоков
ииутрипроизводственной логистики. Эти факторы, оказы-
изі()щие как прямое, так и опосредованное влияние, могут
(м,ггь объединены в четыре группы:
1) отраслевые факторы (сгруппированные по технологи-
"кч кому, а не административному принципу):
— номенклатура, габаритные размеры и масса потребля-
емых фирмой материалов и комплектующих изделий;
— количество поставщиков материальных ресурсов;
— количество получателей готовой продукции;
— существующая система организации внешних пере-
іюзок;
— наличие или отсутствие посреднических фирм;
2) региональные (межотраслевые) факторы:
|
|
— существующая в регионе система связей с постав-
щиками материальных ресурсов и потребителями продук-
ции (непосредственная, через оптовые базы в регионе или
і»пе его);
— наличие или отсутствие специализированных пред-
приятий, обеспечивающих перевозки внутри региона, осу-
ществляющих ремонт средств механизации и автомати-
:»ации загрузочно-разгрузочных и транспортно-складских
работ;
— наличие специализированных транспортных и логи-
стических предприятий;
3) внутрипроизводственные факторы:
— габаритные размеры и масса изготавливаемой про-
дукции;
— объем выпуска продукции;
— тип производства (единичный, серийный, массовый);
— форма организации производственного процесса
(технологическая, предметная, подетальная);
— генплан предприятия (взаимное расположение про-
изводственных подразделений и складов, рельеф местно-
сти, наличие подъездных путей и т.д.);
— компоновка технологического оборудования;
— строительные характеристики складских и производ-
ственных помещений (количество пролетов, высота поме-
щений, допустимые нагрузки на пол и перекрытия и др.);
4) управленческие факторы:
— наличие автоматизированной системы управления
производством;
Глава 7. Функциональные области логистики
— степень охвата технологических процессов автомати-
зированной системой управления.
Особую роль в данном случае играют логистические
операции — обособленные совокупности действий, на-
правленные на преобразование материального (во вну-
трипроизводственной логистике — в основном) и инфор-
мационного потоков. Логистические операции задаются
начальными условиями, параметрами внешней среды,
альтернативами стратегий, характеристиками целевой
функции.
При рассмотрении типологии логистики уже указы-
валось, что возможна ее дальнейшая декомпозиция. Так,
в составе производственной логистики следует отметить
разницу в организации внутрипроизводственной логисти-
ки промышленных и строительных предприятий. На про-
мышленном предприятии логистический материальный
поток состоит из сырья, материалов, комплектующих из-
делий, сборочных узлов, покупных полуфабрикатов, вспо-
могательных материалов, запасных частей, закупаемых
на рынке средств производства. В результате производ-
ственной деятельности создаются готовые изделия, под-
лежащие сбыту. При посредничестве торговых и логисти-
ческих предприятий эти изделия становятся предметом
дистрибьюции на рынках средств производства или пред-
метов потребления. В интегральных продуктовых линиях
в роли готовых изделий могут выступать продукты (обра-
ботанные детали, комплектующие, сборочные узлы), кото-
рые в соответствии с долгосрочными соглашениями о про-
изводственной кооперации поступают непосредственно
другим производителям.
Во внутрипроизводственной логистике логистический
подход приобретает особые черты и находит свое вопло-
щение в реализации принципа «точно в срок»). Данный
факт носит совершенно неформальный характер, так
при этом по существу изменяется характер причинно-
следственной связи и предпринимательские системы
на информационном, а в ряде случаев (в зависимости
от типа применяемых логистических систем) и техноло-
гическом уровне превращаются из толкающих в вытя-
гивающие. Сравнение характера менеджмента в случаях
традиционного и логистического подходов представлено
в табл. 7.7.
7.3. Логистическая поддержка производства
Таблица 7.7
Сравнение логистического и традиционного подходов
в менеджменте фирмы
|
Глава 7. Функциональные области логистики
Окончание табл. 7,7
Применительно к материальной логистике наиболее ча-
сто встречающимися логистическими операциями являются
складирование, транспортировка, комплектация, загрузка,
разгрузка транспортных средств, внутреннее перемещение
грузов, т. е. перемещение сырья, материалов, полуфабри-
катов, готовой продукции при реализации логистической
функции производства. В широком смысле к логистиче-
ским операциям относятся также сбор, хранение и обра-
ботка данных информационного потока, соответствующего
|
7.3. Логистическая поддержка производства
р.ич'матриваемому материальному потоку (во внутрипро-
п.іиодственной материальной логистике — грузопотоку).
Лля определения на предприятии объема логистических
іиіграций следует учитывать внешние, межцеховые, меж-
ѵла<"гковые, межоперационные, внутри складские и прочие
I ()у;(()потоки.
Перечисленные грузоперевозки зависят от целого ряда
факторов, в первую очередь от уровня организации про-
изи()дства. Так, на объем межцеховых грузопотоков значи-
ма) ьиое влияние оказывают сложность производственной
(I руктуры, существующая система складирования и ор-
ганизации межцеховых перевозок. В зависимости от этих
факторов межцеховые грузопотоки могут существенно пре-
иышать объем внешних грузопотоков предприятия.
Внешний грузооборот не учитывает внутризаводских
п(;ревозок и перевозок грузов. Перевалка представляет со-
бой законченный цикл процесса перемещения в пределах
грузопотока.
Учитывая вышеизложенное, можно предложить следую-
щую модель определения объема логистических операций
АЛЯ организации материальных потоков в производстве:
a.o= Za"+Za;,
i=i >=1
где Gjio — общий объем логистических операций; — объ-
ем логистических операций на грузопотоках внутрипроиз-
іюдственной логистической системы; г = 1,п — количество
грузопотоков внутрипроизводственной логистической си-
стемы; Q�j — объем логистических операций на складах вну-
грипроизводственной логистической системы; у = 1,т — ко-
личество складов внутрипроизводственной логистической
системы.
В наиболее распространенной организационной струк-
гуре предприятия общий объем логистических операций
примет следующий вид;
йл о - ОТ.. + + <21 + 0�.„ц + Q,!Iy +
где — объем логистических операций на внешних
грузопотоках (прием, отправление); — объем логисти-
Глава 7. Функциональные области логистики
ческих операций на общезаводских складах; — объ-
ем логистических операций на межцеховых грузопотоках;
QuMu ~ объем логистических операций на цеховых и меж-
цеховых складах; — объем логистических операций на
межучастковых грузопотоках; — объем логистических
операций на межучастковых складах; — объем логи-
стических операций на межоперационных грузопотоках.
Отдельные составляющие данной модели определяются
следующим образом:
где Kgjj =/(Cj�) — количество внешних грузопотоков; С —
сложность изготавливаемой продукции; =/(0�,М�. J —
величина внешних грузопотоков прибытия и отправления;
— объем производства предприятия; — материало-
емкость продукции; Kgjf = / (В�,y�) — количество перева-
лок на внешних грузопотоках; В�. — вид груза; — уро-
вень организации логистических операций;
0:- = /=-(к:з,к:„,Ф,,к;?ѵ.,п.Зс>
где K�3=/(K"„j — количество общезаводских складов;
К"н ~ количество внешних грузопотоков; = /(К�н) —
количество внутрискладских грузопотоков; — факторы,
зависящие от условий хранения грузов; j —
количество перевалок на внутрискладских грузопото-
ках; У — уровень организации логистических операций;
3�=/�Пд„) — объем складских запасов; — объем
внешних грузопотоков;
где =/(У|!„� — количество межцеховых грузопото-
ков; — уровень специализации цехов предприятия;
П„ц =/(Кмц.с'Усп) - межцеховых грузопотоков; К' - ко-
личество межцеховых и цеховых складов; � —
количество перевалок на межцеховых грузопотоках; У� —
уровень организации логистических операций;
7.3. Логистическая поддержка производства
ід(' = /(К",цУеп) ~ количество внутрискладских гру-
іиіютоков; — количество межцеховых грузопото-
кпи; — уровень специализации цехов предприятия;
„ = / (Усп) ~ количество межцеховых и цеховых скла-
юн; =/(П„ц) — величина внутрискладских грузопото-
П МЦ — объем межцеховых грузопотоков; 3 С — объем
гк.Дадских запасов; = / (Уо) ~ количество перевалок
Mil ппутрискладских грузопотоках; — уровень организа-
ции логистических операций;
где» = /(Ус„) — количество межучастковых грузопо-
токов; — уровень специализации производственных
участков; Ху-/(к:г»Усп) объем межучастковых гру-
юіютоков; К"ф� — количество межучастковых складов по-
луфабрикатов; К;�у'�=/(У„) — количество перевалок на
мсжучастковых грузопотоках; У� — уровень организации
логистических операций;
-/(Усп) ~ количество межучастковых складов
полуфабрикатов; У�� — уровень специализации участков;
� — количество внутрискладских грузопо-
кжов; — іюличество межучастковых грузопотоков;
Ч»с -/(Ц«у»Усп} ~ объем внутрискладских грузопотоков;
— объем межучастковых грузопотоков; — объем
складских запасов; — факторы, зависящие от условий
хранения грузов; ~ количество перевалок
па внутрискладских грузопотоках; У� — уровень организа-
ции логистических операций;
о:о=�(к:„.„,п_,кГп.п)�
''Де К)|�оплі - /) — количество межоперационных
грузопотоков; ОБ� — доля складского и транспортного
|
Глава 7. Функциональные области логистики
оборудования с совмещением технологическюс и транспорт-
ных операций в общем количестве; �моп.п) — объем
межоперационных грузопотоков; = f (У�) — количе-
ство перевалок на межоперационных грузопотоках; —
уровень организации логистических операций.
Дальнейшее перемещение сырья, материалов, полуфа-
брикатов уже не является функцией внутрипроизводствен-
ной логистики, так как это перемещение является уже
частью технологического процесса обработки, а хранение
осуществляется в накопительных устройствах технологи-
ческого оборудования. Значительный интерес представля-
ет совмещение технологических и логистических операций
(к примеру, на роторных линиях обработки), но это долж-
но быть темой самостоятельного рассмотрения, к тому же
в большей степени в рамках не логистики, а организации
производства.