Управление физическим распределением

Распределительная логистика как функция соответству-

ет сбыту как стадии воспроизводственного процесса. Здесь

следует заметить, что в разных экономических системах за-

дачи сбыта серьезно разнятся.

Так, в условиях централизованной, командно-админи-

стративной экономики перед службами сбыта предприятий

ставились следующие задачи:

— изучение текущей и перспективной потребности

в производимой объединением продукции и предъявляе-

мых потребителями требований к ее качеству и потреби-

тельским свойствам;

— полное и своевременное обеспечение предприятий

объединения заказами на изготавливаемую продукцию

с увязкой удовлетворения спроса и высокоэффективного

использования производственных мощностей;

— соблюдение государственной дисциплины при орга-

низации поставок продукции в соответствии с действую-

щими нормативными актами и заключенными хозяйствен-

ными договорами;

— повышение производительности труда и снижение

удельных затрат в сбытовой деятельности при повышении

ее качества и эффективности.


7.4. Управление физическим распределением



В современной рыночной системе сбыт может быть

представлен как:

- финальная стадия хозяйственной деятельности то-

ипропроизБОДИтеля, позволяющая реализовать его хозяй-

(I псиный интерес;

— технология поставки покупателю;

- смена форм стоимости товара (превращение промыш-

'ммпюго капитала в денежный);

- товародвижение в виде материального потока;

~ хозяйственные связи по поставкам продукции.

В контексте нашего учебника наибольший интерес вызы-

иает экономический аспект проблемы. С этой точки зрения,

МО нашему мнению, наиболее современной и эффективной

(|»()рмой сбыта продукции фирмы является распределитель-

ная логистика.

Для распределительной логистики характерна следую-

щая особенность: логистическая система распределитель-

ной логистики создается как структура, формируемая

партнерами в процессе конкурентного обмена, в целях пре-

доставления товаров и услуг потребителям в нужные сроки

с минимальными логистическими издержками.

Сбытовая деятельность и распределительная логистика

не подменяют друг друга, поскольку представляют собой

разнопорядковые категории. Такие задачи, как изучение

потенциальной потребности в выпускаемой продукции

и планирование реализации, формирование портфеля за-

казов, упаковка, отправка, доставка продукции потребите-

лю достаточно успешно решаются в рамках традиционной

системы организации сбыта. Эти же функции в сочетании

с многовариантным изучением оптимальных хозяйствен-

ных связей, выбором конкретной схемы распределения

логистического потока, организацией региональных склад-

ских центров, т.е. проектированием материальных объектов

;югистической сети, являются уже прерогативой распреде-

лительной логистики. Задачи (функции) распределитель-

ной логистики формируются следующим образом:

— изучение спроса на продукцию и услуги предприятия;

— формирование портфеля заказов потребителей;

— участие в ассортиментной загрузке производства за-

казами потребителей;

— перспективное, текущее и оперативное планирование

сбыта;



Глава 7. Функциональные области логистики


— выбор каналов товародвижения готовой продукции;

— нормирование запасов готовой продукции и органи-

зация их хранения;

— разработка планов перевозки (отпуска) готовой про-

дукции и организация их выполнения;

— организация работы собственной товаропроводящей

сети;

— разработка рекламных кампаний и организация их

проведения;

— разработка и осуществление мероприятий по стиму-

лированию сбыта;

— заключение договоров поставки с покупателями

и контроль их выполнения;

— участие в разработке планов-фафиков запуска-выпу-

ска готовой продукции;

— разработка сметы затрат по сбыту и контролю за ее

соблюдением.

Коммерческая деятельность предприятия по сбыту яв-

ляется составляющей всей системы его функциональной

деятельности, функцией предприятия.

Сбыт представляется всей совокупностью функциональ-

ной деятельности, осуществляемой после завершения произ-

водственной стадии по окончании изготовления продукции

вплоть до непосредственно продажи товара покупателю, до-

ставки его потребителю и послепродажного обслуживания.

Такое представление трактует сбыт с позиций системно-

го и комплексного подходов в широком смысле, в отличие

от узкой трактовки сбыта как непосредственно продажи то-

вара. Логистический подход к организации функциональной

деятельности производственного предприятия обусловлива-

ет следующие определения цели, предмета, субъектов и объ-

ектов, характера и содержания сбыта.

Цель сбыта — доведение до конкретных потребителей

конкретного товара требуемых потребительских (качества,

цены и т.д.) свойств в необходимом количестве (объеме)

в точное время (в точный срок) в определенном месте с до-

пустимыми (минимальными) затратами.

Предмет сбыта — продукция и услуги предприятия (то-

вар, ценность).

Субъекты сбыта — предприятие (фирма) и посредниче-

ские сбытовые (торговые) организации.

Объекты сбыта — покзшатели (потребители) товара пред-

приятия. Необходимо отметить, что определение объектов


7.4. Управление физическим распределением



< (и,і га в данном случае дается исходя из конечной направлен-

іик гп (адресности) сбытовой деятельности (и ее предмета).

* \'П і>ектов и объектов сбыта ошибочно отождествлять с субъ-

«к Iами сделки (в частности, купли-продажи, аренды). Характер

(иі.і га — адресный, определяемый его целью и направленно-

t I ыо всей деятельности предприятия, производной от потре-

И'К'пия, на конкретных потребителей его товара (ценности).

Роль и значение сбытовой деятельности состоят в сле-

іѵющем:

сбытовая деятельность, являясь в определенном

t мі»ісле продолжением производственной, не просто сохра-

иж' г созданные, а создает дополнительные потребительную

гтоимость и стоимость товара, тем самым увеличивая его

tминую ценность;

~ сбытовая деятельность, будучи направленной на

коммерческое завершение маркетинговой и вещественное

іаиершение производственной деятельности предприятия,

пдіювременно проявляет, выявляет, определяет, форми-

рует, воплощает и реализует не только конкретные эконо-

мические результаты (и их вещественное воплощение) его

дгительности, но и конкретные потребности конкретных

по гребителей. То есть, будучи одной из важнейших функ-

ций предприятия, она не только реализует его корпоратив-

ную миссию, но и в известной мере определяет ее;

- сбытовая деятельность результативна, ибо в опреде-

.'кміной мере обусловливает и в конечном итоге проявляет

II реализует все экономические и финансовые результаты

деятельности предприятия;

— сбытовая деятельность как вид функциональной дея-

тельности предприятия во всей цепочке и системе созда-

ния товара (ценности) является одним из источников его

конкурентного преимущества как прямого (в пределах соб-

t I ценной организации), так и косвенного (в системе орга-

низации его хозяйственных связей и деловых отношений

г партнерами) эффектов.

Содержание коммерческой деятельности предприятия

но сбыту определяется совокупным содержанием всех взаи-

мосвязанных последовательных и целенаправленных функ-

циональных действий по распределению, доведению и реа-

ніаации товара (ценности) покупателям (потребителям).

Коммерческая деятельность предприятия по сбыту

предполагает осуществление следующих (групп) функций,

представленных в табл. 7.8.



Глава 7. Функциональные области логистики


Таблица 7.8

Взаимоотношение функций сбыта

и логистических активностей

Здесь четко представлено место процесса распределени>і

в узком смысле. Именно эта совокупность функций и яи

ляется предметом особого внимания логистики распрс

деления. В целом процесс сбыта является совокупностью

активностей логистики распределения, логистики склади

Роль

функций

Роль функций Характер функций
коммерческие технологические
Основ- ные Продажа Аренда Распределительная логистика Распределение — доставка: — формирование и хране- ние запасов; — формирование потоков и осуществление товарод- вижения; — формирование и подго- товка партий поставок; — отправка (отгрузка, транспортировка). Логистика складирования Хранение — складирование: — разгрузка, погрузка; — внутреннее перемещение; — собственно хранение; — сортировка, маркировка; — комплектация, группи- ровка, упаковка, затари- вание
Вспомо- гатель- ные Маркетинг-менеджмент: — исследование, анализ и формирование спроса; — коммуникационное продвижение (реклама, связи с общественностью, личное продвижение, сти- мулирование продаж) Правовая логистика Обоснование, оформление, сопровождение и защита сделки Логистика сервисного обслуживания: — предпродажная подго- товка и обслуживание; — послепродажное обслу- живание


7.4. Управление физическим распределением



|пмі;тия, логистики сервисного обслуживания и маркетинг-

м<ли'джмента.

()ілювными функциями сбыта коммерческого характе-

ім ии�іяются непосредственно продажа и предоставление

и.і|кміду предмета сбыта (товара, марки) производствен-

т.ім предприятием как составляющие соответствующего

ирпцгсса его взаимовыгодного обмена (купли-продажи,

.»|мчіды) с другим субъектом — покупателем, арендатором.

*»(ѵіцсствление этих функций означает признание и реали-

і.іцто экономического содержания (стоимости и потреби-

н ѵіыюй стоимости) предмета сбыта и сопровождается из-

\и п(Ч!ием формы его стоимости с товарной на денежную,

.1 также соответствующей передачей правомочий (полной

и III частичной) собственности на предмет.

Мри продаже товара одновременно передается и полное

праио собственности на него. При предоставлении предмета

помспа в аренду передаются на определенный срок лишь

ім дельные правомочия собственника — владения и пользо-

П.ПІИЯ.

Маркетинговые функции коммерческого характера за-

к 'мочаются в определении, изучении и формировании по-

I рсбительской реакции на экономическое содержание пред-

мс і а сбыта и включают две следующие основные группы:

II.(учения и формирования спроса и коммуникационного

продвижения. Первая группа функций предполагает изуче-

н\\с потребностей и спроса, поиск и выявление покупателей

(ію гребителей), изучение конъюнктуры рынка, формирова-

ние спроса и др. Вторая группа функций, соответственно,

п|»(ѴЩОлагает рекламную деятельность, связи с обществен-

ностью, личное продвижение (персональную продажу)

и с гимулирование сбыта (продаж). Функции этих групп

подлежат отдельному более подробному рассмотрению

н анализу.

Юридические функции определяются процессами юри-

ніческого обоснования и определения правового состояния

иѵопомического содержания предмета сбыта, юридического

I пцровождения и защиты и включают подготовительные,

процессуальные, функции документального оформления,

I онроводительные и защитные функции, связанные, соот-

иг гственно, с подготовкой и ведением деловых переговоров,

іаключением и юридическим оформлением сделок (догово-

ра)и, контрактов) и надзором и контролем за их исполнени-

ем, их правовой защитой и др.



Глава 7. Функциональные области логистики


Основными функциями технологического характера яв-

ляются две группы относительно самостоятельных функ-

ций: хранения — складирования и распределения — до-

ставки.

Логистика распределения в широком смысле подразуме-

вает проектирование и организацию сбытовой сети — сети

каналов сбыта, обусловливающую адресную направлен-

ность функциональной деятельности производственного

предприятия по сбыту.

Распределение непосредственно как функциональная

деятельность, как функция сбытовой деятельности пред-

приятия заключается в осуществлении адресного това-

родвижения и доставки товара конкретным покупателям

(потребителям). В этом значении распределение включает

две основные группы функций: формирования и хране-

ния товарных запасов и формирования товарных потоков

и товародвижения. Первая группа функций предполагает

формирование товарных запасов определенных структуры

и объемов и управление запасами товаров, а также склади-

рование и хранение этих запасов. Вторая группа функций

предполагает формирование и подготовку партий поставок

товара и их доставку (отправку, транспортировку) потре-

бителям. Формирование и подготовка партий поставок,

в свою очередь, предполагает сортировку, комплектацию

и группировку, упаковку и затаривание и др. необходимые

функции (операции), определяемые содержанием и усло-

виями договоров (заказов).

Хранение и складирование предполагает выполнение

следующих функций: разгрузки и погрузки, внутренне-

го перемещения, непосредственно хранения, сортировки

и маркировки, комплектации и группировки, упаковки

и затаривания и др. Функции этой группы могут осущест-

вляться и самим производственным предприятиям как

по завершении стадии производства, так и в последующем

процессе сбытовой деятельности (распределения и до-

ставки) непосредственно в каналах сбыта, и образующими

их соответствующими посредническими организациями

и структурами.

Отправка товара (груза) может производиться двумя

принципиальными способами: силами и средствами про-

изводственного предприятия как поставщика и за его сче г

и силами и средствами и за счет покупателя (посредника-

фузополучателя, потребителя). Первый способ называетоі


7.4. Управление физическим распределением



·' 11 рупкой, второй — отпуском. Оба способа определяют по-

П.иіку (отпуск или отгрузку) товара в соответствии с до-

мик)р()м (заказом).

Транспортировка — ведущий способ доставки товара

іим'р(датвом определенных видов транспорта, основными

и I которых являются: железнодорожный, автомобильный,

інидушный, водный и трубопроводный. Распространенной

фирмой транспортировки является смешанная форма, пред-

пп.лагаюіцая как последовательное, так и одновременное

И(пользование (особенно при транспортировке на большие

І».і(стояния) нескольких видов транспорта. К смешанной

фирме относятся, в частности, контейнерные перевозки,

игр(мюзки грузовых трейлеров на железнодорожных плат-

формах и др. Возможны и другие средства и виды доставки

I пиара.

<1)ункция упаковки как одна из технологических функ-

иий предусматривает защиту и обеспечение сохранности

I ()пара. Упаковка выполняет три основных предназначения,

к которым помимо защитного относятся также рекламное

и потребительское. Упаковка как носитель и выражение ре-

кламы выполняет функции формирования спроса и предло-

жения товара. Потребительское предназначение упаковки

гостоит в том, что она может являться неотъемлемой со-

(іавляющей товара и/или обладать относительно самосто-

ч I (ѵіьной ценностью. В этом случае она увеличивает общую

ценность предмета сбыта и обусловливает определенный

коммерческий результат. Упаковка такого предназначения

производится как на стадии производства, так и в процессе

распределения и осуществления предпродажной подготов-

ки и обслуживания (как вспомогательная технологическая

функция).

Вспомогательными функциями технологического ха-

рактера являются функции предпродажной подготовки

(Доработки продукции до товарного вида, комплектации,

упаковки — в ее третьем предназначении и др.) и пред-

п послепродажного обслуживания. Эти функции определя-

іп і ся процессами формирования в продолжение процесса

производства вещественного воплощения предмета ком-

мерческой деятельности по сбыту товара, обусловливаю-

щими в результате его дополнительное экономическое со-

и'ржание.

Функции хранения — складирования и распределения —

іпставки в силу их технологического характера составляют



Глава 7. Функциональные области логистики


основное содержание, соответственно, складской и транс-

портной логистики и будут рассмотрены в следующих па-

рафафах.

Функции подготовки, пред- и послепродажного обслу-

живания, как имеющие отношение к созданию дополни-

тельной ценности предмета сбытовой деятельности (товара)

и тем самым обусловливающие ее коммерческий результат,

также будут рассмотрены отдельно.

Функциями обеспечения сбытовой деятельности пред-

приятия являются функции кадрового, материально-тех-

нического, финансового и информационного обеспечения,

Сбытовая политика предприятия представляется со-

вокупностью принципов и подходов к формированию

и функционированию сбытовой системы и многообразием

организационных форм и методов сбыта. Сбытовая поли-

тика отличается стратегической направленностью на дости-

жение цели сбыта, обусловленной корпоративной миссией

предприятия. Сбытовая политика проявляется в форми-

ровании, управлении и функционировании всей сбытовой

системы предприятия.

Сбытовая система, или система сбыта предприятия, яв-

ляется совокупностью определенных субъектов сбыта в их

организационно-правовых взаимоотношениях в процессе

функциональной деятельности по сбыту товара предприя-

тия. В силу рассредоточенности субъектов и многомерно-

сти рынка система сбыта предусматривает определенную

организацию обеспечения адресности сбыта — организа-

цию сети каналов сбыта.

Сбытовая политика, таким образом, направлена на опре-

деление, формирование и осуществление эффективной

деятельности всей системы сбыта: форм и методов сбыта,

организации сети каналов сбыта товаров предприятия от-

носительно определенных рынков и конкретных потреби-

телей. Корпоративная миссия и сбытовая стратегия пред-

приятия ориентированы на определенные формы и методы

сбыта, а разработка сбытовой политики имеет конечной

целью определение оптимальных направлений (каналов),

средств и организации, необходимых для обеспечения мак-

симальной эффективности адресного процесса сбыта.

Весьма велика роль сбытовой политики как для логи-

стической политики предприятия в целом, так и непосред-

ственно для политики распределения, так как занимаеі

в управленческой иерархии более высокое место.


7.4. Управление физическим распределением



Разработка сбытовой политики предваряется анали-

1ПМ и оценкой эффективности существующей сбытовой

пісгомы в целом и ее отдельных каналов, анализом соот-

иічгтвия проводимой предприятием сбытовой политики

конкретным рыночным условиям и стратегической на-

правленности развития. При этом анализу подвергаются

иг только и не столько количественные показатели (объем

t ч*і»іта в разрезе отдельных товаров и рынков), сколько весь

комплекс факторов, определяющих размеры и характер

I оьпа: правильность выбора рынка и мер по формирова-

тію спроса, точность выбора времени и способов выхода

па рынок, эффективность избранных форм и методов сбы-

іл и организации сбытовой сети и ее отдельных каналов,

м|)<()ективность средств и деятельности по стимулированию

сбыта и др.

Разработка и обоснование сбытовой политики пред-

приятия предполагает решение широкого спектра вопросов

м части определения и выбора:

- товарной политики;

- ассортиментной политики;

- ценовой политики;

— коммуникационной политики;

— политики распределения;

— сервисной политики.

Разработка и обоснование сбытовой политики в отноше-

1111 и конкретного товара или группы товаров предполагает

[нмкение следующих основных вопросов, связанных с опре-

/кѵіением и выбором:

— целевого рынка (и его сегментов);

— системы сбыта: форм, методов и конкретных каналов

(быта;

— способа выхода на рынок;

— времени выхода на рынок;

— системы (организации и средств) распределения и то-

иародвижения;

— системы (форм и методов) стимулирования сбыта;

— организации продажи и сервиса (пред- и послепро-

чажного).

Разработка и обоснование сбытовой политики сопро-

мождается расчетом, анализом и обоснованием соответ-

t тиующих издержек с последующим выявлением факторов

и предложением соответствующих мер и решений по их

гокращению и повышению на этой основе рентабельно-



Глава 7. Функциональные области логистики


сти сбытовой системы в целом. Многовариантный расчет

издержек сбыта и выбор на этой основе оптимального на-

правления сбытовой политики и варианта организации

сбытовой деятельности на целевом рынке является одной

из существенных составляющих обоснования эффективно-

сти сбытовой политики предприятия.

Минимизации (при прочих равных условиях) подлежат

именно общие, системные издержки как сумма оптималь-

ных издержек отдельных составляющих подсистем всей

сбытовой системы.

Выбор целевого рынка должен быть обоснован с точки

зрения конъюнктуры и основных параметров рынка и спро-

са, в частности, с точки зрения емкости рынка и соответ-

ствующих перспектив развития спроса; характера и сте-

пени удовлетворения потребностей потребителей в данном

товаре, уровня его конкурентоспособности; характера

и уровня конкуренции на рынке; состояния и перспектив

развития взаимосвязей предприятия с потребителями то-

вара.

Выбор системы сбыта предполагает выбор опреде-

ленной организации субъектов сбытовой деятельности,

предусматривающей конкретное распределение их функ-

ций, прав, обязанностей и ответственности, составляющих

в целом организационно-правовую форму их взаимоотно-

шений как друг с другом, так и с предприятием. Выбор

методов и каналов сбыта на целевом рынке в основном

определяется характером и свойствами товара, особен-

ностями потребителей и возможностями предприятия

и предполагает выбор конкретных направлений, субъек-

тов (посредников) и средств движения, и в конечном ито-

ге продажи товара.

Выбор способа выхода на целевой рынок предполагает

решение вопроса о путях установления контактов с поку-

пателями (потребителями): прямых или опосредованных.

Решение этого вопроса определяется, главным образом, со-

стоянием и характером деловых связей с потребителями

(покупателями) и посредниками, известностью и деловым

статусом и имиджем предприятия, наличием и особенно-

стями инфраструктуры рынка, характером и уровнем кон-

куренции.

Выбор времени выхода на целевой рынок в значитель-

ной степени определяется точностью анализа и оценки со-

стояния и уровня потребностей, потребительского спроса


7.4. Управление физическим распределением



из данный товар в контексте оощеи оценки конъюнктуры

Пі.піка и тенденций ее изменения, а также сезонных и дру-

гих факторов.

Иыбор системы распределения и товародвижения пред-

іи».лагает определение наименее затратного или эффектив-

ного варианта доставки товара конкретному потребителю

(< учетом операций по доставке), в комплексе обеспечива-

кпцего адресность, точность, своевременность и бездефект-

ность доставки товара.

Выбор форм и методов стимулирования сбыта предпо-

лагает определение системы мероприятий и средств, обу-

с Довливающих определенную коммерческую выгоду и/или

привилегию от приобретения (продажи) товара, и инфор-

мирование потребителя о политике стимулирования. Выбор

организации продажи и сервиса предполагает определение

варианта и условий как приобретения, так и потребления

гонара покупателем (потребителем).

Каналы сбыта являются ключевыми составляющими

гбы говой системы предприятия, важнейшими элементами

гбытовой сети, выполняющими всю совокупность сбыто-

иых функций и обеспечивающими в конечном итоге адрес-

ность сбыта.

Сбытовые функции, выполняемые каналами сбыта,

пключают распределение, доставку, хранение (складиро-

иание), предпродажную подготовку и обслуживание, про-

дажу, послепродажное обслуживание, а также функции

информационного и правового содержания, необходимые

дзя формирования хозяйственных связей и деловых отно-

шений с субъектами сбытовой деятельности и в, конечном

и тоге, с покупателями (потребителями).

Выполнение указанных функций обусловливает возник-

новение соответствующих потоков между субъектами сбы-

говой деятельности:

— материальных потоков товаров (продукции, услуг);

— информационных потоков;

— финансовых потоков;

— правовых потоков (правомочий, ответственности,

(грахования);

— трудовых потоков.

Материальный поток адекватен процессу последователь-

ного физического перемещения товаров от производителя

к потребителям. Это направление потока является основ-

ным. Предполагается и возвратное (обратное) направление



Глава 7. Функциональные области логистики


материального потока — возврат товаров, тары и средств

доставки, отходов и т.д.

Информационный поток является двунаправленным.

Информация о рынке, спросе, покупателях и потребителях,

потребностях и т.д. направлена к производителю. Инфор-

мация о предложении, товарах, предприятии направлена

в сторону рынка, к покупателям (потребителям).

Финансовый поток направлен от покупателей (потреби-

телей) к посредникам и производителю.

Правовой поток в силу двустороннего характера обмена,

так же как и информационный, является двунаправленным.

Однако движение и передача прав непосредственно на то-

вар осуществляются в направлении от производителя к по-

средникам и покупателям (потребителям).

Канал сбыта помимо движения и доставки самого това-

ра выполняет целый ряд функций и обеспечивает наряду

с предоставлением товара и передачу права собственно-

сти на него. Канал сбыта является логистической цепью

как составляющей всей логистической системы сбытовой

деятельности, обеспечивающей движение логистического

сбытового потока как системной совокупности всех его со-

ставляющих потоков.

Канал сбыта можно трактовать как маршрут движения

товара от производителя к потребителю. Основные параме-

тры, характеризующие логистический поток, свойственны

и каналу сбыта: начальный и конечный пункты, траектория,

длина и ширина, промежуточные пункты (субъекты, посред-

ники), возможные, предполагаемые и допустимые скорость

и время движения, интенсивность движения. Субъектами

канала сбыта являются все организации (производитель,

посредники, покупатели и потребители) и их структурные

подразделения, обеспечивающие адресное движение и до-

ставку товара. Канал сбыта, таким образом, — это логисти-

ческая цепь системно взаимосвязанных, функционально

специализированных и адресно-ориентированных сбыто-

вых организаций, последовательно осуществляющих весь,

процесс сбытовой деятельности от производителя к потре-

бителю.

Каналы сбыта характеризуются длиной (протяженно-

стью) и шириной. Длина канала сбыта определяется чис-

лом посредников сбытовой деятельности во всей цепи

между производителем и покупателями (потребителями).

Иными словами, вертикальная структура канала сбыта


7.4. Управление физическим распределением



члрактеризуется числом уровней (посредников), соеди-

няющих производителя с покупателями (потребителями).

Но этому параметру различаются прямые и опосредован-

иі.к' (косвенные, непрямые) каналы сбыта. Прямой канал

(канал нулевого уровня) характеризуется отсутствием по-

г|)(Ѵіииков и связывает производителя непосредственно

(покупателями (потребителями). Опосредованный канал

(иялывает производителя с покупателями (потребителями)

чгрсз определенное число посредников, которое определяет

уровень этого канала. Последний параметр позволяет раз-

ми чать «короткие» и «длинные» каналы сбыта. Длинные

каналы способствуют достижению более высокого уровня

охвата рынка, однако затрудняют и усложняют управле-

ние и координацию сбытовой деятельности субъектов си-

гісмы.

Ширина канала определяется числом посредников сбы-

1ОН0Й деятельности на отдельном уровне (этапе) сбытовой

цгпи.

Структура отдельного канала сбыта и всей сбытовой

(ЧТИ в целом обусловливают, с одной стороны, интегра-

цию функциональной деятельности всех ее субъектов,

с другой — конкуренцию между ними. Единство этих двух

противоположных сил и тенденций обеспечивает, ко всему

прочему, вариантность и гибкость сбытовой системы пред-

приятия, определяющие эффективность ее функциониро-

пания и развития как логистической системы.

Возможны следующие типы конкурентных отношений

и сбытовой сети:

— горизонтальная конкуренция;

— вертикальная конкуренция.

Горизонтальная конкуренция существует как между

посредниками одного уровня, так и между целыми струк-

турами. Горизонтальная конкуренция может существо-

иать и между посредниками одного уровня в пределах

(Ѵіиного канала (внутриканальная горизонтальная кон-

куренция), и между посредниками одного уровня разных

сбытовых каналов (межканальная уровневая конкурен-

ция), наконец, между различными сбытовыми каналами

(межканальная интегральная конкуренция). Внутрика-

нальная и межканальная уровневая конкуренция может

осуществляться, в свою очередь, как между посредника-

ми одного класса (типа функциональной специализации

и организационно-правового статуса), так и между тако-



Глава 7. Функциональные области логистики


выми же, но различающимися формой и характером реа-

лизации подобных функций (так называемая межтиповая

конкуренция).

Вертикальная конкуренция существует между посред-

никами различных уровней одного и того же канала сбыта.

Этот тип конкуренции обусловлен известным пересечени-

ем функций посредников разных уровней — выполнением

ими функций смежных посредников.

Именно системное единство интегрирующей и коор-

динирующей функций с одной стороны, и конкурентного

характера сотрудничества, с другой, обусловили и обеспе-

чили эффективность вертикальной организации каналов

сбыта как основы интегрированных и координированных

вертикальных сбытовых систем.

Выбор типа канала сбыта определяется факторами рын-

ка и покупателей (потребителей), факторами товара и само-

го предприятия, а также факторами конкурентной среды.

Определенное влияние на выбор и формирование ка-

нала сбыта оказывают организационно-правовые, эконо-

мические, функциональные, конкурентные и другие фак-

торы субъектов-посредников коммерческой деятельности

по сбыту. Их состав, распределение прав, ответственности,

сбытовых функций и управления, организация взаимодей-

ствия и взаимосвязей между ними определяют вертикаль-

ную структуру канала сбыта и его основные параметры:

— спектр и содержание выполняемых функций;

— скорость, точность, адресность и другие параметры

и показатели качества;

— степень охвата рынка;

— глубину проникновения на рынок;

— объемы сбыта;

— конкурентоспособность;

— издержки и эффективность.

Посредники разделяются на две группы: независимые

и связанные с производителем. Первые отличаются от вто-

рых наличием права собственности на товар, приобретаемо-

го вместе с товаром у производителя.

Независимые оптовые посредники — это оптовые тор-

говцы, регулярные дистрибьюторы, маклеры (дилеры).

Оптовые торговцы, дистрибьюторы арендуют или облада-

ют складскими помещениями и выполняют, как правило,

в полном объеме все виды посреднических функций, пере-

продавая, соответственно, различным торговцам товары


7.4. Управление физическим распределением



іѵопсчного потребления и непосредственно потребителям

юиары производственного назначения.

Маклеры (дилеры) не арендуют и не обладают складски-

М1І помещениями, а потому имеют дело с товарами и выпол-

няют функции, исключающие хранение — складирование

и связанные с ними технологические операции. Различают

многотоварных, а также функционально или товарно спе-

циализированных маклеров.

Независимые розничные торговцы продают това-

ры непосредственно конечным потребителям. Различают

юрговцев широкого профиля, специализированных тор-

говцев и торговцев-ремесленников, кроме того, проводится

деление по формам, характеру и уровню обслуживания.

Для настоящего времени характерна тенденция к соз-

данию интегрированных сбытовых систем, объединяющих

функции оптовой и розничной торговли товарами конечного

ногребления. Организационной формой таких систем явля-

ются крупные торговые пространства (супер- и гипермарке-

іы) или сети магазинов. В сочетании с системой самообслу-

живания их конкурентными преимуществами являются:

— ассортимент наибольшего спроса и большого оборота;

— низкие закупочные цены;

— небольшая торговая наценка и низкие цены продаж;

— динамичное продвижение товара;

— экономия на масштабе организации и управления;

— удобные формы и сроки платежей.

Связанные с производителем сбытовые посредники, как

уже отмечалось, не являются собственниками товара. К их

числу относятся брокеры, агенты (промышленные, сбы-

товые), комиссионеры, а также закупочные организации

и аукционы.

Агенты, брокеры и комиссионеры (ими могут быть как

физические, так и юридические лица) реализуют товар

о г имени производителя на условиях определенного про-

цента от объема сбыта или фиксированного вознагражде-

ния за каждую проданную единицу товара.

Агенты являются представителями предприятия с огра-

ниченным, как правило, правом ведения переговоров. Аген-

ты промышленные имеют определенную товарную спе-

циализацию и выполняют основные сбытовые функции,

еіюйственные отделу сбыта. Агенты сбытовые выполняют

соответствующие функции как представители относитель-

но небольших предприятий и по всему спектру товаров.



Глава 7. Функциональные области логистики


Брокеры осуществляют посредническую сбытовую дея-

тельность, не только не обладая полным правом собствен-

ности, но и даже правомочием распоряжаться товаром.

Брокер является посредником в основном по обеспечению

сделки между производителем и покупателями. Оплата

деятельности брокеров производится только за результа-

тивные сделки.

Комиссионеры, в отличие от брокеров, имеют товары

в своем распоряжении и осуществляют сбытовую деятель-

ность на условиях консигнации (от своего имени, но на счет

производителя). Эта категория посредников имеет в своем

распоряжении, как и дистрибьюторы, складские помещения

и выполняет целый ряд соответствующих функций. Необ-

ходимо отметить, что на условиях консигнации иногда ра-

ботают и промышленные агенты.

Закупочные и им подобные (экспортно-импортные и др.)

организации — это своего рода коллективные брокеры или

агенты, самостоятельные в правовом отношении, но рабо-

тающие также на условиях комиссионной оплаты.

Наконец, аукционы осуществляют сбыт товаров, как

правило, бывших в употреблении товаров в основном про-

изводственного назначения на основе аукционных торгов.

В структуре канала сбыта присутствуют и обслужи-

вающие посредники. Эта категория посредников осущест-

вляет другие, не связанные с основными коммерческими,

функции: доставку (транспортировку и хранение) товаров,

а также вспомогательные коммерческие и обеспечивающие

функции сбытовой деятельности. Оплата их деятельности

осуществляется в форме комиссионных или фиксирован-

ных платежей.

Наконец, в структуре канала сбыта необходимыми ока-

зываются посредники, осуществляющие обратное движение

основных потоков. Подобные функции могут осуществлять

как те же самые посредники, участвующие в прямом дви-

жении, так и специальные посредники. Обратные каналы

материального потока сбытовой сети от потребителя (по-

купателя) к производителю подразделяются:

— на каналы вторичной переработки;

— каналы возврата (замены, ремонта, вторичного ис-

пользования).

Каналы вторичной переработки могут иметь в своей

структуре тех же посредников, а могут включать и специ-

альных, связанных с приемом, движением и переработкой


7.4. Управление физическим распределением



«(к)тветствующих товаров и их отдельных составляющих,

оі ходов и т.п. К тому же каналы вторичной переработки

моі ут быть направлены не к производителю и поставщику

юнара, а к поставщику и производителю соответствующих

[ич'урсов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих, упаков-

ки и т.д.

Каналы возврата подразделяются:

— на каналы замены (как правило, это те же каналы рас-

пределения);

— каналы ремонта (как правило, это каналы обратного

диижения через специальных посредников к ремонтным

іцмітрам, центрам обслуживания — собственным центрам

производителя или независимым);

— каналы вторичного использования (как правило, это

же каналы распределения, используемые для обратного

движения тары, средств доставки и прочего, многократного

использования).

Территориальный принцип логистики наиболее эффек-

I ивен для малых и средних предприятий с небольшими

циклическими потоками широкой номенклатуры грузов,

для которых экономически нецелесообразно применять до-

рогостоящие индивидуальные решения. В подобных пред-

приятиях рационализация транспортных, экспедиционных,

складских и загрузочно-разгрузочных работ достигается

посредством высокоорганизованного сервиса. Такой сер-

иис, в частности, осуществляют предприятия материально-

I ехнического обеспечения. Известны несколько форм снаб-

жения потребителей: транзитная, с участием перегрузочных

складов и региональных баз.

Сформировалась определенная точка зрения специали-

стов по поводу участия складских систем в процессе рас-

пределения продукции. Она сводится к тому, что доставка

ірузов по принципу «точно в срок» в отдельных случаях

может упразднить необходимость создания запасов на на-

правлениях материальных потоков. Однако для фирм с от-

носительно небольшими потребностями складская форма

снабжения и в перспективе остается наиболее вероятной

при условии постоянного повышения уровня сервиса.

Не исключается создание новых региональных распреде-

лительных складских центров (РСЦ).

В подобной ситуации необходимо решить задачу рас-

пределения сфер обслуживания (торговых зон) РСЦ и их

размещения на полигоне обслуживания.



Глава 7. Функциональные области логистики


Графическое изображение схемы, реализуемой в данной

задаче, представлено на рис. 7.7.

Производители Регионально-распределительные центры Потребители

Рис. 7.7. Размещение региональных складских центров

и распределение потоков между ними

На этой схеме и в приведенной ниже задаче применены

следующие обозначения:

і = ijn — пункты производства продукции;

— распределительные складские центры (РСЦ);

k=\,n — потребители продукции;

X.J — грузопотоки от і-го производителя доу'-го РСЦ;

— грузопотоки оту-го РСЦ до �-го потребителя;

X. — количество хранимого и перерабатываемого груза

РСЦ;

С — стоимость хранения и переработки единицы груза

в;-м РСЦ;

р. — количество продукции, поступающей на магистраль-

ный транспорт от г-го производителя;

— потребность �-го получателя в продуктах;

S � ~ стоимость перемещения единицы продукции

соответственно из пункта производства і в 7-й РСЦ и из�'-го

РСЦ в пункт потребления к.

С учетом принятых обозначений экономико-матема-

тическая модель решения задачи распределения ма-


7.4. Управление физическим распределением



ічфиальных потоков между РСЦ формулируется следу-

ющим образом:

� т т г г п �


L = min


+ZZc-л,


ч


г=\ М


k=)


J


Целевая функция выражает суммарные затраты, свя-

занные с транспортировкой и переработкой грузов в РСЦ.

Задача заключается в нахождении таких и которые

минимизируют целевую функцию при следующих ограни-

чениях:

х.� > 0;

= Qk=ixj�;

М >=1

т п т п

J=1 Ы і=1 k=\

Данная модель может иметь ряд модификаций. В приве-

денном случае решается задача оптимального распределения

грузопотоков между региональными центрами. В модель

могут быть внесены ограничения по перерабатывающей

способности технических средств РСЦ, по провозной спо-

собности отдельных направлений транспорта и т.д. Если

помимо распределения потоков необходимо оптимизиро-

вать размещение и определить количество региональных

центров на полигоне, то тогда помимо производственно-

транспортной задачи решается комбинаторная задача

(на основе перебора вариантов или методом динамического

программирования).

Если рассматривать только физическую составляющую

логистического потока — материальный поток, то в ходе

последовательного физического перемещения товара от из-

готовителя к потребителю, да еш:е в случае отсутствия по-

(·редника, однозначно отделить заготовительную логистику

предприятия-покупателя от распределительной логисти-

ки предприятия-продавца не представляется возможным.

lie проясняет вопроса и обращение к финансовому и ин-

формационному потокам.



Глава 7. Функциональные области логистики


В данном случае, по нашему мнению, единственным кри-

терием разграничения заготовительной и распределительной

логистики может стать поток прав собственности, а точнее,

момент перехода прав собственности на товары (а значит,

и переход риска) от одного субъекта хозяйственной связи

к другому. Чисто технически данный вопрос может решать-

ся в соответствии с базовыми условиями договоров купли-

продажи, основные положения которых систематизированы

Международной торговой Палатой. Впервые этот свод доку-

ментов был опубликован в 1936 г. для точного определения

торговых терминов и стал известен как «Инкотермс-1936»

(Incoterms-1936). Поправки и дополнения были позднее сде-

ланы в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в 2000 гг. для приве-

дения этих правил в соответствие с современной практикой

международной торговли.

Хотя «Инкотермс», действующий сейчас в редакции

2000 г., представляет собой свод правил, носящих факуль-

тативный, необязательный характер, и его правила приме-

няются, если на них сделана прямая ссылка в контракте,

в ряде случаев толкования терминов, содержащихся в «Ин-

котермс», признаются национальным торговым обычаем

и могут использоваться в рамках логистических систем.

В соответствии с последней редакцией «Инкотермс-

2000» торговые термины сгруппированы в четыре базисные

категории.

1. Группа «Е» включает условия, согласно которым по-

купатель получает готовый к отправке товар на складе

продавца. Согласно этим условиям EXW (франко-завод

в обусловленном пункте) продавец выполнил свои обяза-

тельства по поставке, когда он сделал товары доступными

для покупателя в принадлежащем продавцу помещении.

В этом случае покупатель несет все расходы и риски, воз-

никающие при доставке товара от продавца до желаемого

пункта назначения. Иначе говоря, в хозяйственной связи

подобного типа распределительная логистика сведена к ми-

нимуму, а заготовительная логистика включает максималь-

но возможное число логистических операций.

2. Группа «Р» включает условия, согласно которым,

продавец обязан доставить товар до основного транспорт-

ного средства, указанного покупателем, а также выполнить

еще некоторые логистические операции.

По условиям FCA (свободно у перевозчика в обуслов-

ленном пункте) поставщик выполнил свои обязательства,


7.4. Управление физическим распределением



когда передал товар после осуществления экспортных

ф()рмальностей покупателю (или перевозчику) в обуслов-

'кчіном пункте. У продавца есть возможность выбора: он

может поставить товар на своем предприятии и тогда он

огиечает за погрузку товара на транспортное средство пе-

ревозчика, или доставить за свой счет товар на терминал

магистрального транспорта, где перевозчик за счет поку-

пателя разгружает товар, прибывший на транспортном

средстве продавца.

Как мы увидим далее, количество логистических опера-

ций, относящихся к распределительной логистике, будет

нозрастать, а к заготовительной — сокращаться.

Условия FAS (свободно вдоль борта судна в указан-

ном порту отгрузки) добавляют к вышеперечисленным

обязательства по размещению товаров вдоль борта судна

м указанном порту отгрузки. Обязанность по обеспечению

гаможенной очистки и получению экспортной лицензии

лежит на продавце, ранее же это было обязанностью по-

купателя.

В эту же группу входят и условия FOB (свободно на бор-

гу в указанном порту отгрузки), добавляющие к предыду-

щим операциям перемещение товара через поручни судна

1} порту отгрузки.

3. Группа «С» включает условия, предусматривающие,

что продавец должен заключить договор перевозки, однако

не несет риска потери или повреждения товаров и допол-

нительных расходов, связанных с событиями, возникшими

после отгрузки или отправки товаров.

С точки зрения функциональной логистики, мы объеди-

няем в одну группу условия CFR (стоимость и фрахт в пои-

менованном порту назначения) и СРТ (перевозка оплачена

до указанного места назначения), согласно которым оплата

страхования не является обязанностью поставщика. В другой

подгруппе, которую составляют условия C1F (цена, страхо-

вание и фрахт до указанного порта назначения) и С1Р (про-

возная плата и страхование оплачены до указанного места

назначения), оплата страхования является логистической

операцией распределительной логистики.

4. Группа «D» включает условия, согласно которым про-

давец несет все риски и затраты, связанные с доставкой гру-

за в пункт назначения.

С логистической точки зрения, каждое из условий:

DAF — доставлено до границ (поименованный пункт),



Глава 7. Функциональные области логистики


DES — доставлено с судна (в указанном порту назначе-

ния), DEQ — доставлено до причала (указанного порта

назначения), (ввозная (импортная) таможенная очистка

товара и получение импортной лицензии осуществляется

покупателем); раньше эта обязанность лежала на продав-

це, DDU — доставлено без оплаты пошлины (в указанном

месте назначения), DDP — доставлено с оплатой пошлины

(в указанном месте назначения) (расходы по разгрузке това-

ра на предприятии покупателя оплачиваются покупателем,

если же поставка осуш;ествляется в другом месте, перегруз-

ка товара на транспортное средство покупателя оплачивает-

ся продавцом); это условие добавляет к предыдуш;ему сле-

дующие логистические операции: обеспечение доступности

товара для покупателя, сдача товара покупателю на борту,

выполнение таможенных формальностей, доставка това-

ра в указанный пункт в стране импорта, уплата пошлин.

Условия DDP фактически означают доставку продавцом

товара на склад покупателя с выполнением всех необхо-

димых формальностей (покупатель оплачивает расходы

по разгрузке прибывших транспортных средств, а в случае,

когда поставка осуществляется не на предприятии покупа-

теля, она считается завершенной после перегрузки товара

на транспортное средство покупателя).

Следует подчеркнуть, что сфера действия «Инкотермс»

ограничена вопросами, связанными с правами и обязан-

ностями сторон договора купли-продажи в отношении

поставки проданных товаров (под словом «товары» здесь

подразумеваются «материальные товары», исключая «не-

материальные товары», такие как компьютерное программ-

ное обеспечение).

Наиболее часто в практике встречаются два вариан-

та неправильного понимания «Инкотермс»:

1) понимание «Инкотермс» как имеющих большее от-

ношение к договору перевозки, а не к договору купли-

продажи;

2) неправильное представление о том, что «Инкотермс»

должны охватывать все обязанности, которые стороны хо-

тели бы включить в договор.

Как всегда подчеркивалось Международной торговой

палатой, «Инкотермс» имеют дело только с отношениями

между продавцами и покупателями в рамках договоров

купли-продажи, более того, только в определенных аспек-

тах. В то время как экспортерам и импортерам важно учи-


7.4. Управление физическим распределением



П.пшть фактические отношения между различными догово-

рами, необходимыми для осуществления международной

(ѵи�лки продажи — где необходим не только договор купли-

продажи, но и договоры перевозки, страхования и финанси-

рования — «Инкотермс» относятся только к одному из этих

договоров, а именно договору купли-продажи. Тем не менее

договор сторон использовать определенный термин имеет

іиачение и для всех прочих договоров.

Кроме того, «Инкотермс» имеют дело с некоторыми

определенными обязанностями сторон — такими как обя-

занность продавца поставить товара в распоряжение поку-

пателя или передать его для перевозки или доставить его

и пункт назначения и с распределением риска между сто-

ронами в этих случаях.

Далее, они связаны с обязанностями «очистить» товар для

экспорта и импорта, упаковкой товара, обязанностью поку-

пателя принять поставку, а также представить подтвержде-

ние того, что соответствующие обязательства были должным

образом выполнены. Хотя «Инкотермс» крайне важны для

осуществления договора купли-продажи, большое количе-

ство проблем, которые могут возникнуть в таком договоре,

вообще не рассматриваются, например, передача права вла-

дения, другие права собственности, нарушения договорен-

ности и последствия таких нарушений, а также освобожде-

ние от ответственности в определенных ситуациях. Следует

іюдчеркн5ггь, что «Инкотермс» не предназначены для заме-

ны условий договора, необходимых для полного договора

купли-продажи либо посредством включения нормативных

условий, либо индивидуально оговоренных условий.

«Инкотермс» не регулируют последствия нарушения

договора и освобождения от ответственности вследствие

различных препятствий. Эти вопросы должны разрешать-

ся другими условиями договора купли-продажи и соответ-

ствующими законами.

Многообразие вариантов разграничений заготови-

тельной и распределительной логистики представлено

на рис. 7.8.

Таким образом, мы видим, что границы между распре-

делительной логистикой продавца и заготовительной логи-

стикой покупателя в каждом конкретном случае могут быть

наполнены определенным содержанием, а каждая из логи-

стик будет складываться из различных логистичес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: