Логистических информационных систем

в совершенствовании организационно-хозяйственной де-

ятельности предприятия с информационно-логистической

точки зрения важнейшее значение имеет управление запа-

сами.

Работы по автоматизации управления запасами (Inven-

tory Control) начались в США с начала бО-х гг. XX в. В ре-



Глава 11 Информационные системы и технологии в логистике


зультате активного роста крупносерийного и массового

производства товаров народного потребления и торговли

после Второй мировой войны стало очевидно, что исполь-

зование математических моделей планирования спроса

и управления запасами ведет к существенной экономии

средств, замороженных в виде запасов и незавершенного

производства.

Первые автоматизированные системы управления запа-

сами в промышленном производстве основывались на рас-

четах по спецификации состава изделия (Bill of Materials).

По плану выпуска продукции формировались планы произ-

водства и рассчитывался объем закупки материалов и ком-

плектующих изделий.

Конец 60-х гг. XX в. связан с работами Оливера Уайта

(Oliver Wight), который предлагал рассматривать в ком-

плексе производственные, снабженческие и сбытовые под-

разделения. Такой подход и применение вычислительной

техники впервые позволили оперативно корректировать

плановые задания в процессе производства (при изменении

потребностей, корректировке заказов, нехватке ресурсов,

отказах оборудования).

В публикациях Оливера Уайта и Американского обще-

ства по управлению запасами и производством были сфор-

мулированы алгоритмы планирования, известные сегодня

как MRP — в конце 1960-х гг., и MRP-H — в конце 1970-х —

начале 1980-х гг.

Методы планирования на заданные интервалы вре-

мени потребностей в материалах, необходимых для изготов-

ления изделий (MRP), учитывают информацию о составе

изделия, состоянии складов и незавершенного производ-

ства, а также заказов и планов-графиков производства.

Заказы (Orders) упорядочиваются, например, по прио-

ритетам или по срокам отгрузки.

Формируется объемный план-график производства

(Master Schedule). Обычно он создается по группам про-

дукции и может быть использован для планирования за-

грузки производственных мощностей.

Цели MRP-систем:

· удовлетворение потребностей в материалах, компо-

нентах и комплектующих для планирования производства

и доставки потребителю;

· поддержание низких уровней запасов материальных

ресурсов (MP), готовой продукции (ГП);


112. Основные, задачи логистических информационных систем



· планирование производственных операций, расписа-

ний доставок, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей система обеспечивает

поток плановых количеств MP и запасов продукции за вре-

мя, используемое для планирования. Система MRP начи-

нает свою работу с определения, сколько конечной продук-

ции и в какие сроки необходимо произвести. Затем система

определяет время и необходимые объемы MP для удовлет-

ворения потребностей производственного расписания.

Ядром MRP-системы является программный комплекс,

который проводит все расчеты и анализ по определенным

алгоритмам на основании производственного расписания

и информации о MP. На выходе программный комплекс

дает набор документов, в том числе схемы доставки MP

по подразделениям, объемы и сроки поставок. Таким об-

разом, MRP-система запланировано «проталкивает» MP

по подразделениям.

В отличие от методов теории управления запасами,

предполагающих независимый спрос на всю номенклатуру,

MRP часто называют методом расчетов для номенклатуры

«зависимого спроса» (т.е. формирования заказов на узлы

и комплектующие изделия в зависимости от заказа на го-

товую продукцию). Алгоритм MRP не только выдает зака-

зы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать

производственные задания с учетом изменяющейся потреб-

ности в готовых изделиях.

Основные недостатки MRP-систем:

— значительный объем вычислений и предварительной

обработки данных;

— возрастание логистических издержек на обработку за-

казов и их транспортировку из-за стремления фирм умень-

шить запасы MP и перейти на работу с малыми заказами

с высокой частотой их выполнения;

— нечувствительность к кратковременным изменениям

спроса;

— большое число отказов из-за большой размерности

системы и ее комплексности.

К этому прибавляются общие недостатки всех толкаю-

щих систем: недостаточно точное отслеживание спроса

и обязательное наличие страховых запасов, что, с одной

стороны, замораживает оборотные средства, но, с другой,

дает системе большую, чем у вытягивающих систем устой-

чивость при резких колебаниях спроса или при ненадеж-



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


ности поставщиков. Для толкающих систем характерно на-

личие жестко заданного производственного расписания.

MRP-системы используются, как правило, в тех случаях,

когда спрос на MP сильно зависит от спроса потребителя

на ГП или когда надо работать с большой номенклатурой

MP. Вообще, MRP-системы предпочтительнее метода JIT

(точно во время) когда имеется достаточно длинный про-

изводственный цикл.

Заметим, что методы MRP получили распространение

в США и практически не применялись в Японии. Дело

в том, что японские методы управления в машиностроении

в основном были ориентированы на массовое производство,

а американские — на мелкосерийное.

Наличие перечисленных недостатков повлекло за собой

создание MRP-II систем, обладающих большей гибкостью

планирования, обеспечивающих лучшую организацию по-

ставок и лучшую реакцию на изменения спроса. Важное

место в MRP-II занимают блоки прогнозирования спроса,

размещения заказов и управления запасами,

MRP-II — это замкнутая система, относящаяся к деталь-

ному планированию производства, к финансовому плани-

рованию себестоимости материалов и производственных

затрат, а также к моделированию хода производства. В ней

планируются не только выпуск изделий, но и ресурсы для

выполнения плана. Начальным этапом в работе системы яв-

ляется прогнозирование и оценка производственных мощ-

ностей (Capacity Requirements Planning). Предусмотрен

также этап объемного планирования (Master Production

Scheduling). Его результаты становятся исходной информа-

цией для планирования потребностей в материалах (MRP),

изготавливаемых и поступающих по кооперации.

Замкнутость системы MRP-II означает наличие об-

ратных связей для планирования в модулях, отвечаю-

щих за управление производством и его учет (Execution,

Production activity control), a также то, что модули оценки

производственных мощностей, снабжения, планирования

и учета функционируют как компоненты единой системы

с использованием интегрированной базы данных.

Классическая система MRP-II (Standart System) содер-

жит описание 16 групп функций системы:

1) Sales and Operation Planning (планирование продаж

и производства);

2) Demand Management (управление спросом);


112. Основные, задачи логистических информационных систем 679

3) Master Production Scheduling (составление плана про-

изводства);

4) Material Requirement Planning (планирование матери-

альных потребностей);

5) Bill of Materials (спецификации продуктов);

6) Inventory Transaction Subsystem (управление скла-

дом);

7) Scheduled Receipts Subsystem (плановые поставки);

8) Shop Flow Control (управление на уровне производ-

ственного цеха);

9) Capacity Requirement Planning (планирование произ-

водственных мощностей);

10) Input/output control (контроль входа/выхода);

И) Purchasing (материально техническое снабжение);

12) Distribution Resourse Planning (планирование ресур-

сов распределения);

13)Tooling Planning and Control (планирование и кон-

троль производственных операций);

14) Financial Planning (управление финансами);

15) Simulation (моделирование);

16) Performance Measurement (оценка результатов дея-

тельности).

Задача информационных систем класса MRP-II — опти-

мальное формирование потока материалов (сырья), по-

луфабрикатов (в том числе находящихся в производстве)

и готовых изделий. Система класса MRP-II имеет целью

интеграцию всех основных процессов, реализуемых пред-

приятием: снабжение, запасы, производство, продажу и дис-

трибьюцию, планирование, контроль выполнения плана,

затраты, финансы, основные средства и т.д.

Результаты использования интегрированных систем

стандарта MRP-II:

— решение задач оптимизации производственных и ма-

териальных потоков;

— реальное сокращение материальных ресурсов на складах;

— планирование и контроль всего цикла производства,

с возможностью влияния на него в целях достижения опти-

мальной эффективности в использовании производствен-

ных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения по-

требностей заказчиков;

— автоматизация работ договорного отдела с полным

контролем платежей, отгрузки продукции и сроков выпол-

нения договорных обязательств;



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


— значительное сокращение непроизводственных за-

трат;

— возможность поэтапного внедрения системы, с уче-

том инвестиционной политики конкретного предприятия,

Метод планирования и управления J IT появился на пред-

приятиях автомобильной отрасли в 1950-х гг. Он охватыва-

ет проектирование изделий, выбор поставщиков, обеспече-

ние качества, планирование, учет производства и контроль

(с использованием специальных карточек Kanban). Одна

из важнейших концепций метода «точно в срок» связана

с минимизацией страховых и межоперационных заделов

за счет стабилизации поставок, а также обеспечения резер-

ва производственных мощностей.

JIT характеризуется:

— минимальными (в идеале — нулевыми) запасами;

— короткими логистическими цепями;

— небольшими объемами производства и пополнения

запасов;

— взаимоотношением по закупкам с небольшим количе-

ством надежных поставщиков и перевозчиков;

— высоким качеством ГП и логистического сервиса,

Метод «точно в срок» не противоречит MRP и MRP-II

и часто предлагается в современных системах как одна

из форм организации производства.

Логистическая концепция Lean production по существу

является развитием подхода «точно в срок» и включает

в себя такие элементы, как системы Kanban и MRP.

Основные цели Lean production в плане логистики:

— высокие стандарты качества продукции;

— низкие производственные издержки;

— быстрое реагирование на потребительский спрос;

— короткие сроки переналадки оборудования.

Ключевые элементы реализации логистических целей:

— уменьшение подготовительно-заключительного вре-

мени,

— маленькие размеры партий производимой продукции;

— короткое основное производственное время;

— контроль качества всех процессов;

— общее продуктивное обеспечение (поддержка);

— партнерство с надежными поставщиками;

— эластичные потоковые процессы;

— «тянущая» информационная система.


112. Основные, задачи логистических информационных систем



Ограничения на поставщиков в концепции Lean pro-

duction:

— доставка MP должна осуществляться в соответствии

с технологией J IT;

— MP должны отвечать всем требованиям стандартов

качества, входной контроль MP должен быть исключен;

— цены на MP должны быть как можно ниже, из рас-

чета длительных хозяйственных связей по поставкам MP,

но не должны превалировать над качеством MP и точно-

стью доставки их потребителю;

— продавцы MP должны предварительно согласовывать

возникающие проблемы и трудности с потребителем;

— продавцы должны сопровождать поставки MP до-

кументацией (сертификатами), подтверждающей контроль

качества их изготовления, или документацией по организа-

ции такого контроля у фирмы-производителя;

— продавцы должны помогать покупателю в проведе-

нии экспертиз или адаптации технологий к новым моди-

фикациям MP;

— MP должны сопровождаться соответствующими

входными и выходными спецификациями.

Большое значение для реализации концепции Lean

production» во внутрипроизводственной логистической

сети имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях

производственного цикла. Как правило, большинство за-

падных фирм используют при контроле качества своей

продукции концепцию TQM и серию стандартов системы

управления качеством ISO-9000.

Методы ОРТ (Optimised production technology — опти-

мизированная технология производства) созданы в Израи-

ле в 1970-х гг. (работы Эли Голдрайт). На их основе был

разработан ряд программных пакетов. Методы ОРТ пред-

назначены для максимизации выпуска продукции при со-

кращении объема запасов и производственных затрат. В их

основе лежит определение «узких мест» (производственных

мощностей или материальных ресурсов) и наиболее точ-

ный их учет при планировании. Методика оценки «узких

мест» сохраняет актуальность и применяется в алгоритмах

планирования и определения ресурсов производственных

мощностей MRP-IL

Методы СІМ (Computer Integrated Manufacturing —

концепция компьютеризированного интегрированного



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


производства) возникли в начале 1980-х гг. и связаны

с интеграцией гибкого производства и систем управления

им. СІМ предполагает интеграцию всех подсистем системы

управления (управления снабжением, проектированием

и подготовкой производства, планирования и изготовле-

ния, управления производственными участками и цехами,

транспортно-складскими системами, обеспечением обору-

дованием, инструментом и оснасткой, систем обеспечения

качества, сбыта, а также финансовых подсистем).

Методы CALS (Computer-aided Acquisition and Logistics

Support — компьютерная поддержка процесса поставок и ло-

гистики) созданы в 1980-х гг. в военном ведомстве США для

повышения эффективности управления и планирования

в процессе заказа, разработки, организации производства,

поставок и эксплуатации военной техники. CALS предусма-

тривает однократный ввод данных, их хранение в стандарт-

ных форматах, стандартизацию интерфейсов и электрон-

ный обмен информацией между всеми организациями и их

подразделениями — участниками проекта. Методы доказа-

ли свою эффективность и переносятся в настоящее время

на гражданские отрасли промышленности. Новая концепция

сохранила аббревиатуру CALS с более широким смыслом

(Continuous Acquisition and Life circle Support — поддерж-

ка непрерывного жизненного цикла продукции). Прово-

дится стандартизация ряда аспектов CALS в Международ-

ной организации стандартизации ISO. Методы CALS могут

использоваться вместе с MRP-II/ERP и СІМ. В отличие

от них CALS позволяет управлять всем жизненным циклом

продукции, включая маркетинг, управление комплексными

проектами, обслуживанием при эксплуатации.

Концепция ERP (Enterprise resource planning — плани-

рование ресурсов предприятия) предложена аналитической

фирмой GartnerGroup в начале 1990-х гг. и уже подтверди-

ла свою жизнеспособность.

Система управления предприятием, соответствующая

концепции ERP, должна включать:

— управление цепочкой поставок (Supply Chain

Management — SCM, ранее — DRP, Distribution Resource

Planning);

— усовершенствованное планирование и составление

расписаний (Advanced Planning and Scheduling — APS);

— модуль автоматизации продаж (Sales Force Automa-

tion — SPA);


112. Основные, задачи логистических информационных систем 683

— автономный модуль, отвечающий за конфигурирова-

ние (Stand Alone Configuration Engine — SACE);

— окончательное планирование ресурсов (Finite Resource

Planning — FRP);

— OLAP-технологии;

— модуль электронной коммерции (Electronic Com-

merce — EC);

— управление данными об изделии (Product Data Mana-

gement — PDM).

Главная задача ERP-системы — добиться оптимизации

(по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.

Довольно часто вся присущая концепции ERP совокуп-

ность задач реализуется не одной интегрированной систе-

мой, а некоторым комплектом программного обеспечения.

В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый

ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы

подключены специализированные продукты третьих фирм

(отвечающие за электронную коммерцию, за OLAP, за ав-

томатизацию продаж и проч.).

ERP связывает выполнение основных операций и обе-

спечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработ-

ка заказов связана с планированием производства, и пла-

новые потребности автоматически передаются к процессу

закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый

учет автоматически изменяются, а критическая информа-

ция об операциях, прибыльности продукции, результатах

деятельности подразделений становятся доступны в реаль-

ном времени.

Системы ERP предназначены для управления финан-

совой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это

«верхний уровень» в иерархии систем управления, затра-

гивающий ключевые аспекты деятельности: производство,

планирование, финансы и бухгалтерию, материально-

техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управ-

ление запасами, ведение заказов на изготовление (постав-

ку) продукции и предоставление услуг.

Очевидно, что каждое предприятие имеет свою специфи-

ку финансовой и хозяйственной деятельности, но прогресс

в разработке программных решений для задач ERP состоит

в том, что наряду со спецификой удается выделить задачи,

общие для предприятий самых разных видов деятельности.

К таким общим задачам можно отнести управление мате-

риальными и финансовыми ресурсами, закупками, сбытом,


684 Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике

заказами потребителей и поставками, управление кадра-

ми, основными фондами, складами, бизнес-планирование

и учет, бухгалтерию, расчеты с покупателями и поставщи-

ками, ведение банковских счетов и др.

Система автоматизирует задачи, встроенные в выполне-

ние бизнес-процессов. Так, при получении заказа от потре-

бителя менеджер имеет всю информацию об отношениях

с заказчиком и его кредитный рейтинг. Когда одно подраз-

деление заканчивает работать с заказом, тот автоматически

передается в следующее подразделение. При этом исклю-

чаются многократные ошибки ввода информации, потери

документов. В итоге заказы обрабатываются быстрее и без

ошибок. Аналогичные возможности возникают у многих

других служб: персонала, производственного отдела, отдела

маркетинга, снабжения. Единая информационная база по-

зволяет }�итывать взаимосвязь отдельных процессов, таких

как загрузка заказами на текущий месяц и график отпу-

сков персонала. ERP меняет отношение персонала и служб

к своей работе. С ее помощью менеджеры, ведущие заказ,

владеют информацией о его состоянии в каждый момент

времени и по всем аспектам: поступила ли оплата за работу,

достаточно ли комплектующих на складе. Если, например,

склад не вовремя введет в систему информацию о запасах,

то получивший запрос клиента менеджер, справившись в си-

стеме о состоянии склада, может ответить отказом на его

обращение, увидев, что запас на складе недостаточен или

нужное изделие отсутствует. Тем самым ERP повышает от-

ветственность каждого сотрудника за общее дело.

Система CSRP (Customer Synchronized Resource

Planning — планирование ресурсов предприятия, ориен-

тированное на потребителя). Ее задача — синхронизиро-

вать потребности покупателя с внутренним планировани-

ем и производством. CSRP использует интегрированную

функциональность ERP и перенаправляет производствен-

ное планирование от производства далее, к покупателю.

CSRP предоставляет действенные методы и приложения

для создания продуктов с повышенной ценностью для по-

купателя.

Покупательская информация поступает в подразделе-

ния из четырех основных функциональных направлений:

продажа и маркетинг, обслуживание покупателей, техниче-

ское обслуживание, исследование и разработка. Работники

каждого из них активно взаимодействуют с покупателем,


112. Основные- задачи лотстмческих информационных систем



но в большинстве традиционно организованных предпри-

ятий уделяют мало времени взаимодействию с плановыми

или производственными отделами. CSRP интегрирует дея-

тельность предприятия, ориентированную на покупателя,

и ставит ее в центр системы управления бизнесом.

CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса,

основанную на текущей информации о покупателе, и сдви-

гает фокус предприятия с планирования от потребностей

производства к планированию от заказов покупателей.

Непосредственный учет данных о конфигурации заказов

позволяет подразделениям увеличить целостность процесса

планирования путем снижения объема повторной работы

и числа перерывов из-за наплыва заказов. Производствен-

ное планирование теперь позволяет оптимизировать опе-

рации на основе действительных покупательских заказов,

а не на прогнозах или оценках. Получая доступ в реальном

времени к точной информации о заказах покупателей, под-

разделения планирования могут динамично изменять груп-

пирование работ, последовательность исполнения заказов,

приобретения и заключения субконтрактов с целью улуч-

шения обслуживания и снижения стоимости. Требования

к продукту могут передаваться непосредственно от покупа-

теля к субконтрактору или поставщику, устраняя ошибки

и задержки, которые встречаются при трансляции заказов

покупателей в заказы на покупку. Изменения в заказе по-

купателя могут приводить к автоматическим изменениям

в заказах поставщикам, уменьшая количество повторной

работы и задержки. Качество продуктов и правильность

заказа основных комплектующих могут быть значительно

повышены, а циклы их доставки сокращены.

Выгоды от успешного применения CSRP — повышение

качества товаров, снижение времени поставки, повышение

ценности продуктов для покупателя, а в результате — сни-

жение производственных издержек, но, что более важно,

это создание инфраструкт)фы, приспособленной для созда-

ния продуктов, удовлетворяющих потребности покупателя,

улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение

лучших услуг для них. Это не эффективность производства,

которая будет обеспечивать временные конкурентные пре-

имущества, а, скорее, способность создавать продукты, удо-

влетворяющие потребности покупателя, и лучший сервис.

В последние годы системы планирования класса MRP-H

в интеграции с модулем финансового планирования FRP



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


(Finance Requirements Planning) получили название си-

стем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements

Planning), которые позволяют наиболее эффективно плани-

ровать всю коммерческую деятельность современного пред-

приятия, в том числе финансовые затраты на проекты об-

новления оборудования и инвестиции в производство новой

линейки изделий. В российской практике целесообразность

применения систем подобного класса обусловливается,

кроме того, необходимостью управлять бизнес-процессами

в условиях инфляции, а также жесткого налогового прес-

синга, поэтому системы ERP необходимы не только для

крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих

активный бизнес.

В настоящее время наблюдается подъем интереса к ком-

пьютеризации не только производственных процессов,

но и организационной, финансовой и экономической дея-

тельности предприятия. На российском рынке работают ми-

ровые лидеры этого сектора — производители ERP-систем,

рассчитанных на средние и крупные предприятия. Некото-

рые российские центры внедряют ERP-системы зарубеж-

ных производителей, рассчитанные на предприятия разных

типов и способов организации производства.

Значительную и все более увеличивающуюся долю

на этом рынке составляют системы российских произво-

дителей. Стоимости систем существенно различаются в за-

висимости от их возможностей, глубины и широты охвата

экономических, финансовых, производственных и хозяй-

ственных функций.

Хронология появления рассмотренных концепций пред-

ставлена на рис. 11.1.

Среди прочих микрологистических концепций большое

распространение получили различные варианты концепции

demand-driven techniques — DDT (реагирования на спрос).

Наиболее известны из них четыре: rules based reorder

(ROP), quick response (QR), continuous replenishment (CR)

и automatic replenishment (AR).

Концепция ROP использует методику контроля и управ-

ления запасами, основанную на точке заказа (перезака-

за) — reorder point — и статистических параметрах расхода

продукции (EOQ-модель). Концепция применяется для

определения и оптимизации уровней страховых запасов

в целях элиминирования (исключения влияния) колебаний

спроса.


112. Основные� задачи логистических информационных систем



JIT MRP ОРТ СШ MRP-II CALS ERP CSRP

Рис, 11.1. Основные этапы возникновения концепций

по управлению организационно-хозяйственной

деятельностью

Эффективность метода ROP в большой степени зависит

от точности прогнозирования спроса.

Сфера использования ROP относится в основном к ре-

гулированию уровней страховых запасов, причем те или

иные варианты логики точек заказа используют другие

DDT-ориентированные методы. Реализация этой концеп-

ции осуществляется путем мониторинга продаж в рознич-

ной торговле и передачи информации об объемах продаж

по специфицированной номенклатуре и ассортименту опто-

викам и от них — производителям ГП.

CR-концепция является модификацией QR и предна-

значена для устранения необходимости в заказах на попол-

нение запасов ГП. Цель CR — установление эффективного

логистического плана.

Дальнейшим улучшением QR и CR-стратегий явилась

логистическая концепция AR (автоматического пополне-

ния запасов). Она обеспечивает поставщиков (произво-

дителей) ГП необходимым набором правил для принятия

решений по товарным атрибутам и категориям. Путем

применения AR-метода поставщик может удовлетворить

потребности потребителей в товарной категории за счет



Глава 11 Информационные системы и технологии в логистике


устранения необходимости отслеживать единичные прода-

жи и уровни запасов для товаров быстрой реализации.

В классическом понимании управление состоит из пла-

нирования, прогнозирования, учета, анализа и регули-

рования. В соответствии с этим в современной системе

управления запасами должны осуществляться следующие

функции.

1. Учет сделок. Каждая система контроля должна содер-

жать информацию о движении товаров для целей управле-

ния. Точность учета товаров трудно переоценить. Многие

системы не обеспечивают принятие правильных решений

потому, что не имеется точных данных о запасах в пути

и в наличии.

2. Прогнозирование. Управленческие решения должны

быть предложены на основе прогнозирования спроса. Так

как мнения специалистов отдела маркетинга или менедже-

ров управления запасами недостаточно, в системе управле-

ния запасами должна быть использована количественная

расчетная методика, например, методика экспоненциально-

го сглаживания. Опыт и знания менеджера, тем не менее,

могут играть роль в модификации прогнозов при нестан-

дартных обстоятельствах.

3. Правила принятия решений. Система должна содер-

жать блок принятия решений о времени и количествах за-

казываемых товаров. Система составляет заказы автомати-

чески на основании принятых решений.

4. Сообщения об отклонениях. Сообщения могут ка-

саться ситуаций, когда прогноз не отразил реальный спрос,

когда сформированы слишком большие заказы, дефициты

имеют слишком большие значения и т.д.

5. Сообщения о показателях эффективности. С их по-

мощью высшее руководство должно обеспечиваться обоб-

щающей информацией об эффективности управления то-

варными запасами.

6. Планирование ассортимента. В рамках выполнения

этой функции система отвечает на вопросы о количестве

заказываемого товара, о том, в какие моменты его следует

заказывать, а также отбирать ассортиментные позиции ис-

ходя из их специфики (цены, вариации спроса, время по-

ставки и т.д.). Это помогает анализировать изменения усло-

вий работы с поставщиками (изменение закупочных цен,

способов транспортировки и т.д.).


112. Основные- задачи логистических информационных систем 689

Геоинформационные системы

Геоинформационная система (geographic (а1) information

system, устоявшаяся английская аббревиатура — GIS) — ав-

томатизированная информационная систем предназначен-

ная для сбора, хранения, обработки, доступа, отображение

и распространение пространственно-временных данных,

основой интеграции которых служит географическая ин-

формация.

В русском языке аббревиатуре ГИС соответствует

также понятие географическая информационная систе-

ма. Это понятие появилось более 40 лет назад (первые

географические информационные системы разработаны

в 1950—60-х гг., первоначально в гражданском секторе

США) и предшествовало появлению понятия геоинфор-

мационная система, которое вошло в активный оборот

7—9 лет назад.

Процент чисто географических данных в геоинформа-

ционных системах незначителен, технологии обработки ин-

формации имеют мало общего с классической обработкой

географических данных, при этом последние служат лишь

базой решения прикладных задач, цели которых далеки

от географии.

Современные геоинформационные системы представ-

ляют собой новый тип интегрированных информационных

систем, которые, с одной стороны, включают методы обра-

ботки данных многих ранее существовавших автоматизиро-

ванных систем, а с другой — обладают спецификой в орга-

низации и обработке данных.

Это позволяет характеризовать геоинформационные

системы, в отличие от географических информацион-

ных систем, как многоцелевые и многоаспектные систе-

мы. В них входит одна, чаще несколько баз данных (БД),

полная технология обработки информации значительно

шире, чем работа с базой данных и рассчитана во многих

случаях на проведение экспертных оценок. Данные, кото-

рые обрабатывает и хранит геоинформационная система,

имеют не только пространственную, но и временную при-

вязку.

В рамках нашего учебного пособия под аббревиатурой

ГИС будем понимать в дальнейшем геоинформационные

системы.



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


Геоинформационная система (ГИС) содержит данные

об объектах в форме их цифровых представлений. ГИС-

технология объединяет воедино два различных типа данных.

Данные первого типа — пространственные данные опре-

деляют форму и местоположение объекта или явления. Их

можно разделить на векторные, представляющие геогра-

фические объекты с помощью графических примитивов

(точек, линий и полигонов), и растровые, представляющие

географическое пространство в виде регулярной матрицы,

состоящей из одинаковых по размеру ячеек.

Данные второго типа — атрибутивные данные содержат

дополнительные сведения о географическом объекте, про-

живающих там людях, другую связанную с ним описатель-

ную информацию.

Пространственные данные являются основой для созда-

ния базовой карты, атрибутивные придают этой карте тре-

буемую специфику.

ГИС последнего поколения, помимо традиционной гео-

реляционной модели данных, используют новую объектно-

ориентированную модель геоданных. Она обеспечивает ра-

боту с реальными объектами, а не просто с записями в базе

данных и позволяет настраивать объекты, заранее задавая

методы управления ими.

Как правило, стандартная ГИС поддерживается про-

граммным, аппаратным, информационным, нормативно-

правовым, кадровым и организационным обеспечением.

ГИС по территориальному охвату бывают:

— глобальные (global GIS);

— национальные (national GIS), зачастую имеющие ста-

тус государственных;

— региональные (regional GIS);

— локальные, или местные ГИС (local GIS).

Сегодня ГИС различного территориального охвата яв-

ляются самой перспективной информационной системой

для решения задач бизнеса и управления. В их использова-

нии есть две тенденции

Первая состоит в применение напрямую геоинформаци-

онных данных в разных приложениях. Это требует изуче-

ния пользователем основ геоинформатики. В результате

осуществления этой тенденции появилось новые направле-

ния в бизнесе — геомаркетинг.

Вторая состоит в создании прозрачных для пользовате-

ля ГИС, что дает возможность ему оперировать известными


112. Основные- задачи логистических информационных систем



понятиями, не прибегая к специальным знаниям в области

геоинформатики. Это, с одной стороны, облегчает освоение

и применение ГИС для пользователей-неспециалистов в ге-

оинформатике, но с другой — делает их весьма зависимы-

ми от качества самой системы и от правильности ее выбора

для решения конкретных практических задач. Проблемная

ориентация ГИС определяется решаемыми в ней научными

и прикладными задачами.

Научные, технические, технологические и прикладные

аспекты проектирования, создания и использования ГИС

изучаются геоинформатикой.

Специальные исследования, проведенные в рамках гео-

информатики, показали, что порядка 80—90% всей инфор-

мации используемой в бизнесе состоит из или включает

в себя геоданные, то есть различные сведения о распреде-

ленных в пространстве или по территории объектах, явле-

ниях и процессах. Обработка таких данных является сущ-

ностью одной из наиболее бурно развиваюшіихся областей

рынка программного компьютерного обеспечения — техно-

логией ГИС.

Программные ГИС продукты помогают ответить на во-

просы, где живут потребители тех или иных товаров и услуг,

что им нужно, какими средствами они располагают, куда

им удобнее пойти за покупками, как это все им доставить

с наименьшими затратами, где выгоднее открыть новый ма-

газин или сервисный центр, где находятся партнеры и кон-

куренты определенной фирмы.

Технология геоинформационных систем проникает

в сферу предпринимательства быстрее, чем в большинстве

других областей их применения. Объемы продаж ГИС-

продуктов для обеспечения бизнеса в последнее десяти-

летие увеличились в мире более чем в 30 раз и превысили

300 млн долл., при этом сегодня обш;емировой объем про-

даж в области ГИС оценивается в 2 млрд долл. в год.

В конце XX в. в США стал выходить специальный журнал

Business Geographies, приложение к GIS World, посвященный

описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой тех-

нологии в предпринимательстве. В западной и отечественной

печати все чаще встречается новое понятие геомаркетинг

(Geo-marketing), связывающее в неразрывное целое бизнес

и геоинформационные технологии.

Главное преимущество ГИС перед другими информаци-

онными технологиями заключено в наборе средств создания


692 Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике

и объединения баз данных с возможностями их географиче-

ского анализа и наглядной визуализации в виде различных

карт, графиков, диаграмм, прямой привязке друг к другу

всех атрибутивных и графических данных. ГИС позволяет

отображать и анализировать бизнес информацию новыми

методами, выявлять скрытые ранее взаимосвязи, примеры

и тренды.

Специалисты в области логистики используют ГИС

в разных областях своей деятельности: для анализа и от-

слеживания текущего состояния и тенденций изменения

интересующей их области рынка; при планировании мар-

кетинговой активности; для выбора оптимального по раз-

ным критериям местоположения новых торговых точек,

складов, филиалов фирмы производственных мощностей;

для выбора эффективных путей распределения продукции,

кратчайших или наиболее безопасных маршрутов пере-

возок и; для демографических исследований, определения

привязанного к территории спроса на продукцию.

Эффективность решения перечисленных задач с помо-

щью ГИС значительно повышается, этому способствует

растущая во всем мире, включая Россию и страны СНГ, до-

ступность и достоверность исходных данных, а также по-

стоянное появление на рынке все более мощных и одновре-

менно вполне доступных по цене компьютеров и все более

совершенных и дружественных по отношению к пользова-

телю программных ГИС-продуктов.

Для решения логистических задач могут применяться

ГИС-продукты общего назначения, имеющие средства на-

стройки под конкретные задачи и возможности взаимо-

действия с другими применяемыми в этой области про-

граммными средствами: пакетами управления активами

предприятия, например SAP, R/3; программой генериро-

вания отчетной документации, например Seagate Crystal

Reports, программным средством компрессии данных, на-

пример MrSID, и др.

Наряду с ГИС-продуктами общего назначения, имеются

и готовые специализированные ГИС-пакеты, обеспечиваю-

щие решение типовых бизнес задач. Они, например, объеди-

няют средства обычных пакетов картографического отобра-

жения, функции тематического представления информации

на основе привязки табличных данных к адресам и улицам,

возможности анализа геофафических данных с учетом до-

полнительной информации по находящимся в этих местах


112. Основные� задачи логистических информационных систем



объектам. Эта технология связывает воедино инструменты

графического отображения, работу с электронными табли-

цами, базами и хранилищами данных и функции простран-

ственного анализа. Причем связь карты с данными осу-

ществляется динамическим образом. Это позволяет создать

новые бизнес — данные, легко обратиться к уже существую-

щим и связать их с пространственной информацией, чтобы

выявить те особенности и взаимосвязи, которые не видны

из таблиц, диаграмм и графиков.

Электронные карты

Электронные карты (ЭК) представляют собой динами-

ческую визуализацию цифровых карт при помощи видео-

мониторов и соответствующего программного интерфейса.

Применение ЭК вообще и в логистике в частности вызва-

но необходимостью повышения эффективности использо-

вания информации.

Электронную карту можно рассматривать как много-

компонентную модель реальности. Цифровая картогра-

фическая информация является частью информационной

основы ГИС и обусловливает возможности ЭК при геомо-

делировании.

Визуализация пространственных данных в форме ЭК

выполняет роль интерфейса, обеспечивающего пользова-

телю динамическое двустороннее взаимодействие с базой

пространственных данных. Электронная карта как автома-

тизированная система характеризуется качественно новыми

свойствами при обработке пространственной информации.

Системы электронных карт можно рассматривать как

специализированные информационные системы, ориенти-

рованные на визуализацию картографических данных. Тех-

нологически такие системы могут функционировать неза-

висимо и образовывать некие специализированные ГИС

либо входить как подсистемы в глобальные ГИС.

Электронные карты позволяют применять интерактив-

ный режим работы с картографическими данными, описани-

ями и оперативной информацией. Это создает возможность

в процессе планирования или проведения исследований

по картам оперативно вторгаться в процесс проектирова-

ния карты и задавать новые проектные критерии, решения

или ограничивающие условия.

Особенностью электронной карты является то, что она

может быть организована как множество слоев (покрытий).



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


Слои являются видом картографических моделей, которые

построены на основе типизации и объединения простран-

ственных объектов или набора данных, имеющих какие-

либо общие свойства или функциональные признаки. Таки-

ми свойствами могут быть: принадлежность к одному типу

пространственных объектов (жилые здания, подземные

коммуникации, административные границы и т.д.); отобра-

жение на карте одним цветом; представление одинаковыми

графическими примитивами (линиями, точками, полигона-

ми) и т.д.

В качестве отдельных слоев можно объединять данные,

полученные в результате сбора первичной информации.

Принадлежность объекта или части объекта к слою позво-

ляет использовать и добавлять групповые свойства объек-

там данного слоя.

Данные, размещенные на слоях, могут обрабатываться

как в интерактивном режиме, так и в автоматическом. С по-

мощью системы фильтров или заданных параметров объ-

екты, принадлежащие слою, могут быть одновременно мас-

штабированы, перемещены, скопированы, записаны в базу

данных. При установке других режимов можно наложить

запрет на редактирование объектов слоя, запретить их про-

смотр.

Многослойная организация электронной карты при на-

личии гибкого механизма управления слоями позволяет

объединить и отобразить не только большее количество

информации, чем на обычной карте, но существенно упро-

стить анализ картографических данных путем селекции

данных, необходимых для текущего рассмотрения, и при-

менения механизма «прозрачности» электронной карты.

Анализ выводимых на экран промежуточных результа-

тов и отдельных слоев, учет динамики исследуемого процес-

са или поиска, позволяют изменять ход обработки данных

и приходить, при необходимости, к искомому результату

действуя эвристически, не имея четкого начального пла-

на исследования. Следует пояснить, эвристические дей-

ствия подчиняются эвристике, другое название эвриология

(Heuristics) — методологии разрешения проблем, исполь-

зующей метод проб и ошибок, а также результаты экспери-

мента для нахождения пути к решению. Также называется

наука о закономерностях и методах открытия и изучения

нового в творческой и познавательной деятельности че-

ловека, опирающаяся на изучение психологии творчества.


112. Основные- задачи логистических информационных систем



Хотя такая методология может и не привести к оптималь-

ному решению, она является более оперативным, дешевым

и практичным подходом, чем использование методов опти-

мизации.

Электронные карты как модели картографической ин-

формации относятся к классу динамических моделей,

но они могут создаваться в двух режимах: в режиме разде-

ления времени (например, электронные атласы) — аналоги

обычных карт и в режиме реального времени (навигацион-

ные системы).

В логистике их сегодня используют в основном во вто-

ром режиме, поскольку стремление повысить экономиче-

скую эффективность дистрибьюции и работать с товаром

без промежуточных складов, прямо с колес делает весьма

актуальным этот режим. С его помощью можно в простран-

стве и времени следить за процессом товародвижения, оце-

нивать соответствие текущей ситуации запланированной

и принимать решения по устранению отклонений от плана.

Электронная карта, реализуя мобильную или адаптив-

ную модель данных, позволяет настраивать состав, объем

и форму отображаемых данных в соответствии с запросами

пользователя.

Режимы реального масштаба времени накладывают по-

вышенные требования к вычислительным ресурсам таких

систем, а именно к компактности оборудования в сочета-

нии с высоким быстродействием.

В отличие от многих ГИС в ЭК корректировка и ви-

зуализация данных осуществляются без прямого участия

человека-оператора. Широкое применение электронные

карты находят в автотранспорте, в частности для определе-

ния местоположения движущегося транспортного средства.

В настоящее время система электронных карт на автомоби-

лях имеет мощную поддержку систем спутниковой связи

и навигации.

Электронные карты в определенном смысле подобны

справочникам, которые должны храниться в библиотеках

(банках данных), содержать подробную информацию, зани-

мать минимальный объем и быть всегда доступными.

Примером электронной карты, оформленной в виде ры-

ночного продукта, может служить цифровая карта мира

(суши) Digital Chart of the World (DCW) в формате Arclnfo,

созданная на основе тактических навигационных карт Ми-

нистерства обороны США фирмой ESRI. Ее исходный мае-



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


штаб 1:1000000, объем данных равен 1,7 Гб, носитель — че-

тыре диска CD-ROM с книгой описания данных.

Карта разбита на 2094 листа размером 5x5°. Число тема-

тических слоев на лист: от 3 до 27 (для России в среднем

17 слоев). Существуют версии DCW для UNIX-рабочих

станций и для PC. Для просмотра и работы с картой можно

использовать все ГИС-пакеты ESRI.

В качестве другого примера можно привести поставляе-

мый на компакт-диске 3D-Atlas. В этой электронной кар-

те информационная основа интегрирована с атласом мира.

Система позволяет осуществлять наблюдение карт в раз-

ных масштабах и допускает трехмерную визуализацию.

В ней возможно реализовать виртуальное перемещение

над земной поверхностью (режим «Полет») с визуальным

эффектом полета в трехмерном пространстве. Кроме на-

блюдения поверхности Земли в системе имеется возмож-

ность просмотра глобальных карт: атмосферы, гидросферы,

биосферы, геосферы, литосферы, часовых поясов. Система

позволяет просматривать атрибуты и проводить небольшие

операции анализа данных.

Современные электронные карты используют набор

возможностей мультимедиа, что придает им большую вы-

разительность и наглядность по сравнению с обычными

картами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: