Ограничения

Переход национальной экономики России к рыночным

отношениям, сопровождающийся значительными струк-

турными изменениями, повышением значимости регио-

нального звена экономики и рядом других, в большой сте-

пени поднимает значимость логистики как системы новых

эффективных отношений в обеспечении процесса произ-

водства необходимыми ресурсами,

Организационные формы и экономические методы

логистического управления товародвижением, методы

и средства его информационного и кадрового обеспечения,

технические средства управления призваны максимально

сократить совокупные затраты на всех стадиях хранения

и передвижения товаров, В соответствии с этим в логи-

стике как в современной парадигме ресурсосберегающего

алгоритма предпринимательской деятельности выделяют

совокупность бизнес-активностей, направленных на праг-

матическую реализацию логистического подхода, именуе-

мую «логистический менеджмент».

Современная система менеджмента фирмы представляет

собой композицию организационной системы управления

с функционально-ориентированными сферами деятельно-

сти (финансы, инвестиции, производство, маркетинг, логи-

стика, инновации, персонал и т.п.), объединенными страте-

гическими, тактическими и другими целями.

Особенность логистического менеджмента: как по стра-

тегическим, так и по тактическим (оперативным) целям

и задачам он связан со всеми функциональными областями


9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения



менеджмента (инвестиционного, инновационного, инфор-

мационного, производственного, финансового, кадрового)

и п|юцессах управления закупками материальных ресурсов,

производством и сбытом готовой продукции.

Логистический менеджмент в значительной степени

иоздействует на состояние финансово-экономического

и правового обеспечения форм взаимодействия в рыноч-

ных условиях; и наоборот, возникают новые требования

к коммуникационному обеспечению хозяйственных свя-

зей, к рынку транспортных услуг, организации и функцио-

нированию складского хозяйства, развитию транспортных

служб в посреднических организациях и на предприятиях.

При этом комплексно рассматриваются, оцениваются и вы-

бираются экономичные способы доставки грузов, применя-

ются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и пра-

вила, тарифы и перевозочная документация.

Основная цель логистического менеджмента состоит

п адаптации производственной или торговой фирмы к за-

просам потребителей, что означает гарантию быстрого вы-

полнения заказов и точное соблюдение сроков поставки.

Эта цель конкретизируется следующими подцелями:

— гарантия оптимальности движения потока материа-

лов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при

минимальных затратах и рациональном использовании су-

ществующих мощностей;

— создание системы контроля, вскрывающей нерацио-

нальные процессы и формирующей новые цели фирмы

на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа

затрат и результатов);

— создание функционально непротиворечивой органи-

зационной структуры фирмы.

Проблема формирования инфраструктуры товарного

рынка является чрезвычайно важной и сложной задачей.

В развитых странах воспроизводство общественного про-

дукта обслуживается целой системой рынков. В настоящее

время в России нет нормальных базисных рынков (земли,

труда, капиталов), рынок же товаров и услуг формируется

без активного участия государства, в условиях сохранения

монополизма, при отсутствии конкурентной среды в сфере

как производства, так и товарного обращения.

Следует выделить и сложности специфического харак-

тера, которые существенно затрудняют развитие логисти-

ческой концепции в современной России.



Глава 9. Логистический менеджмент


1. Сложная общеэкономическая ситуация и социаль-

ная напряженность не способствуют продвижению в рос-

сийском бизнесе принципиально новых для большинства

предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических

работников логистических идей. Высокий уровень монопо-

лизма в важнейших отраслях, финансовая неустойчивость,

отсутствие ощутимого роста объемов производства и уров-

ня жизни населения, негативная реструктуризация нацио-

нальной экономики и свертывание реальных инвестиций

в совокупности формируют обстановку, неблагоприятную

для внедрения и развития логистики в России.

2. Длительное время в отечественіюй экономической

науке недооценивалась роль сферы обращения на макроу-

ровне и значение снабжения и сбыта продукции на ми-

кроуровне, что и формирует фундаментальную целепола-

гающую позицию в логистике. Развитие сферы обращения

существенно отставало от производственной сферы, она

финансировалась по остаточному принципу, а руководя-

щий управленческий персонал хронически недооценивал

ее роль. В итоге сфера обращения характеризовалась за-

медленным темпом продвижения товаров от производите-

ля к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного

спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем ка-

чества обслуживания потребителей.

3. В настоящее время Россия существенно отстает даже

от среднего мирового уровня в развитии инфраструктуры

экономики; основные негативные моменты заключаются

в следующем: отсутствие обоснованной стратегии раз-

вития систем дистрибьюции товаров в промышленности

и торговле, недостаток организованных товарных рын-

ков на крупно- и среднеоптовом уровнях; недостаточ-

ный уровень развития современных систем электронных

коммуникаций, электронных сетей, систем связи и теле-

коммуникаций; неразвитая транспортная инфраструкту-

ра, прежде всего, в области автомобильного транспорта;

отсутствие практически на всех видах транспорта со-

временных транспортных средств, отвечающих мировым

стандартам; высокая степень физического и морального

износа подвижного состава транспорта; низкий уровень

развития производственно-технической базы складского

хозяйства; нехватка современного технологического обо-

рудования по грузопереработке; слабый уровень механи-

зации и автоматизации складских работ; слабое развитие


9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения 495

промышленности по производству современной тары

II упаковки.

Вышеуказанные факторы серьезно тормозят внедрение

лоі истической концепции в российскую экономику, а их

преодоление в относительно короткие сроки весьма затруд-

нительно.

Для выхода из создавшейся ситуации необходимо раз-

работать государственную стратегию развития российского

товарного рынка. Формирование новых эффективных эко-

номических механизмов и структур, позволяющих управ-

лять торговлей и рынками экономическими методами, це-

лесообразно осуществлять в следующих направлениях:

— формирование необходимых экономических условий,

стимулирующих кооперацию предприятий оптовой торгов-

.ли, товаропроизводителей, информационно-торговых и фи-

нансовых предприятий с участием регионов и муниципали-

гетов в уставном капитале;

— разработка экономических механизмов и структур,

обеспечивающих функционирование независимых и свобод-

ных, но регулируемых рынков, на которых каждому субъекту

экономики предоставлены равные возможности по доступу

к информации о спросе, предложении, ценах, а также общие,

равные для всех условия заключения сделок;

— создание целостной системы регламентации и кон-

троля торговли и рынков, включающей единые правовые

основы, обязательное лицензирование торговой деятельно-

сти как для предприятий и организаций, так и для частных

лиц, сертификация предприятий торговли.

Особо следует отметить правовой аспект становления

и развития логистики в России. В настоящее время у нас

законодательство в области логистики практически отсут-

ствует. Нет ни одного закона, подзаконного акта или нор-

мативного документа, где бы упоминалась логистика. Рос-

сийское законодательство недостаточно корреспондирует

с международным законодательством в области междуна-

родной торговли, движения, международных (в том числе

транзитных), внутренних национальных, а также смешан-

ных перевозок. Существует целый ряд факторов, которые

сдерживают продвижение товаров и приводят к тому, что

уже установленные логистические цепи не обладают долго-

временной стабильностью.

Повышение организационно-экономической устойчи-

вости фирмы реализуется межфункциональным логисти-



Глава 9. Логистический менеджмент


ческим менеджментом, позволяющим устранить конфлик-

ты между функциональными подразделениями фирмы

и обеспечить интегрированное взаимодействие с логисти-

ческими партнерами по бизнесу. Взаимодействие фирмы-

производителя с партнерами и логистическими посредника-

ми в снабжении и сбыте составляет предмет логистического

менеджмента, имеющего приоритетное значение для до-

стижения стратегических целей фирмы на рынках товаров

и услуг, а также факторов производства. Если политика

фирмы, действующей в дистрибутивном канале, затрагива-

ет интересы других фирм и влияет на и�длрибыль, то ло-

гистический менеджмент позволяет сформировать ком-

промиссное решение, позволяющее достичь определенных

выгод всем членам дистрибутивного канала, рассматривая

его как единое целое.

На рубеже XX—XXI вв. значительно активизировались

научные исследования проблем российской логистики, ре-

шение которых особенно важно для практики. Среди наи-

более значимых результатов, достигнутых в рамках этих

исследований в последние годы, необходимо отметить сле-

дующие:

1) осуществлена систематизация теоретических, мето-

дологических и практических проблем логистики и логи-

стического менеджмента, их роли и места в системе совре-

менного бизнеса. Достигнут заметный прогресс в единстве

формулировок основных определений и подходов к поня-

тийному аппарату логистики;

2) значительно расширилась и углубилась сфера рас-

пространения логистики. Наряду с закупочной, производ-

ственной, распределительной, финансовой, коммерческой

логистикой прошли становление и развиваются логистика

сервиса, таможенная и страховая логистика, муниципаль-

ная логистика, логистика товародвижения, логистика пас-

сажирских перевозок;

3) сформулированы методологические основы и разра-

ботаны модели и методы формирования макро- и микро-

логистических транспортных систем, выявлены слагаемые

качества транспортно-экспедиционного обслуживания, что

особенно важно в свете задач реконструкции транспортной

системы России, ее адаптации к мировым и европейским

стандартам в связи с практикой создания в России транс-

портных коридоров, входящих в единое европейское эконо-

мическое пространство;


9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения



4) в сфере развития производственной логистики разра-

ботана концепция создания логистической системы и мето-

дов управления организационно-экономической устойчи-

востью фирмы в конкурентной среде, давшая значительный

:>ффект в крупных производственно-коммерческих структу-

рах. Определяющим фактором повышения эффективности

управления фирмой с позиций логистики является упоря-

дочение функционального взаимодействия руководителей,

([функциональных менеджеров, структурных подразделений

и отдельных сотрудников;

5) разработано научное направление транспортной логи-

стики, связанное с виртуальными возможностями глобаль-

ных информационных сетей и современных ІТ-технологий

в организационном и информационно-аналитическом обе-

спечении процесса управления транспортно-логистическими

операциями.

Логистический менеджмент представляет в фирме адми-

нистративно-организационную структуру логистической си-

стемы и выполняет основные функции управления (органи-

зация, планирование, регулирование, координация, контроль

и учет, анализ) для достижения целей (текущих и перспек-

тивных), установленных для логистических систем.

Реальный ход процесса логистического менеджмента

осуществляет управленческий персонал фирмы, который

согласно уровням иерархической структуры, установленно-

му уровню компетенции и характеру выполняемых функ-

ций подразделяется на три уровня:

I) высший управленческий персонал (top management) —

высший уровень функционального управления, возглав-

ляет разработку и реализации логистической стратегии

фирмы. В зависимости от размера корпорации (фирмы)

это — вице-президент корпорации по логистике, директор

по логистике, начальник департамента (отдела) по логисти-

ке, интегральный логистический менеджер;

2) средний управленческий персонал (middle manage-

ment) — главы и ведущие специалисты службы функцио-

нального менеджмента; к ним относятся: руководители

структурных подразделений департамента (отдела, служ-

бы) логистики, логистические менеджеры среднего звена,

координаторы функциональных областей логистики или

логистических функций, аналитики;

3) управленческий персонал нижнего звена (lower ma-

nagement) ~ специалисты функционального департамента



Глава 9. Логистический менеджмент


(отдела) логистики: логистические менеджеры, инженеры-

логисты, аналитики (статистики), вспомогательный пер-

сонал.

Цель логистического менеджмента состоит в реализа-

ции корпоративной конкурентной стратегии корпорации

и функциональной логистической стратегии с оптимальны-

ми ресурсными затратами, а также обеспечение устойчивого

развития фирмы посредством логистической координации

внутрикорпоративных противоречий между службами за-

купок, производства, продаж, маркетинга, финансов и опти-

мизации межорганизационных отношений с поставщиками,

получателями и логистическими посредниками.

Соотношение категорий «логистика» и «логистический

менеджмент» еще не стало предметом специального изуче-

ния. В концептуальном и методологическом плане «логи-

стика» шире «логистического менеджмента», можно сказать,

первая является теоретической базой второго. Несмотря

на довольно четкие признаки различия, в ряде литератур-

ных источников их отождествляют.

В общепринятом понимании, менеджмент — способ-

ность добиваться поставленной цели, используя труд,

интеллект, мотивированное поведение коллектива фир-

мы. Менеджмент — функция, вид деятельности по руко-

водству людьми в самых разнообразных организациях,

а также область человеческого знания, помогающая осу-

ществить эту функцию. По нашему мнению, понятия «ме-

неджмент» и «управление», с одной стороны, и «менед-

жер» и «руководитель», с другой, не являются полностью

идентичными. Во-первых, термин «менеджмент» практи-

чески всегда подразумевает наличие «менеджера» — чело-

века, субъекта управления, действующего в определенной

организации. В более общем смысле применяется термин

«администрирование» (логистическое администрирова-

ние), который в большей степени отражает обезличенную

систему управления. Во-вторых, менеджер — профессио-

нальный управляющий, осознающий, что он представи-

тель особой профессии, прошедший специальную подго-

товку.

В целом, логистика — это интегральный инструмент ме-

неджмента, способствующий достижению стратегических,

тактических и оперативных целей организации бизнеса

за счет эффективного с точки зрения снижения общих за-


9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения



грат и удовлетворения требований конечных потребителей

к качеству продуктов и услуг управления материальными

II (или) сервисными потоками, а также сопутствующими

им потоками информации и финансовых средств.

В культурном контексте понятие «менеджмент» тесно

связано с понятием «бизнес» — деятельность, направлен-

ная на получение прибыли путем создания и реализации

определенной продукции и/или услуг. Таким образом,

логистический менеджмент — управление коммерчески-

ми, хозяйственными организациями. Широкий интерес

к логистическому менеджменту вызван как интенсивным

развитием логистики — функциональной и предпринима-

тельской деятельностью, так и соответствующим развити-

ем системы профессионального бизнес-образования, яв-

ляющегося частью инфраструктуры управления. Условия

развития логистического менеджмента весьма благопри-

ятны именно в рыночной экономике, где особенно важ-

ны горизонтальные связи и услуги общего пользования,

удовлетворяющие совокупную общественную потребность

и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в са-

мостоятельный вид бизнеса (логистическое предпринима-

тельство).

Особенность логистического менеджмента: как по стра-

тегическим, так и по тактическим (оперативным) целям

и задачам он связан со всеми функциональными обла-

стями менеджмента (инвестиционного, инновационно-

го, информационного, производственного, финансового,

по персоналу) в процессах управления закупками ма-

териальных ресурсов, производством и сбытом готовой

продукции.

Логистический менеджмент в значительной степени воз-

действует на состояние финансово-экономического и пра-

вового обеспечения форм взаимодействия в рыночных

условиях; и наоборот, возникают новые требования к ком-

муникационному обеспечению хозяйственных связей,

к рынку транспортных услуг, организации и функциони-

рованию складского хозяйства, развитию транспортных

служб в посреднических организациях и на предприяти-

ях, При этом комплексно рассматриваются, оценивают-

ся и выбираются экономичные способы доставки грузов,

применяются прогрессивные коммерческо-правовые нор-

мы и правила, тарифы и перевозочная документация.



Глава 9. Логистический менеджмент


Основная цель логистического менеджмента состоит

в адаптации производственной фирмы к запросам потреби-

телей, что означает гарантию быстрого выполнения их за-

казов и точное соблюдение сроков поставки. Эта цель кон-

кретизируется следующими подцелями:

1) гарантия оптимальности движения потока материа-

лов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при

минимальных затратах и максимальном использовании су-

ществующих мощностей;

2) создание системы контроля, вскрывающей нерацио-

нальные процессы и формирующей новые цели фирмы

на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа

затрат и результатов);

3) создание функционально непротиворечивой органи-

зационной структуры фирмы.

Как следует из определения цели логистического ме-

неджмента, главное его предназначение — эффективное

управление основными и сопутствующими потоками при

условиях оптимизации необходимых ресурсов. Оптими-

зация представляет собой процесс нахождения экстре-

мального значения поведения логистической системы

(максимум с точки зрения результатов, минимальный —

затрат), которые могут быть оценены как лучшие вари-

анты из множества возможных. В процессе оптимизации

выясняется, какое состояние логистической системы бу-

дет наилучшим с точки зрения предъявляемых к ней тре-

бований (критериев оптимальности) и которое рассма-

тривается как цель оптимизации. В плане логистического

менеджмента оптимизация рассматривается не только

как аналитический процесс, но и как процесс достижения

этой цели: перевод системы от существующего к искомо-

му состоянию.

В общем виде критериями логистической оптимизации

могут быть:

— достижение заданного, исходя из конкурентной по-

литики фирмы, уровня логистического обслуживания по-

требителей при минимизации используемых ресурсов;

— поддержание возможно более высокого уровня логи-

стического обслуживания потребителей при ограниченном

на определенном уровне объеме ресурсных затрат.

В первом случае в качестве ограничения выступает за-

данный уровень обслуживания, а во втором — совокупность

материальных и нематериальных ресурсов.


%2, Обзор оптимизационных решений в отдельных- областях логистики 501


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: