Переход национальной экономики России к рыночным
отношениям, сопровождающийся значительными струк-
турными изменениями, повышением значимости регио-
нального звена экономики и рядом других, в большой сте-
пени поднимает значимость логистики как системы новых
эффективных отношений в обеспечении процесса произ-
водства необходимыми ресурсами,
Организационные формы и экономические методы
логистического управления товародвижением, методы
и средства его информационного и кадрового обеспечения,
технические средства управления призваны максимально
сократить совокупные затраты на всех стадиях хранения
и передвижения товаров, В соответствии с этим в логи-
стике как в современной парадигме ресурсосберегающего
алгоритма предпринимательской деятельности выделяют
совокупность бизнес-активностей, направленных на праг-
матическую реализацию логистического подхода, именуе-
мую «логистический менеджмент».
Современная система менеджмента фирмы представляет
|
|
собой композицию организационной системы управления
с функционально-ориентированными сферами деятельно-
сти (финансы, инвестиции, производство, маркетинг, логи-
стика, инновации, персонал и т.п.), объединенными страте-
гическими, тактическими и другими целями.
Особенность логистического менеджмента: как по стра-
тегическим, так и по тактическим (оперативным) целям
и задачам он связан со всеми функциональными областями
9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения
менеджмента (инвестиционного, инновационного, инфор-
мационного, производственного, финансового, кадрового)
и п|юцессах управления закупками материальных ресурсов,
производством и сбытом готовой продукции.
Логистический менеджмент в значительной степени
иоздействует на состояние финансово-экономического
и правового обеспечения форм взаимодействия в рыноч-
ных условиях; и наоборот, возникают новые требования
к коммуникационному обеспечению хозяйственных свя-
зей, к рынку транспортных услуг, организации и функцио-
нированию складского хозяйства, развитию транспортных
служб в посреднических организациях и на предприятиях.
При этом комплексно рассматриваются, оцениваются и вы-
бираются экономичные способы доставки грузов, применя-
ются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и пра-
вила, тарифы и перевозочная документация.
Основная цель логистического менеджмента состоит
п адаптации производственной или торговой фирмы к за-
просам потребителей, что означает гарантию быстрого вы-
полнения заказов и точное соблюдение сроков поставки.
|
|
Эта цель конкретизируется следующими подцелями:
— гарантия оптимальности движения потока материа-
лов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при
минимальных затратах и рациональном использовании су-
ществующих мощностей;
— создание системы контроля, вскрывающей нерацио-
нальные процессы и формирующей новые цели фирмы
на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа
затрат и результатов);
— создание функционально непротиворечивой органи-
зационной структуры фирмы.
Проблема формирования инфраструктуры товарного
рынка является чрезвычайно важной и сложной задачей.
В развитых странах воспроизводство общественного про-
дукта обслуживается целой системой рынков. В настоящее
время в России нет нормальных базисных рынков (земли,
труда, капиталов), рынок же товаров и услуг формируется
без активного участия государства, в условиях сохранения
монополизма, при отсутствии конкурентной среды в сфере
как производства, так и товарного обращения.
Следует выделить и сложности специфического харак-
тера, которые существенно затрудняют развитие логисти-
ческой концепции в современной России.
Глава 9. Логистический менеджмент
1. Сложная общеэкономическая ситуация и социаль-
ная напряженность не способствуют продвижению в рос-
сийском бизнесе принципиально новых для большинства
предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических
работников логистических идей. Высокий уровень монопо-
лизма в важнейших отраслях, финансовая неустойчивость,
отсутствие ощутимого роста объемов производства и уров-
ня жизни населения, негативная реструктуризация нацио-
нальной экономики и свертывание реальных инвестиций
в совокупности формируют обстановку, неблагоприятную
для внедрения и развития логистики в России.
2. Длительное время в отечественіюй экономической
науке недооценивалась роль сферы обращения на макроу-
ровне и значение снабжения и сбыта продукции на ми-
кроуровне, что и формирует фундаментальную целепола-
гающую позицию в логистике. Развитие сферы обращения
существенно отставало от производственной сферы, она
финансировалась по остаточному принципу, а руководя-
щий управленческий персонал хронически недооценивал
ее роль. В итоге сфера обращения характеризовалась за-
медленным темпом продвижения товаров от производите-
ля к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного
спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем ка-
чества обслуживания потребителей.
3. В настоящее время Россия существенно отстает даже
от среднего мирового уровня в развитии инфраструктуры
экономики; основные негативные моменты заключаются
в следующем: отсутствие обоснованной стратегии раз-
вития систем дистрибьюции товаров в промышленности
и торговле, недостаток организованных товарных рын-
ков на крупно- и среднеоптовом уровнях; недостаточ-
ный уровень развития современных систем электронных
коммуникаций, электронных сетей, систем связи и теле-
коммуникаций; неразвитая транспортная инфраструкту-
ра, прежде всего, в области автомобильного транспорта;
отсутствие практически на всех видах транспорта со-
временных транспортных средств, отвечающих мировым
стандартам; высокая степень физического и морального
износа подвижного состава транспорта; низкий уровень
развития производственно-технической базы складского
хозяйства; нехватка современного технологического обо-
рудования по грузопереработке; слабый уровень механи-
зации и автоматизации складских работ; слабое развитие
9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения 495
промышленности по производству современной тары
|
|
II упаковки.
Вышеуказанные факторы серьезно тормозят внедрение
лоі истической концепции в российскую экономику, а их
преодоление в относительно короткие сроки весьма затруд-
нительно.
Для выхода из создавшейся ситуации необходимо раз-
работать государственную стратегию развития российского
товарного рынка. Формирование новых эффективных эко-
номических механизмов и структур, позволяющих управ-
лять торговлей и рынками экономическими методами, це-
лесообразно осуществлять в следующих направлениях:
— формирование необходимых экономических условий,
стимулирующих кооперацию предприятий оптовой торгов-
.ли, товаропроизводителей, информационно-торговых и фи-
нансовых предприятий с участием регионов и муниципали-
гетов в уставном капитале;
— разработка экономических механизмов и структур,
обеспечивающих функционирование независимых и свобод-
ных, но регулируемых рынков, на которых каждому субъекту
экономики предоставлены равные возможности по доступу
к информации о спросе, предложении, ценах, а также общие,
равные для всех условия заключения сделок;
— создание целостной системы регламентации и кон-
троля торговли и рынков, включающей единые правовые
основы, обязательное лицензирование торговой деятельно-
сти как для предприятий и организаций, так и для частных
лиц, сертификация предприятий торговли.
Особо следует отметить правовой аспект становления
и развития логистики в России. В настоящее время у нас
законодательство в области логистики практически отсут-
ствует. Нет ни одного закона, подзаконного акта или нор-
мативного документа, где бы упоминалась логистика. Рос-
сийское законодательство недостаточно корреспондирует
с международным законодательством в области междуна-
родной торговли, движения, международных (в том числе
транзитных), внутренних национальных, а также смешан-
ных перевозок. Существует целый ряд факторов, которые
сдерживают продвижение товаров и приводят к тому, что
уже установленные логистические цепи не обладают долго-
|
|
временной стабильностью.
Повышение организационно-экономической устойчи-
вости фирмы реализуется межфункциональным логисти-
Глава 9. Логистический менеджмент
ческим менеджментом, позволяющим устранить конфлик-
ты между функциональными подразделениями фирмы
и обеспечить интегрированное взаимодействие с логисти-
ческими партнерами по бизнесу. Взаимодействие фирмы-
производителя с партнерами и логистическими посредника-
ми в снабжении и сбыте составляет предмет логистического
менеджмента, имеющего приоритетное значение для до-
стижения стратегических целей фирмы на рынках товаров
и услуг, а также факторов производства. Если политика
фирмы, действующей в дистрибутивном канале, затрагива-
ет интересы других фирм и влияет на и�длрибыль, то ло-
гистический менеджмент позволяет сформировать ком-
промиссное решение, позволяющее достичь определенных
выгод всем членам дистрибутивного канала, рассматривая
его как единое целое.
На рубеже XX—XXI вв. значительно активизировались
научные исследования проблем российской логистики, ре-
шение которых особенно важно для практики. Среди наи-
более значимых результатов, достигнутых в рамках этих
исследований в последние годы, необходимо отметить сле-
дующие:
1) осуществлена систематизация теоретических, мето-
дологических и практических проблем логистики и логи-
стического менеджмента, их роли и места в системе совре-
менного бизнеса. Достигнут заметный прогресс в единстве
формулировок основных определений и подходов к поня-
тийному аппарату логистики;
2) значительно расширилась и углубилась сфера рас-
пространения логистики. Наряду с закупочной, производ-
ственной, распределительной, финансовой, коммерческой
логистикой прошли становление и развиваются логистика
сервиса, таможенная и страховая логистика, муниципаль-
ная логистика, логистика товародвижения, логистика пас-
сажирских перевозок;
3) сформулированы методологические основы и разра-
ботаны модели и методы формирования макро- и микро-
логистических транспортных систем, выявлены слагаемые
качества транспортно-экспедиционного обслуживания, что
особенно важно в свете задач реконструкции транспортной
системы России, ее адаптации к мировым и европейским
стандартам в связи с практикой создания в России транс-
портных коридоров, входящих в единое европейское эконо-
мическое пространство;
9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения
4) в сфере развития производственной логистики разра-
ботана концепция создания логистической системы и мето-
дов управления организационно-экономической устойчи-
востью фирмы в конкурентной среде, давшая значительный
:>ффект в крупных производственно-коммерческих структу-
рах. Определяющим фактором повышения эффективности
управления фирмой с позиций логистики является упоря-
дочение функционального взаимодействия руководителей,
([функциональных менеджеров, структурных подразделений
и отдельных сотрудников;
5) разработано научное направление транспортной логи-
стики, связанное с виртуальными возможностями глобаль-
ных информационных сетей и современных ІТ-технологий
в организационном и информационно-аналитическом обе-
спечении процесса управления транспортно-логистическими
операциями.
Логистический менеджмент представляет в фирме адми-
нистративно-организационную структуру логистической си-
стемы и выполняет основные функции управления (органи-
зация, планирование, регулирование, координация, контроль
и учет, анализ) для достижения целей (текущих и перспек-
тивных), установленных для логистических систем.
Реальный ход процесса логистического менеджмента
осуществляет управленческий персонал фирмы, который
согласно уровням иерархической структуры, установленно-
му уровню компетенции и характеру выполняемых функ-
ций подразделяется на три уровня:
I) высший управленческий персонал (top management) —
высший уровень функционального управления, возглав-
ляет разработку и реализации логистической стратегии
фирмы. В зависимости от размера корпорации (фирмы)
это — вице-президент корпорации по логистике, директор
по логистике, начальник департамента (отдела) по логисти-
ке, интегральный логистический менеджер;
2) средний управленческий персонал (middle manage-
ment) — главы и ведущие специалисты службы функцио-
нального менеджмента; к ним относятся: руководители
структурных подразделений департамента (отдела, служ-
бы) логистики, логистические менеджеры среднего звена,
координаторы функциональных областей логистики или
логистических функций, аналитики;
3) управленческий персонал нижнего звена (lower ma-
nagement) ~ специалисты функционального департамента
Глава 9. Логистический менеджмент
(отдела) логистики: логистические менеджеры, инженеры-
логисты, аналитики (статистики), вспомогательный пер-
сонал.
Цель логистического менеджмента состоит в реализа-
ции корпоративной конкурентной стратегии корпорации
и функциональной логистической стратегии с оптимальны-
ми ресурсными затратами, а также обеспечение устойчивого
развития фирмы посредством логистической координации
внутрикорпоративных противоречий между службами за-
купок, производства, продаж, маркетинга, финансов и опти-
мизации межорганизационных отношений с поставщиками,
получателями и логистическими посредниками.
Соотношение категорий «логистика» и «логистический
менеджмент» еще не стало предметом специального изуче-
ния. В концептуальном и методологическом плане «логи-
стика» шире «логистического менеджмента», можно сказать,
первая является теоретической базой второго. Несмотря
на довольно четкие признаки различия, в ряде литератур-
ных источников их отождествляют.
В общепринятом понимании, менеджмент — способ-
ность добиваться поставленной цели, используя труд,
интеллект, мотивированное поведение коллектива фир-
мы. Менеджмент — функция, вид деятельности по руко-
водству людьми в самых разнообразных организациях,
а также область человеческого знания, помогающая осу-
ществить эту функцию. По нашему мнению, понятия «ме-
неджмент» и «управление», с одной стороны, и «менед-
жер» и «руководитель», с другой, не являются полностью
идентичными. Во-первых, термин «менеджмент» практи-
чески всегда подразумевает наличие «менеджера» — чело-
века, субъекта управления, действующего в определенной
организации. В более общем смысле применяется термин
«администрирование» (логистическое администрирова-
ние), который в большей степени отражает обезличенную
систему управления. Во-вторых, менеджер — профессио-
нальный управляющий, осознающий, что он представи-
тель особой профессии, прошедший специальную подго-
товку.
В целом, логистика — это интегральный инструмент ме-
неджмента, способствующий достижению стратегических,
тактических и оперативных целей организации бизнеса
за счет эффективного с точки зрения снижения общих за-
9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения
грат и удовлетворения требований конечных потребителей
к качеству продуктов и услуг управления материальными
II (или) сервисными потоками, а также сопутствующими
им потоками информации и финансовых средств.
В культурном контексте понятие «менеджмент» тесно
связано с понятием «бизнес» — деятельность, направлен-
ная на получение прибыли путем создания и реализации
определенной продукции и/или услуг. Таким образом,
логистический менеджмент — управление коммерчески-
ми, хозяйственными организациями. Широкий интерес
к логистическому менеджменту вызван как интенсивным
развитием логистики — функциональной и предпринима-
тельской деятельностью, так и соответствующим развити-
ем системы профессионального бизнес-образования, яв-
ляющегося частью инфраструктуры управления. Условия
развития логистического менеджмента весьма благопри-
ятны именно в рыночной экономике, где особенно важ-
ны горизонтальные связи и услуги общего пользования,
удовлетворяющие совокупную общественную потребность
и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в са-
мостоятельный вид бизнеса (логистическое предпринима-
тельство).
Особенность логистического менеджмента: как по стра-
тегическим, так и по тактическим (оперативным) целям
и задачам он связан со всеми функциональными обла-
стями менеджмента (инвестиционного, инновационно-
го, информационного, производственного, финансового,
по персоналу) в процессах управления закупками ма-
териальных ресурсов, производством и сбытом готовой
продукции.
Логистический менеджмент в значительной степени воз-
действует на состояние финансово-экономического и пра-
вового обеспечения форм взаимодействия в рыночных
условиях; и наоборот, возникают новые требования к ком-
муникационному обеспечению хозяйственных связей,
к рынку транспортных услуг, организации и функциони-
рованию складского хозяйства, развитию транспортных
служб в посреднических организациях и на предприяти-
ях, При этом комплексно рассматриваются, оценивают-
ся и выбираются экономичные способы доставки грузов,
применяются прогрессивные коммерческо-правовые нор-
мы и правила, тарифы и перевозочная документация.
Глава 9. Логистический менеджмент
Основная цель логистического менеджмента состоит
в адаптации производственной фирмы к запросам потреби-
телей, что означает гарантию быстрого выполнения их за-
казов и точное соблюдение сроков поставки. Эта цель кон-
кретизируется следующими подцелями:
1) гарантия оптимальности движения потока материа-
лов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при
минимальных затратах и максимальном использовании су-
ществующих мощностей;
2) создание системы контроля, вскрывающей нерацио-
нальные процессы и формирующей новые цели фирмы
на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа
затрат и результатов);
3) создание функционально непротиворечивой органи-
зационной структуры фирмы.
Как следует из определения цели логистического ме-
неджмента, главное его предназначение — эффективное
управление основными и сопутствующими потоками при
условиях оптимизации необходимых ресурсов. Оптими-
зация представляет собой процесс нахождения экстре-
мального значения поведения логистической системы
(максимум с точки зрения результатов, минимальный —
затрат), которые могут быть оценены как лучшие вари-
анты из множества возможных. В процессе оптимизации
выясняется, какое состояние логистической системы бу-
дет наилучшим с точки зрения предъявляемых к ней тре-
бований (критериев оптимальности) и которое рассма-
тривается как цель оптимизации. В плане логистического
менеджмента оптимизация рассматривается не только
как аналитический процесс, но и как процесс достижения
этой цели: перевод системы от существующего к искомо-
му состоянию.
В общем виде критериями логистической оптимизации
могут быть:
— достижение заданного, исходя из конкурентной по-
литики фирмы, уровня логистического обслуживания по-
требителей при минимизации используемых ресурсов;
— поддержание возможно более высокого уровня логи-
стического обслуживания потребителей при ограниченном
на определенном уровне объеме ресурсных затрат.
В первом случае в качестве ограничения выступает за-
данный уровень обслуживания, а во втором — совокупность
материальных и нематериальных ресурсов.
%2, Обзор оптимизационных решений в отдельных- областях логистики 501