Логистическая система весьма сложная структура,
которой свойственны многокритериальный характер
большинства оптимизационных задач, нелинейный ха-
рактер взаимосвязи использования различных ресурсов,
сложность формализации и адекватного описания логи-
стических процессов и стохастичность их характера, вы-
сокий уровень рисков в системе, сложность экономико-
математического моделирования структур и процессов.
В этом случае далеко не всегда может быть решена задача
общей оптимизации логистической системы. Она рас-
падается на ряд локальных оптимизационных решений
в отдельных функциональных областях логистического
менеджмента (при этом обш:ая цель играет роль глав-
ного параметрического ограничения), или решается су-
боптимизационная задача, когда отыскивается оптимум
по какому-либо одному критерию из нескольких в век-
торной задаче оптимизации.
Правильное определение ограничительных условий
на каждом уровне иерархии в каждом функциональном
подразделении логистической системы позволяет сделать
частное оптимизационное решение корректным в контек-
сте общих целей и задач системы.
По существу принятие каждого решения в конкретной
логистической системе носит оптимальный характер, так
что общее число оптимизационных задач в логистике весь-
ма многочисленно. Специфика задач оптимизации во мно-
гом задается исходя из роли и места той или иной функцио-
нальной подсистемы в выполнении полного логистического
цикла — цикла выполнения заказа. Ниже приведен обзор
основных оптимизационных решений в отдельных функ-
циональных областях логистики (по [38]).
Управление заказами. Для этой логистической функции
характерны следующие задачи оптимизации: детерминиро-
вание цикла исполнения заказа (прием, передача, обработ-
ка, комплектация, доставка); выбор технических средств
и технологического процесса приема, обработки и комплек-
тации заказа; организация документооборота и использо-
вание электронного документооборота при прохождении
заказа; оптимизация параметров качества логистического
сервиса; оптимизация величины и характера трансакцион- 
Глава 9. Логистический менеджмент
ных издержек; оптимизация параметров послепродажного
сервиса, связанного с исполнением заказа.
Снабжение, управление закупками. Здесь следует на-
звать следующие задачи, подлежащие оптимизации: ре-
шение основной экономической задачи «сделать или по-
купать»; выбор формы снабжения предприятия; выбор
поставщика; определение потребности и нормирование
расхода материальных ресурсов; оптимизация операци-
онных логистических издержек; минимизация потерь
продукции в процессе доставки от поставщиков; струк-
туризация логистических каналов доставки, оптимизация
промежуточных структур; доставка продукции от постав-
щиков возможно большими отправками с максимальной
грузовместимостью транспортных средств при миними-
зации транспортных тарифов; выбор стратегии за�иок;
оптимизация запасов закупаемой продукции на всех уров-
нях логистической системы.
Логистическая поддержка производства. В этой функцио-
нальной области оптимизационные процессы — одни из наи-
более важных, так как производство является исполнитель-
ным механизмом всего цикла заказа. Укажем на следующие
задачи: оптимизация уровней всех запасов материальных
ресурсов, незавершенного производства, готовой про-
дукции внутри производственно-технологического цикла
и складской системы предприятия; выбор оптимального
режима работы внутрипроизводственного транспортно-
складского комплекса; оптимизация временной структуры
производственно-технологического цикла; оптимизация
операционных логистических издержек в производстве го-
товой продукции; выбор внутрипроизводственной инфор-
мационной системы оптимизации ресурсов; решение про-
блемы отходов производства и эффективное использование
вторичных материальных ресурсов и потерь от брака в про-
изводстве.
Физическое распределение. Данная функциональная
сфера является суперфинишной в смысле доведения го-
товой продукции до потребителей, а потому ее оптимиза-
ция играет особую роль. Подлежащие оптимизации задачи:
формирование организационной структуры логистических
каналов и распределительной сети в целом; задача о рас-
положении региональных распределительных центров; вы-
бор логистических посредников (оптимизируется их число
и уровень компетенции); организация процесса складиро- 
9.2. Обзор оптимизационных решений в отдельных- областях логистики 503
иания, хранения и грузопереработки готовой продукции
и звеньях распределительной сети; планирование, контроль
и регулирование уровней запасов готовой продукции в рас-
пределительной сети, а также структуризация товарных по-
токов; координация и интеграция взаимодействия фирмы
с логистическими посредниками в физическом распределе-
нии; унификация и типизация размерных рядов тары, упа-
ковки и грузовместимости транспортных средств в логи-
стических каналах; оптимизация логистических издержек
и рисков при выполнении функций транспортировки, скла-
дирования и грузопереработки; выбор системы мониторин-
га и информационно-компьютерной поддержки логистиче-
ских решений в физическом распределении; оптимизация
параметров физического распределения товарных потоков
в логистических каналах.
Транспортировка. Оптимизации подлежат: выбор спосо-
ба транспортировки грузов (унимодальный, мультимодаль-
ный, интермодальный, смешанный, комбинированный);
выбор вида транспорта; выбор транспортных средств; вы-
бор перевозчика и логистических партнеров по транс-
портировке; оптимизация структуры парка транспортных
средств; маршрутизация перевозок; распределение под-
вижного состава по маршрутам; определение параметров
и метода оценки транспортного сервиса; диспетчирование
процесса транспортировки; планирование себестоимости
перевозок и определение транспортных тарифов; распреде-
ление прибыли, рисков и ответственности между участни-
ками транспортного процесса; планирование потребности
в материальных ресурсах для обеспечения эксплуатации,
ремонта и обслуживания подвижного состава транспор-
та и транспортной инфраструктуры; планирование про-
изводственной программы по обслуживанию и ремонту
подвижного состава; оперативное планирование и диспет-
чирование управления техническим обслуживанием и ре-
монтом подвижного состава; планирование инвестиций
в производственно-техническую базу транспорта; оптими-
зация рисков в транспортировке и определение условий
базовых поставок; выбор системы физического сопрово-
ждения и контроля местоположения транспортного сред-
ства и груза; детерминирование трансакционных единиц
в транспортировке (объемные модули, упаковка, тара, гру-
зовместимость транспортных средств); документооборот
(электронный документооборот) при организации транс- 
Глава 9. Логистический менеджмент
портировки; выбор системы информационно- компьютер-
ной поддержки транспортировки.
Управление запасами. Высокий уровень формализации
управленческих процессов в этой сфере, репрезентативная
теоретическая поддержка, надежная статистическая база
предполагают успешное решение следующих оптимиза-
ционных задач: выбор интегрированной структуры управ-
ления запасами в функциональных областях логистики
и в логистических системах в целом; выбор критериев
и стратегии управления запасами; выбор методов прогно-
зирования спроса на продукцию и необходимые ресурсы;
выбор систем учета, контроля и мониторинга логистиче-
ских издержек управления запасами; обоснование выбора
систем контроля и управления запасами; определение па-
раметров управления запасами (размер заказа, точка заказа,
интервал времени между смежными заказами и поставка-
ми, количество заказов за плановый период); нормирование
и определение уровней текущего, страхового, сезонного,
подготовительного запаса; определение оптимального раз-
мера заказа (EOQ-моделъ); установление методов контро-
ля и управления многономенклатурными запасами на базе
методов логистического анализа (ABC, XYZ); выбор систем
информационно-компьютерной поддержки управления за-
пасами.
Управление качеством логистического сервиса. Разный
характер (при изменении уровня логистического обслу-
живания) роста логистических издержек (экспоненциаль-
ный) и увеличения объема реализации товара (S-образная
логистическая кривая) позволяют принять обоснованное
решение следующих оптимизационных задач: выбор си-
стемы показателей качества логистического сервиса; вы-
бор корпоративного управления качеством логистическо-
го сервиса; выбор логистических технологий, технических
средств, систем и процедур обеспечения высокого качества
логистического обслуживания; выбор методов и моделей
оценки параметров качества логистического сервиса; вы-
бор логистических посредников, обеспечивающих требуе-
мый уровень показателей качества логистического сервиса;
выбор комплексных моделей оценки качества сервиса в ло-
гистических системах.
Складирование, Высокий уровень формализации техно-
логических процессов в сфере складирования позволяет
на основе оптимизационных процессов сформировать до- 
9.2. Обзор оптимизационных решений в отдельных, областях логистики 505
с юверную систему поддержки при принятии управленче-
ских решений в области следующих задач: выбор системы
складирования; выбор формы собственности, типа, количе-
с гва и мощности складов; дислокация складов в региональ-
ном аспекте; определение номенклатуры и ассортимента
хранимой и обрабатываемой на складе продукции; органи-
зация логистического процесса на складе; обоснование при-
пятия объемно-планировочных и проектных решений скла-
да; выбор логистических посредников в складировании;
обоснование состава логистических услуг в складирова-
иии и методов оценки их качества; определение подъемно-
гранспортного и технологического складского оборудо-
вания; установление параметров транспортно-складского
процесса по приемке, грузопереработке и отправке грузов;
обоснование объема логистических издержек складирова-
ния; выбор складских информационно-компьютерных си-
стем.
Грузопереработка. Перечень решаемых оптимизацион-
ных задач: обеспечение максимальной операционной эф-
фективности; алгоритм грузопереработки при интеграции
с другими логистическими функциями; определение пара-
метров материальных потоков и качества логистического
сервиса в грузопереработке; определение операционных
логистических издержек; обоснование пространства скла-
дирования и перемещения грузов; установление количе-
ства, размера или веса обрабатываемой партии груза и вза-
имоотношения этих характеристик; оптимизация уровня
механизации и автоматизации операций грузоперерабо-
ток; унификация технологий грузопереработки и решение
об использовании стандартизированного оборудования;
планирование профилактического ремонта и обеспечения
запасными частями грузоперерабатывающего оборудова-
ния; планирование инвестиций для замены морально и фи-
зически устаревшего оборудования.
Тара и упаковка. Подлежащие оптимизации задачи: ти-
поразмерные ряды тары и упаковки с технологическими
параметрами складского и грузоперерабатывающего обору-
дования, грузовместимостью и грузоподъемностью транс-
портных средств в различных функциональных областях
логистики; решения о дизайне тары и упаковки в соответ-
ствии с требованиями логистического менеджмента в про-
цессе транспортировки, складирования и грузопереработ-
ки; выбор тары и упаковочных материалов для различных 
Глава 9. Логистический менеджмент
классов грузов; выбор тары, внешних товароносителей для
обеспечения транспортировки и грузопереработки; реше-
ния по маркировке и штриховому кодированию тары, упа-
ковки и грузовых единиц.






