Функциональных областях логистики

Логистическая система весьма сложная структура,

которой свойственны многокритериальный характер

большинства оптимизационных задач, нелинейный ха-

рактер взаимосвязи использования различных ресурсов,

сложность формализации и адекватного описания логи-

стических процессов и стохастичность их характера, вы-

сокий уровень рисков в системе, сложность экономико-

математического моделирования структур и процессов.

В этом случае далеко не всегда может быть решена задача

общей оптимизации логистической системы. Она рас-

падается на ряд локальных оптимизационных решений

в отдельных функциональных областях логистического

менеджмента (при этом обш:ая цель играет роль глав-

ного параметрического ограничения), или решается су-

боптимизационная задача, когда отыскивается оптимум

по какому-либо одному критерию из нескольких в век-

торной задаче оптимизации.

Правильное определение ограничительных условий

на каждом уровне иерархии в каждом функциональном

подразделении логистической системы позволяет сделать

частное оптимизационное решение корректным в контек-

сте общих целей и задач системы.

По существу принятие каждого решения в конкретной

логистической системе носит оптимальный характер, так

что общее число оптимизационных задач в логистике весь-

ма многочисленно. Специфика задач оптимизации во мно-

гом задается исходя из роли и места той или иной функцио-

нальной подсистемы в выполнении полного логистического

цикла — цикла выполнения заказа. Ниже приведен обзор

основных оптимизационных решений в отдельных функ-

циональных областях логистики (по [38]).

Управление заказами. Для этой логистической функции

характерны следующие задачи оптимизации: детерминиро-

вание цикла исполнения заказа (прием, передача, обработ-

ка, комплектация, доставка); выбор технических средств

и технологического процесса приема, обработки и комплек-

тации заказа; организация документооборота и использо-

вание электронного документооборота при прохождении

заказа; оптимизация параметров качества логистического

сервиса; оптимизация величины и характера трансакцион-



Глава 9. Логистический менеджмент


ных издержек; оптимизация параметров послепродажного

сервиса, связанного с исполнением заказа.

Снабжение, управление закупками. Здесь следует на-

звать следующие задачи, подлежащие оптимизации: ре-

шение основной экономической задачи «сделать или по-

купать»; выбор формы снабжения предприятия; выбор

поставщика; определение потребности и нормирование

расхода материальных ресурсов; оптимизация операци-

онных логистических издержек; минимизация потерь

продукции в процессе доставки от поставщиков; струк-

туризация логистических каналов доставки, оптимизация

промежуточных структур; доставка продукции от постав-

щиков возможно большими отправками с максимальной

грузовместимостью транспортных средств при миними-

зации транспортных тарифов; выбор стратегии за�иок;

оптимизация запасов закупаемой продукции на всех уров-

нях логистической системы.

Логистическая поддержка производства. В этой функцио-

нальной области оптимизационные процессы — одни из наи-

более важных, так как производство является исполнитель-

ным механизмом всего цикла заказа. Укажем на следующие

задачи: оптимизация уровней всех запасов материальных

ресурсов, незавершенного производства, готовой про-

дукции внутри производственно-технологического цикла

и складской системы предприятия; выбор оптимального

режима работы внутрипроизводственного транспортно-

складского комплекса; оптимизация временной структуры

производственно-технологического цикла; оптимизация

операционных логистических издержек в производстве го-

товой продукции; выбор внутрипроизводственной инфор-

мационной системы оптимизации ресурсов; решение про-

блемы отходов производства и эффективное использование

вторичных материальных ресурсов и потерь от брака в про-

изводстве.

Физическое распределение. Данная функциональная

сфера является суперфинишной в смысле доведения го-

товой продукции до потребителей, а потому ее оптимиза-

ция играет особую роль. Подлежащие оптимизации задачи:

формирование организационной структуры логистических

каналов и распределительной сети в целом; задача о рас-

положении региональных распределительных центров; вы-

бор логистических посредников (оптимизируется их число

и уровень компетенции); организация процесса складиро-


9.2. Обзор оптимизационных решений в отдельных- областях логистики 503

иания, хранения и грузопереработки готовой продукции

и звеньях распределительной сети; планирование, контроль

и регулирование уровней запасов готовой продукции в рас-

пределительной сети, а также структуризация товарных по-

токов; координация и интеграция взаимодействия фирмы

с логистическими посредниками в физическом распределе-

нии; унификация и типизация размерных рядов тары, упа-

ковки и грузовместимости транспортных средств в логи-

стических каналах; оптимизация логистических издержек

и рисков при выполнении функций транспортировки, скла-

дирования и грузопереработки; выбор системы мониторин-

га и информационно-компьютерной поддержки логистиче-

ских решений в физическом распределении; оптимизация

параметров физического распределения товарных потоков

в логистических каналах.

Транспортировка. Оптимизации подлежат: выбор спосо-

ба транспортировки грузов (унимодальный, мультимодаль-

ный, интермодальный, смешанный, комбинированный);

выбор вида транспорта; выбор транспортных средств; вы-

бор перевозчика и логистических партнеров по транс-

портировке; оптимизация структуры парка транспортных

средств; маршрутизация перевозок; распределение под-

вижного состава по маршрутам; определение параметров

и метода оценки транспортного сервиса; диспетчирование

процесса транспортировки; планирование себестоимости

перевозок и определение транспортных тарифов; распреде-

ление прибыли, рисков и ответственности между участни-

ками транспортного процесса; планирование потребности

в материальных ресурсах для обеспечения эксплуатации,

ремонта и обслуживания подвижного состава транспор-

та и транспортной инфраструктуры; планирование про-

изводственной программы по обслуживанию и ремонту

подвижного состава; оперативное планирование и диспет-

чирование управления техническим обслуживанием и ре-

монтом подвижного состава; планирование инвестиций

в производственно-техническую базу транспорта; оптими-

зация рисков в транспортировке и определение условий

базовых поставок; выбор системы физического сопрово-

ждения и контроля местоположения транспортного сред-

ства и груза; детерминирование трансакционных единиц

в транспортировке (объемные модули, упаковка, тара, гру-

зовместимость транспортных средств); документооборот

(электронный документооборот) при организации транс-



Глава 9. Логистический менеджмент


портировки; выбор системы информационно- компьютер-

ной поддержки транспортировки.

Управление запасами. Высокий уровень формализации

управленческих процессов в этой сфере, репрезентативная

теоретическая поддержка, надежная статистическая база

предполагают успешное решение следующих оптимиза-

ционных задач: выбор интегрированной структуры управ-

ления запасами в функциональных областях логистики

и в логистических системах в целом; выбор критериев

и стратегии управления запасами; выбор методов прогно-

зирования спроса на продукцию и необходимые ресурсы;

выбор систем учета, контроля и мониторинга логистиче-

ских издержек управления запасами; обоснование выбора

систем контроля и управления запасами; определение па-

раметров управления запасами (размер заказа, точка заказа,

интервал времени между смежными заказами и поставка-

ми, количество заказов за плановый период); нормирование

и определение уровней текущего, страхового, сезонного,

подготовительного запаса; определение оптимального раз-

мера заказа (EOQ-моделъ); установление методов контро-

ля и управления многономенклатурными запасами на базе

методов логистического анализа (ABC, XYZ); выбор систем

информационно-компьютерной поддержки управления за-

пасами.

Управление качеством логистического сервиса. Разный

характер (при изменении уровня логистического обслу-

живания) роста логистических издержек (экспоненциаль-

ный) и увеличения объема реализации товара (S-образная

логистическая кривая) позволяют принять обоснованное

решение следующих оптимизационных задач: выбор си-

стемы показателей качества логистического сервиса; вы-

бор корпоративного управления качеством логистическо-

го сервиса; выбор логистических технологий, технических

средств, систем и процедур обеспечения высокого качества

логистического обслуживания; выбор методов и моделей

оценки параметров качества логистического сервиса; вы-

бор логистических посредников, обеспечивающих требуе-

мый уровень показателей качества логистического сервиса;

выбор комплексных моделей оценки качества сервиса в ло-

гистических системах.

Складирование, Высокий уровень формализации техно-

логических процессов в сфере складирования позволяет

на основе оптимизационных процессов сформировать до-


9.2. Обзор оптимизационных решений в отдельных, областях логистики 505

с юверную систему поддержки при принятии управленче-

ских решений в области следующих задач: выбор системы

складирования; выбор формы собственности, типа, количе-

с гва и мощности складов; дислокация складов в региональ-

ном аспекте; определение номенклатуры и ассортимента

хранимой и обрабатываемой на складе продукции; органи-

зация логистического процесса на складе; обоснование при-

пятия объемно-планировочных и проектных решений скла-

да; выбор логистических посредников в складировании;

обоснование состава логистических услуг в складирова-

иии и методов оценки их качества; определение подъемно-

гранспортного и технологического складского оборудо-

вания; установление параметров транспортно-складского

процесса по приемке, грузопереработке и отправке грузов;

обоснование объема логистических издержек складирова-

ния; выбор складских информационно-компьютерных си-

стем.

Грузопереработка. Перечень решаемых оптимизацион-

ных задач: обеспечение максимальной операционной эф-

фективности; алгоритм грузопереработки при интеграции

с другими логистическими функциями; определение пара-

метров материальных потоков и качества логистического

сервиса в грузопереработке; определение операционных

логистических издержек; обоснование пространства скла-

дирования и перемещения грузов; установление количе-

ства, размера или веса обрабатываемой партии груза и вза-

имоотношения этих характеристик; оптимизация уровня

механизации и автоматизации операций грузоперерабо-

ток; унификация технологий грузопереработки и решение

об использовании стандартизированного оборудования;

планирование профилактического ремонта и обеспечения

запасными частями грузоперерабатывающего оборудова-

ния; планирование инвестиций для замены морально и фи-

зически устаревшего оборудования.

Тара и упаковка. Подлежащие оптимизации задачи: ти-

поразмерные ряды тары и упаковки с технологическими

параметрами складского и грузоперерабатывающего обору-

дования, грузовместимостью и грузоподъемностью транс-

портных средств в различных функциональных областях

логистики; решения о дизайне тары и упаковки в соответ-

ствии с требованиями логистического менеджмента в про-

цессе транспортировки, складирования и грузопереработ-

ки; выбор тары и упаковочных материалов для различных



Глава 9. Логистический менеджмент


классов грузов; выбор тары, внешних товароносителей для

обеспечения транспортировки и грузопереработки; реше-

ния по маркировке и штриховому кодированию тары, упа-

ковки и грузовых единиц.




double arrow
Сейчас читают про: