Логистический менеджмент и концепция полезности

В условиях рыночной экономики основным звеном

хозяйственной системы является предприятие (деловая

фирма), цель деятельности которого — максимизация по-

лучаемой прибыли. Вся организационно-хозяйственная де-

ятельность фирмы строится исходя из указанной цели, ибо

голько рост прибыли в конечном счете определяет успех

п конкурентной борьбе. В этом коренное отличие деловой

фирмы (главного структурного звена рыночной экономики)

от государственного предприятия (важнейшего подразде-

ления централизованной экономики), целью деятельности

которого является наиболее полное и точное выполнение

государственных плановых заданий.

Стремясь максимизировать выпуск продукции, фирма

решает вопрос об использовании той или иной технологии,

так как X различных комбинаций данного объема ресур-

сов может привести к различным конечным результатам.

Технологическая зависимость между затратами ресурсов и

выпуском продукции выражается в виде производственной

функции

где Q — объем выпуска продукции фирмой из имеющихся

у нее ресурсов; і = 1,и — количество ресурсов, находящихся

в распоряжении фирмы; Х.=Х�уХ� — затраты ресурсов, ис-

пользуемых фирмой.

Если фирма представляет собой экономическую си-

стему, состоящую из т производственных подсистем, то

каждая подсистема j = l,m характеризуется производ-

ственной функцией fj (Xj) � отражающей выпуск продук-



Глава 9. Логистический менеджмент


ции у-й подсистемой в зависимости от объема ресурсов

, выделенного этой подсистеме. Задача

системы состоит в том, чтобы распределить имеющиеся ре-

сурсы X.=X�,X� между подсистемами, выделив г-й подси-

стеме комплекс ресурсов ХІ=ХІ,ХІ так, чтобы максими-

зировать суммарный выпуск фирмы в целом. Модель этой

задачи выглядит следующим образом:

п т _

Ух;<хг, х;>0; <Х; г=і,п; 7 = 1,/п.

� і=і j=i

Конкурентная борьба побуждает фирмы изыскивать все

новые резервы конкурентоспособности, при этом они mowt

изменяться как количественно, так и качественно, охваты-

вая те сферы, которые ранее не рассматривались как источ-

ники усиления положения фирмы на рынке.

Понятие конкуренции является основной категорией тео-

рии рыночной экономики. Конкуренция — главное условие

существования рынка как такового, и конкурентный рынок

выступает противоположностью монопольной структуре.

Под конкуренцией понимают наличие на рынке боль-

шого числа независимых покупателей и продавцов и воз-

можность для покупателей и продавцов свободно выходить

на рынок и покидать его. Конкуренция может проявляться

по-разному.

Чистая конкуренция возникает, когда многочислен-

ные продавцы и покупатели участвуют в процессе купли-

продажи однородного продукта. Большое число продавцов

и покупателей не позволяет ни одному из них, действуя

в одиночку, воздействовать на рыночные цены, которые яв-

ляются непосредственным результатом соотношения спро-

са и предложения.

Совершенная конкуренция отличается от чистой кон-

куренции наличием абсолютной мобильности ресурсов

на рынке и отсутствием ограничений на вход и выход ре-

сурсов из этого рынка, а также равной доступностью и пол-

нотой информации о рынке для всех продавцов и покупа-

телей.


9.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности.



Реальная (эффективная) конкуренция возникает при не-

іаиисимом действии покупателей и продавцов в случае, ког-

да рынок не является чисто или совершенно конкурентным.

С позиций логистики для нас в первую очередь инте-

ресно то, что распределение ресурсов в сфере производ-

с гва считается эффективным в том случае, если невоз-

можно перераспределить совокупный объем производства

любого ресурса так, чтобы снизить совокупные издержки

производства этого ресурса. Поскольку в совершенно кон-

курентной экономике предельные издержки производства

любого продукта равны для всех производителей, то равно-

иесие в такой экономике является эффективным по про-

изводству. Распределение ресурсов в сфере потребления

будет эффективным, если невозможно перераспределить

суммарные объемы потребления между потребителями

гак, чтобы улучшить положение по меньшей мере одного

из них без причинения ущерба другому. Распределение ре-

сурсов в сфере обмена будет эффективным в том случае,

если невозможно изменить суммарные объемы производи-

мых товаров и услуг так, чтобы улучшить по меньшей мере

положение одного потребителя без того, чтобы не ухудшить

положение любого другого потребителя.

В теории конкурентных преимуществ, разработанной

М. Портером и изложенной в его работах [66, 67], вопро-

сы конкуренции получили чрезвычайно глубокое и много-

стороннее развитие. Проанализировав различные подходы

к объяснению причин конкурентоспособности и рассмотрев

такие факторы сравнительных преимуществ, как рабочая

сила, природные ресурсы, протекционистская политика пра-

вительства по отношению к отечественным фирмам, разли-

чия в подходе к управлению фирмами, М. Портер пришел

к выводу, что ни один из них в отдельности не способен объ-

яснить успех или неудачу фирмы в конкурентной борьбе.

По мнению М. Портера, конкурентоспособность фирмы обе-

спечивает наиболее полное и эффективное использование

всех как принадлежащих фирме, так и приобретаемых ею

для будущей предпринимательской деятельности ресурсов,

иными словами — продуктивность использования ресурсов.

Портер {Porter) Майкл (р. 1947) — американский экономист, про-

фессор Гарвардской школы бизнеса, специалист в области разработки

корпоративной стратегии. Начиная с середины 1980-х гг. занялся иссле-

дованием глобальной конкуренции и сравнительных преимуществ стран

в международном разделении труда.



Глава 9. Логистический менеджмент


Конкурентное преимущество реализуется исходя из того,

как фирма организует и выполняет отдельные виды своей

деятельности, посредством которой фирма создает продук-

цию, предназначенную для рынка. Виды деятельности под-

разделяются на категории и в совокупности составляют так

называемую цепочку ценности, все составляющие которой

вносят свой вклад в выпускаемый товар.

Практически все категории (может быть, за исключением

управления людскими ресзфсами), представленные на рис. 9.3,

для успешной реализации на данном этапе экономического

развития, по нашему мнению, требуют обязательного участия

логистики как функционального управления. Большое значе-

ние имеет и организация связей между указанными видами

деятельности, нацеленная на конечный результат (так, более

дорогие комплектующие изделия, обладающие более высо-

ким качеством, позволят снизить издержки непосредственно

обслуживания и т.д.). Цепочка ценности той или иной фир-

мы при конкуренции в отдельной отрасли входит в более

крупную систему деятельности, которую М. Портер назмает

системой ценностей, что составляет основу концепции полез-

ности. Отметим логистический аспект данной категории, ибо

в нее входят цепочки ценностей поставщиков сырья, комплек-

тующих изделий, оборудования и услуг, а также цепочка цен-

ностей самой фирмы. Товар фирмы проходит через цепочку

ценностей каналов сбыта, в итоге чего товар становится со-

вокупным элементом в цепочке ценностей потребителя, кото-

рый использует его в своей деятельности.

Рис, 93� Концепция полезности [67]

Вспомо- гательная деятельность Инфраструктура фирмы (финансовая деятельность, планирование)  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: