При анализе интеграционного подхода необходимо опре-
делить как физические границы, так и внутреннее содержа-
ние интеграционного процесса, т. е. соотнести меры и про-
порции количественной (горизонтальной и вертикальной)
и качественной интеграции.
Вертикальная интеграция должна развиваться от низшего
уровня менеджмента фирмы, занятого операционно-техно-
логической деятельностью, к организационно-функцио-
нальному уровню менеджеров среднего звена и далее до выс-
шего руководства, занимающегося выработкой стратегии
развития предприятия. Однако в действительности в логику
такого развития вмешиваются законы социального упорядо-
чивания экономических действий, т.е. подобные изменения
возможны только после того, как на высшем уровне менед-
жмента фирмы идея логистики будет признана в качестве со-
временной конкурентной стратегии, а также миссия и общая
стратегия предприятия будут определены с учетом этого по-
ложения. Только после подобного стратегического призна-
ния начинается процесс реализации логистического подхода
к управлению ресурсами фирмы.
Процесс перехода к логистической организации управ-
ления ресурсами фирмы может протекать по разным сцена-
риям и затрагивать разные аспекты ее менеджмента:
Глава 8. Логистические концепции и системы
— уровни управленческой структуры фирмы (операци-
онно-технологический, организационно-функциональный
и стратегаческий);
— различные виды ресурсов, составляющих ресурсный
потенциал предприятия;
— организационную структуру управления фирмой;
— внешние формы организации хозяйственных и дело-
вых отношений фирмы с субъектами внешней среды.
Выбор комплекса методов, алгоритмов и схем, применя-
емых в процессе вертикальной интеграции, обуславливают:
личностные факторы лиц, принимающих решения, нормы
поведения и взаимодействия сотрудников компании, пра-
вила взаимодействия между участниками хозяйственных
связей. Все эти факторы имеют социальное происхождение,
зависят от принятых в обществе институтов и трансформи-
руются вместе с институциональными изменениями.
Вертикальная интеграция представляет собой процесс
укрупнения и усложнения структур управления, происхо-
дящий как по иерархическим уровням (технологический,
оперативно-тактический и стратегический), так и по орга-
низации внутренних и внешних взаимосвязей формирую-
щихся ЛС.
ЛС в своем горизонтальном (по потоку) стремлении рас-
ширения границ сталкивается с проблемой организации
управления, которая не может быть разрешена в рамках су-
ществующих традиционных, так называемых рыночных ме-
ханизмов регулирования. Вообще же, понятия «управление»
и «система» — органически взаимосвязанные и взаимообус-
ловленные категории. Интеграция всех подсистем управления
в единое целое, рассмотрение системы управления как целост-
ного явления — объективная необходимость, применение си-
стемного подхода на более высоком уровне. В настоящее вре-
мя востребовано создание таких организационно-правовых
форм управленческих структур ЛС, которые могли бы опти-
мально сочетать в себе преимущества детерминированных
иерархических структур с юридической обособленностью
(рыночной независимостью) фирм, входящих в ЛС.
Потребность в новых формах управления ЛС, формиру-
ющихся из юридически независимых субъектов, является
результатом совместного действия двух внешних процес-
сов, происходящих в экономике: дифференциации, спе-
циализации (т.е. разделения) и интеграции, взаимосвязи
(т.е. объединения).
8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.
Дифференциация определяет тенденцию к международ-
пому разделению труда и проявляется в разделении пред-
приятий по специализированным и узкоспециализирован-
пым видам деятельности, в дивизионной организационной
структуре построения крупных компаний. Интеграция про-
является в объединении усилий в определенной деятель-
ности с целью получения интегрального или системного
эффекта.
Существенным недостатком рыночного механизма яв-
ляется ориентация на максимизацию прибыли в краткос-
рочном периоде и отсутствие столь четких целей в долго-
срочном периоде. Этот недостаток может быть устранен
при замене традиционных конкурентных отношений раз-
личными формами сотрудничества. Речь идет об образова-
нии и структурировании новых организационно-правовых
форм объединений фирм, появления новых норм, правил
и форм организации хозяйственных и деловых отношений.
Эта институционализация экономических форм и действий
складывается в вертикально интегрированный процесс,
обеспечивающий жизнедеятельность логистических систем
и составляющих ее структурных элементов.
Этот процесс реализуется в контрактной модели, опре-
деляющей взаимоотношения сторон по поводу обмена цен-
ностями (материальными и нематериальными) на договор-
ной основе. В рамках такого взаимодействия происходит
постоянное развитие и трансформация различных форм
и методов построения организационных структур и меха-
низмов, правового обеспечения, этического содержания та-
кой деятельности.
Речь не идет о существовании особой логистической мо-
дели построения структур управления и взаимодействия
субъектов на рынке, но современный период эволюции
контрактной экономики можно назвать периодом логи-
стической организации. Современное состояние экономи-
ческой науки и практика ведения конкурентной борьбы
характеризуются расширением сферы применения прин-
ципов и методов логистики, проявляющихся, прежде всего,
в процессе логистической интеграции. Потребности пред-
приятий в новых конкурентных преимуществах реализуют-
ся посредством использования интегрального потенциала
(синергии) ЛС.
Поиск адекватных форм управления посредством раз-
вития как административных, так и контрактных методов
Глава 8. Логистические концепции и системы
через институционализацию является одной из основных
задач и непрерывным процессом развития логистики на со-
временном этапе.
Следует выделить два направления интеграционного
процесса в логистике:
1) горизонтальная интеграция, соответствующая воспро-
изводственному процессу в экономики (от добычи сырья
до реализации готовой продукции потребителю), по цепи
«поставщик ~ производитель — потребитель»;
2) вертикальная интеграция — по уровням управления
организации (построения структур управления) во всем их
многообразии организационно-правовых форм управления
внутренними и внешними связями.
Логистическая интеграция затрагивает еще один аспект —
формирование логистического потока. Его субстанцио-
нальный состав включает материальные, информацион-
ные, финансовые потоки, начинает активно осваиваться
четвертый поток — кадровый, исследуются и предприни-
маются попытки определить правовой и сервисный по-
токи.
Таким образом, логистическая интеграция представ-
ляется многомерным процессом построения ЛС. Этот
процесс происходит по разным направлениям и не в аб-
страктной рыночной модели предпринимательской дея-
тельности, а в пространстве конкретных хозяйственных
связей. Всегда имеется инициатор построения такой систе-
мы — фирма, в которой на стратегическом уровне управле-
ния логистика воспринимается как конкурентная страте-
гия развития. Только при таком условии могут начинаться
поиски вариантов использования логистического подхода
в построении стратегии фирмы. Одновременно с этим на-
чинается поиск новых форм организации связей со всеми
субъектами, с которыми взаимодействует фирма в цепоч-
ке создания ценности. Когда логистическое управление
выходит за пределы конкретной юридически и территори-
ально обособленной фирмы, начинается самый сложный
этап в построении ЛС.
Сложность микрологистической интеграции в первую
очередь связана с природой человека и человеческих взаи-
моотношений. В каком бы направлении функциональной
деятельности не происходил интеграционный процесс
в фирме, на определенном уровне развития появляется на-
сущная необходимость в видоизменении управленческой
8Я Новейшие концепции интегрированной логистики.
с груктуры (реорганизации компании). На практике изме-
ікміие организационной структуры фирмы, попытки вне-
дрить в управление логистический менеджмент сталкива-
йся с явным или скрытым противодействием, что вытекает
ii;t природы человека и человеческих взаимоотношений.
Ломка старых стереотипов ведения хозяйственной деятель-
ности, преодоление психологической инертности, измене-
ния устоявшихся правил и норм ведения бизнеса, стиля
работы, привычной иерархии — сложный и болезненный
процесс для сотрудников предприятия. На отношения, вы-
ходящие за пределы фирмы, воздействует значительное
количество вероятностных факторов внешней среды, пло-
хо поддающихся анализу и прогнозированию, находящихся
между собой в сложной взаимосвязи и взаимообусловлен-
ности.
Смысловое значение логистической интеграции в зна-
чительной степени сфокусировано на материальной со-
ставляющей логистического потока и определяется, как
объединение всех участников цепочки создания ценности
начиная от первичных источников сырья через все стадии
воспроизводственного процесса до конечного потребителя
для создания потребительной стоимости с наименьшими
общими издержками.
Основополагающая идея логистической интеграции —
создание Л С, реализующей цели бизнеса, т.е. эффективной
организации процесса движения товарно-материального
потока от поставщика до конечного потребителя. Построе-
ние такой ЛС является, по сути, целью, которой пытаются
достичь фирмы, применяя разнообразные формы и методы
интеграционного процесса. Однако сама цель и ее схема-
тичное представление не дают представления ни о про-
цессе такой интеграции, ни о сложностях и существующих
препятствиях, ни о действительном пространственном по-
строении и взаимодействии участников (субъектов) в та-
кой системе.
Сложность достижения идеального представления логи-
стической интеграции в виде построения макрологистиче-
ской системы объясняется следующими факторами:
— сложностью рыночной структуры (внешней среды),
которая влияет на функционирование системы и обуслов-
ливает ее;
— значительным количеством и высоким разнообрази-
ем связей системы с внешней средой;
Глава 8. Логистические концепции и системы
— стохастическим воздействием на систему большого
количества факторов внешней среды;
— большим числом и неоднородностью самостоятель-
ных субъектов участвуюш;их в цепочке создания ценности,
которые необходимо объединить в систему;
— различиями в характере процессов функционирова-
ния субъектов рынка, которые также являются системами,
и неравномерностью их развития;
— сложностью деловых отношений, с одной стороны
(взаимодействия интегративного плана — содружество, со-
действие, сотрудничество, партнерство), а с другой — де-
зинтегрирующие и деструктивные взаимодействия (конку-
ренция, конфликт, противоборство), которые определяют
непредсказуемость, случайность, парадоксальность, не-
устойчивость и иррациональность отношений и связей
между субъектами;
— типами взаимодействия, которые могут быть чрезвы-
чайно многообразными с мнговариантностью взаимодей-
ствия;
— расхождением темпов выполнения функций элемен-
тами логистической системы;
— сложностью функций, выполняемых логистической
системой, а также многофункциональностью и постоянным
усложнением процесса ее функционирования;
— возможностью многовариантности процессов функ-
ционирования и развития системы;
— наличием сложноорганизованного управления
и структурных особенностей управления сложной логисти-
ческой системой;
— многоаспектностью (технической, экономической,
институциональной, социальной, психологической) сторон
процесса.
Вследствие того, что в процессе логистической интегра-
ции используются две модели построения структур управ-
ления — административная и контрактная, этот процесс
может происходить по следующим направлениям.
1. Расширение логистической системы в рамках какой-
либо организационно-правовой формы существования
фирмы, т.е. организация корпоративного бизнеса и в рам-
ках такого расширенного предприятия, построение соот-
ветствующей логистической (мезологистической) систе-
мы (мезоуровень интеграции). Организационно-правовые
8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.
(юридические) формы таких фирм могут быть различны,
и зависимости от законодательства стран, регистрирующих
их, чаще всего это акционерные общества (открытые или
накрытые), общества с ограниченной ответственностью,
государственные организации, концерны, консорциумы.
П деловой практике прижились следующие термины для
обозначения таких крупных предприятий, имеющих тер-
риториально разобщенные структурные подразделения:
«компания», «корпорация», «концерн», «холдинг». Основ-
ным системообразующим фактором построения ЛС такой
структуры является административная модель системы
управления, и интеграционный процесс начинается с выс-
шего уровня стратегического планирования корпорации.
Причинами, ограничивающими рост размера такой фирмы
(до построения макрологистической системы), являются
увеличивающиеся издержки на внутрифирменные трансак-
ции, а также тенденция дифференциации в бизнесе (между-
народное разделение труда, специализация).
2. Специфическое договорное объединение нескольких
юридических лиц в межкорпоративные структуры, так на-
зываемые бизнес-группы. Содержание этого аспекта опре-
деляется оформлением взаимоотношений и созданием ас-
социированных структур. Основу таких организационных
решений составляют законодательные нормы, предусма-
тривающие право вхождения предприятий в союзы, ассо-
циации на условиях свободы выбора конкретной формы
объединения и организации внутренних взаимоотношений.
Такого рода координацию экономических действий, кото-
рая не сводится ни к обычным контрактам, ни к отношени-
ям в рамках внутрифирменной исполнительной вертикали
и занимающую промежуточное положение между рыноч-
ной (контрактной) и административной формами, иногда
называют экономической квазиинтеграцией. Под бизнес-
группой понимается совокупность предприятий и органи-
заций, координация действий которых выходит за рамки
обычных контрактов на рынках товаров и заемного капи-
тала, но происходит при сохранении статуса партнеров
по группе как отдельных хозяйственных субъектов юри-
дически или хозяйственно самостоятельных предприятий,
организаций. К основным организационно-хозяйственным
формам бизнес-групп в мировой практике относятся: круп-
ные компании, имеющие дивизионную структуру; хол-
Глава 8. Логистические концепции и системы
динговые компании вместе с контролируемыми ими пред-
приятиями; финансово-промышленные группы; сетевые
индустриальные организации; стратегические альянсы
и консорциумы. Среди многих причин, по которым фирмы
идут на такие объединения, особое место отводится коор-
динации совместной деятельности за счет регулирования
доступа к отдельным производственным ресурсам и сни-
жение уровня издержек путем кооперирования в логисти-
ческой деятельности. Для адекватного решения этих задач
и формируется мезологистическая система, объединяюпіая
фирмы бизнес-группы. Организация управления в такой си-
стеме является попыткой комбинировать децентрализацию
управления и концентрацию ресурсов. Управление проис-
ходит с выделением действуюш.его на регулярной основе
координационного центра, использующего возможность
контроля, который предоставляет ему обладание титула-
ми собственности объединяемых фирм. Такой механизм
управления основывается на добровольной централизации
ряда полномочий участниками группы. В последние годы
интеграция предприятий все чаще происходит без опоры
на акционерные связи и вызывается повышением значения
инновационного и информационного начал в экономиче-
ском развитии.
3. Взаимодействие и целенаправленная координация
сотрудничества юридически обособленных предприятий
и/или групп предприятий, заключающаяся в определен-
ных контрактных (правовых и организационных) формах
деловых отношений. Эти отношения для удовлетворения
потребностей формирующейся ЛС компании не могут опи-
раться только на рамки рыночной координации. Хотя де-
ловые отношения рассматриваются как способ взаимодей-
ствия между участниками (субъектами) по поводу обмена
ценностями (материальными и нематериальными), важно
отметить, что они устанавливаются и развиваются в усло-
виях определенной правовой среды, этических и нравствен-
ных правил взаимодействия субъектов рынка. Однако при
формировании Л С на первый план выходят разнообраз-
ные взаимные ожидания субъектов деловых отношений.
Это, прежде всего, ожидания, связанные с эволюциониро-
ванием стратегических целей фирмы. Краткосрочная цель
максимизации прибыли заменяется целями формирования
конкурентных преимуществ, долгосрочного повышения
8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.
потенциала конкурентоспособности. Взаимные ожидания
и таких условиях касаются ожидания эффекта от совмест-
ного согласованного действия фирм (синергетического
;к1)фекта). Эти ожидания основываются на представлени-
ях, знаниях и опыте принимающих решения менеджеров
фирм и могут не совпадать, вызывать конфликты и недо-
понимание. Эти личностные факторы являются самыми
сложными и труднопреодолимыми препятствиями расши-
рения ЛС за пределы фирмы на основе контрактной моде-
ли. Они не могут быть решены административными про-
цедурами, возможен лишь путь переговорного процесса
согласования интересов, целей, намерений и воли сторон,
через взаимодоверие, взаимоуважение и взаимозаинтере-
сованность, основанных на полной взаимной информиро-
ванности. Эти взаимные ожидания в процессе перегово-
ров проявляются в образовании специфических потоков
взаимных обязательств и ответственности, которые обе-
спечивают целостность ЛС. Под влиянием этих условий
кроме традиционных договоров (купли-продажи, постав-
ки и т.д.) получили распространение новые, более эффек-
тивные договорные способы осуществления коммерческих
операций, такие как договор об исключительной продаже
товаров (договор коммерческой концессии), договор фран-
чайзинга, в которых проявляется потребность интегриро-
ванного управления и контроля за функционированием
ЛС. Особое место в формирующихся новых контрактных
отношениях отводится информационным взаимодействи-
ям субъектов, качеству и количеству взаимной инфор-
мированности. Попытки формирования крупных ЛС без
выделения и построения общей иерархической системы
управления привели к развитию новой организационной
формы — сетевой.
Спецификой логистического интеграционного процес-
са за рамками микрологистической системы является во-
влечение в структуру системы специализированных фирм
и организаций инфраструктурного комплекса, предлагаю-
щих услуги, которые с полным основанием можно назвать
логистическими услугами или логистическим сервисом.
Включение фирм, оказывающих разнообразные логисти-
ческие услуги, также происходит на всех уровнях логи-
стической интеграции, поэтому появление специфических
сервисных потоков и управление ими — задача, которая
Глава 8. Логистические концепции и системы
возникает в процессе интеграции при выходе за границы
фирмы.
Еще одной особенностью логистической интеграции
можно назвать возникновение потоков взаимных обя-
зательств и ответственности, которые порождаются се-
тевыми методами взаимодействия фирм в контрактной
модели организации управления и обеспечивают и под-
держивают целостность макрологистической системы. ЛС
как хозяйственно-организационные системы должны иметь
определенный статус, который может быть достигнут толь-
ко в институциональном аспекте, за счет перераспределе-
ния и делегирования (причем добровольного) правомочий
собственников.
Эти особенности являются выражением институциона-
лизации экономических форм и действий, которые скла-
дываются в вертикально интегрированный процесс, обе-
спечивающий жизнедеятельность ЛС и составляющих ее
структурных элементов и процессов разного уровня. Имен-
но в процессе вертикальной интеграции проявляется ин-
ституциональный аспект логистики.
Расширение логистических систем, функционирование
их на макроуровне и вовлечение инфраструктурной состав-
ляющей экономики в эти системы приводят к все большему
проникновению логистики во все сферы и уровни эконо-
мики, что свидетельствует о тенденции расширения логи-
стической организации экономики. Это обусловлено тем,
что именно в комплексе логистики на современном этапе
экономического развития сфокусированы все целесообраз-
ные аспекты оптимизации общественных и экономических
взаимосвязей.
В составе интегрированного логистического потока
данный уровень составляет стратегическую логистику,
реализующую все долгосрочные решения, связанные с ло-
гистикой вообще. Ее реальным результатом является соз-
дание эффективной интегрированной системы функцио-
нального менеджмента материальных и других потоков,
обеспечивающих эффективную реализацию логистическо-
го процесса.
Стратегические цели декомпозируются в решения бо-
лее низких уровней и выполняются действия, направлен-
ные на их достижения, что осуществляется на тактическом
и операционном уровнях управления. Реализация этих
8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.
|)(мпении связана с выполнением конкретных алгоритмов,
разница определяется лишь временными сроками, поэтому
мы объединяем их в классификационном плане в техноло-
гическую логистику.
На уровне технологической логистики осуществляется
го, что Д. Уотерс именует «логистическая тактика» и «логи-
ст іические операции». При переходе к реализации стратегии
следует сконцентрировать усилия в следующих областях:
— обслуживание потребителей;
— размещение элементов инфраструктуры;
— политика управления запасами;
— транспорт;
— конфигурация цепей поставок;
— наличие вспомогательных процессов;
— стратегические взаимоотношения;
— организации инфраструктуры;
— использование информационных технологий.
Предметом управленческих компромиссов в процессе
логистической интеграции различных субъектов станет
весьма значительное число альтернатив. С точки зрения
логистической организации цепь поставок продукта со-
стоит из нескольких уровней поставщиков, предоставля-
ющих ресурсы, необходимые для выполнения основных
операций, начиная от первоначальных источников, а также
из нескольких уровней потребителей, перемещающих ма-
териалы до конечных пользователей. Процесс формирова-
ния пространства логистической интеграции представлен
на рис. 8.5.
Если вне интеграционного пространства отдельные
субъекты бизнес-процесса, в основном, сосредотачивают
усилия на реализации мероприятий, связанных с управле-
нием внутренними затратами, то в пространстве логисти-
ческой интеграции оцениваются результаты управления
затратами с точки зрения функционирования ЛС в целом.
На этом рисунке как М�, М2, М3 и обозначены миссии
соответственно поставщика, производителя, дистрибьютора
и получателя. На уровне миссий, конкурентных стратегий
и бизнес-стратегий предприятия сохраняют полную само-
стоятельность. Что касается функциональных стратегий,
то на рис. 8.5 представлена только одна — логистическая,
поскольку другие (производственная, финансовая и пр.)
не являются предметом нашего рассмотрения. Именно
Пространство логистической интеграции
Цели
Ресурсы
Субъекты
Бизнес-стратегия 2
Бизнес-стратегия 3
Стратегическая
логистика 1
Технологическая
логистика 1
Стратегическая
логистика 2
нологическ
гистика
Стратегическая
логистика 3
хнологическ
огистика
Поставщик
Производитель
Дистрибьютор
Получатель
Рис. 85, Формирование пространства логастической интеграции
8.7. Обеспечение надежности цепей поставок
t I ра гегическии и технологическии уровни логистики ста-
ппиится предметом компромиссов в пространстве логисти-
ческой интеграции.