Логистическому менеджменту

При анализе интеграционного подхода необходимо опре-

делить как физические границы, так и внутреннее содержа-

ние интеграционного процесса, т. е. соотнести меры и про-

порции количественной (горизонтальной и вертикальной)

и качественной интеграции.

Вертикальная интеграция должна развиваться от низшего

уровня менеджмента фирмы, занятого операционно-техно-

логической деятельностью, к организационно-функцио-

нальному уровню менеджеров среднего звена и далее до выс-

шего руководства, занимающегося выработкой стратегии

развития предприятия. Однако в действительности в логику

такого развития вмешиваются законы социального упорядо-

чивания экономических действий, т.е. подобные изменения

возможны только после того, как на высшем уровне менед-

жмента фирмы идея логистики будет признана в качестве со-

временной конкурентной стратегии, а также миссия и общая

стратегия предприятия будут определены с учетом этого по-

ложения. Только после подобного стратегического призна-

ния начинается процесс реализации логистического подхода

к управлению ресурсами фирмы.

Процесс перехода к логистической организации управ-

ления ресурсами фирмы может протекать по разным сцена-

риям и затрагивать разные аспекты ее менеджмента:



Глава 8. Логистические концепции и системы


— уровни управленческой структуры фирмы (операци-

онно-технологический, организационно-функциональный

и стратегаческий);

— различные виды ресурсов, составляющих ресурсный

потенциал предприятия;

— организационную структуру управления фирмой;

— внешние формы организации хозяйственных и дело-

вых отношений фирмы с субъектами внешней среды.

Выбор комплекса методов, алгоритмов и схем, применя-

емых в процессе вертикальной интеграции, обуславливают:

личностные факторы лиц, принимающих решения, нормы

поведения и взаимодействия сотрудников компании, пра-

вила взаимодействия между участниками хозяйственных

связей. Все эти факторы имеют социальное происхождение,

зависят от принятых в обществе институтов и трансформи-

руются вместе с институциональными изменениями.

Вертикальная интеграция представляет собой процесс

укрупнения и усложнения структур управления, происхо-

дящий как по иерархическим уровням (технологический,

оперативно-тактический и стратегический), так и по орга-

низации внутренних и внешних взаимосвязей формирую-

щихся ЛС.

ЛС в своем горизонтальном (по потоку) стремлении рас-

ширения границ сталкивается с проблемой организации

управления, которая не может быть разрешена в рамках су-

ществующих традиционных, так называемых рыночных ме-

ханизмов регулирования. Вообще же, понятия «управление»

и «система» — органически взаимосвязанные и взаимообус-

ловленные категории. Интеграция всех подсистем управления

в единое целое, рассмотрение системы управления как целост-

ного явления — объективная необходимость, применение си-

стемного подхода на более высоком уровне. В настоящее вре-

мя востребовано создание таких организационно-правовых

форм управленческих структур ЛС, которые могли бы опти-

мально сочетать в себе преимущества детерминированных

иерархических структур с юридической обособленностью

(рыночной независимостью) фирм, входящих в ЛС.

Потребность в новых формах управления ЛС, формиру-

ющихся из юридически независимых субъектов, является

результатом совместного действия двух внешних процес-

сов, происходящих в экономике: дифференциации, спе-

циализации (т.е. разделения) и интеграции, взаимосвязи

(т.е. объединения).


8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.



Дифференциация определяет тенденцию к международ-

пому разделению труда и проявляется в разделении пред-

приятий по специализированным и узкоспециализирован-

пым видам деятельности, в дивизионной организационной

структуре построения крупных компаний. Интеграция про-

является в объединении усилий в определенной деятель-

ности с целью получения интегрального или системного

эффекта.

Существенным недостатком рыночного механизма яв-

ляется ориентация на максимизацию прибыли в краткос-

рочном периоде и отсутствие столь четких целей в долго-

срочном периоде. Этот недостаток может быть устранен

при замене традиционных конкурентных отношений раз-

личными формами сотрудничества. Речь идет об образова-

нии и структурировании новых организационно-правовых

форм объединений фирм, появления новых норм, правил

и форм организации хозяйственных и деловых отношений.

Эта институционализация экономических форм и действий

складывается в вертикально интегрированный процесс,

обеспечивающий жизнедеятельность логистических систем

и составляющих ее структурных элементов.

Этот процесс реализуется в контрактной модели, опре-

деляющей взаимоотношения сторон по поводу обмена цен-

ностями (материальными и нематериальными) на договор-

ной основе. В рамках такого взаимодействия происходит

постоянное развитие и трансформация различных форм

и методов построения организационных структур и меха-

низмов, правового обеспечения, этического содержания та-

кой деятельности.

Речь не идет о существовании особой логистической мо-

дели построения структур управления и взаимодействия

субъектов на рынке, но современный период эволюции

контрактной экономики можно назвать периодом логи-

стической организации. Современное состояние экономи-

ческой науки и практика ведения конкурентной борьбы

характеризуются расширением сферы применения прин-

ципов и методов логистики, проявляющихся, прежде всего,

в процессе логистической интеграции. Потребности пред-

приятий в новых конкурентных преимуществах реализуют-

ся посредством использования интегрального потенциала

(синергии) ЛС.

Поиск адекватных форм управления посредством раз-

вития как административных, так и контрактных методов



Глава 8. Логистические концепции и системы


через институционализацию является одной из основных

задач и непрерывным процессом развития логистики на со-

временном этапе.

Следует выделить два направления интеграционного

процесса в логистике:

1) горизонтальная интеграция, соответствующая воспро-

изводственному процессу в экономики (от добычи сырья

до реализации готовой продукции потребителю), по цепи

«поставщик ~ производитель — потребитель»;

2) вертикальная интеграция — по уровням управления

организации (построения структур управления) во всем их

многообразии организационно-правовых форм управления

внутренними и внешними связями.

Логистическая интеграция затрагивает еще один аспект —

формирование логистического потока. Его субстанцио-

нальный состав включает материальные, информацион-

ные, финансовые потоки, начинает активно осваиваться

четвертый поток — кадровый, исследуются и предприни-

маются попытки определить правовой и сервисный по-

токи.

Таким образом, логистическая интеграция представ-

ляется многомерным процессом построения ЛС. Этот

процесс происходит по разным направлениям и не в аб-

страктной рыночной модели предпринимательской дея-

тельности, а в пространстве конкретных хозяйственных

связей. Всегда имеется инициатор построения такой систе-

мы — фирма, в которой на стратегическом уровне управле-

ния логистика воспринимается как конкурентная страте-

гия развития. Только при таком условии могут начинаться

поиски вариантов использования логистического подхода

в построении стратегии фирмы. Одновременно с этим на-

чинается поиск новых форм организации связей со всеми

субъектами, с которыми взаимодействует фирма в цепоч-

ке создания ценности. Когда логистическое управление

выходит за пределы конкретной юридически и территори-

ально обособленной фирмы, начинается самый сложный

этап в построении ЛС.

Сложность микрологистической интеграции в первую

очередь связана с природой человека и человеческих взаи-

моотношений. В каком бы направлении функциональной

деятельности не происходил интеграционный процесс

в фирме, на определенном уровне развития появляется на-

сущная необходимость в видоизменении управленческой


8Я Новейшие концепции интегрированной логистики.



с груктуры (реорганизации компании). На практике изме-

ікміие организационной структуры фирмы, попытки вне-

дрить в управление логистический менеджмент сталкива-

йся с явным или скрытым противодействием, что вытекает

ii;t природы человека и человеческих взаимоотношений.

Ломка старых стереотипов ведения хозяйственной деятель-

ности, преодоление психологической инертности, измене-

ния устоявшихся правил и норм ведения бизнеса, стиля

работы, привычной иерархии — сложный и болезненный

процесс для сотрудников предприятия. На отношения, вы-

ходящие за пределы фирмы, воздействует значительное

количество вероятностных факторов внешней среды, пло-

хо поддающихся анализу и прогнозированию, находящихся

между собой в сложной взаимосвязи и взаимообусловлен-

ности.

Смысловое значение логистической интеграции в зна-

чительной степени сфокусировано на материальной со-

ставляющей логистического потока и определяется, как

объединение всех участников цепочки создания ценности

начиная от первичных источников сырья через все стадии

воспроизводственного процесса до конечного потребителя

для создания потребительной стоимости с наименьшими

общими издержками.

Основополагающая идея логистической интеграции —

создание Л С, реализующей цели бизнеса, т.е. эффективной

организации процесса движения товарно-материального

потока от поставщика до конечного потребителя. Построе-

ние такой ЛС является, по сути, целью, которой пытаются

достичь фирмы, применяя разнообразные формы и методы

интеграционного процесса. Однако сама цель и ее схема-

тичное представление не дают представления ни о про-

цессе такой интеграции, ни о сложностях и существующих

препятствиях, ни о действительном пространственном по-

строении и взаимодействии участников (субъектов) в та-

кой системе.

Сложность достижения идеального представления логи-

стической интеграции в виде построения макрологистиче-

ской системы объясняется следующими факторами:

— сложностью рыночной структуры (внешней среды),

которая влияет на функционирование системы и обуслов-

ливает ее;

— значительным количеством и высоким разнообрази-

ем связей системы с внешней средой;



Глава 8. Логистические концепции и системы


— стохастическим воздействием на систему большого

количества факторов внешней среды;

— большим числом и неоднородностью самостоятель-

ных субъектов участвуюш;их в цепочке создания ценности,

которые необходимо объединить в систему;

— различиями в характере процессов функционирова-

ния субъектов рынка, которые также являются системами,

и неравномерностью их развития;

— сложностью деловых отношений, с одной стороны

(взаимодействия интегративного плана — содружество, со-

действие, сотрудничество, партнерство), а с другой — де-

зинтегрирующие и деструктивные взаимодействия (конку-

ренция, конфликт, противоборство), которые определяют

непредсказуемость, случайность, парадоксальность, не-

устойчивость и иррациональность отношений и связей

между субъектами;

— типами взаимодействия, которые могут быть чрезвы-

чайно многообразными с мнговариантностью взаимодей-

ствия;

— расхождением темпов выполнения функций элемен-

тами логистической системы;

— сложностью функций, выполняемых логистической

системой, а также многофункциональностью и постоянным

усложнением процесса ее функционирования;

— возможностью многовариантности процессов функ-

ционирования и развития системы;

— наличием сложноорганизованного управления

и структурных особенностей управления сложной логисти-

ческой системой;

— многоаспектностью (технической, экономической,

институциональной, социальной, психологической) сторон

процесса.

Вследствие того, что в процессе логистической интегра-

ции используются две модели построения структур управ-

ления — административная и контрактная, этот процесс

может происходить по следующим направлениям.

1. Расширение логистической системы в рамках какой-

либо организационно-правовой формы существования

фирмы, т.е. организация корпоративного бизнеса и в рам-

ках такого расширенного предприятия, построение соот-

ветствующей логистической (мезологистической) систе-

мы (мезоуровень интеграции). Организационно-правовые


8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.



(юридические) формы таких фирм могут быть различны,

и зависимости от законодательства стран, регистрирующих

их, чаще всего это акционерные общества (открытые или

накрытые), общества с ограниченной ответственностью,

государственные организации, концерны, консорциумы.

П деловой практике прижились следующие термины для

обозначения таких крупных предприятий, имеющих тер-

риториально разобщенные структурные подразделения:

«компания», «корпорация», «концерн», «холдинг». Основ-

ным системообразующим фактором построения ЛС такой

структуры является административная модель системы

управления, и интеграционный процесс начинается с выс-

шего уровня стратегического планирования корпорации.

Причинами, ограничивающими рост размера такой фирмы

(до построения макрологистической системы), являются

увеличивающиеся издержки на внутрифирменные трансак-

ции, а также тенденция дифференциации в бизнесе (между-

народное разделение труда, специализация).

2. Специфическое договорное объединение нескольких

юридических лиц в межкорпоративные структуры, так на-

зываемые бизнес-группы. Содержание этого аспекта опре-

деляется оформлением взаимоотношений и созданием ас-

социированных структур. Основу таких организационных

решений составляют законодательные нормы, предусма-

тривающие право вхождения предприятий в союзы, ассо-

циации на условиях свободы выбора конкретной формы

объединения и организации внутренних взаимоотношений.

Такого рода координацию экономических действий, кото-

рая не сводится ни к обычным контрактам, ни к отношени-

ям в рамках внутрифирменной исполнительной вертикали

и занимающую промежуточное положение между рыноч-

ной (контрактной) и административной формами, иногда

называют экономической квазиинтеграцией. Под бизнес-

группой понимается совокупность предприятий и органи-

заций, координация действий которых выходит за рамки

обычных контрактов на рынках товаров и заемного капи-

тала, но происходит при сохранении статуса партнеров

по группе как отдельных хозяйственных субъектов юри-

дически или хозяйственно самостоятельных предприятий,

организаций. К основным организационно-хозяйственным

формам бизнес-групп в мировой практике относятся: круп-

ные компании, имеющие дивизионную структуру; хол-



Глава 8. Логистические концепции и системы


динговые компании вместе с контролируемыми ими пред-

приятиями; финансово-промышленные группы; сетевые

индустриальные организации; стратегические альянсы

и консорциумы. Среди многих причин, по которым фирмы

идут на такие объединения, особое место отводится коор-

динации совместной деятельности за счет регулирования

доступа к отдельным производственным ресурсам и сни-

жение уровня издержек путем кооперирования в логисти-

ческой деятельности. Для адекватного решения этих задач

и формируется мезологистическая система, объединяюпіая

фирмы бизнес-группы. Организация управления в такой си-

стеме является попыткой комбинировать децентрализацию

управления и концентрацию ресурсов. Управление проис-

ходит с выделением действуюш.его на регулярной основе

координационного центра, использующего возможность

контроля, который предоставляет ему обладание титула-

ми собственности объединяемых фирм. Такой механизм

управления основывается на добровольной централизации

ряда полномочий участниками группы. В последние годы

интеграция предприятий все чаще происходит без опоры

на акционерные связи и вызывается повышением значения

инновационного и информационного начал в экономиче-

ском развитии.

3. Взаимодействие и целенаправленная координация

сотрудничества юридически обособленных предприятий

и/или групп предприятий, заключающаяся в определен-

ных контрактных (правовых и организационных) формах

деловых отношений. Эти отношения для удовлетворения

потребностей формирующейся ЛС компании не могут опи-

раться только на рамки рыночной координации. Хотя де-

ловые отношения рассматриваются как способ взаимодей-

ствия между участниками (субъектами) по поводу обмена

ценностями (материальными и нематериальными), важно

отметить, что они устанавливаются и развиваются в усло-

виях определенной правовой среды, этических и нравствен-

ных правил взаимодействия субъектов рынка. Однако при

формировании Л С на первый план выходят разнообраз-

ные взаимные ожидания субъектов деловых отношений.

Это, прежде всего, ожидания, связанные с эволюциониро-

ванием стратегических целей фирмы. Краткосрочная цель

максимизации прибыли заменяется целями формирования

конкурентных преимуществ, долгосрочного повышения


8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.



потенциала конкурентоспособности. Взаимные ожидания

и таких условиях касаются ожидания эффекта от совмест-

ного согласованного действия фирм (синергетического

;к1)фекта). Эти ожидания основываются на представлени-

ях, знаниях и опыте принимающих решения менеджеров

фирм и могут не совпадать, вызывать конфликты и недо-

понимание. Эти личностные факторы являются самыми

сложными и труднопреодолимыми препятствиями расши-

рения ЛС за пределы фирмы на основе контрактной моде-

ли. Они не могут быть решены административными про-

цедурами, возможен лишь путь переговорного процесса

согласования интересов, целей, намерений и воли сторон,

через взаимодоверие, взаимоуважение и взаимозаинтере-

сованность, основанных на полной взаимной информиро-

ванности. Эти взаимные ожидания в процессе перегово-

ров проявляются в образовании специфических потоков

взаимных обязательств и ответственности, которые обе-

спечивают целостность ЛС. Под влиянием этих условий

кроме традиционных договоров (купли-продажи, постав-

ки и т.д.) получили распространение новые, более эффек-

тивные договорные способы осуществления коммерческих

операций, такие как договор об исключительной продаже

товаров (договор коммерческой концессии), договор фран-

чайзинга, в которых проявляется потребность интегриро-

ванного управления и контроля за функционированием

ЛС. Особое место в формирующихся новых контрактных

отношениях отводится информационным взаимодействи-

ям субъектов, качеству и количеству взаимной инфор-

мированности. Попытки формирования крупных ЛС без

выделения и построения общей иерархической системы

управления привели к развитию новой организационной

формы — сетевой.

Спецификой логистического интеграционного процес-

са за рамками микрологистической системы является во-

влечение в структуру системы специализированных фирм

и организаций инфраструктурного комплекса, предлагаю-

щих услуги, которые с полным основанием можно назвать

логистическими услугами или логистическим сервисом.

Включение фирм, оказывающих разнообразные логисти-

ческие услуги, также происходит на всех уровнях логи-

стической интеграции, поэтому появление специфических

сервисных потоков и управление ими — задача, которая



Глава 8. Логистические концепции и системы


возникает в процессе интеграции при выходе за границы

фирмы.

Еще одной особенностью логистической интеграции

можно назвать возникновение потоков взаимных обя-

зательств и ответственности, которые порождаются се-

тевыми методами взаимодействия фирм в контрактной

модели организации управления и обеспечивают и под-

держивают целостность макрологистической системы. ЛС

как хозяйственно-организационные системы должны иметь

определенный статус, который может быть достигнут толь-

ко в институциональном аспекте, за счет перераспределе-

ния и делегирования (причем добровольного) правомочий

собственников.

Эти особенности являются выражением институциона-

лизации экономических форм и действий, которые скла-

дываются в вертикально интегрированный процесс, обе-

спечивающий жизнедеятельность ЛС и составляющих ее

структурных элементов и процессов разного уровня. Имен-

но в процессе вертикальной интеграции проявляется ин-

ституциональный аспект логистики.

Расширение логистических систем, функционирование

их на макроуровне и вовлечение инфраструктурной состав-

ляющей экономики в эти системы приводят к все большему

проникновению логистики во все сферы и уровни эконо-

мики, что свидетельствует о тенденции расширения логи-

стической организации экономики. Это обусловлено тем,

что именно в комплексе логистики на современном этапе

экономического развития сфокусированы все целесообраз-

ные аспекты оптимизации общественных и экономических

взаимосвязей.

В составе интегрированного логистического потока

данный уровень составляет стратегическую логистику,

реализующую все долгосрочные решения, связанные с ло-

гистикой вообще. Ее реальным результатом является соз-

дание эффективной интегрированной системы функцио-

нального менеджмента материальных и других потоков,

обеспечивающих эффективную реализацию логистическо-

го процесса.

Стратегические цели декомпозируются в решения бо-

лее низких уровней и выполняются действия, направлен-

ные на их достижения, что осуществляется на тактическом

и операционном уровнях управления. Реализация этих


8.6. Новейшие концепции интегрированной логистики.



|)(мпении связана с выполнением конкретных алгоритмов,

разница определяется лишь временными сроками, поэтому

мы объединяем их в классификационном плане в техноло-

гическую логистику.

На уровне технологической логистики осуществляется

го, что Д. Уотерс именует «логистическая тактика» и «логи-

ст іические операции». При переходе к реализации стратегии

следует сконцентрировать усилия в следующих областях:

— обслуживание потребителей;

— размещение элементов инфраструктуры;

— политика управления запасами;

— транспорт;

— конфигурация цепей поставок;

— наличие вспомогательных процессов;

— стратегические взаимоотношения;

— организации инфраструктуры;

— использование информационных технологий.

Предметом управленческих компромиссов в процессе

логистической интеграции различных субъектов станет

весьма значительное число альтернатив. С точки зрения

логистической организации цепь поставок продукта со-

стоит из нескольких уровней поставщиков, предоставля-

ющих ресурсы, необходимые для выполнения основных

операций, начиная от первоначальных источников, а также

из нескольких уровней потребителей, перемещающих ма-

териалы до конечных пользователей. Процесс формирова-

ния пространства логистической интеграции представлен

на рис. 8.5.

Если вне интеграционного пространства отдельные

субъекты бизнес-процесса, в основном, сосредотачивают

усилия на реализации мероприятий, связанных с управле-

нием внутренними затратами, то в пространстве логисти-

ческой интеграции оцениваются результаты управления

затратами с точки зрения функционирования ЛС в целом.

На этом рисунке как М�, М2, М3 и обозначены миссии

соответственно поставщика, производителя, дистрибьютора

и получателя. На уровне миссий, конкурентных стратегий

и бизнес-стратегий предприятия сохраняют полную само-

стоятельность. Что касается функциональных стратегий,

то на рис. 8.5 представлена только одна — логистическая,

поскольку другие (производственная, финансовая и пр.)

не являются предметом нашего рассмотрения. Именно


Пространство логистической интеграции

Цели

Ресурсы

Субъекты


Бизнес-стратегия 2


Бизнес-стратегия 3


Стратегическая

логистика 1

Технологическая

логистика 1


Стратегическая

логистика 2

нологическ

гистика


Стратегическая

логистика 3

хнологическ

огистика


Поставщик


Производитель


Дистрибьютор


Получатель


Рис. 85, Формирование пространства логастической интеграции


8.7. Обеспечение надежности цепей поставок



t I ра гегическии и технологическии уровни логистики ста-

ппиится предметом компромиссов в пространстве логисти-

ческой интеграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: