Ключевые факторы логистического менеджмента

Логистический менеджмент является одним из наибо-

лее капиталоемких видов функционального менеджмента,

в связи с чем собственники и топ-менеджеры корпорации

стремятся абсолютно точно представить себе, как протека-

ет собственно логистический процесс, как логистический

менеджмент влияет на конечные результаты деятельности

фирмы и как сказывается логистика фирмы на процесс це-

нообразования бренда фирмы. Внедрение логистики, про-

ектирование логистической системы, адекватной целям

и задачам логистического менеджмента должны рассма-

триваться как инвестиционный проект и иметь предвари-

тельную оценку ее фактической или ожидаемой эффектив-

ности.

Оптимизационная задача определения необходимой

и достаточной системы логистических показателей (ми-

нимум — чтобы удобно было работать, максимум — чтобы

отразить процесс логистического менеджмента с макси-

мальной полнотой) предполагает их обоснование и даль-

нейшее использование в логистических планах на необхо-

димых иерархических уровнях и в отчетных документах

корпорации.

Такую систему называют ключевыми показателями

результативности логистической деятельности (logistics


г

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА


Рост затрат

на перевозку


Достижение

эффективности

производства


Изменения

в стратегии

управления запасами


Создание

продуктовых линий

Цено-

-30Физическое

обра-

распреде-

зование

ление


Развитие

информационных

технологий

Обеспечение

Подбор

защитной

послепро-

упаковки

-30дажного


сервиса

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛИЧИЯ НА РЫНКЕ:

нужного продукта

в требуемом количстве

требуемого качества

Б нужном месте

в установленное время

для конкретного потребителя

с наименьшими затратами

Рис, 9.4. Характер и результат взаимодействия факторов микрологистической и макрологистической

окружающих сред

о ООО о
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
 

Поддержание качества обслуживания потребителей Управление закупками Транспор- тировка Управление запасами Управление про- изводственными процедурами  
 



Глава 9. Логистический менеджмент


key performance indicators — КРІ), под которыми понима-

ют необходимый и достаточный ряд сравнительно легко

применимых показателей результативности (производи-

тельности), позволяющих связать выполнение логисти-

ческого плана с основными функциями и результатами

управления товарным потоком и таким образом определить

потребность в корректирующих действиях [38].

В настоящее время сформировалась система показате-

лей, в общем плане оценивающих эффективность и резуль-

тативность логистического менеджмента, к которым обыч-

но относятся:

— потребительский сервис;

— полные логистические издержки;

— время исполнения заказа;

— производительность;

— возврат на инвестированный в логистику капитал.

Таким образом, ключевые факторы (показатели) логи-

стического менеджмента представляют основные измери-

тели эффективности использования ресурсов в компании

для сформированной логистической системы, в комплексе

оценивают результативность логистики и являются осно-

вой логистического планирования, учета и контроля. І

Потребительский (логистический) сервис можно опреде-

лить как процесс предоставления логистических услуг вну-

тренним и/или внешним потребителям.

Посредники, действующие в логистических каналах

и системах, являются в основном логистическими провай-

дерами, услуги которых неразрывно связаны с продуктом,

распределяемым, продвигаемым и реализуемым на раз-

личных участках логистической сети. К таким звеньям от-

носятся транспортные компании, экспедиторы, оптовые

и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные

брокеры, страховые компании и т.п.; при этом стоимость

логистических услуг может значительно превосходить за-

траты непосредственно на производство продукции.

Несмотря на важность потребительского (логистическо-

го) сервиса для реализации корпоративной стратегии, эф-

фективные, четко детерминированные способы оценки его

качества в силу ряда причин создать затруднительно. Это

объясняется особенностями характеристик сервиса в срав-

нении с характеристиками продуктов:

— сложность специфицирования видов сервиса его по-

ставщиками и адекватной оценки покупателями;


9.6. Ключевые факторы логистического менеджмента 539

— непосредственное участие (в ряде случаев) покупате-

.ля в процессе производства услуг;

— одновременность производства и потребления услуги;

— неспособность для покупателя стать собственником

приобретаемой услуги;

— невозможность тестирования услуги покупателем

до ее покупки.

Важно учитывать тот факт, что качество сервиса в ло-

гистике проявляется в тот момент, когда встречаются по-

ставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса

при анализе и проектировании логистических систем долж-

но основываться на критериях, используемых покупателя-

ми логистических услуг для этих целей. Когда покупатель

оценивает качество логистического сервиса, он сравнива-

ет некоторые фактические значения параметров измерения

качества с ожидаемыми им величинами этих параметров,

и если эти ожидания совпадают, то качество признается

удовлетворительным.

Возможны следующие ситуативные причины возникно-

вения неудовлетворенности покупателей в качестве потре-

бительского сервиса в логистических системах:

1) расхождения между ожиданиями качества потребитель-

ского сервиса у потребителя и восприятием этих ожиданий

топ-менеджментом департамента логистики корпорации;

2) расхождение между восприятием ожиданий потреби-

телей сервиса и спецификациями качества сервиса логи-

стической системы;

3) расхождение между спецификациями качества серви-

са логистической системы и качеством оказанных логисти-

ческих услуг;

4) расхождение между оказанными услугами потреби-

тельского сервиса и внешними сообщениями потребителю

об оказании сервисных услуг;

5) расхождение между ожиданиями покупателей и по-

лученным потребительским сервисом.

Наиболее важные параметры измерения качества потре-

бительского сервиса:

— осязаемость (физическая среда, в которой представ-

лены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид пер-

сонала и т.п.);

— надежность (исполнение «точно в срок», надежность

информационных и финансовых процедур, сопровождаю-

щих процесс потребительского сервиса);



Глава 9. Логистический менеджмент


— ответственность (гарантии выполнения специфика-

ций услуг потребительского сервиса);

— законченность (наличие требуемых навыков, компе-

тентности, знаний);

— доступность (простота установления контактов с по-

ставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказа-

ния услуг потребительского сервиса);

— безопасность (отсутствие опасности, риска, сохран-

ность груза при транспортировке);

— бизнес-этикет (поведение поставщика сервиса, кор-

ректность персонала; коммуникабельность взаимопонима-

ние с покупателем).

Полные логистические издержки — суммарные затраты,

связанные с комплексом функционального логистического

менеджмента и логистическим администрированием в ло-

гистических системах.

В составе общих логистических издержек можно выде-

лить следующие основные группы затрат:

— затраты на выполнение логистических функций

и операций (операционные, трансакционные, эксплуатаци-

онные логистические издержки);

— ущербы от логистических рисков; у

— затраты на логистическое администрирование. �

Общепринятыми в мировом бизнесе являются выделе-

ние и учет затрат на транспортировку, складирование, гру-

зопереработку, управление запасами, управление заказами,

информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или

управления в логистических системах в составе полных ло-

гистических издержек учитываются потери прибыли от за-

мораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а так-

же ущерб от логистических рисков или низкого качества

логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается

как возможное уменьшение объема продаж, сокращение

доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Время исполнения заказа — измеряется продолжитель-

ностью полного логистического цикла (цикла выполнения

заказа). Использование этого показателя становится пре-

валирующим, если фактор времени выступает лимитирую-

щим фактором повышения конкурентоспособности в кор-

поративной стратегии корпорации. Этот вопрос был более

подробно рассмотрен при описании составляющих полного

логистического цикла товара (параграф 5.1).


9.6. Ключевые факторы логистического менеджмента



Производительность определяется объемами логистиче-

ских работ (услуг), выполненными техническими средства-

ми, технологическим оборудованием и/или персоналом

в логистической системе в единицу времени. Этот показа-

тель может также измеряться удельными расходами ресур-

сов в логистической системе.

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистиче-

ские службы, составляются специальные отчеты о их про-

изводительности, в которых отражается достаточно боль-

шое число показателей:

— число обработанных заказов в единицу времени;

— грузовые отправки на единицу складских мощностей

и грузовместимости транспортных средств;

— отношение типа «вход-выход» для отражения дина-

мики выпуска продукции и документооборота;

— отношение операционных логистических издержек

на единицу инвестированного капитала;

— отношение логистических издержек на единицу про-

изводимой продукции;

— логистические издержки в дистрибьюции на единицу

объема продаж;

— общие логистические издержки по отношению к объ-

ему продаж;

— функциональные составляющие логистических из-

держек по отношению к общим логистическим издержкам;

— логистические ресурсы бюджета на текущий момент

по отношению к прогнозируемым издержкам.

Если производительность измеряется объемом работы

персонала или техники в единицу времени (или на удель-

ные параметры технологического оборудования, транс-

портных средств, или на единицу площади, объема и т.п.),

то результативность характеризуется в основном удельны-

ми расходами ресурсов в логистической системе. Принятый

в зарубежной практике показатель «логистическая резуль-

тативность» по смыслу больше соответствует принятому

в нашей экономике показателю «ресурсоотдача», характе-

ризует удельный расход финансовых, материальных, энер-

гетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным

или другим плановым показателям.

Возврат на инвестированный в логистику капитал име-

ет комплексный характер и характеризует эффективность

капиталовложений в подсистемы логистической системы,

к которым относят:



Глава 9. Логистический менеджмент


— складское хозяйство (склады разного вида и назначе-

ния, грузовые терминалы и терминальные комплексы);

— транспортные подразделения различных видов транс-

порта;

— транспортные коммуникации (автомобильные и же-

лезные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);

— ремонтные и вспомогательные подразделения, обслу-

живающие транспортно-складское хозяйство;

— телекоммуникационную систему;

— корпоративную информационную систему.

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логи-

стической системы определяется в соответствии с действу-

ющими нормативно-методическими документами оценки

эффективности капиталовложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: