Логистический менеджмент является одним из наибо-
лее капиталоемких видов функционального менеджмента,
в связи с чем собственники и топ-менеджеры корпорации
стремятся абсолютно точно представить себе, как протека-
ет собственно логистический процесс, как логистический
менеджмент влияет на конечные результаты деятельности
фирмы и как сказывается логистика фирмы на процесс це-
нообразования бренда фирмы. Внедрение логистики, про-
ектирование логистической системы, адекватной целям
и задачам логистического менеджмента должны рассма-
триваться как инвестиционный проект и иметь предвари-
тельную оценку ее фактической или ожидаемой эффектив-
ности.
Оптимизационная задача определения необходимой
и достаточной системы логистических показателей (ми-
нимум — чтобы удобно было работать, максимум — чтобы
отразить процесс логистического менеджмента с макси-
мальной полнотой) предполагает их обоснование и даль-
нейшее использование в логистических планах на необхо-
|
|
димых иерархических уровнях и в отчетных документах
корпорации.
Такую систему называют ключевыми показателями
результативности логистической деятельности (logistics
г
ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
Рост затрат
на перевозку
Достижение
эффективности
производства
Изменения
в стратегии
управления запасами
Создание
продуктовых линий
Цено-
-30Физическое
обра-
распреде-
зование
ление
Развитие
информационных
технологий
Обеспечение
Подбор
защитной
послепро-
упаковки
-30дажного
сервиса
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛИЧИЯ НА РЫНКЕ:
нужного продукта
в требуемом количстве
требуемого качества
Б нужном месте
в установленное время
для конкретного потребителя
с наименьшими затратами
Рис, 9.4. Характер и результат взаимодействия факторов микрологистической и макрологистической
окружающих сред
|
|
Глава 9. Логистический менеджмент
key performance indicators — КРІ), под которыми понима-
ют необходимый и достаточный ряд сравнительно легко
применимых показателей результативности (производи-
тельности), позволяющих связать выполнение логисти-
ческого плана с основными функциями и результатами
управления товарным потоком и таким образом определить
потребность в корректирующих действиях [38].
|
|
В настоящее время сформировалась система показате-
лей, в общем плане оценивающих эффективность и резуль-
тативность логистического менеджмента, к которым обыч-
но относятся:
— потребительский сервис;
— полные логистические издержки;
— время исполнения заказа;
— производительность;
— возврат на инвестированный в логистику капитал.
Таким образом, ключевые факторы (показатели) логи-
стического менеджмента представляют основные измери-
тели эффективности использования ресурсов в компании
для сформированной логистической системы, в комплексе
оценивают результативность логистики и являются осно-
вой логистического планирования, учета и контроля. І
Потребительский (логистический) сервис можно опреде-
лить как процесс предоставления логистических услуг вну-
тренним и/или внешним потребителям.
Посредники, действующие в логистических каналах
и системах, являются в основном логистическими провай-
дерами, услуги которых неразрывно связаны с продуктом,
распределяемым, продвигаемым и реализуемым на раз-
личных участках логистической сети. К таким звеньям от-
носятся транспортные компании, экспедиторы, оптовые
и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные
брокеры, страховые компании и т.п.; при этом стоимость
логистических услуг может значительно превосходить за-
траты непосредственно на производство продукции.
Несмотря на важность потребительского (логистическо-
го) сервиса для реализации корпоративной стратегии, эф-
фективные, четко детерминированные способы оценки его
качества в силу ряда причин создать затруднительно. Это
объясняется особенностями характеристик сервиса в срав-
нении с характеристиками продуктов:
— сложность специфицирования видов сервиса его по-
ставщиками и адекватной оценки покупателями;
9.6. Ключевые факторы логистического менеджмента 539
— непосредственное участие (в ряде случаев) покупате-
.ля в процессе производства услуг;
— одновременность производства и потребления услуги;
— неспособность для покупателя стать собственником
приобретаемой услуги;
— невозможность тестирования услуги покупателем
до ее покупки.
Важно учитывать тот факт, что качество сервиса в ло-
гистике проявляется в тот момент, когда встречаются по-
ставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса
при анализе и проектировании логистических систем долж-
но основываться на критериях, используемых покупателя-
ми логистических услуг для этих целей. Когда покупатель
оценивает качество логистического сервиса, он сравнива-
ет некоторые фактические значения параметров измерения
качества с ожидаемыми им величинами этих параметров,
и если эти ожидания совпадают, то качество признается
удовлетворительным.
Возможны следующие ситуативные причины возникно-
вения неудовлетворенности покупателей в качестве потре-
бительского сервиса в логистических системах:
1) расхождения между ожиданиями качества потребитель-
ского сервиса у потребителя и восприятием этих ожиданий
топ-менеджментом департамента логистики корпорации;
2) расхождение между восприятием ожиданий потреби-
телей сервиса и спецификациями качества сервиса логи-
стической системы;
3) расхождение между спецификациями качества серви-
са логистической системы и качеством оказанных логисти-
ческих услуг;
4) расхождение между оказанными услугами потреби-
тельского сервиса и внешними сообщениями потребителю
об оказании сервисных услуг;
5) расхождение между ожиданиями покупателей и по-
лученным потребительским сервисом.
Наиболее важные параметры измерения качества потре-
бительского сервиса:
— осязаемость (физическая среда, в которой представ-
|
|
лены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид пер-
сонала и т.п.);
— надежность (исполнение «точно в срок», надежность
информационных и финансовых процедур, сопровождаю-
щих процесс потребительского сервиса);
Глава 9. Логистический менеджмент
— ответственность (гарантии выполнения специфика-
ций услуг потребительского сервиса);
— законченность (наличие требуемых навыков, компе-
тентности, знаний);
— доступность (простота установления контактов с по-
ставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказа-
ния услуг потребительского сервиса);
— безопасность (отсутствие опасности, риска, сохран-
ность груза при транспортировке);
— бизнес-этикет (поведение поставщика сервиса, кор-
ректность персонала; коммуникабельность взаимопонима-
ние с покупателем).
Полные логистические издержки — суммарные затраты,
связанные с комплексом функционального логистического
менеджмента и логистическим администрированием в ло-
гистических системах.
В составе общих логистических издержек можно выде-
лить следующие основные группы затрат:
— затраты на выполнение логистических функций
и операций (операционные, трансакционные, эксплуатаци-
онные логистические издержки);
— ущербы от логистических рисков; у
— затраты на логистическое администрирование. �
Общепринятыми в мировом бизнесе являются выделе-
ние и учет затрат на транспортировку, складирование, гру-
зопереработку, управление запасами, управление заказами,
информационно-компьютерную поддержку и т.п.
Часто для решения задач оптимизации структуры или
управления в логистических системах в составе полных ло-
гистических издержек учитываются потери прибыли от за-
мораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а так-
же ущерб от логистических рисков или низкого качества
логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается
как возможное уменьшение объема продаж, сокращение
доли рынка, потеря прибыли и т.п.
Время исполнения заказа — измеряется продолжитель-
|
|
ностью полного логистического цикла (цикла выполнения
заказа). Использование этого показателя становится пре-
валирующим, если фактор времени выступает лимитирую-
щим фактором повышения конкурентоспособности в кор-
поративной стратегии корпорации. Этот вопрос был более
подробно рассмотрен при описании составляющих полного
логистического цикла товара (параграф 5.1).
9.6. Ключевые факторы логистического менеджмента
Производительность определяется объемами логистиче-
ских работ (услуг), выполненными техническими средства-
ми, технологическим оборудованием и/или персоналом
в логистической системе в единицу времени. Этот показа-
тель может также измеряться удельными расходами ресур-
сов в логистической системе.
В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистиче-
ские службы, составляются специальные отчеты о их про-
изводительности, в которых отражается достаточно боль-
шое число показателей:
— число обработанных заказов в единицу времени;
— грузовые отправки на единицу складских мощностей
и грузовместимости транспортных средств;
— отношение типа «вход-выход» для отражения дина-
мики выпуска продукции и документооборота;
— отношение операционных логистических издержек
на единицу инвестированного капитала;
— отношение логистических издержек на единицу про-
изводимой продукции;
— логистические издержки в дистрибьюции на единицу
объема продаж;
— общие логистические издержки по отношению к объ-
ему продаж;
— функциональные составляющие логистических из-
держек по отношению к общим логистическим издержкам;
— логистические ресурсы бюджета на текущий момент
по отношению к прогнозируемым издержкам.
Если производительность измеряется объемом работы
персонала или техники в единицу времени (или на удель-
ные параметры технологического оборудования, транс-
портных средств, или на единицу площади, объема и т.п.),
то результативность характеризуется в основном удельны-
ми расходами ресурсов в логистической системе. Принятый
в зарубежной практике показатель «логистическая резуль-
тативность» по смыслу больше соответствует принятому
в нашей экономике показателю «ресурсоотдача», характе-
ризует удельный расход финансовых, материальных, энер-
гетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным
или другим плановым показателям.
Возврат на инвестированный в логистику капитал име-
ет комплексный характер и характеризует эффективность
капиталовложений в подсистемы логистической системы,
к которым относят:
Глава 9. Логистический менеджмент
— складское хозяйство (склады разного вида и назначе-
ния, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
— транспортные подразделения различных видов транс-
порта;
— транспортные коммуникации (автомобильные и же-
лезные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
— ремонтные и вспомогательные подразделения, обслу-
живающие транспортно-складское хозяйство;
— телекоммуникационную систему;
— корпоративную информационную систему.
Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логи-
стической системы определяется в соответствии с действу-
ющими нормативно-методическими документами оценки
эффективности капиталовложений.