Микро- и макрологистическая окружающая среда

Логистическая система, как и каждая материальная си-

стема, существует в конкретной окружающей среде, кото-

рую составляет все, что находится вне рассматриваемой

системы. К окружающей среде относятся внешние по отно-

шению к ней объекты, которые участвуют в формировании

ее интегративных свойств опосредованно, через отдельные

компоненты своих систем или системы в целом.

Из окружающей среды каждая система постоянно по-

лучает вещество, энергию, информацию для обеспечения

своей жизнедеятельности, роста, развития и совершен-

ствования. Материальная система не может существовать

вне окружающей среды, не может оставаться индифферент-

ной к воздействию со стороны окружающей среды. Если

окружающая среда благоприятна, система может успешно

развиваться, под действием отрицательно действующих

факторов внешней среды система может разрушиться.

Окружающую среду можно определить как объективікый

материальный мир, существующий вне данной системы

во всем многообразии своих проявлений, непосредственно

и опосредованно влияющих друг на друга.

Окружающую среду логистических систем будем на-

зывать макрологистической окружающей средой. Наряду

с внешней существует и внутренняя среда системы, которая

состоит из вышестоящих уровней подсистем и элементов

системы и процессов взаимодействия между ними, а также

взаимодействия с окружающей средой. Внутреннюю среду

логистической системы будем называть микрологистиче-

ской средой.

Существует диалектическая связь (единство и борьба)

внешней и внутренней сред. Окружающая среда создает си-

стемы, а каждая система формирует свою внутреннюю сре-

ду, которая может развиваться только в единстве с внешней

средой.

Внутренняя среда хозяйственных (логистических в том

числе) систем — понятие относительное, в значительной

мере зависящее от принятой системы управления. Все за-

висит от точки зрения на систему относительно среды, т.е.

одна и та же среда может быть как внешней, так и внутрен-

ней. Внешние хозяйственные связи бизнес-системы стано-

вятся внутренними связями той системы (региональной


9�. Факторы, воздействующие на логистику.



или национальной экономики), в которую входит данный

объект.

Выявить, что представляют собой внешняя.и внутренняя

среды логистической системы, весьма сложно, поскольку

она сама является по сути совокупностью ряда естествен-

ных (люди, природа, материалы) и искусственных (здания,

сооружения, машины, механизмы) подсистем с присущими

каждой из них экологической, природной, социальной, эко-

номической и другими средами.

Взаимодействие определяет основное содержание лю-

бой среды, нацеливает на выполнение конкретной работы,

действия. Состав среды обусловлен видом взаимодействия

элементов системы между собой и системы с окружающей

средой.

Виды взаимодействия зависят от цели, к которой стре-

мится система. Такими целями в логистической системе

могут быть создание четкой организационной структуры

и собственно организация процесса управления матери-

альным и сопутствующими ему потоками; достижение

высокого качества поставки; осуществление эффективных

логистических функций и операций; рациональное управ-

ление всеми перечисленными выше взаимодействующими

процессами.

В соответствии с поставленными целями в процессе

взаимодействия внутренних функциональных подсистем

логистических систем и логистических систем между собой

формируются и соответствующие среды.

Микрологистическая окружающая среда (micro logistics

environment) — это различные виды взаимодействий между

руководителями и специалистами, работающими в подраз-

делениях логистической системы, направленные на созда-

ние ее рациональной организации. Эта среда предполагает

создание рациональной структуры подбора и расстановки

кадров, ориентированных на систематическое развитие

и совершенствование логистических систем; организацию

основного и вспомогательных логистических процессов; эф-

фективное использование транспортно-складских мощно-

стей; сокращение длительности цикла выполнения заказа;

логистическую координацию взаимоотношений с постав-

щиками, потребителями и логистическими посредниками;

рациональное решение экологических проблем.

Микрологистическая окружающая среда является со-

ставной частью макрологистической окружающей среды



Глава 9. Логистический менеджмент


(macro logistics environment) — экономическая, политиче-

ская, социально-культурная, в условиях которой функци-

онирует конкретная логистическая система и которая ха-

рактеризует совокупность условий организации процесса

товародвижения.

Микрологистическая окружающая среда включает раз-

личные виды взаимодействия (трансакций) между руково-

дителями, менеджерами и функционерами самой логисти-

ческой системы, также взаимодействие со специалистами

других функциональных подразделений, направленные

на реализацию иерархии всех поставленных задач. Данная

среда стимулирует постоянный поиск оптимальных вариан-

тов организации логистических процессов, использование

инновационных технологий, рациональное использование

ресурсного потенциала фирмы, реализацию оптимальных

форм логистического менеджмента.

Технологическая составляющая микрологистической

среды представляет собой различные виды взаимодей-

ствий между материалами, незавершенным производством

и готовой продукцией с машинами и механизмами, меж;�у

машинами и механизмами различных этапов логистическо-

го процесса, направленные на улучшение работы техники

и совершенствование качества логистического обслужива-

ния потребителей. В разных отраслевых производственных

структурах существует своя специфичная, характерная

именно для данной отрасли технологическая среда.

Технологическая составляющая макрологистической

окружающей среды — это различные виды взаимодействий,

связанные с развитием техники и технологии, с насыщени-

ем общества техническими системами, ростом влияния ма-

шин, механизмов и другой техники на окружающую среду.

В этой сфере происходит развитие инновационных техноло-

гий, создание более производительных машин, механизмов,

оборудования, транспортных средств, а также технических

систем, предназначенных для обеспечения экономической

безопасности страны.

Экономическая составляющая микрологистической сре-

ды — это совокупность экономических отношений, имею-

щих отношение к самой логистической системе и определя-

ющих возможности логистической системы осуществлять

процессы снабжения, поддержки производства, распреде-

ления, а фирмы в целом — эффективно функционировать

на рынке.


9.5. Факторы, воздействующие на логистику.



Экономическая составляющая макрологистической сре-

ды является важным элементом экономической среды наци-

ональной экономики и тесно связана с ней. Экономическая

составляющая макрологистической среды — это различные

виды взаимодействия (трансакций) между логистически-

ми системами в процессе производственно-хозяйственной

деятельности фирм и предприятий, распределения, обмена

и потребления готовой продукции. В этой среде создается

логистический потенциал национальной экономики, повы-

шаются возможности эффективных международных эко-

номических отношений в условиях глобализации мировой

экономики.

Значение любой материальной системы состоит не в са-

мом факте ее существования как материального объекта,

а в ее взаимодействии с окружающей средой. Появление,

развитие, совершенствование систем, их разрушение — все

это связано с характером их отношений с другими систе-

мами, окружающей средой. Взаимодействие определяет су-

ществование, структурную организацию и свойства всякой

материальной системы. Взаимодействия внутри логистиче-

ских систем, а также самих систем с окружающей средой

сложны, многовариантны и носят строго целенаправлен-

ный характер.

Множество логистических систем, а также микро- и ма-

крологистических окружающих сред существует только

в постоянном взаимодействии между собой. Чем более

сложной является логистическая система или среда, тем

более разнообразны и дифференцированы их взаимосвязи

и свойства. От характера этих взаимодействий зависят сте-

пень, уровень организации логистической системы, ее каче-

ство, надежность, устойчивость, способность к развитию.

Для каждой системы характерны свои виды вещества,

энергии и информации, определенные их объемы, которые

можно назвать воздействующим фактором, преобразую-

щим систему. Именно воздействующий фактор, обладаю-

щий необходимым и достаточным количеством вещества,

энергии и информации, способен приводить в движение,

видоизменять, способствовать развитию и совершенство-

ванию системы.

Представим логистическую систему как результат взаи-

модействия факторов микро- и макрологистической сред.

Логистическая система испытывает воздействие следую-

щих факторов:



Глава 9. Логистический менеджмент


X. — факторы макрологистической окружающей среды,

положительно воздействующие на логистическую систему;

х'. — факторы макрологистической окружающей среды,

отрицательно воздействующие на логистическую систему;

у. — факторы микрологистической окружающей среды,

позволяющие логистической системе оказывать влияние

на окружающую среду;

у'- — факторы микрологистической окружающей среды,

не позволяющие логистической системе оказывать влияние

на окружающую среду;

2. — энергия, которая затрачивается логистической си-

стемой на противодействие внешним факторам;

г'. — факторы, разрушающие логистическую систему из-

нутри.

В этом случае условие устойчивого развития логистиче-

ской системы будет следующее:

Е (д:; + у\ + 2,. + г;) < S + у).

Логистическая система способна к устойчивому рі�ви-

тию в том случае, если сумма положительно воздействую-

щих факторов микрологистической и макрологистической

окружающих сред больше суммы отрицательно воздейству-

ющих факторов микрологистической и макрологистической

окружающих сред, факторов, разрушающих логистическую

систему изнутри и затрат энергии, которую необходимо за-

тратить логистической системе на противодействие внеш-

ним факторам.

Итак, логистика стремится к регулированию всего про-

цесса изготовления продукции и оказания услуг от достав-

щика ресурсов до потребителя конечной продукции. Сле-

дует заметить, что рыночная экономика в целом и сфера

распределения и обращения в особенности чрезвычайно

чувствительны к инородным структурам, искусственно

привнесенным в экономическую систему. Логистика непро-

тиворечиво вписалась в современную рыночную экономи-

ку, т.е. она оказалась востребована всем ходом развития

экономики.

Сколь велика доля материально-технического обеспе-

чения и транспортировки в затратах времени на доставку

товаров от первичного поставщика до конечного потре-

бителя, доказывают данные, согласно которым лишь 2%

суммарного времени всего цикла приходится собствен-


9.5. Факторы, воздействующие на логистику-



МО на производство, 5% — на транспортировку, 8% — это

подготовительно-заключительное время и 85% — время

пролеживания материалов и изделий. В западных странах

и Японии доля расходов на материально-техническое обе-

спечение и транспортировку составляет до 20% валового

национального продукта, или 30—40% стоимости конеч-

ного продукта. Почти половина этих расходов приходит-

ся на хранение и содержание запасов материальных ре-

сурсов.

Основной экономический эффект логистики достига-

ется за счет сокращения объемов запасов материальных

ресурсов и времени доставки товаров. В отличие от преж-

них методов изолированного управления грузовыми пере-

возками и складским хозяйством главным преимуществом

комплексного управления является оптимизация суммар-

ных затрат по продвижению и хранению ресурсов. По экс-

пертным оценкам, применение методов логистики позволя-

ет снизить уровень запасов на 30—50% и сократить время

движения продукции на 25—45%.

Макроэкономический аспект логистики заключается

в повышении эффективности общественного производства

за счет сокращения затрат в сфере обращения, прежде все-

го материально-технического обеспечения и транспорта,

с которыми связано, как мы уже указывали, до 98% вре-

мени и до 40% ресурсов, возникающих в процессе воспро-

изводства. Практически поиск путей сокращения затрат

осуществляется по следующим направлениям:

— совершенствование управления сферой обеспечения,

хранения и сбыта продукции;

— оптимизация хозяйственных связей путем улучше-

ния маркетинговой деятельности и взаимодействия постав-

щиков, потребителей и посреднических структур;

— положительные изменения технологии движения ма-

териальных потоков,

Сфера обращения представляет собой большую динами-

ческую систему и в соответствии с этим может быть охарак-

теризована следующими признаками:

— большое число показателей, определяющих процесс

функционирования системы и его результаты;

— целенаправленный характер функционирования;

— организация взаимодействия отдельных элементов

системы с учетом заданной иерархии для достижения по-

ставленных целей;



Глава 9. Логистический менеджмент


— принятие управленческих решении и управление

функционированием системы в условиях риска и неопреде-

ленности.

Логистика предполагает рассматривать систему обраще-

ния во всей ее сложности и многообразии. Исследование же

развития и функционирования больших систем требует

системного подхода. Иной подход здесь просто невозмо-

жен. Можно сказать, что логистический подход — это си-

стемный подход к исследованию социально-экономических

и человеко-машинных систем. Особенность его применения

состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта

и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, пре-

емственности и развитии, в переходе к качественно ново-

му состоянию. Сложные объекты при этом исследуются

как иерархически построенное единство открытых систем,

причем любые обоснованные решения должны учитывать

их влияние на смежные элементы и связи.

Логистический подход представляет собой совокупность

определенных приемов, способов в изучении объектов ло-

гистического менеджмента и в воздействии на них с цеЛью

достижения искомых результатов. Применение логистиче-

ского подхода к проектированию развития экономических

систем предполагает решение следующих задач:

— постановка целей развития и нахождение их опти-

мального сочетания;

— определение путей и средств достижения этих целей

через выявление связей и исследование взаимодействия

учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в ко-

личественной форме;

— взаимоувязка целей и средств их достижения с потреб-

ностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

С точки зрения интегрированной логистики логисти-

ческий подход представляет собой многокритериальную

оптимизацию бизнес-процесса: так, конструкторам следует

учитывать требования технологичности, транспортабельно-

сти, утилизуемости на стадии разработки новой продукции,

а разработку тары следует проводить с учетом особенностей

грузопереработки на различных видах транспорта. Главные

инструменты логистического подхода — анализ и синтез

исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить

наиболее существенные факторы, дает их характеристику,

количественную оценку взаимодействия друг с другом,

определяет влияние их на параметры исследуемой системы.


9�. Факторы, воздействующие на логистику.



С'интез обеспечивается в процессе разработки и функцио-

нирования формализованной модели исследуемых параме-

гров системы; эта модель объединяет факторы в динамике

развития рассматриваемой системы.

Логистический подход предполагает системность,

целостность, оптимизацию суммарных издержек, един-

ство проектирования и реализации проектов. Одним

словом, логистика позволяет комплексно, с системных

позиций охватить все этапы сферы обращения: снабже-

ние — производство — хранение — распределение — транс-

порт — спрос — потребление. Это способствует тому, что

материально-техническое обеспечение и транспортировка

становятся неотъемлемыми элементами производственного

процесса, что существенно меняет критерии оценки эффек-

тивности в вышеуказанной системе.

На микроуровне логистический подход вносит измене-

ния во многие представления об экономике фирмы и орга-

низации производственного процесса:

— задача полной зафузки мощностей заменяется зада-

чей минимизации сроков прохождения оборотных средств

через предприятие;

— изначально могут предусматриваться резервные мощ-

ности для быстрого реагирования на изменения рыночного

спроса (разумеется, это не означает наличие простаиваю-

щих мощностей. Под резервом понимаются возможности

кооперации, приобретения услуг по изготовлению продук-

ции или осуществлению определенных производственных

операций);

— односторонняя ориентация на снижение издержек

как метод конкуренции заменяется стремлением к наиболее

высокому уровню логистического обслуживания (предо-

ставления необходимого товара, установленного качества,

в заданном количестве, в условленное место, к ранее огово-

ренному сроку, при оптимальных издержках);

— замена материальных запасов информацией о воз-

можности их оперативного приобретения на приемлемых

условиях (традиционный агент по снабжению превращает-

ся в брокера по информации);

— отсутствие технологических ограничений снижения

размера партии изготовляемой продукции и определение

ее из условий объема поставок потребителям.

Очевидно, что использование всех преимуществ логи-

стического подхода возможно лишь в условиях развитого



Глава 9. Логистический менеджмент


рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь

тем, что дефицит (превышение спроса над предложением)

позволяет поставщику диктовать условия поставок. Про-

давец заинтересован в условиях, которые позволяют лично

ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг

потенциальных потребителей. Превышение же предложе-

ния над спросом дает потребителю возможность выбирать

поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут

только те поставщики, которые в состоянии выполнить все

требования потребителей. При этом логистика позволяет

экономически сильным фирмам перераспределить запасы

таким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные

с хранением материальных ресурсов, и не подвергаться ри-

ску оказаться без резервных запасов. Характер и результат

взаимодействия факторов микрологистической и макроло-

гистической окружающих сред представлен на рис. 9.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: