деятельность
9.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности,
Конкурентное преимущество все в большей степени опре-
жѵіяется тем, насколько эффективно фирма создает логисти-
ческую структуру, организующую и упорядочивающую вы-
шеупомянутую систему. Эти связи не только материализуют
тіутрифирменное соединение разных видов деятельности
фирмы, но и предопределяют взаимную зависимость и заин-
тересованность фирмы, предприятий-смежников и каналов
сбыта (хозяйственных связей). Фирма получает значитель-
пые преимущества, оптимизируя эти связи. Так, поставки,
основанные на принципе «точно в срок», существенно сни-
жают операционные расходы фирмы и значительно умень-
шают уровень материальных запасов.
Конкурентная борьба со времени становления развитых
рыночных отношений протекает постоянно, однако наибо-
лее отчетливо «смена вех», изменение ориентиров во внеш-
ней политике фирм ощущались в XX в. В ходе развития
производительных сил постоянно происходят глубокие
изменения в трех внешних сферах, взаимодействующих
с фирмой: в политической, главным элементом которой вы-
ступает государство; в социальной (общественные органи-
зации и общественное мнение) и экономической, в которой
фирма вступает в целый комплекс различных отношений
с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке
труда и товарном рынке.
Изменение внешней политики фирм, границы важней-
ших этапов их поведения в значительной степени совпада-
ют с крупнейшими экономическими кризисами (табл. 9.1).
До начала 1930-х гг. мировой рынок практически не был
насыщен товарами и любой качественной продукции был га-
рантирован сбыт, а потому снижение производственных из-
держек существенно повышало конкурентоспособность фир-
мы. На этом этапе решение потребителя приобрести ту или
иную продукцию мотивировалось ее легко доступностью и
выгодностью по цене. Для поведения фирмы-производителя
были свойственны эффективное расширенное воспроизвод-
ство и создание широкой распределительной сети.
Главным же для фирм было снижение затрат на едини-
цу производимой продукции. При этом предполагалось, что
товары могут быть проданы и без особого учета требований
потребителей. В ряде случаев разнообразие модификаций
было сведено к минимуму. Возникший в это время кризис,
наиболее остро проявившийся в США и получивший там
название Великая депрессия, был, собственно, кризисом
массового и повсеместного перепроизводства. 
Глава 9. Логистический менеджмент
Таблица 9.1
Основные этапы внешней политики фирмы
Следует заметить, что на следующем этапе, пришедшем-
ся на 1930-е гг., время массового производства не закончи-
лось, оно вступило в свою завершающую стадию сбытовой
ориентации.
Для этой стадии характерно сосредоточение усилий на
продаже товара посредством совершенствования методов
|
9.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности- 523
сбыта, интенсивной рекламы и других способов воздей-
ствия на потребителя. В условиях рыночного насыщения
потребитель проявлял известную пассивность, вследствие
чего производители сосредоточились на продаже, а стиму-
лирование сбыта приобрело агрессивный характер. В этой
ситуации начали складываться условия, когда поведение
потребителя, характер его запросов могли стать важными
факторами воздействия на производителя, т.е. появились
предпосылки системы, позже получившей название марке-
тинга, но этому помешала Вторая мировая война.
После периода восстановления хозяйства на некоторое
время (конец 1940-х — конец 1950-х гг.) возобладал некий
симбиоз производственной и сбытовой организаций (эту
концепцию мы обозначим как продуктовую). В этих усло-
виях потребитель отдавал предпочтение высококачествен-
ным товарам и был готов платить за них больше. Для под-
держания конкурентоспособности фирма-производитель
должна была заниматься постоянным совершенствованием
продукта с выделением управления качеством в самостоя-
тельную функцию производственного менеджмента. Даль-
нейшее развитие этой концепции без учета окружаюш:ей
среды могло бы привести к последствиям поистине ката-
строфическим: весьма вероятной была бы новая Великая
депрессия, при этом затоваривание производилось бы не
просто товаром, а товаром высокого качества. Предвари-
тельный учет запросов потребителей нашел свое воплоще-
ние в следующей концепции.
Новая рыночная концепция, основанная на явном при-
мате интересов потребителя, получила широкое распростра-
нение с начала 1960-х гг. В условиях явного превышения
предложения над спросом потребитель зачастую испытывал
затруднения при принятии решения о покупке и отдавал
предпочтение производителю, способному доказать полез-
ность своего продукта и обеспечить потребность покупателя.
Для фирм-производителей стали характерными ориентация
на целевые рынки, подстройка под покупателя всей своей
деятельности. В предыдущих концепциях сбыт посредством
лишь интенсификации коммерческих усилий грозил стать
«одноразовым» вследствие недостаточного учета интересов
и особенностей конкретного потребителя. Новая концепция
стала базироваться на комплексе маркетинговых исследова-
ний. Суть этой концепции выражалась формулой: произво-
дить то, что продается, а не продавать то, что производится. 
Глава 9. Логистический менеджмент
Преимущества маркетинга многочисленны; он делает
упор на анализ и удовлетворение потребностей; направ-
ляет ресурсы фирмы на изготовление товаров и оказание
услуг, которые потребителям необходимы; легко адаптиру-
ется к изменениям в их характеристиках и потребностях.
Согласно этой концепции продажа — средство общения
и изучения потребителей, и если они не удовлетворе-
ны, необходимо пересмотреть общую политику, а не менять
в какую-либо сторону процесс продажи. Маркетинг ищет
реальные различия во вкусах потребителей и разрабатыва-
ет предложения, направленные на их удовлетворение. Он
ориентирован на долгосрочную перспективу, и его цели от-
ражают общие задачи фирмы.
Следует заметить, что в рассмотренных этапах внеш-
ней политики фирмы действует принцип накопления
и взаимодополнения, а отнюдь не отрицания последую-
щей концепцией предшествующей. Так, рыночная кон-
цепция кроме «подстройки» под покупателя всей деятель-
ности фирмы не отрицает, а напротив, предусматривает
как необходимые компоненты широкую рекламную и сбы-
товую деятельность, постоянную работу по повышению
производительности труда и снижению издержек произ-
водства.
В начале 1970-х гг. возник ряд предпосылок появления
новой концепции обеспечения высокой конкурентоспособ-
ности фирмы.
Во-первых, инструментарий маркетинговых исследова-
ний в силу его абстрактной ориентации на рынок и обоб-
щенного потребителя и, как следствие, недостаточного
учета интересов конкретных потребителей уже не давал
требуемых преимуществ в конкурентной борьбе. Марке-
тинговую продуктовую ориентацию оказалось целесоо-
бразным дополнить объективной ориентацией на конкрет-
ного потребителя (это особо четко проявилось на оптовом
рынке средств производства), что стало предметом новой
науки и сферы предпринимательства, называемой ныне ло-
гистикой.
Во-вторых, энергосырьевой кризис начала 1970-х гг. вы-
двинул в качестве главного условия существования и про-
цветания фирмы ресурсный фактор, внедрение качественно
новой системы ресурсосберегающих технологий в сферах
как производства, так и обмена. Ресурсный аспект в рас-
ширенном смысле (материальных, финансовых, трудовых, 
94. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности. 525
информационных затрат) стал главным условием укрепле-
ния конкурентоспособности фирмы на рынке.
В-третьих, массовое внедрение достижений научно-
технического прогресса в производство привело к значи-
гсльному снижению доли затрат на непосредственное из-
готовление продукта в общей сумме издержек, в то время
как углубление специализации, расширение кооперации
иривели не только к относительному, но и зачастую к абсо-
лютному росту издержек обращения.
На данном этапе поведение потребителя претерпевает
изменения; он стремится сохранить достигнутый уровень
потребления и качества жизни без увеличения затрат ре-
сурсов. Фирма-производитель ориентируется уже на кон-
кретного потребителя, стремится удовлетворить его запро-
сы с наименьшими издержками в сфере как производства,
гак и обращения.
На рубеже XX—XXI вв. логистика переходит в сле-
дующую стадию своего развития. Наиболее эффективное
и производительное перемещение товарно-материальных
ресурсов возможно при реализации интеграционной функ-
ции логистики, отвечающей за все аспекты перемещения
ресурсов на всех стадиях воспроизводственного процесса.
При этом важным фактором взаимодействия хозяйствую-
щих субъектов в цепочке поставок, наряду с конкуренцией,
становится долгосрочное сотрудничество, в рамках которо-
го осуществляется взаимодействие и координация.
Для удовлетворительного решения подобной зада-
чи необходимо учитывать, что среда, окружающая фирму,
стала более динамичной, изменчивой. Это предъявляет
к фирме повышенные требования в отношении гибкости,
способности оперативно реагировать на большое число
внешних факторов. Так, принципы научной организации
производства и сбыта, ориентации на потребителя при-
шлось дополнить рядом других условий: учетом экологи-
ческих последствий деятельности фирмы, характером ее
хозяйственных связей с другими фирмами, особенностями
отношений с государством, социальной ответственностью
фирмы. Претерпел изменения и маркетинг, превратившись
из рыночного, ограниченного только направленностью
на покупателя, в социально-этический, ориентирующий
фирму на учет всех внешних условий ее деятельности (при
сохранении ведущей роли потребителя). Таким образом,
наряду с другими сферами науки и предпринимательства 
Глава 9. Логистический менеджмент
оказалась востребованной на новом уровне развития ры-
ночной экономики и логистика.
По мнению западных экономистов, внедрение логистики
в систему управления фирмы проходит в три этапа.
1. Фирмы централизуют транспортировку, внутри-
и межфирменные перевозки, управление готовой продук-
цией, планирование и контроль логистики.
2. Фирмы начинают централизованно обслуживать по-
требителей, обрабатывать заказы, вести обратную транс-
портировку.
3. Ко всему перечисленному добавляется прогнозирова-
ние сбыта, планирование производства, проведение между-
народной логистики.
Концепция логистики находит все более широкое ис-
пользование. Она рассматривается лицами, принимающими
решения в фирмах, как эффективный мотивированный под-
ход к управлению с целью снизить издержки производства.
Эта концепция ложится в основу экономической стратегии
фирм: процесс логистики используется как орудие в конку-
рентной борьбе и рассматривается как управленческая Ло-
гика для реализации планирования, размещения и контро-
ля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход
позволяет обеспечить тесную координацию логистического
обеспечения и производственной стратегии. Если эта коор-
динация достигается, то результатом ее будут:
— нужный ассортимент запасов в необходимом месте
в необходимое время;
— согласованность в передвижениях внешнего и вну-
треннего транспорта, гарантирующая своевременную до-
ставку в соответствии с экономическими требованиями;
— синхронность работ складского хозяйства, упаковки
и транспорта, что позволяет минимизировать расход сырья,
снизить запасы в производстве и готовой продукции;
— синхронизация заказов и транспорта.
В последнее время наблюдается четкая тенденция
к группировке и централизации управления всей системой
логистики. Такой подход дает механизм внутрифункцио-
нальной кооперации в организационной структуре, благо-
даря чему снимаются многие конфликты. Форма группи-
ровки и степень централизации зависят от ассортимента
продукции и рыночной среды.
Так, фирмы, имеющие рыночную ориентацию, но реа-
лизующие развернутую номенклатуру продукции по одним 
9.4. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности..
к тем же каналам распределения, стремятся сгруппировать
нес виды деятельности по обслуживанию рынка и центра-
лизовать их.
Другие фирмы, сбывающие определенную номенкла-
туру продукции на отдельных рынках, не стремятся цен-
I рализовать управление системой распределения. У них
появляется тенденция к включению элементов системы
.Догистики в общую структуру управления продуктовыми
подразделениями. Следует указать следующие функции
контроля и ответственности, возложенные на управляю-
щего логистикой предпринимательской фирмы: производ-
ственное планирование и управление запасами; организа-
ция работы транспорта и перевозок; складское хозяйство;
обеспечение продаж и выполнение заказов; складские
операции на региональных складах; исследования в об-
ласти логистики; совершенствование системы логистики;
процесс снабжения; формирование и осуществление хо-
зяйственных связей; управление поступающей информа-
цией.
В последнее время в деловых отношениях фирм стал ис-
пользоваться термин «легко выполняемый бизнес». Это —
определение качества логистики, которое означает, что
заказ получают без усилий, с применением электронной си-
стемы обмена информацией, запасы позволяют отгружать
товар в соответствии с требованиями потребителей точно
в запланированный срок, а при отсутствии необходимого
количества ресурсов разработаны альтернативные вари-
анты снабжения. Это качество поддерживают с помощью
стратегии рассчитанного распределения. Суть ее заключа-
ется в проникновении на новые рынки, создании специфи-
ческой рыночной ниши, предоставлении потребителю ряда
уникальных услуг.
Современная производственно-коммерческая фирма для
повышения своей конкурентоспособности заинтересована
во всестороннем сотрудничестве со своими поставщиками
и потребителями продукции. Сложность ситуации заклю-
чается в том, что их интересы далеко не всегда совпадают
с интересами коммерческой фирмы. Так, главные интересы
поставщиков заключаются в дальнейшем продолжении по-
ставок, своевременном получении платежей, а также в вы-
сокопрофессиональном уровне хозяйственных связей и де-
ловых отношений при заключении контрактов, закупках,
доставке товаров и оказании услуг. 
Глава 9. Логистический менеджмент
9.5. Факторы, воздействующие на логистику:






