В зависимости от степени значимости для организации
все решения, касающиеся ее деятельности, делятся на три
типа:
— стратегические, задающие наиболее важные направле-
ние деятельности организации, которые оказывают долго-
срочное влияние, требуют больших ресурсов;
10.3. Схема разработки логистической стратегии
— тактические, направленные на реализацию стратегии
в среднесрочном плане, которые прорабатываются на более
детальном уровне, но требуют меньших ресурсов;
— операционные, относящиеся ко всем видам деятельно-
сти на ближайшее время, они наиболее проработаны и тре-
буют для своего выполнения достаточно ограниченных ре-
сурсов.
Среди стратегических решений выделяют несколько
иерархически упорядоченных типов.
Миссия — решение, в котором указываются обшіие цели
организации в целом.
Корпоративная стратегия — решение, которое показыва-
ет как организация, осуществляющая диверсифицирован-
ную деятельность, планирует реализовать свою миссию.
Бизнес-стратегия — решение, которое раскрывает, как
каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной дея-
тельности организации будет вносить свой вклад в корпо-
ративную стратегию.
Функциональные стратегии — решения, которые опи-
сывают стратегическую направленность каждой функции,
реализуемой в организации.
Стратегия (др.-греч. атратг|уіа — «искусство полко-
водца») — общий, недетализированный план какой-либо
деятельности, охватывающий длительный период време-
ни, способ достижения сложной цели, обобщающая модель
действий, необходимых для достижения поставленных це-
лей путем координации и распределения ресурсов.
Исходя из определения функциональной стратегии, ло-
гистическая стратегия — это решение, которое описывает
стратегическую направленность логистики, реализуемой
в организации.
Логистическая стратегия чаще всего относится к области
практической деятельности и в ней проявляется. Напри-
мер, стратегия как способ действий может оказаться полез-
ной, когда для очевидного способа достижения желаемой
цели недостаточно наличных ресурсов. Часто задачей логи-
стической стратегии является эффективное использование
наличных материальных, информационных, финансовых,
энергетических, временных, человеческих и правовых ре-
сурсов для достижения основной цели. Стратегия достигает
основной цели через решение промежуточных тактических
задач. Тактика является инструментом реализации страте-
гии и подчинена основной цели стратегии.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
Существуют различные взгляды то, какие существуют
логистические стратегии. Так, Д. Дж. Бауэрсокс [7] выде-
лил четыре вида основных логистических стратегий:
— стратегия, основанная на достижении максимального
преимущества;
— стратегия, основанная на достижении краткосрочной
максимизации прибыли;
— стратегия, основанная на достижении минимальных
общих издержек;
— стратегия, основанная на достижении максимального
уровня обслуживания потребителей.
Схема реализации каждой из этих стратегий удержи-
вает в поле зрения своего создателя два основных компо-
нента: издержки и качество обслуживания. Для принятия
решения об окончательном выборе той или иной стратегии
сравнивают издержки той или иной логистической систе-
мы с уровнем обслуживания потребителей, на который она
рассчитана.
В ряде случаев к наиболее общим логистическим стра-
тегиям относят так называемую «тощую» стратегию, дина-
мичную стратегию и стратегию, основанную на стратегиче-
ских союзах.
«Тощая» стратегия, подобно уже упомянутой стратегии,
основанной на достижении минимальных общих издержек,
базируется на принципе управления затратами. Ее цель —
выполнять каждую операцию, используя меньше каждого
вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования,
времени и т.д. Для этого в рамках ее реализации стремят-
ся отыскать способы устранения непроизводительных рас-
ходов ресурсов.
Первые попытки ее осуществления в производственной
сфере были произведены по инициативе фирмы «Тойота».
Полученные высокие результаты повлекли за собой воз-
никновение идеи «тощего» предприятия.
Типичной схемой реализации «тощей» стратегии явля-
ется: подробный анализ текущих операций и последующий
отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение
остановок, упрощение перемещений; использование более
совершенной технологии для повышения эффективности;
размещение мощностей ближе к потребителям с целью со-
кратить транспортные расходы; поиск возможностей по-
лучить экономию на масштабах; устранение из цепи поста-
вок ненужных звеньев.
10.3. Схема разработки логистической стратегии
Как правило «тощая» логистическая стратегия на прак-
гике плохо реализуется в динамичных или неопределенных
условиях. В этих случаях можно воспользоваться более
гибкой стратегией, основанной на динамичности.
Динамичная стратегия подобно уже упомянутой страте-
гии, основанной на достижении максимального уровня обслу-
живания потребителей, базируется на обеспечении высокого
качества обслуживания потребителей и также на оперативном
реагировании на появление новых или изменение прежних
условий. Схема разработки данной концепции предусматри-
вает первоочередной учет двух характеристик динамичности:
— скорости реакции на изменение внешних условий;
— гибкости деятельности, т.е. способности корректиро-
вать логистические характеристики с учетом запросов от-
дельных потребителей.
Стратегия, основанная на стратегических союзах, бази-
руется на формировании союзов с поставщиками и заказ-
чиками, которые создаются для того, чтобы добиться уве-
личения эффективности цепи поставок за счет того, что все
члены союза работают совместно и сообща получают вы-
годы от долгосрочной кооперации.
Известны и другие логистические стратегии, в которых
внимание управленцев фокусируется на определенных
аспектах деятельности предприятия, например:
— логистическая стратегия, основанная на сокращении
времени выполнения логистических операций, в частности
в рамках осуществления этой концепции стремятся обеспе-
чить наиболее быструю доставку. К этому типу относится
стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую»
стратегию, но концентрируется на устранении ненужных
затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение кото-
рых ценность к продукции не добавляется;
— логистическая стратегия, основанная на повышенной
производительности, в ней основное внимание уделяется
максимально возможному использованию имеющихся ре-
сурсов. В отличие от схожей с ней «тощей» стратегии, где
ищут способы избавиться от ненужных производственных
мощностей и ресурсов, здесь стремятся максимально ис-
пользовать эти излишки;
— логистическая стратегия роста, основанная на стремле-
нии получить экономию издержек за счет увеличения масшта-
бов деятельности, в частности, путем расширения обслужива-
емых географических зон, увеличения доли рынка и т.д.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
— логистическая стратегия диверсификации, ориенти-
рованная на максимально широкий диапазон услуг, ассор-
тимент продукции, видов деятельности;
— логистическая стратегия специализации, ориентиро-
ванная на узкий диапазон услуг, ассортимент продукции,
видов деятельности;
— логистическая стратегия максимизации добавленной
стоимости, которая имеет цель добавить как можно больше
ценности к конечному продукту.
Содержательно логистическая стратегия состоит из ряда
целей, процедур, структур, элементов, которые очень часто
представляются в виде стратегического логистического
плана.
Стратегический логистический план может содержать
следующие разделы:
— резюме, в котором, в частности, кратко излагается суть
логистической стратегии, лежаш:ей в его основе, описание
того, как выбранная стратегия повлияет на деятельность
предприятия, каков ее вклад в получение ценности для по-
требителей и удовлетворение их запросов;
— цель (цели), на достижение которых направлен план,
требуемые показатели деятельности и способы их изме-
рения;
— описание рыночной среды, в которой ведется деятель-
ность организации. В разделе особое внимание уделяют
факторам, влияющим на логистику, но которыми логистика
управлять не может. Данный раздел прежде всего опирает-
ся на результаты внешнего логистического аудита;
— описание особой логистической компетенции пред-
приятия, определяемой факторами, которыми предприятие
может управлять. Данный раздел прежде всего опирается
на результаты внутреннего логистического аудита;
— описание способа, при помощи которого в целом мож-
но добиться поставленных целей;
— описание изменений, которые должны быть осущест-
влены для достижения поставленных целей;
— описание процесса управления изменениями;
— описание процесса того, как отдельные функции ло-
гистики будут вносить свой вклад в осуществления плана,
отдельное внимание уделяется процессу интегрирования
всех операций;
— потребные для выполнения стратегии ресурсы в виде
планов по времени, источникам и видам ресурсов;
10.3. Схема разработки логистической стратегии
— планы по затратам;
— выбор и обоснование финансовых показателей, ис-
пользуемых при разработке и выполнении стратегического
логистического плана;
— заключительная часть, описание того, как реализации
стратегии повлияет в рассматриваемой перспективе на дея-
тельность предприятия в целом, особенно с точки зрения
целевых показателей.
При разработке логистической стратегии, как правило,
исходной точкой является анализ стратегии более высокого
уровня. Стратегия более высокого уровня указывает, какое
положение предприятие хочет занимать в будущем. Резуль-
тат анализа стратегии более высокого уровня должен по-
зволить установить, каким образом логистика внесет свой
вклад в ее реализацию. Таким образом, разрабатываемая
логистическая стратегия показывает, как предприятие с по-
мощью логистики будет переходить от текущего положения
к желаемому в будущем. В течение всего процесса разра-
ботки логистической стратегии должны рассматриваться
вероятные последствия любого из принимаемых решений
и практическая возможность их реализации.
В общем случае процесс разработки логистической стра-
тегии включает:
— определение корпоративной миссии;
— конкретизацию положения предприятия в рыночной
среде;
— постановку логистической целей;
— выбор и обоснование логистической стратегии;
— разработку путей ее реализации.
Общепринятого, универсального метода разработки ло-
гистической стратегии не существует, поскольку в реальной
жизни каждая из них носит уникальный характер и сегод-
ня, является сплавом науки логистики, бизнес-творчества
и жизненного опыта создателей.
Схемой разработки логистической стратегии принято
называть последовательность наиболее важных шагов, ко-
торая в той или иной мере осуществляется на практике для
достижения перспективных целей организации с помощью
инструментов логистики.
Схема разработки логистической стратегии включает
следующие шаги:
— изучение стратегии более высокого уровня на предмет
выявление цели (целей), достижение которой с помощью
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
логистики позволит реализовать стратегию более высокого
уровня;
— ранжирование этих целей с помощью АВС-анализа по
степени их влияния на стратегию более высокого уровня;
— предварительная оценка расхода основных ресурсов,
прежде всего, времени на достижение выявленных целей;
— ранжирование этих целей с помощью АВС-анализа
по величине предполагаемого расхода основных ресурсов
на достижение выявленных целей;
— совместный анализ выявленных целей по степени их
влияния на стратегию более высокого уровня и предпола-
гаемым расходам на их достижение с целью выявления наи-
более эффективных;
— согласование выявленных целей с собственниками
(при необходимости), вышестоящими руководителями,
участниками их практического достижения. Если процесс
согласования наталкивается на существенные возражения,
то перечисленные выше шаги повторяются с учетом возра-
жений и предложений участников процесса согласования;
— утверждение целей, подлежащих осуществлению
в рамках данной логистической концепции;
— описание рыночной среды, в которой ведется деятель-
ность организации;
— прогнозное описание рыночной среды, в которой бу-
дет вестись деятельность организации на момент заверше-
ния реализации создаваемой логистической стратегии;
— описание текущей логистической компетенции пред-
приятия, определяемой факторами, которыми предприятие
может управлять;
— прогнозное описание логистической компетенции
предприятия, определяемой факторами, которыми пред-
приятие может управлять на момент завершения реализа-
ции создаваемой логистической стратегии;
— составление перечня типовых логистических страте-
гий, применение которых целесообразно с учетом проде-
ланных выше шагов;
— проведение «мозгового штурма» или иных мероприя-
тий, направленных на поиск инновационных вариантов
логистической стратегий, среди возможных вариантов сле-
дует рассмотреть возможные комбинации логистической
стратегий;
— отбор с помощью экспертного метода группы наибо-
лее привлекательных логистических стратегий;
10.3. Схема разработки логистической стратегии
— предварительная оценка расхода основных ресурсов,
прежде всего, времени на реализацию отобранных логисти-
ческих стратегий;
— ранжирование вариантов логистических стратегий
с учетом их привлекательности и расхода основных ресур-
сов на реализацию;
— подготовка обоснования выбора варианта логистиче-
ских стратегий, подлежащего реализации;
— согласование выбора варианта логистических стра-
тегий, подлежащего реализации, с собственниками (при
необходимости), вышестоящими руководителями, участ-
никами его практического осуществления. Если процесс
согласования наталкивается на существенные возражения,
то перечисленные выше шаги повторяются с учетом воз-
ражений и предложений участников процесса согласо-
вания;
— утверждение основных характеристик подлежащей
реализации логистической стратегии, вытекающих из со-
гласованного ее варианта;
— разработка в соответствии с основными характери-
стиками логистической стратегии конфигурации логисти-
ческой сети, включая ее структуру, а также количественный
и качественный состав звеньев, дислокацию логистических
инфраструктурных мощностей;
— разработка организационной системы логистической
сети, включающая процедуру выбора и обоснования опти-
мальной организационной структуры службы логистики
предприятия;
— проработка направлений межфункциональной и ме-
жорганизационной координации, решение которых целе-
сообразно закрепить на стратегическом уровне, поскольку
из этого будет осуществлено распределение полномочий
и ответственности за решение логистических вопросов;
— определение основных требований к качеству продук-
ции и/или услуги и логистическому сервису;
— разработка интегрированной системы управления за-
пасами предназначенной для контроля и регулирования за-
пасов в складской сети;
— разработка информационной логистической системы,
включающая процедуру выбора и обоснования оптималь-
ной ее структуры, способной наиболее эффективно связать
информационными и телекоммуникационными каналами
все звенья логистической сети.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
Представленная схема носит рекомендательный харак-
тер и в зависимости от сложности и специфики конкретной
логистической ситуации может сокращаться, расширяться
и адаптироваться как по составу шагов, так и по их после-
довательности.
10.4. Процесс логистического планирования
Логистическое планирование — это систематический
процесс постановки логистических целей, выбора путей
их достижения, формирования управленческих решений
и прогнозирования последствий этих действий.
В обшіем случае он осуществляется на двух уровнях: выс-
шем — стратегическом и подчиненном ему — оперативном.
Оперативное логистическое планирование по срокам и по де-
тализации конкретизирует и создает предпосылки для вы-
полнения планов более высокого — стратегического уровня.
Классификация видов логистического планирования
имеет сложный комплексный характер:
— по уровням выделяют: стратегическое и оперативное
планирование;
— по функциональным областям выделяют: планиро-
вание закупок, планирование производства, планирование
продаж и т.д.;
— по срокам действия планов выделяют: стратегическое
планирование, долгосрочное планирование, среднесрочное
планирование, краткосрочное планирование;
— по степени детализации принимаемых решений вы-
деляют: стратегические решения высшего уровня (миссия,
корпоративная стратегия, бизнес-стратегия), логистическая
стратегия, тактические логистические решения (годовые,
в ряде случаев, квартальные логистические планы), опера-
ционные логистические решения (прежде всего краткос-
рочные логистические графики).
Важно отметить, что в зарубежной и отечественной
практике для обозначения разных уровней и степеней де-
тализации принимаемых решений в логистическом плани-
ровании зачастую используют разные термины. Последние
десятилетия наблюдает интенсивное проникновение ино-
странной терминологии в нашу страну, поэтому на этом
следует остановиться. Так, за рубежом используют тер-
мины: «обобщенное планирование», «обобщенный план»,
10.4. Процесс логистического планирования
«основной график», «операционные решения», «краткос-
рочный график». В отечественной практике традиционно
использовались термины: «комплексный годовой план»,
«производственная программа», «оперативное планирова-
ние», «оперативно-производственный план» и др.
Обобщенное планирование относится к категории так-
тических решений, в ходе которых прогнозный спрос и на-
личная мопщость преобразуются в графики по видам дея-
тельности. На этом уровне планирования разрабатываются
обобщенные планы и основные графики. В обобщенных
планах ведется анализ по группам видов деятельности,
по каждому сооружению, как правило, на каждый месяц,
при этом деталей работы планирование не касается.
После составления обобщенных планов разрабатыва-
ются основные графики, разбивающие обобщенный план
на составляющие и показывающие виды деятельности, как
правило, на каждую неделю. После проработки основного
графика, составляют подробные расписания для всех ви-
дов работ и ресурсов, требуемых для выполнения задач,
установленных в основном графике. Для этого составляют
краткосрочные графики.
Краткосрочные графики определяют последователь-
ность выполнения видов деятельности, потребные ресурсы
и время, когда они должны быть выполнены.
Основной график задает сроки окончания работ, крат-
косрочные графики должны их реализовывать. Существу-
ют два способа решения такой задачи: прямое и обратное
составление графика.
Прямое составление графика: известно, когда каждая ра-
бота может начаться, тогда после анализа всех видов работ
определяют, к какому сроку задача будет выполнена.
Обратное составление графика: известно, когда каждая
работа должна быть завершена, тогда идут от этой даты на-
зад, выстраивая все виды деятельности так, чтобы опреде-
лить, когда определенная работа должна начаться, чтобы
в итоге быть выполненной к требуемому сроку.
Другим способом краткосрочного планирования явля-
ется использование правил очередности выполнения работ,
например, в первую очередь выполняются срочные работы,
в первую очередь выполняются самые короткие работы и др.
Для организации эффективного планирования на пред-
приятии должна существовать система планирования, т.е.
упорядоченная структура отдельных видов планирования.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
Перед началом планирования необходимо четко опре-
делить:
1) объект планирования (что планируется);
2) субъект планирования (кто планирует);
3) горизонт планирования (на какой срок);
4) средства планирования (с помощью чего планировать:
финансовые средства, вычислительная техника);
5) методику планирования (как планировать);
6) согласование планов (каких, с кем и на каких усло-
виях).
К наиболее общим методам, применяемым для разработ-
ки планов, относятся следующие: переговоры, корректиров-
ка предыдущих планов, различные интуитивные методы,
графические методы, вычисление с помощью электронных
таблиц, имитационное моделирование, экспертные систе-
мы, математические модели (математическое программи-
рование, сетевое планирование и др.).
Логистическое планирование (в наиболее общем виде
определяемое как процесс постановки целей и выбора пу-
тей их достижения) осуществляется на двух уровнях: стра-
тегическом и оперативном. Стратегическое планирование
связано с долгосрочным распределением ресурсов в логи-
стической системе с целью обеспечения выполнения стра-
тегических задач предприятия.
Однако разработка стратегии поведения фирмы в усло-
виях логистики не завершает процесс планирования: стра-
тегическое планирование генерирует цепочку оперативных
планов, определяющих цели действия в оперативных си-
туациях. На этапе разработки перспективного плана в со-
ответствии с прогнозом развития производства и рынка
определяется структура, мощность и направления матери-
альных потоков, строится схема каналов их распределения,
планируется перерабатывающая способность и размещение
технического оснащения в регионе. С помощью стратегиче-
ского планирования определяются необходимые уровни ло-
гистических услуг, размещаются узловые пункты хранения,
рассчитываются уровни запасов на складах, составляются
маршруты и выбираются оптимальные способы транспор-
тирования.
Второй уровень планирования имеет краткосрочный ха-
рактер и позволяет решать текущие проблемы; например,
как отреагировать на резкое повышение транспортных тари-
фов, как выполнить недавно полученный заказ потребителя
10.5. Мониторинг логистического плана
и т.д. в рамках оперативно-тактических планов более точ-
но идентифицируются нормы поставки готовой продукции
потребителям, определяется оптимальная величина заказа
(партии поставки) материалов, составляется календарное
расписание формирования, отгрузки и отправления гото-
вой продукции и получения сырья и материалов. Обычно
такие вопросы решают, не выходя за рамки общего курса
стратегического плана.
Для проведения стратегического планирования следу-
ет оценить предполагаемый объем материального потока,
который будет проходить через логистическую систему,
и на его основе планировать будущую деятельность. Эта
оценка обычно дается в виде прогноза. Прогнозирова-
ние необходимо для обеспечения основной информацией
при планировании деятельности всех функциональных
подразделений, включая логистику, маркетинг, производ-
ство и финансы.
Основой для осуществления логистического планиро-
вания является прогнозирование изменений внешней сре-
ды. От степени точности прогнозов зависит адекватность
создаваемой логистической системы реальным условиям
и, в итоге, — успех (или неудача) компании на рынке. При-
обретающее сегодня широкое распространение компьютер-
ное моделирование логистических процессов значительно
повышает степень реальности прогнозов и эффективность
процесса планирования в целом.
Таким образом, с помощью стратегического планирования
определяются цели и задачи логистической системы и нахо-
дятся оптимальные способы их достижения. Детализация
корпоративной стратегии осуществляется на тактическом
и оперативном уровне. В дальнейшем для гарантированно-
го выполнения поставленных задач необходимы контроль
за функционированием логистической системы и, если необ-
ходимо, внесение корректировок в ее деятельность.
10.5. Мониторинг логистического плана
Мониторинг — это регулярное отслеживание и наблю-
дение заданных объектов или явлений, составная часть
управления, которая заключается в непрерывном наблюде-
нии и анализе деятельности экономических объектов с от-
слеживанием динамики изменений.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
Мониторинг логистического плана — это упорядочен-
ный процесс обработки логистических данных для выявле-
ния расхождений между плановыми и фактическими зна-
чениями логистических показателей, а также анализ этих
расхождений с целью выявления их причин.
С процессом логистического планирования тесно связан
мониторинг логистического плана и контроль функциони-
рования логистической системы. В ходе разработки опера-
тивного плана определяются конкретные задачи системы,
сроки их выполнения, устанавливаются контрольные по-
казатели, свидетельствующие о выполнении поставленных
задач.
В ряде источников полагают, что процесс обработки ло-
гистических данных в идеале должен быть непрерывным,
это редкий случай, когда «здравый смысл» подводит.
Согласно теореме Котельникова, длительность интерва-
лов времени получения данных обратно пропорциональна
скорости изменения наблюдаемых характеристик. Непре-
рывное получение данных может перегружать систему мо-
ниторинга логистического плана, делает ее дороже, необо-
снованно отвлекать лиц, принимающих решения.
Цикл мониторинга логистического плана состоит из сле-
дующих фаз:
— сбор информации о функционировании каждого
из подразделений, составляющих логистическую систему;
— сопоставление полученной информации с заранее
установленными контрольными показателями в логисти-
ческом плане;
— формирование управляющих воздействий в случае
отклонения фактических показателей от плановых или
корректировка контрольных показателей в случае суще-
ственного изменения внешних условий и нереалистично-
сти достижения плановых показателей.
В процессе мониторинга логистического плана текущее
состояние логистической системы сравнивается с запланиро-
ванными параметрами. Отклонения могут возникать от воз-
действий внутренней и внешней среды, которые невозможно
заранее предусмотреть при планировании. Изменяя условия
функционирования логистической системы, они могут требо-
вать корректировки, а в некоторых случаях даже изменения
стратегических подходов в логистической деятельности.
Основную информацию, необходимую для мониторинга
логистического плана, содержат доклады о текущей деятель-
10.5. Мониторинг логистического плана
иости, сводные отчеты, данные о воздействиях среды, пере-
чень допустимых отклонений от заданных параметров.
Отклонения как правило сопоставляются как в абсо-
лютной, так и в относительной формах. В процессе анализа
последствий отклонений фактических показателей от пла-
новых должны быть установлены величины потерь, ответ-
ственные за это должностные лица и определен комплекс
мер, направленных на исправление сложившегося положе-
ния. Все системы мониторинга логистических планов мож-
но поделить на три группы: открытые, закрытые и модифи-
цированные.
В открытых системах основной фигурой является че-
ловек, который сравнивает текущую ситуацию с заплани-
рованной и в случае возникновения отклонений, превос-
ходящих допустимые, предпринимает корректирующие
действия. Основные преимущества такой системы — в гиб-
кости и невысокой стоимости. Применять ее целесообраз-
но, когда существует неопределенность из-за воздействия
среды на логистическую деятельность.
В закрытых системах стремятся сократить участие чело-
века в процессе. В них менеджер отстраняется от контроля,
а его функцию берет на себя автоматизированная система.
В отличие от открытых систем закрытые менее гибки и бо-
лее дороги, но в то же время имеют большую производи-
тельность и позволяют точнее и быстрее контролировать
логистическую деятельность.
В модифицированной системе человек занимает прио-
ритетное положение, но при этом экстенсивный контроль
за частью деятельности передается автоматике. В этих
системах менеджер может принимать участие в процессе
и вносить корректировки в функционирование системы,
Участие человека и автоматизированной системы повыша-
ет гибкость и ее возможности, улучшает качество монито-
ринга логистических планов.
Выбор определенного вида системы мониторинга логи-
стических планов зависит от особенностей каждого пред-
приятия и специфики логистической деятельности. Такой
механизм должен позволять на высоком уровне проводить
контроль всех основных и вспомогательных процессов ло-
гистической цепи.
Система мониторинга логистических планов должна быть
построена таким образом, чтобы, во-первых, сигнал о возник-
новении отклонений поступал на соответствующий уровень
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
управления, и, во-вторых, информация о текущем состоянии
системы поступала с требуемой периодичностью.
Мониторинг дает возможность раннего выявления небла-
гоприятной тенденции, которая впоследствии может приве-
сти к возникновению отклонений, выходящих за пределы
у устанавливаемых «допустимых уровней отклонений»,
Система мониторинга логистических планов использует
соответствующие информационные технологии корпора-
тивной информационной системы предприятия. Сравнение
осуществляется на основе данных периодической отчетно-
сти, докладов персонала логистического менеджмента и ау-
дита. Типичная информация для мониторинга включает
ключевые показатели эффективности, операционные ло-
гистические издержки, состояние запасов, использование
бюджета на логистику, уровень качества логистического
сервиса, производительность инфраструктуры и т.п.
Ключевые показатели эффективности (Key Performance
Indicators, КРІ) — финансовая и нефинансовая система
оценки, которая помогает организации определить дости-
жение стратегических целей, в том числе логистических.
Ключевые показатели эффективности могут быть опреде-
лены с помощью систем Business Intelligence. Их использо-
вание дает организации возможность оценить свое состоя-
ние и помочь в формировании стратегии. КРІ позволяет
производить контроль деловой, в том числе, логистической
активности в реальном времени. Очень часто показатели
эффективности используются для оценки получения вы-
годы от сложных величин, например, таких как обязатель-
ства, обслуживания и удовлетворения.
В зависимости от стратегии предприятия, включая логи-
стическую стратегию, различают разные КРІ. В основном
их применяют для определения эффективности работы
административно-управленческого персонала.
Business intelligence (ВІ) — бизнес-аналитика, бизнес-
анализ. Под этим понятием чаще всего подразумевают про-
граммное обеспечение, созданное для помощи менеджеру
в анализе информации о своем предприятии и его окружении.
Существует несколько вариантов понимания этого термина.
Бизнес-аналитика — это методы и инструменты для по-
строения информативных отчетов о текущей ситуации.
В таком случае цель бизнес-аналитики — предоставить нуж-
ную информацию тому человеку, которому она необходима
в нужное время. Эта информация может оказаться жизнен-
но необходимой для принятия управленческих решений.
10.5. Мониторинг логистического плана
Бизнес-аналитика — это инструменты, используемые
для преобразования, хранения, анализа, моделирования,
доставки и трассировки информации в ходе работы над за-
дачами, связанными с принятием решений на основе фак-
тических данных. При этом с помощью этих средств лица,
принимающие решения, должны при использовании подхо-
дящих технологий получать нужные сведения и в нужное
время. Таким образом, ВІ в первом понимании является
лишь одним из секторов бизнес-аналитики в более широ-
ком втором понимании. Помимо отчетности туда входят
инструменты интеграции и очистки данных (ETL), анали-
тические хранилища данных и средства Data Mining.
ВІ-технологии позволяют анализировать большие объ-
емы информации, заостряя внимание пользователей лишь
на ключевых факторах эффективности, моделируя исход
различных вариантов действий, отслеживая результаты
принятия тех или иных решений.
Мониторинг логистических планов является составной
частью логистического контроля и контроллинга в логи-
стических системах.
Контроллинг — совокупность всех тех задач, предметом
которых является координация управления на предпри-
ятии, а также снабжение информацией управленческого
персонала для обеспечения оптимального достижения це-
лей предприятия.
Контроллинг в логистических системах соединяет учет,
планирование, регулирование, информационную поддерж-
ку логистических бизнес-процессов в единую самоорганизу-
ющуюся систему. Информационной основой контроллинга
является система показателей управленческого учета, в иде-
але — система сбалансированных показателей — Balanced
Scorecard, ориентированная на потребности высшего управ-
ленческого звена предприятия. Сравнение осуществляется
на основе данных периодической отчетности, докладов пер-
сонала логистического менеджмента и аудита.
Для использования инструментов контроллинга в боль-
шинстве случаев необходима перестройка планирования,
учета и экономического анализа на предприятии.
При переходе на контроллинг приходится вводить ме-
тоды и формы дифференцированного учета логистических
издержек. Необходимым элементом контроллинга является
создание и ведение базы данных для управления по откло-
нениям и для разработки альтернативных оптимизацион-
ных решений.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента