Для решения логистических задач 4 страница

деловой жизни. Работа ISO основана на принципах, вклю-

чающих сохранение существующих национальных систем

в максимальной возможной степени. Стандарты разраба-

тываются техническими комитетами и подкомитетами, со-

стоящими из экспертов, которых выдвигают соответствую-

щие отрасли индустрии. Стандарт принимается, если его

одобрили 75% членов ISO.

С учетом возможностей Интернета специалистами

EAN/UCC разрабатывается проект создания новой элек-

тронной маркировки — ЕРС (Electronic Product Code), для

которого в США на базе Массачусетского технологическо-

го института (МІТ) был создан специальный Центр авто-

матической идентификации (Auto ID Center).



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


В 2002—2004 гг. Международная ассоциация EAN Inter-

national активно участвовала в обсуждении новой редакции

Рекомендаций по использованию Уникального Ссылочно-

го Номера Партии Товара (Unique Consignment Reference,

UCR), изданных в 2001 г. Всемирной таможенной органи-

зацией (WCO).

иск — это ссылочный номер, применяемый на уровне

партии товара и используемый таможенными управления-

ми в качестве ключа доступа при аудиторской проверке, от-

слеживании партии товара, объединении информации и для

целей согласования данных. UCR должна стать справочным

«ключом» к информации обо всех международных грузах

при их движении от места отправки до места назначения.

UCR позволяет связать воедино потоки информации меж-

ду различными участниками международной цепи поста-

вок. Использование UCR помогает повысить надежность

границ, обеспечивая расширенный доступ к информации

в момент выхода груза с таможни. UCR также будет спо-

собствовать развитию сотрудничества между таможенными

органами разных стран и повысит качество обслуживания

законных транзакций благодаря комплексному подходу

к процедуре контроля.

WCO (World Customs Organization) бывший Совет та-

моженного сотрудничества; (Customs Co-operation Council,

ССС) международная межправительственная организация,

представляющая 162 таможенных управления, главной зада-

чей которой является улучшение, упрощение и унификация

таможенной деятельности, обеспечивает функционирование

15 конвенций. Ее цель состоит в повышении эффективности

и производительности работы таможенных управлений в об-

ластях, связанных с соблюдением правил торговли, защитой

общества и сбором таможенных доходов.

Совет WCO утвердил поправки к Рекомендациям по ис-

пользованию UCR от 2001 г., в выработке которых активное

участие приняла Ассоциация EAN International (GS1). Пе-

ресмотренная версия Рекомендаций призывает участников

международной торговли использовать стандарт ISO 15459

«Уникальная идентификация транспортируемых единиц»,

в соответствии с которым EAN International (GS1) являет-

ся одним из агентств выдачи кодов.

Международная ассоциация GS1 информировала 6 июня

2005 г. в Лондоне о результатах работы Европейской про-

граммы поддержки (ЕАР) с 4 крупнейшими европейски-


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 731

ми розничными продавцами — Ahold, Carrefour, METRO

Group и Tesco. Эти четыре компании выразили в области

RFID-технологий свою полную поддержку в использова-

нии стандартов EPCglobal UHF Generation 2 (Gen2).

Аббревиатура ЕРС — Electronic Product Code (элек-

тронный код продукта) — это уникальный номер, опреде-

ляющий конкретный предмет торговли в цепи поставок.

Код ЕРС хранится на радиочастотной метке (RFID). Счи-

тав код ЕРС, можно определить, например, происхождение

предмета торговли или дату его производства. ЕРС во мно-

гом схож с глобальным номером товара (GTIN): это — тоже

ключ, открывающий доступ к информационным системам,

входящим в состав глобальной сети (EPCglobal Network).

GSl побуждает других ритейлеров присоединиться

к ЕАР, которая представляет обширную группу компаний,

изучающих RFID для предотвращения возникновения соб-

ственных систем, препятствующих успеху радиочастотной

технологии в цепи поставок.

ЕАР сотрудничает с розничными продавцами, чтобы убе-

диться, что все они работают вместе, и исключить возмож-

ность возникновения их собственных систем. Нестандарт-

ные системы не смогут общаться друг с другом напрямую,

и возникнет необходимость их дублирования. Тем самым

они станут слабыми звеньями цепи, подвергая сомнению

те преимущества, которые мы все хотим увидеть. Это по-

служит причиной возникновения существенных издержек

в цепи поставок, особенно для компаний-производителей.

Принятие стандартов EPCglobal будет способствовать

здоровой конкуренции, поскольку позволит пользователям

приобретать разные модули решений разных провайдеров,

что, в свою очередь, приведет к снижению цен и повыше-

нию функциональности продукта. Это обещает большую

выгоду для малых и средних компаний, которые постав-

ляют продукцию более чем одному розничному продавцу,

поскольку им не потребуется брать на себя расходы по под-

держке различных систем. Это особенно важно в Европе,

так как здесь нет единственной, доминирующей розничной

компании, как в США.

Кроме того, большое количество радиочастотных меток

для множества клиентов позволит уйти от практики бес-

системного нанесения меток производителями, посколь-

ку у них появится стимул использовать и инвестировать

в RFID для оптимизации собственных бизнес-процессов.



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


Ратификация Gen2 дала толчок внедрению ЕРС в Ев-

ропе, поскольку сервис-провайдеры теперь способны соз-

давать решения с наилучшей функциональностью и более

полно отвечающие современным требованиям бизнеса.

Розничные компании вначале будут применять RFID

для своей цепи поставок только в некоторых странах, по-

крывая широкий спектр категорий товаров. На начальном

этапе для обмена данными будут использоваться существу-

ющие приложения, такие как EDI.

Сеть EPCglobai Network

Лаборатория AutoIDCenter разработала сеть EPCglobai

Network, которая должна стать основой глобальной цепи

управления поставок будущего.

Сегодня EPCglobai — это совместное предприятие,

которое основали Международная ассоциация товар-

ной нумерации, EAN International, и американский совет

по унифицированному коду, UCC. Представляет собой не-

коммерческую организацию, призванную создать глобаль-

ную сеть, EPCglobai NetworkTM, и обеспечивать в дальней-

шем ее функционирование.

Задача EPCglobai состоит в разработке и продвижении

стандартов для всех составляющих сети EPCglobai Network,

к которым относятся: система нумерации ЕРС; радиоча-

стотные метки, считывающие устройства, протоколы взаи-

модействия; управление событиями в реальном времени

(SAVANT); сервис наименования объектов (Object Name

Servise, ONS); язык физической маркировки (Physical

Markup Language, PML); информационный сервис ЕРС;

архитектура сети.

Цель проводимой EPCglobai стандартизации состо-

ит в разработке технических спецификаций и стандартов,

с помощью которых пользователи, представляющие широ-

кий круг отраслей промышленности, смогут повысить эф-

фективность своих операций в цепях поставок.

Цель создания сети EPCglobalNetwork заключается в том,

чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентифи-

кацию товаров и обмен информацией о них в цепи поставок.

В сентябре 2003 г. была выпущена первая версия спец-

ификаций, которые описывают каждый компонент сети

EPCglobai Network. Некоторые из этих спецификаций уже

приняты к одобрению, другие находятся на стадии обсуж-

дения и доработки.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 733

Сеть EPCglobal Network базируется на следующих пяти

элементах: электронный код товара, система идентифи-

кации, программное обеспечение, службы информации,

информационно-поисковой службы.

Электронный код товара (Electronic Product Code,

ЕРС) — это уникальный номер, который идентифицирует

отдельный объект в цепи поставки, в частности, отдельную

единицу товара: ее производителя. Используя этот код,

любое звено в цепочке поставки может идентифицировать

его. Код ЕРС имеет длину 96 бит, он позволяет задать бо-

лее миллионов производителей, каждый из которых может

выпускать более 16 миллионов типов товаров. Объем про-

изводства каждого типа товара может составлять почти

69 миллиардов единиц.

Система идентификации (ID system) состоит из транс-

пондеров RFID и устройств чтения. Устройства чтения

передают полученную из транспондеров информацию при

помощи программного обеспечения промежуточного уров-

ня ЕРС Middleware в различные информационные систе-

мы для ее обработки. Существующие стандарты EPCglobal

предполагают, что в транспондере хранится только элек-

тронный код товара, а вся информация, связанная с данным

объектом, хранится в сети EPCglobal Network.

Программное обеспечение ЕРС Middleware предна-

значено для сбора и обработки информации, получаемой

от устройств чтения. Полученная информация направляет-

ся в службу ЕРС Information Services, а также в другие ин-

формационные системы предприятия, например в систему

управления складом или систему ERP. Это программное

обеспечение служит связующим звеном, объединяя транс-

пондеры, устройства чтения, информационные системы в ло-

кальную инфраструктуру RFID в конкретном месте, будь

то производитель, распределительный центр торговой сети

или магазин. В настоящее время EPCglobal разрабатывает

стандарт на программный интерфейс между устройствами

чтения и различными информационными системами.

Службы информации — службы ЕРС Information Services

(ЕРС IS) являются тем местом, где собирается информация

о товарах. Каждый участник цепи поставки хранит в своем

сервере службы ЕРС IS информацию о тех товарах, кото-

рые проходили через него. Службы ЕРС IS позволяют ком-

паниям обмениваться информацией со своими торговыми

партнерами по сети EPCglobal Network.



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


Информационно-поисковой служба — служба Discovery

Services позволяет находить по коду ЕРС информацию

об объекте в цепи поставки и посылать запрос на доступ

к этой информации. Discovery Services хранит список всех

тех служб EPCIS, которые могут предоставить информа-

цию о данном товаре.

Одним из компонентов Discovery Services является

служба Object Naming Service (ONS), представляющая

собой иерархическую систему, напоминающую систему

Domain Name System (DNS) сети Интернет: от располо-

женной на самом верхнем уровне корневой службы ONS

до локальных служб ONS производителей на самом ниж-

нем уровне. Служба ONS получает электронный код товара

и выдает адрес того места, где хранится информация о то-

варе.

Цель создания сети EPCglobal Network заключается

в том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую

идентификацию товаров и обмен информацией о них

в цепи поставок. Для этого необходимо, во-первых, чтобы

существовал единый и универсальный метод идентифика-

ции каждой единицы товара; во-вторых, наличие стандарт-

ного механизма, благодаря которому информация о каждой

единице может быть доступна каждому участнику цепи по-

ставки.

Первая задача решается с помощью электронного кода

товара ЕРС. Вторая задача решается собственно самой се-

тью EPCglobal Network, которая использует Интернет для

создания механизма нахождения и обмена информацией

о товаре для торговых партнеров.

Функционирование сети EPCglobal Network. Произво-

дитель товаров на фабрике помещает транспондер на каж-

дую единицу товара. Хранимый в транспондере код ЕРС

теперь становится неотъемлемой частью товара при его

движении по цепи поставки. Сведения о товаре заносят-

ся в локальную службу ЕРС IS производителя, и служба

Discovery Services уведомляется о том, что теперь локаль-

ная служба ЕРС IS производителя содержит информацию

о данной единице товара.

Когда товар покидает производство, устройство чте-

ния, расположенное на воротах зоны погрузки, фиксиру-

ет момент прохождения. Отправка товара регистрируется

в службе ЕРС IS при помощи ЕРС Middleware.


11.3. Лспользование среды Интернет для решения логистических задач 735

Когда товар поступает на склад оптовика или в распре-

делительный центр ритейлера, благодаря установленным

там устройствам чтения, его прибытие регистрируется в ло-

кальной службе ЕРС IS и в службе Discovery Services.

Если оптовику или ритейлеру надо получить информа-

цию о товаре, то посылается запрос в службу ONS, которая

в ответ на запрос предоставляет местонахождение сервера

ЕРС IS производителя, который содержит требуемую ин-

формацию. Ритейлер затем посылает запрос в службу ЕРС

IS производителя.

Всякий раз, как товар проходит через какую-нибудь точ-

ку в цепи поставки, в которой установлено устройство чте-

ния, информация о товаре (его код ЕРС, дата и время про-

хождения данной точки, ее координаты) передается в сеть

EPCglobal Network.

Таким образом, формируется история движения товара

по цепи поставки, чем обеспечивается полная прозрачность

цепи поставки. Список всех участников цепи поставки, че-

рез которых проходил данный товар, может предоставить

служба Discovery Services.

Товар поступает в магазин, проходит через устройства

чтения и информационная система магазина быстро и эф-

фективно, без привлечения для этого ручного труда получа-

ет информацию о каждой поступившей единице товара.

На полке магазина, куда попадает товар, также стоят

устройства чтения (так называемые «умные полки»). Ког-

да покупатель снимает с полки товар, об этом становится

известно информационной системе магазина, которая при

достижении определенного количества снятых единиц мо-

жет автоматически отдать распоряжение о том, чтобы товар

вывезли со склада в зал.

Как только запас товара на складе снизился до опреде-

ленного порога, информационная система сформирует за-

каз на данный товар. При наличии такой системы отпада-

ет необходимость иметь на складе резервный запас данного

товара. Кроме того, теперь нет потерь продаж из-за того,

что товар отсутствует на полке или на складе.

Технология RFID способна существенно облегчить

жизнь покупателю. Вместо того чтобы теперь стоять в оче-

реди у кассы, ожидая того, как кассир обслужит стоящих

впереди покупателей, покупатель катит тележку с покупка-

ми мимо устройства чтения, установленного на кассе, и кас-

се остается только просуммировать результат.



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


Следует отметить, что сеть EPCglobal Network находит-

ся только в стадии создания и приведенное выше описание

является лишь видением того, как она должна работать.

В качестве первого шага на пути построения сети орга-

низация EPCglobal выбрала компанию VeriSign, которая

управляет корневой системой DNS сети Интернет для до-

менахот, для управления корневой службой ONS.

Уже функционируют коммерческие реализации техно-

логий, на которых основана сеть EPCglobal Network, ис-

пользуемые при создании локальных (на уровне «ритейлер

и его поставщики») цепей поставки на основе RFID.

По оценке Саймона Лэнгфорда, менеджера Wal-Mart по

глобальным стратегиям RFID, технология RFID и техно-

логия штрихового кодирования будут существовать вместе

в течение последующих 10—15 лет.

Все текущие проекты крупнейших ритейлеров мира

(Wal-Mart, Metro, Target) по применению технологии

RFID ограничиваются использованием транспондеров для

маркировки паллетов, коробок и ящиков с товарами.

В частности, в июне 2003 г. Wal-Mart потребовал

от 100 своих самых крупных поставщиков, чтобы к 2005 г.

они перешли на технологию RFID для маркировки коро-

бок, ящиков и паллетов. В августе 2003 г. Wal-Mart ука-

зал, что к 2006 г. уже все поставщики должны использо-

вать транспондеры RFID для маркировки коробок, ящиков

и паллетов.

Решение розничной компании такой величины и значе-

ния на рынке представляется знаменательным для судьбы

этой технологии. По оценкам компании Sanford С. Bernstein,

занимающейся исследованиями рынков для инвесторов, по-

сле полного внедрения технологии RFID Wal-Mart сможет

экономить до 8,4 млрд долл. каждый год за счет сокраще-

ния количества ручного труда, исключения потерь продаж

от отсутствия товара на полках, увеличения эффективности

и «прозрачности» своей цепи поставки. История показыва-

ет, что если Wal-Mart принимает решение, то все партнеры

ему следуют.

В 80-е гг. XX в. Wal-Mart сыграл решающую роль в рас-

пространении технологии штрихового кодирования. Она

была стандартизована в 1973 г., но к 1984 г. только 15 тысяч

производителей товаров ставили штрих-коды на свои про-

дукты. Wal-Mart взялся за дело, и к 1987 г. уже 75 тысяч

поставщиков использовали штрих-коды.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 737

Спутниковые системы связи

Под спутниковыми технологиями понимается созда-

ние и эксплуатация спутниковых систем связи (ССС),

спутниковых радионавигационных систем (СРНС) и дис-

петчерских систем коммерческого управления транспор-

том (ДСКУТ), прежде всего автомобильным, основанных

на использовании ССС и/или СРНС.

Выше было показано, что осуществление управления по-

токами товаров сопровождается передачей очень больших

потоков информации. Эту задачу в общем случае могут

обеспечить как традиционные наземные системы связи, так

и cnjTTHHKOBbie системы связи. В условиях больших рассто-

яний и малой плотности населения, столь характерных для

нашей страны, особое значение с точки зрения эффектив-

ной логистики приобретают спутниковые системы связи.

Современные спутниковые радионавигационные систе-

мы позволяют получать объективные данные о положении

в пространстве и времени как любых транспортных единиц,

включая автомашины, суда, самолеты, поезда, контейнеры,

товары, так людей и животных.

Приемники сигналов СРНС получили широчайшее

гражданское применение. Они сегодня используются в ав-

томобилях всех классов, сотовых телефонах, карманных

приборах, на повестке дня установка их в наручные часы.

Американская компания AVID Identification Systems раз-

работала идентификационный GPS-микрочип размером

с рисовое зернышко, который вживляется собаке в холку.

Каждому микрочипу присваивается уникальный номер.

С помощью такого микрочипа можно быстро найти поте-

рявшуюся собаку. Рынок этих приборов в мире стремитель-

но растет и в 2005 г. достиг объема 30 млрд долл., число

пользователей в ближайшие годы превысит 1 млрд чел.

В 2003 г. началась реализация проекта по внедрению

услуг спутниковой навигации в рамках комплексной про-

граммы правительства Москвы «Система навигации и те-

лематики (СНТ) для городского управления и населения».

Сегодня средства координатно-временного обеспечения

определяют уровень развития экономики государства, ак-

тивно внедряются как в логистику, так и в повседневную

жизнь.

Спутниковые системы коммерческого управления транс-

портом, прежде всего автомобильным, приобрели особое



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


значение в условиях обострения конкуренции среди гру-

зоперевозчиков, нарастания общих объемов перемещаемых

товаров, ужесточения требований к точности соблюдения

времени доставки, увеличению неопределенности в про-

пускной способности транспортных коммуникаций как

внутри страны, так и на границах. Они являются проверен-

ным средством повышения эффективности логистики.

ДСКУТ (другое название — автоматизированные си-

стемы мониторинга транспортных средств, диспетчерские

системы), Fleet Management Systems (FMS) — это ком-

плекс радиоэлектронного оборудования и программного

обеспечения, предназначенный для оперативного контро-

ля и управления удаленными транспортными средствами.

Система предназначена для управления транспортными

средствами различных служб города, района, области и от-

дельных транспортных предприятий. Среди них можно

выделить специализированные интегральные спутнико-

вые системы, которые предоставляют как услуги связи, так

услуги по определению места, и системы, которые исполь-

зуют ССС и/или СРНС для решения задач управления

транспортом.

Многие логистические компании оснащают свои транс-

портные средства GPS-приемниками. Таким образом,

они сами, будучи за тысячи километров, могут контроли-

ровать перемещение грузов их клиентов по земному шару

и предоставлять клиентам такую возможность, например,

на вэб-сайте в режиме реального времени.

Спутниковые системы связи (ССС) состоят из двух основ-

ных компонентов (сегментов): космического и наземного.

Космический сегмент ССС включает искусственные

спутники Земли (ИСЗ), выведенные на определенные ор-

биты, в наземный сегмент ССС входит центр управления

системой связи (ЦУСС), земные станции (ЗС), размещен-

ные в регионах (региональные станции — PC), и абонент-

ские терминалы (AT) различных модификаций.

Развертывание и поддержание ССС в работоспособном

состоянии — сложная задача, которую решают не только

средства самой системы связи, но и ракетно-космический

комплекс. В состав этого комплекса входят космодромы

со стартовыми площадками для запуска ракет-носителей,

а также радиотехнические командно-измерительные ком-

плексы (КИК), осуществляющие наблюдение за движени-

ем ИСЗ, контроль и коррекцию параметров их орбит.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 739

ССС можно классифицировать по таким признакам, как

статус системы, тип орбит ИСЗ и принадлежность системы

к определенной радиослужбе.

Статус системы зависит от ее назначения, обслуживаемой

территории, размещения и принадлежности земных станций.

В зависимости от статуса ССС можно разделить на меж-

дународные (глобальные и региональные), национальные

и ведомственные.

По типу орбит различают системы с ИСЗ на геостацио-

нарной орбите (GEO), на эллиптических (НЕО — High

Earth Orbit), низкоорбитальных (LEO — Low Earth Orbit)

и средневысотных (MEO — Mean Earth Orbit).

В соответствии с Регламентом радиосвязи ССС могут

принадлежать к одной из трех основных радиослужб —

фиксированная спутниковая служба (ФСС), подвижная

спутниковая служба (ПСС) и радиовещательная спутнико-

вая служба (РСС).

Выбор параметров орбиты ИСЗ зависит от назначе-

ния, необходимой области обслуживания связью и некото-

рых других факторов.

Геостационарные орбиты (GEO). Спутники на этой ор-

бите, двигаясь в направлении вращения Земли с одинако-

вой с ней скоростью, остаются неподвижными относительно

подспутниковой точки на экваторе. Три ИСЗ, равномерно

размещенные на орбите, обеспечивают непрерывную связь

практически на всей территории Земли за исключением по-

лярных зон (выше 76,50° с. ш. и ю. ш.).

Недостаток ретрансляции радиосигнала через ИСЗ, на-

ходящийся на удалении в 36 тыс. км, — задержка сигнала.

Для систем радио- и телевизионного вещания задержка

в 250 мс в каждом направлении не сказывается на качестве

сигналов. Системы радиотелефонной связи более чувстви-

тельны к задержкам, и при суммарной задержке, с з�етом

времени обработки и коммутации в наземных сетях, превы-

шающей 600 мс, высокое качество связи не обеспечивает-

ся. Тем более недопустим в этих системах так называемый

«двойной» скачок, когда канал связи предусматривает два

спутниковых участка.

Количество ИСЗ, которое можно разместить на геоста-

ционарной орбите, ограничено допустимым угловым орби-

тальным разносом между соседними спутниками. Мини-

мальный угловой разнос определяется пространственной

избирательностью бортовых и наземных антенн, а также



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


точностью удержания ИСЗ на орбите. По Международным

нормам он должен быть 1—3°, Следовательно, на геостацио-

нарной орбите можно разместить не более 360 ИСЗ. Под

воздействием ряда геофизических факторов ИСЗ дрейфу-

ет — орбита его искажается, поэтому возникает необходи-

мость ее коррекции.

Эллиптические орбиты (НЕО), на которые выводятся

ИСЗ, подбираются так, чтобы длительность суток была

кратна периоду обращения спутника. Для ИСС использу-

ются синхронные эллиптические орбиты. Так как скорость

спутника в апогее эллиптической орбиты значительно

меньше, чем в перигее, то по сравнению с круговой орби-

той время нахождения ИСС в зоне видимости увеличивает-

ся. Например, отечественный связной спутник «Молния»,

выведенный на орбиту с параметрами: апогей 40 тыс. км,

перигей 460 км, наклонение 63,5°, обеспечивает сеансы свя-

зи продолжительностью 8—10 ч и орбитальная группиров-

ка (ОГ) из трех спутников поддерживает круглосуточную

связь на территории нашей страны.

Средневысокие орбиты (МЕО) позволяют охватывать

связью меньшую зону, чем геостационарная. Продолжи-

тельность пребывания ИСЗ в зоне радиовидимости земных

станций 1,5—2 ч. Поэтому для обеспечения связью наиболее

населенных районов земного шара и судоходных аквато-

рий необходимо создавать ОГ из 8—12 спутников. При вы-

боре средневысоких орбит необходимо учитывать воздей-

ствия радиационных поясов Ван-Аллена, располагающихся

в плоскости экватора. Первый устойчивый пояс высокой

радиации начинается примерно на высоте 1,5 тыс. км и про-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: