деловой жизни. Работа ISO основана на принципах, вклю-
чающих сохранение существующих национальных систем
в максимальной возможной степени. Стандарты разраба-
тываются техническими комитетами и подкомитетами, со-
стоящими из экспертов, которых выдвигают соответствую-
щие отрасли индустрии. Стандарт принимается, если его
одобрили 75% членов ISO.
С учетом возможностей Интернета специалистами
EAN/UCC разрабатывается проект создания новой элек-
тронной маркировки — ЕРС (Electronic Product Code), для
которого в США на базе Массачусетского технологическо-
го института (МІТ) был создан специальный Центр авто-
матической идентификации (Auto ID Center).
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
В 2002—2004 гг. Международная ассоциация EAN Inter-
national активно участвовала в обсуждении новой редакции
Рекомендаций по использованию Уникального Ссылочно-
го Номера Партии Товара (Unique Consignment Reference,
UCR), изданных в 2001 г. Всемирной таможенной органи-
зацией (WCO).
иск — это ссылочный номер, применяемый на уровне
|
|
партии товара и используемый таможенными управления-
ми в качестве ключа доступа при аудиторской проверке, от-
слеживании партии товара, объединении информации и для
целей согласования данных. UCR должна стать справочным
«ключом» к информации обо всех международных грузах
при их движении от места отправки до места назначения.
UCR позволяет связать воедино потоки информации меж-
ду различными участниками международной цепи поста-
вок. Использование UCR помогает повысить надежность
границ, обеспечивая расширенный доступ к информации
в момент выхода груза с таможни. UCR также будет спо-
собствовать развитию сотрудничества между таможенными
органами разных стран и повысит качество обслуживания
законных транзакций благодаря комплексному подходу
к процедуре контроля.
WCO (World Customs Organization) бывший Совет та-
моженного сотрудничества; (Customs Co-operation Council,
ССС) международная межправительственная организация,
представляющая 162 таможенных управления, главной зада-
чей которой является улучшение, упрощение и унификация
таможенной деятельности, обеспечивает функционирование
15 конвенций. Ее цель состоит в повышении эффективности
и производительности работы таможенных управлений в об-
ластях, связанных с соблюдением правил торговли, защитой
общества и сбором таможенных доходов.
Совет WCO утвердил поправки к Рекомендациям по ис-
пользованию UCR от 2001 г., в выработке которых активное
участие приняла Ассоциация EAN International (GS1). Пе-
ресмотренная версия Рекомендаций призывает участников
международной торговли использовать стандарт ISO 15459
|
|
«Уникальная идентификация транспортируемых единиц»,
в соответствии с которым EAN International (GS1) являет-
ся одним из агентств выдачи кодов.
Международная ассоциация GS1 информировала 6 июня
2005 г. в Лондоне о результатах работы Европейской про-
граммы поддержки (ЕАР) с 4 крупнейшими европейски-
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 731
ми розничными продавцами — Ahold, Carrefour, METRO
Group и Tesco. Эти четыре компании выразили в области
RFID-технологий свою полную поддержку в использова-
нии стандартов EPCglobal UHF Generation 2 (Gen2).
Аббревиатура ЕРС — Electronic Product Code (элек-
тронный код продукта) — это уникальный номер, опреде-
ляющий конкретный предмет торговли в цепи поставок.
Код ЕРС хранится на радиочастотной метке (RFID). Счи-
тав код ЕРС, можно определить, например, происхождение
предмета торговли или дату его производства. ЕРС во мно-
гом схож с глобальным номером товара (GTIN): это — тоже
ключ, открывающий доступ к информационным системам,
входящим в состав глобальной сети (EPCglobal Network).
GSl побуждает других ритейлеров присоединиться
к ЕАР, которая представляет обширную группу компаний,
изучающих RFID для предотвращения возникновения соб-
ственных систем, препятствующих успеху радиочастотной
технологии в цепи поставок.
ЕАР сотрудничает с розничными продавцами, чтобы убе-
диться, что все они работают вместе, и исключить возмож-
ность возникновения их собственных систем. Нестандарт-
ные системы не смогут общаться друг с другом напрямую,
и возникнет необходимость их дублирования. Тем самым
они станут слабыми звеньями цепи, подвергая сомнению
те преимущества, которые мы все хотим увидеть. Это по-
служит причиной возникновения существенных издержек
в цепи поставок, особенно для компаний-производителей.
Принятие стандартов EPCglobal будет способствовать
здоровой конкуренции, поскольку позволит пользователям
приобретать разные модули решений разных провайдеров,
что, в свою очередь, приведет к снижению цен и повыше-
нию функциональности продукта. Это обещает большую
выгоду для малых и средних компаний, которые постав-
ляют продукцию более чем одному розничному продавцу,
поскольку им не потребуется брать на себя расходы по под-
держке различных систем. Это особенно важно в Европе,
так как здесь нет единственной, доминирующей розничной
компании, как в США.
Кроме того, большое количество радиочастотных меток
для множества клиентов позволит уйти от практики бес-
системного нанесения меток производителями, посколь-
ку у них появится стимул использовать и инвестировать
в RFID для оптимизации собственных бизнес-процессов.
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
Ратификация Gen2 дала толчок внедрению ЕРС в Ев-
ропе, поскольку сервис-провайдеры теперь способны соз-
давать решения с наилучшей функциональностью и более
полно отвечающие современным требованиям бизнеса.
Розничные компании вначале будут применять RFID
для своей цепи поставок только в некоторых странах, по-
крывая широкий спектр категорий товаров. На начальном
этапе для обмена данными будут использоваться существу-
ющие приложения, такие как EDI.
Сеть EPCglobai Network
Лаборатория AutoIDCenter разработала сеть EPCglobai
Network, которая должна стать основой глобальной цепи
управления поставок будущего.
Сегодня EPCglobai — это совместное предприятие,
которое основали Международная ассоциация товар-
ной нумерации, EAN International, и американский совет
по унифицированному коду, UCC. Представляет собой не-
коммерческую организацию, призванную создать глобаль-
ную сеть, EPCglobai NetworkTM, и обеспечивать в дальней-
шем ее функционирование.
Задача EPCglobai состоит в разработке и продвижении
стандартов для всех составляющих сети EPCglobai Network,
|
|
к которым относятся: система нумерации ЕРС; радиоча-
стотные метки, считывающие устройства, протоколы взаи-
модействия; управление событиями в реальном времени
(SAVANT); сервис наименования объектов (Object Name
Servise, ONS); язык физической маркировки (Physical
Markup Language, PML); информационный сервис ЕРС;
архитектура сети.
Цель проводимой EPCglobai стандартизации состо-
ит в разработке технических спецификаций и стандартов,
с помощью которых пользователи, представляющие широ-
кий круг отраслей промышленности, смогут повысить эф-
фективность своих операций в цепях поставок.
Цель создания сети EPCglobalNetwork заключается в том,
чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентифи-
кацию товаров и обмен информацией о них в цепи поставок.
В сентябре 2003 г. была выпущена первая версия спец-
ификаций, которые описывают каждый компонент сети
EPCglobai Network. Некоторые из этих спецификаций уже
приняты к одобрению, другие находятся на стадии обсуж-
дения и доработки.
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 733
Сеть EPCglobal Network базируется на следующих пяти
элементах: электронный код товара, система идентифи-
кации, программное обеспечение, службы информации,
информационно-поисковой службы.
Электронный код товара (Electronic Product Code,
ЕРС) — это уникальный номер, который идентифицирует
отдельный объект в цепи поставки, в частности, отдельную
единицу товара: ее производителя. Используя этот код,
любое звено в цепочке поставки может идентифицировать
его. Код ЕРС имеет длину 96 бит, он позволяет задать бо-
лее миллионов производителей, каждый из которых может
выпускать более 16 миллионов типов товаров. Объем про-
изводства каждого типа товара может составлять почти
69 миллиардов единиц.
Система идентификации (ID system) состоит из транс-
пондеров RFID и устройств чтения. Устройства чтения
передают полученную из транспондеров информацию при
помощи программного обеспечения промежуточного уров-
ня ЕРС Middleware в различные информационные систе-
мы для ее обработки. Существующие стандарты EPCglobal
|
|
предполагают, что в транспондере хранится только элек-
тронный код товара, а вся информация, связанная с данным
объектом, хранится в сети EPCglobal Network.
Программное обеспечение ЕРС Middleware предна-
значено для сбора и обработки информации, получаемой
от устройств чтения. Полученная информация направляет-
ся в службу ЕРС Information Services, а также в другие ин-
формационные системы предприятия, например в систему
управления складом или систему ERP. Это программное
обеспечение служит связующим звеном, объединяя транс-
пондеры, устройства чтения, информационные системы в ло-
кальную инфраструктуру RFID в конкретном месте, будь
то производитель, распределительный центр торговой сети
или магазин. В настоящее время EPCglobal разрабатывает
стандарт на программный интерфейс между устройствами
чтения и различными информационными системами.
Службы информации — службы ЕРС Information Services
(ЕРС IS) являются тем местом, где собирается информация
о товарах. Каждый участник цепи поставки хранит в своем
сервере службы ЕРС IS информацию о тех товарах, кото-
рые проходили через него. Службы ЕРС IS позволяют ком-
паниям обмениваться информацией со своими торговыми
партнерами по сети EPCglobal Network.
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
Информационно-поисковой служба — служба Discovery
Services позволяет находить по коду ЕРС информацию
об объекте в цепи поставки и посылать запрос на доступ
к этой информации. Discovery Services хранит список всех
тех служб EPCIS, которые могут предоставить информа-
цию о данном товаре.
Одним из компонентов Discovery Services является
служба Object Naming Service (ONS), представляющая
собой иерархическую систему, напоминающую систему
Domain Name System (DNS) сети Интернет: от располо-
женной на самом верхнем уровне корневой службы ONS
до локальных служб ONS производителей на самом ниж-
нем уровне. Служба ONS получает электронный код товара
и выдает адрес того места, где хранится информация о то-
варе.
Цель создания сети EPCglobal Network заключается
в том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую
идентификацию товаров и обмен информацией о них
в цепи поставок. Для этого необходимо, во-первых, чтобы
существовал единый и универсальный метод идентифика-
ции каждой единицы товара; во-вторых, наличие стандарт-
ного механизма, благодаря которому информация о каждой
единице может быть доступна каждому участнику цепи по-
ставки.
Первая задача решается с помощью электронного кода
товара ЕРС. Вторая задача решается собственно самой се-
тью EPCglobal Network, которая использует Интернет для
создания механизма нахождения и обмена информацией
о товаре для торговых партнеров.
Функционирование сети EPCglobal Network. Произво-
дитель товаров на фабрике помещает транспондер на каж-
дую единицу товара. Хранимый в транспондере код ЕРС
теперь становится неотъемлемой частью товара при его
движении по цепи поставки. Сведения о товаре заносят-
ся в локальную службу ЕРС IS производителя, и служба
Discovery Services уведомляется о том, что теперь локаль-
ная служба ЕРС IS производителя содержит информацию
о данной единице товара.
Когда товар покидает производство, устройство чте-
ния, расположенное на воротах зоны погрузки, фиксиру-
ет момент прохождения. Отправка товара регистрируется
в службе ЕРС IS при помощи ЕРС Middleware.
11.3. Лспользование среды Интернет для решения логистических задач 735
Когда товар поступает на склад оптовика или в распре-
делительный центр ритейлера, благодаря установленным
там устройствам чтения, его прибытие регистрируется в ло-
кальной службе ЕРС IS и в службе Discovery Services.
Если оптовику или ритейлеру надо получить информа-
цию о товаре, то посылается запрос в службу ONS, которая
в ответ на запрос предоставляет местонахождение сервера
ЕРС IS производителя, который содержит требуемую ин-
формацию. Ритейлер затем посылает запрос в службу ЕРС
IS производителя.
Всякий раз, как товар проходит через какую-нибудь точ-
ку в цепи поставки, в которой установлено устройство чте-
ния, информация о товаре (его код ЕРС, дата и время про-
хождения данной точки, ее координаты) передается в сеть
EPCglobal Network.
Таким образом, формируется история движения товара
по цепи поставки, чем обеспечивается полная прозрачность
цепи поставки. Список всех участников цепи поставки, че-
рез которых проходил данный товар, может предоставить
служба Discovery Services.
Товар поступает в магазин, проходит через устройства
чтения и информационная система магазина быстро и эф-
фективно, без привлечения для этого ручного труда получа-
ет информацию о каждой поступившей единице товара.
На полке магазина, куда попадает товар, также стоят
устройства чтения (так называемые «умные полки»). Ког-
да покупатель снимает с полки товар, об этом становится
известно информационной системе магазина, которая при
достижении определенного количества снятых единиц мо-
жет автоматически отдать распоряжение о том, чтобы товар
вывезли со склада в зал.
Как только запас товара на складе снизился до опреде-
ленного порога, информационная система сформирует за-
каз на данный товар. При наличии такой системы отпада-
ет необходимость иметь на складе резервный запас данного
товара. Кроме того, теперь нет потерь продаж из-за того,
что товар отсутствует на полке или на складе.
Технология RFID способна существенно облегчить
жизнь покупателю. Вместо того чтобы теперь стоять в оче-
реди у кассы, ожидая того, как кассир обслужит стоящих
впереди покупателей, покупатель катит тележку с покупка-
ми мимо устройства чтения, установленного на кассе, и кас-
се остается только просуммировать результат.
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
Следует отметить, что сеть EPCglobal Network находит-
ся только в стадии создания и приведенное выше описание
является лишь видением того, как она должна работать.
В качестве первого шага на пути построения сети орга-
низация EPCglobal выбрала компанию VeriSign, которая
управляет корневой системой DNS сети Интернет для до-
менахот, для управления корневой службой ONS.
Уже функционируют коммерческие реализации техно-
логий, на которых основана сеть EPCglobal Network, ис-
пользуемые при создании локальных (на уровне «ритейлер
и его поставщики») цепей поставки на основе RFID.
По оценке Саймона Лэнгфорда, менеджера Wal-Mart по
глобальным стратегиям RFID, технология RFID и техно-
логия штрихового кодирования будут существовать вместе
в течение последующих 10—15 лет.
Все текущие проекты крупнейших ритейлеров мира
(Wal-Mart, Metro, Target) по применению технологии
RFID ограничиваются использованием транспондеров для
маркировки паллетов, коробок и ящиков с товарами.
В частности, в июне 2003 г. Wal-Mart потребовал
от 100 своих самых крупных поставщиков, чтобы к 2005 г.
они перешли на технологию RFID для маркировки коро-
бок, ящиков и паллетов. В августе 2003 г. Wal-Mart ука-
зал, что к 2006 г. уже все поставщики должны использо-
вать транспондеры RFID для маркировки коробок, ящиков
и паллетов.
Решение розничной компании такой величины и значе-
ния на рынке представляется знаменательным для судьбы
этой технологии. По оценкам компании Sanford С. Bernstein,
занимающейся исследованиями рынков для инвесторов, по-
сле полного внедрения технологии RFID Wal-Mart сможет
экономить до 8,4 млрд долл. каждый год за счет сокраще-
ния количества ручного труда, исключения потерь продаж
от отсутствия товара на полках, увеличения эффективности
и «прозрачности» своей цепи поставки. История показыва-
ет, что если Wal-Mart принимает решение, то все партнеры
ему следуют.
В 80-е гг. XX в. Wal-Mart сыграл решающую роль в рас-
пространении технологии штрихового кодирования. Она
была стандартизована в 1973 г., но к 1984 г. только 15 тысяч
производителей товаров ставили штрих-коды на свои про-
дукты. Wal-Mart взялся за дело, и к 1987 г. уже 75 тысяч
поставщиков использовали штрих-коды.
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 737
Спутниковые системы связи
Под спутниковыми технологиями понимается созда-
ние и эксплуатация спутниковых систем связи (ССС),
спутниковых радионавигационных систем (СРНС) и дис-
петчерских систем коммерческого управления транспор-
том (ДСКУТ), прежде всего автомобильным, основанных
на использовании ССС и/или СРНС.
Выше было показано, что осуществление управления по-
токами товаров сопровождается передачей очень больших
потоков информации. Эту задачу в общем случае могут
обеспечить как традиционные наземные системы связи, так
и cnjTTHHKOBbie системы связи. В условиях больших рассто-
яний и малой плотности населения, столь характерных для
нашей страны, особое значение с точки зрения эффектив-
ной логистики приобретают спутниковые системы связи.
Современные спутниковые радионавигационные систе-
мы позволяют получать объективные данные о положении
в пространстве и времени как любых транспортных единиц,
включая автомашины, суда, самолеты, поезда, контейнеры,
товары, так людей и животных.
Приемники сигналов СРНС получили широчайшее
гражданское применение. Они сегодня используются в ав-
томобилях всех классов, сотовых телефонах, карманных
приборах, на повестке дня установка их в наручные часы.
Американская компания AVID Identification Systems раз-
работала идентификационный GPS-микрочип размером
с рисовое зернышко, который вживляется собаке в холку.
Каждому микрочипу присваивается уникальный номер.
С помощью такого микрочипа можно быстро найти поте-
рявшуюся собаку. Рынок этих приборов в мире стремитель-
но растет и в 2005 г. достиг объема 30 млрд долл., число
пользователей в ближайшие годы превысит 1 млрд чел.
В 2003 г. началась реализация проекта по внедрению
услуг спутниковой навигации в рамках комплексной про-
граммы правительства Москвы «Система навигации и те-
лематики (СНТ) для городского управления и населения».
Сегодня средства координатно-временного обеспечения
определяют уровень развития экономики государства, ак-
тивно внедряются как в логистику, так и в повседневную
жизнь.
Спутниковые системы коммерческого управления транс-
портом, прежде всего автомобильным, приобрели особое
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
значение в условиях обострения конкуренции среди гру-
зоперевозчиков, нарастания общих объемов перемещаемых
товаров, ужесточения требований к точности соблюдения
времени доставки, увеличению неопределенности в про-
пускной способности транспортных коммуникаций как
внутри страны, так и на границах. Они являются проверен-
ным средством повышения эффективности логистики.
ДСКУТ (другое название — автоматизированные си-
стемы мониторинга транспортных средств, диспетчерские
системы), Fleet Management Systems (FMS) — это ком-
плекс радиоэлектронного оборудования и программного
обеспечения, предназначенный для оперативного контро-
ля и управления удаленными транспортными средствами.
Система предназначена для управления транспортными
средствами различных служб города, района, области и от-
дельных транспортных предприятий. Среди них можно
выделить специализированные интегральные спутнико-
вые системы, которые предоставляют как услуги связи, так
услуги по определению места, и системы, которые исполь-
зуют ССС и/или СРНС для решения задач управления
транспортом.
Многие логистические компании оснащают свои транс-
портные средства GPS-приемниками. Таким образом,
они сами, будучи за тысячи километров, могут контроли-
ровать перемещение грузов их клиентов по земному шару
и предоставлять клиентам такую возможность, например,
на вэб-сайте в режиме реального времени.
Спутниковые системы связи (ССС) состоят из двух основ-
ных компонентов (сегментов): космического и наземного.
Космический сегмент ССС включает искусственные
спутники Земли (ИСЗ), выведенные на определенные ор-
биты, в наземный сегмент ССС входит центр управления
системой связи (ЦУСС), земные станции (ЗС), размещен-
ные в регионах (региональные станции — PC), и абонент-
ские терминалы (AT) различных модификаций.
Развертывание и поддержание ССС в работоспособном
состоянии — сложная задача, которую решают не только
средства самой системы связи, но и ракетно-космический
комплекс. В состав этого комплекса входят космодромы
со стартовыми площадками для запуска ракет-носителей,
а также радиотехнические командно-измерительные ком-
плексы (КИК), осуществляющие наблюдение за движени-
ем ИСЗ, контроль и коррекцию параметров их орбит.
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 739
ССС можно классифицировать по таким признакам, как
статус системы, тип орбит ИСЗ и принадлежность системы
к определенной радиослужбе.
Статус системы зависит от ее назначения, обслуживаемой
территории, размещения и принадлежности земных станций.
В зависимости от статуса ССС можно разделить на меж-
дународные (глобальные и региональные), национальные
и ведомственные.
По типу орбит различают системы с ИСЗ на геостацио-
нарной орбите (GEO), на эллиптических (НЕО — High
Earth Orbit), низкоорбитальных (LEO — Low Earth Orbit)
и средневысотных (MEO — Mean Earth Orbit).
В соответствии с Регламентом радиосвязи ССС могут
принадлежать к одной из трех основных радиослужб —
фиксированная спутниковая служба (ФСС), подвижная
спутниковая служба (ПСС) и радиовещательная спутнико-
вая служба (РСС).
Выбор параметров орбиты ИСЗ зависит от назначе-
ния, необходимой области обслуживания связью и некото-
рых других факторов.
Геостационарные орбиты (GEO). Спутники на этой ор-
бите, двигаясь в направлении вращения Земли с одинако-
вой с ней скоростью, остаются неподвижными относительно
подспутниковой точки на экваторе. Три ИСЗ, равномерно
размещенные на орбите, обеспечивают непрерывную связь
практически на всей территории Земли за исключением по-
лярных зон (выше 76,50° с. ш. и ю. ш.).
Недостаток ретрансляции радиосигнала через ИСЗ, на-
ходящийся на удалении в 36 тыс. км, — задержка сигнала.
Для систем радио- и телевизионного вещания задержка
в 250 мс в каждом направлении не сказывается на качестве
сигналов. Системы радиотелефонной связи более чувстви-
тельны к задержкам, и при суммарной задержке, с з�етом
времени обработки и коммутации в наземных сетях, превы-
шающей 600 мс, высокое качество связи не обеспечивает-
ся. Тем более недопустим в этих системах так называемый
«двойной» скачок, когда канал связи предусматривает два
спутниковых участка.
Количество ИСЗ, которое можно разместить на геоста-
ционарной орбите, ограничено допустимым угловым орби-
тальным разносом между соседними спутниками. Мини-
мальный угловой разнос определяется пространственной
избирательностью бортовых и наземных антенн, а также
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
точностью удержания ИСЗ на орбите. По Международным
нормам он должен быть 1—3°, Следовательно, на геостацио-
нарной орбите можно разместить не более 360 ИСЗ. Под
воздействием ряда геофизических факторов ИСЗ дрейфу-
ет — орбита его искажается, поэтому возникает необходи-
мость ее коррекции.
Эллиптические орбиты (НЕО), на которые выводятся
ИСЗ, подбираются так, чтобы длительность суток была
кратна периоду обращения спутника. Для ИСС использу-
ются синхронные эллиптические орбиты. Так как скорость
спутника в апогее эллиптической орбиты значительно
меньше, чем в перигее, то по сравнению с круговой орби-
той время нахождения ИСС в зоне видимости увеличивает-
ся. Например, отечественный связной спутник «Молния»,
выведенный на орбиту с параметрами: апогей 40 тыс. км,
перигей 460 км, наклонение 63,5°, обеспечивает сеансы свя-
зи продолжительностью 8—10 ч и орбитальная группиров-
ка (ОГ) из трех спутников поддерживает круглосуточную
связь на территории нашей страны.
Средневысокие орбиты (МЕО) позволяют охватывать
связью меньшую зону, чем геостационарная. Продолжи-
тельность пребывания ИСЗ в зоне радиовидимости земных
станций 1,5—2 ч. Поэтому для обеспечения связью наиболее
населенных районов земного шара и судоходных аквато-
рий необходимо создавать ОГ из 8—12 спутников. При вы-
боре средневысоких орбит необходимо учитывать воздей-
ствия радиационных поясов Ван-Аллена, располагающихся
в плоскости экватора. Первый устойчивый пояс высокой
радиации начинается примерно на высоте 1,5 тыс. км и про-