Для решения логистических задач 6 страница

Анализ деятельности систем спутниковой связи

Iridium и Globalstar

В 1998 г. в коммерческую эксплуатацию была запущена

система Iridium, в 1999 — Globalstar, которые смогли на-

брать около 40 тыс. и 80 тыс. пользователей. В них впервые

была реализована идея персональной связи с помощью тер-

минала типа «телефонная трубка».



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


Низкие орбиты обладают значительным преимуществом

по сравнению с геостационарной в отношении энергетиче-

ских характеристик, однако проигрывают по продолжи-

тельности сеансов связи и времени активного существова-

ния ИСЗ. Нельзя не упомянуть и еще об одном достоинстве

низких орбит: они обеспечивают высокую комфортность

связи за счет меньших задержек при распространении сиг-

налов.

Однако первый опыт эксплуатации Iridium и Globalstar

показал, что желающих выложить за «телефонную трубку»

1500 долл. и далее регулярно платить по 1,5—2 долл. за ми-

нуту разговора в мире не так уж и много. В то же время,

по оценкам специалистов, чтобы окупить затраты на созда-

ние глобальной системы общей стоимостью 4—5 млрд долл.,

число ее абонентов должно быть не менее 400—500 тыс.

Дороговизна таких систем имеет глубокие технологи-

ческие корни: чрезвычайно высока сложность, а значит,

и стоимость их космических и наземных сегментов, по-

скольку для глобального охвата нужно достаточно много

спутников и наземных станций. Для быстрой замены вы-

шедших из строя ИСЗ необходимо иметь в каждой из ор-

битальных плоскостей как минимум по одному резервно-

му спутнику.

Сохранение взаимного положения спутников на каждой

орбите требует их периодического фазирования, т.е. воз-

вращение в заданную точку орбиты с помощью включения

корректирующих двигателей. В противном случае из-за

действия на орбите различных дестабилизирующих фак-

торов рабочей зоне системы появятся области, в которых

отсутствует прием. Все это обусловливает высокие эксплу-

атационные расходы на развертывание орбитальной груп-

пировки (ОГ) и ее поддержание в работоспособном состоя-

нии, что в конечном счете увеличивает и стоимость услуг.

Приведенные выше обстоятельства привели к тому, что

система Globalstar пережила в 2002 г., банкротство, которое

привело к тому, что в марте 2003 г. контрольным пакетом

акций оператора в обмен на инвестиции на сумму 55 млн

долл. завладела компания ІСО Global Communications. Это

позволило Globalstar продолжить деятельность — впрочем,

без особого успеха, поскольку число абонентов оператора

все еще не превышает 100000, и это при том, что в компании

заявляют, что проект выйдет на операционную прибыль,

когда абонентская база оператора достигнет 200000 чело-


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 753

век. Банкротство и реструктуризацию пережила также си-

стема Iridium, которая, впрочем, в третьем квартале 2003 г.

впервые в своей истории показала чистую прибыль в раз-

мере 12 млн долл.

Спутниковая система связи Thiiraya

Спутниковая система связи Thuraya (в переводе с араб-

ского Thuraya означает «люстра») является региональной

системой связи. Зона покрытия — Северная и Централь-

ная Африка, Ближний Восток, Индия, Европа, СНГ. Она

создана по заказу Объединенных Арабских Эмиратов

(ОАЭ), использует спутники на геостационарной орбите.

Столь необычное название заслужила благодаря уникаль-

ной бортовой антенной системе, которая способна посылать

на земную поверхность большое число узких лучей (свыше

250) с изменяемой интенсивностью и конфигурацией об-

ластей «освещенности», при этом излучаемая мощность мо-

жет гибко перераспределяться между лучами, допускается

сосредоточение в любом из них до 20% общей мощности,

что обеспечивает гибкое адаптивное изменение пропускной

способности ретрансляторов в зависимости от реальной на-

грузки в той или иной зоне обслуживания.

Зона покрытия включает 99 стран Европы, Северной

и Центральной Африки, Среднего Востока, Центральной

Азии и Индии. На этой территории проживает около 40%

мирового населения.

Система создана в рамках новой концепции построе-

ния систем спутниковой связи, которая получила развитие

в середине 90-х гг. XX в. Основные положения концепции:

построение систем с региональным, а не глобальным по-

крытием; совместимость с существующими GSM сетями

наземных сотовых операторов; позиционирование спутника

на геостационарной орбите; последовательный, а не одно-

временный запуск так называемых спутников-тяжеловесов

(вес спутника выше 1800 кг); длительный срок жизни кос-

мического аппарата — не менее 12 лет.

В рамках этой концепции наиболее привлекательны

с экономической точки зрения региональные системы

с одним-двумя ИСЗ, расположенными на геостационарной

орбите, которые обходятся в два-пять раз дешевле, чем гло-

бальные. Инвесторов соблазняет и то, что для развертыва-

ния региональной сети на начальном этапе требуется ми-

нимум оснащения — всего один спутник и один комплект



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


наземного оборудования для контроля и управления рабо-

той системы связи.

На первом этапе развертывания Thuraya работала через

один геостационарный спутник Thuraya 1, на втором этапе

был выведен спутник Thuraya 2.

Система Thuraya, общей стоимостью около 1 млрд долл.,

была создана «под ключ» компанией Boeing Satellite Systems

(бывшая Hughes Spaceand Communications International,

Inc.). Контракт включал в себя производство двух геостаци-

онарных спутников, запуск первого спутника, производство

и пуск наземного сетевого оборудования, производство око-

ло 250 тыс. трубок стандарта «спутник/GSM/GPS» и стра-

хование проекта.

Диаметр антенны на борту ИСЗ составляет 12,5 м, бор-

товой ретранслятор Thuraya обеспечивает организацию

прямой связи между мобильными абонентами, работаю-

щими через разные лучи. Это очень важно, так как позво-

ляет избежать «двойного скачка» (когда групповой поток

сбрасывается вниз, перекоммутируется на земных станциях

сопряжения и снова возвращается на борт КА). Связь мо-

бильных абонентов с абонентами сетей общего пользования

осуществляется в режиме «прозрачной» ретрансляции, т.е.

вся обработка информации выполняется на земной стан-

ции. Фактически, происходит групповой перенос спектра

частот из L в С-диапазон частот и обратно. Солнечные ба-

тареи спутника дают выходную мощность, равную 13 кВт.

Персональная связь в системе Thuraya организуется так,

что там, где имеются сотовые зоны покрытия, она обеспечи-

вается наземными сетями, а за их пределами — в спутнико-

вом режиме.

В отличие от низкоорбитальных систем Iridium и Glo-

balstar, которые вынуждены поддерживать сопряжение

с большим числом разнотипных стандартов, используемых

в разных регионах мира (GSM, AMPS, TDMA, CDMA,

PDC), региональная связь осуществляется в двух режи-

мах — GSM/Thuraya.

Система поддерживает весь спектр стандартных GSM-

услуг, включая передачу речи, данных и факсимильных со-

общений со скоростью от 2,4 до 9,6 кбит/с.

Услуги по определению местоположения, в последние

годы это одно из наиболее интенсивно развивающихся

направлений связи, осуществляются при помощи GPS-

приемников с точностью не менее 100 м.


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 755

В состав пользовательского сегмента включены несколь-

ко типов терминалов — портативные, мобильные (вози-

мые), полуфиксированные (Semi-Fixed) и морские.

Базовое абонентское устройство — портативный терми-

нал типа «телефонная трубка». Для его питания исполь-

зуются ионно-литиевые батареи емкостью 650/1200 мАч.

Максимальное время разговора в режиме спутниковой свя-

зи составляет 2,4 ч (батарея на 650 мАч) или 4 ч (1200 мАч),

а в режиме ожидания — 34,1 ч (650 мАч) или 63 ч (1200 мАч).

Стоимость «телефонной трубки» — 1500 долл.

Мобильный терминал, по сути, состоит из портативно-

го терминала и набора дополнительных средств, обеспечи-

вающих его работу в движении. Максимальная излучаемая

мощность передатчика — 2 Вт, т.е. она сопоставима с мощ-

ностью мобильных GSM-терминалов.

Полуфиксированный терминал («таксофон») также бу-

дет создан на базе портативного терминала и оснащен сред-

ствами для его установки.

Спутниковые радионавигационные системы (СРНС)

Функция определения места сегодня входит в комплекс

услуг, предоставляемых многими современными спутнико-

выми системами связи, например глобальными спутнико-

выми системами персональной связи Globalstar, Iridium, где

эта задача решается собственными средствами, региональ-

ной спутниковой системой персональной связи Thuraya,

где координаты определяются с помощью сигналов спутни-

ковой радионавигационной системы GPS, спутниковой си-

стемы коммерческого управления транспортом Euteltracs,

в которой предусмотрен собственный режим определения

координат.

Принципиальные отличия услуг по определению ко-

ординат современных спутниковых радионавигационных

систем состоят в том, что СРНС являются специализиро-

ванными системами, которые предоставляют возможность

определять координаты с очень высокой точностью и боль-

шой надежностью, существенно превосходящей ту, которая

предоставляется системами связи, определение координат

в них осуществляется пассивным способом, что позволяет

существенно уменьшить габариты и стоимость аппаратуры

потребителя, возможность определять координаты в СРНС

предоставляется на бесплатной основе всем обладателям

аппаратуры потребителя, в то время как в спутниковых си-



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


схемах связи необходимо платить абонентскую плату. По-

мимо координат СРНС позволяют определять в реальном

масштабе времени три составляющие скорости, точное вре-

мя и направление движения, эти возможности позволяют

оценивать оптимальность маршрутов перемещения транс-

порта и/или груза, соблюдение правил движения и дого-

ворных обязательств, совокупность информации, которую

можно получить в результате обработки сигналов СРНС,

позволяет создавать автоматизированные системы управ-

ления транспортными, грузовыми и пассажирскими пото-

ками.

Потребность в оперативной высокоточной навигации

сухопутных, морских, воздушных и низкоорбитальных кос-

мических объектов обусловили создание в 70—90-е гг. XX в.

среднеорбитальных СРНС второго поколения — системы

ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Си-

стема) в СССР и NAVSTAR (Navigation Sattelite providing

Time And Range) в США, позднее появилось другое обще-

принятое название GPS (Global Positioning System), ког-

да система стала использоваться не только для военных,

но и для мирных целей. Несколько позже в профессиональ-

ную лексику был введен термин GNSS (Global Navigation

Satellite System) — глобальная навигационная спутниковая

система (ГНСС).

Основное назначение СРНС второго поколения — гло-

бальная оперативная навигация приземных подвижных

объектов: наземных (сухопутных, морских, воздушных)

и низкоорбитальных космических. Термин «глобальная

оперативная навигация» означает, что подвижной объ-

ект, оснащенный навигационной аппаратурой потребите-

ля (НАП), может в любом месте приземного пространства

в любой момент времени определить (уточнить) параме-

тры своего движения — три координаты и три составляю-

щие вектора скорости, а также поправку к бортовой шкале

времени и скорость ее изменения. Поскольку эти системы

предоставляют для потребителя возможность высокоточ-

ной синхронизации, то это свойство широко'�использует-

ся в связных системах для увеличения скорости передачи

данных.

Принцип определения своего места в глобальной систе-

ме позиционирования заключается в одновременном изме-

рении расстояния до нескольких навигационных спутни-

ков (не менее трех) — с известными параметрами их орбит


11.3..Использование среды Интернет для решения логистических задач 757

на каждый момент времени, и вычислении по измененным

расстояниям своих координат.

В СРНС второго поколения применяются навигационные

ИСЗ (НИСЗ) на круговых орбитах с высотой 20000 км над

поверхностью Земли. Благодаря использованию атомных

стандартов частоты (АСЧ) на НИСЗ в системе обеспечива-

ется взаимная синхронизация навигационных радиосигна-

лов, излучаемых орбитальной фуппировкой спутников.

Радионавигационное поле в СРНС второго поколения

наряду с основной функцией (глобальная автономная опе-

ративная навигация приземных подвижных объектов) по-

зволяет проводить: локальную высокоточную навигацию

наземных подвижных объектов (сухопутных, морских, воз-

душных) на основе дифференциальных методов навигации

с применением стационарных наземных корректирующих

станций.

СРНС второго поколения включают в себя три сегмента:

орбитальную группировку (ОГ) навигационных спутников;

наземный комплекс управления (НКУ) орбитальной груп-

пировкой НИСЗ; навигационную аппаратуру пользовате-

лей (НАП).

Принципы построения СРНС ГЛОНАСС и GPS в об-

щих чертах идентичны, но отличаются техническим выпол-

нением подсистем.

В настоящее время можно вьщелить следующие основные

категории пользователей навигационных и связных услуг:

— в системах обеспечения безопасности движения воз-

душного и водного (морского и речного) транспорта, дея-

тельность которых регламентируется ИКАО и ИМО и при

котором предусматривается непрерывное глобальное обе-

спечение связи и навигации;

— персональные пользователи средств навигации и связи;

— дальние транспортные и грузовые перевозки, транс-

портировка контейнеров смешанными видами транспорта;

— местное движение, включая связь и навигацию на до-

рогах и в пределах города;

— обеспечение навигационными средствами индивиду-

ального транспорта;

— движение в сельских, удаленных, малонаселенных

и лесных районах;

— связь и навигация на железнодорожном транспорте,

повышение интенсивности движения поездов без угрозы

безопасности, контроль местонахождения вагонного парка;



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


— навигация и связь для малых судов, рыболовства и от-

дыха на воде;

— обеспечение деятельности различных служб в чрезвы-

чайных ситуациях (спасательные службы, службы скорой

помощи, милиция, пожарная служба).

СРНС ГЛОНАСС

СРНС ГЛОНАСС предназначена для непрерывно-

го обеспечения неограниченного числа воздушных, мор-

ских, наземных и космических потребителей высокоточной

координатно-временной информацией в любой точке Земли

и околоземного пространства независимо от метеоусловий.

Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС со-

стоялся 12 октября 1982 г., а в сентябре 1993 г. система

была официально принята в эксплуатацию в неполном

составе с условием развертывания штатной орбитальной

структуры в 1995 г.

В соответствии с поручением Президента РФ полная

группировка в составе 24 спутников в соответствии с феде-

ральной целевой программой «Глобальная навигационная

система» должна быть развернута в 2010 г. В дальнейшем,

после развертывания орбитальной группировки из 24 КА

для ее поддержания нам потребуется делать по одному

групповому пуску в год двух КА «ГЛОНАСС-К» на носи-

теле «Союз», что существенно снизит эксплуатационные

расходы.

Спутник «ГЛОНАСС-М», который был запущен

в 2003 г., излучает в отличие от спутников предыдущего

поколения уже два сигнала для гражданских потребителей,

что позволяет существенно повысить точность их место-

определения.

Спутники «Глонасс-К» относятся к новому поколению,

являются сравнительно малогабаритными и обладают уве-

личенным, до 10—12 лет, гарантийным сроком активного

существования.

ГЛОНАСС является государственной системой, кото-

рая разрабатывалась как система двойного использования,

предназначенная для нужд Минобороны России и граждан-

ских потребителей. Сегодня обязанности по управлению

и эксплуатации системы ГЛОНАСС возложены на Мино-

бороны России.

ГЛОНАСС работает в двух частотных диапазонах:

1,6 ГГц (L1) и 1,2 ГГц (L2) с использованием псевдослучай-


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 759

ной широкополосной модуляции и частотного разделения

каналов.

ГЛОНАСС обеспечивает два уровня навигационной

точности: высокоточный (ВТ-код) и стандартный (ПТ-

код). ВТ-код предоставляется (помимо потребителей

министерства обороны) авторизованным потребителям

и обеспечивает повышенный уровень точности и защиту

от преднамеренных помех. При работе с ВТ одновремен-

но используются сигналы в двух частотных диапазонах

L1 и L2, что позволяет компенсировать ионосферную по-

грешность. Гражданским потребителям предоставляется

доступ к ПТ на частоте L1.

В ГЛОНАСС не используется преднамеренное ухудше-

ние точности гражданского канала, аналогичное режиму

селективного доступа (SA) для GPS.

Информация, предоставляемая навигационным сиг-

налом ПТ, доступная всем потребителям на постоянной

и глобальной основе, обеспечивает возможность определе-

ния: горизонтальных координат, вертикальных координат,

составляющих вектора скорости и времени. Эти точности

можно значительно улучшить, если использовать диффе-

ренциальный метод навигации и/или дополнительные спе-

циальные методы измерений.

Полностью развернутый космический сегмент ГЛО-

НАСС состоит из 24 спутников в трех орбитальных плоско-

стях. Орбиты спутников — круговые с высотой 19100 км

и углом наклонения --64°. Период обращения каждого

спутника составляет приблизительно И часов 15 минут.

Выведение спутников ГЛОНАСС на орбиту осуществля-

ется с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя

«Протон» и разгонного блока. Одним носителем одновре-

менно выводятся три спутника ГЛОНАСС, перевод каж-

дого спутника в заданную точку орбитальной плоскости

производится с помощью собственной двигательной уста-

новки.

Управление орбитальным сегментом ГЛОНАСС осу-

ществляют наземный комплекс управления. Он включает

в себя Центр управления системой и сеть станций слеже-

ния и управления, рассредоточенных по территории Рос-

сии. Наземный комплекс управления осуществляет сбор,

накопление и обработку траекторной и телеметрической

информации обо всех спутниках системы, формирование

и выдачу на каждый спутник команд управления и навига-



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


ционной информации, а также контроль качества функцио-

нирования системы в целом.

Спутники системы ГЛОНАСС непрерывно излучают

навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал

стандартной точности (ПТ) в диапазоне L1 (1,6 ГГц) и на-

вигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазонах

L1 и L2 (1,2 ГГц).

Для определения пространственных координат и точ-

ного времени требуется принять и обработать навига-

ционные сигналы не менее чем от четырех спутников

ГЛОНАСС. Одновременно с проведением измерений

в приемнике выполняется автоматическая обработка содер-

жащихся в каждом навигационном радиосигнале цифровой

информации. Цифровая информация описывает положение

НИСЗ в пространстве и времени (эфемериды) относитель-

но единой для системы шкалы времени в геоцентрической

связанной декартовой системе координат. Кроме того, циф-

ровая информация описывает положение других спутников

системы (альманах) в виде кеплеровских элементов их ор-

бит и содержит некоторые другие параметры.

Результаты измерений и принятая цифровая информа-

ция являются исходными данными для решения навига-

ционной задачи по определению координат и параметров

движения. Навигационная задача решается автоматически

в вычислительном устройстве НАП. В результате решения

определяются три координаты местоположения потреби-

теля, скорость его движения и осуществляется привязка

шкалы времени потребителя к высокоточной шкале коор-

динированного всемирного времени (UTC).

В настоящее время практически все известные навига-

ционные приемники, использующие сигналы спутников

ГЛОНАСС, одновременно принимают сигналы спутников

GPS, т.е. являются комбинированными.

В качестве примера можно привести навигационный

приемник Ижевского радиозавода МЦ0С-А18, имеющий

18 каналов обработки сигналов систем GPS и ГЛОНАСС.

Он осуществляет автоматический поиск, прием и обработ-

ку сигналов двух радионавигационных систем ГЛОНАСС

(Россия) и GPS NAVSTAR (США), измеряет навигацион-

ные параметры на частотах L1 GPS и L1 ГЛОНАСС и обе-

спечивает комбинированную фильтрацию этих измерений.

Приемник формирует навигационные параметры (долго-

ту, широту, высоту), параметры движения объекта, время,


113. Использование среды Интернет для решения логистических задач 761

дату. Точность измерений (без режима дифференциальной

коррекции): местоположения — менее 30 м, скорости —

менее 0,15 м/с Приемник может применяться в системах

управления движением железнодорожного, автомобильно-

го, воздушного, морского и речного транспорта и т.п. Его га-

баритные размеры 150x105x20 мм, потребляемая мощность

платы не более 5 Вт.

Стоимость профессиональной навигационной аппа-

ратуры потребителей, работающей одновременно в стан-

дартах ГЛОНАСС и GPS, сопоставима со стоимостью

аналогичной аппаратуры GPS (за исключением массовой

аппаратуры индивидуального пользования). Интегри-

рованный базовый приемоизмерительный модуль, реа-

лизующий функцию приема и обработки сигналов ГЛО-

НАСС и GPS, стоит примерно на 200—300 долл. дороже,

чем односистемный модуль GPS. В то же время стоимость

терминалов ГЛОНАСС/GPS, использующих в качестве

основы такой модуль, сопоставима, а в ряде случаев даже

ниже стоимости односистемной профессиональной аппа-

ратуры GPS. Характерным примером являются морские

автоматизированные идентификационные системы, где

стоимость ГЛОНАСС/GPS оборудования ниже стоимо-

сти аналогичного GPS-оборудования.

СРНС GPS

Разработка системы GPS началась в 1973 г., в 1978 г. ста-

ли осуществлять вывод ее экспериментальных спутников

на орбиту. Первая штатная орбитальная группировка си-

стемы GPS разворачивалась с июня 1989 г. по март 1994 г.

На орбиту были выведены 24 навигационных спутника

Block П, в 1995 г. она была признана готовой к эксплуа-

тации, хотя уже и до этого система широко применялась

как на транспорте и в быту, так и военными — в частности,

в ходе войны в Персидском заливе в 1991 г. Затраты на ее

реализацию превысили 15 млрд долл.

Полностью развернутый космический сегмент GPS со-

стоит из 24 спутников в шести орбитальных плоскостях.

Спутники обращаются по практически круговым орбитам

с высотой 20200 км с углом наклонения 55 градусов. Пери-

од обращения каждого спутника по орбите составляет при-

близительно 12 часов.

СРНС GPS управляется Министерством обороны

США. Она работает на двух частотах: 1575,42 МГц (L1)



Глава 11 Информационные системы и технологии в логистике


и 1227,6 МГц (L2) с использованием псевдослучайной ши-

рокополосной модуляции и кодового разделения каналов.

Система обеспечивает два уровня навигационной точ-

ности: прецизионный (PPS) и стандартный (SPS). PPS

(Р-код) предоставляется, помимо потребителей министер-

ства обороны, только авторизованным потребителям и обе-

спечивает повышенный уровень точности и защиту от пред-

намеренных помех. PPS использует обе частоты L1 и L2.

Доступ к PPS контролируется криптографическими ме-

тодами (Y-код).

Гражданским потребителям предоставляется доступ

к SPS (С/А-код) на частоте L1.

До 2 мая 2000 г. в GPS использовался так называемый

«режим селективного доступа» SA (Selective Availability),

заключающийся в преднамеренном ухудшении точности

сигнала, предоставляемого гражданским потребителям.

Первоначально предполагалось использовать систему GPS

только в навигационных целях, но исследования, проведен-

ные учеными Массачусетского технологического института

в 1976—1978 гг., показали возможность геодезического при-

менения GPS, т.е. определения координат с миллиметро-

вой точностью с помощью специальных режимов работы

(дифференциальный, двухчастотный, фазовые измерения).

Например, измерения фазы несущей в GPS-приемниках

реализованные в серийной и имеющейся на рынке аппара-

туре позволяют получать точность определения расстояний

между приемниками порядка 1 см + 1 мм на 1 км расстоя-

ния между ними.

Так же как и ГЛОНАСС, система GPS включает три

основные сегмента: космический сегмент, на котором мы

остановились, сегмент управления, состоящий из 5 кон-

трольных центров, включая мастер-центр, дислоцирован-

ных на американских военных базах и сегмент потребите-

лей. В целом системы схожи.

К пользовательскому сегменту относятся персональные

GPS-приемники, которые продаются в виде автономных

устройств, модулей расширения к портативным компьюте-

рам или же встраиваются в определенные виды оборудо-

вания.

Для системы GPS приемники производятся милли-

онными партиями. Платы для них стоят 50—150 долл.,

тогда как комбинированные платы GPS/ГЛОНАСС —

500—1000 долл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: