Рис. 6.3.Виды горизонтальных каналов распределения
Оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля включает все виды деятельности по продаже товаров и услуг тем, кто их приобретает для перепродажи или использования в бизнесе. Владелец пекарни может вести оптовую торговлю кондитерскими изделиями с ближайшим рестораном, однако оптовыми торговцами называются только организации для которых оптовая торговля является основным видом деятельности.
Оптовый торговец - это организация или отдельное лицо, главной деятельностью которых является оптовая торговля. Оптовые торговцы предоставляют услуги как производителям, так и организациям розничной торговли, и подразделяются на коммерческие оптовые организации, брокеров и агентов, а также сбытовые конторы производителей.
Коммерческая оптовая организация является независимой коммерческой организацией, имеющей право собственности на придаваемые товары. Различают коммерческие оптовые организации с полным обслуживанием и коммерческие оптовые организации с ограниченным обслуживанием. Первая предоставляет полный набор услуг по хранению и поставкам товаров, предоставлению кредита, использованию торгового персонала, продвижению и сбыту товаров. Вторые - это оптовые торговцы, которые продают товары скорее производителям, чем розничным торговцам.
Коммерческая оптовая организация с ограниченным обслуживанием предоставляет своим поставщикам и потребителям ограниченный набор услуг. Среди таких организаций можно выделитьоптовиков, продающих за наличность розничным торговцам «товары ограниченного ассортимента (последние сами грузят и транспортируют продукцию).
Рассмотрим некоторые виды посредников, принимающих участие в оптовой торговле.
Брокер - аккредитованный (зарегистрированный) посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров, ценных бумаг, валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах, валютных рынках. Брокер заключает сделки, как правило, по поручению и за счет клиентов, а также может действовать и от
своего имени, но за счет доверителей. За посредничество между продавцами и покупателями брокер получает определенную плату или комиссионные по соглашению сторон, или в соответствии с устанавливаемой биржевым комитетом таксой. Посреднические сделки совершаются, главным образом, через брокерские конторы, фирмы или их филиалы. Крупные брокерские фирмы могут предоставлять кредит покупателям или выступать гарантом при заключении сделки. Брокер не обладает правом собственности на продаваемые товары, его контакты с производителями и покупателями носят временный характер.
Агент в отличие от брокера представляет интересы продавцов или покупателей на достаточно постоянной основе. Он не обладает правом собственности на продаваемые товары и получает комиссионные за организованные им сделки. Существует несколько типов агентов: агенты производителей представляющие интересы нескольких производителей и имеющие с каждым из них формальное соглашение о ценах, территориях их деятельности, поставках и гарантиях на качество, о величине комиссионных; сбытовые агенты, отвечающие по условиям соглашения за сбыт всей продукции производителей, являясь по существу сбытовым отделом производителя. Как правило, они не имеет ограничений относительно территории своей деятельности и обладают полномочиями вести переговоры по ценам и другим условиям реализации, таким как кредит и условия поставки; агенты по покупкам, имеющие долгосрочные соглашения с покупателями, в условия которых может входить покупка, получение, проверка качества, хранение и отгрузка товаров покупателям.
Дилер - посредник (частное лицо или фирма) в торговых сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты. Дилер - член товарной или фондовой биржи, действует от собственного имени и за собственный счет. Дилеры могут заключать сделки между собой, с брокерами, непосредственно с клиентами. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товаров, ценных бумаг, валют. Дилер принимает на себя большую часть риска от операций, покупая и продавая товары с целью получения прибыли от сделок.
Дистрибьютор - относительно крупная независимая посредническая фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у фирм-производителей продукции. Дистрибьюторы могут предоставлять такие услуги клиентам, как хранение продукции, ее доставку,предоставление кредитов. Дистрибьюторы стараются установить длительные контакты с производителями и потребителями. Отношения между дистрибьютором и его заказчиком строятся на договорной основе. В соглашении между ними оговариваются размеры наценок (скидок) к оптовой цене реализуемого товара. Как правило, величина наценок (скидок) варьируется в зависимости от конкретных условий выполнения договора, таких как вид продукции. сроки исполнения заказа, величина партии товара, порядок их доставки с баз и складов, варианты оплаты поставленных товаров наличными или с рассрочкой или без рассрочки платежа) и др. Наценки (скидки) являются источником доходов дистрибьюторов и компенсируют его затраты по организации коммерческой деятельности, закупкам, хранению и продаже товаров.
Сбытовые конторы производителей используется тогда, когда производители решают взять на себя функции оптового сбыта, а не осуществляют ее через независимых оптовиков. Сбытовые отделения имеют условия не только для продажи товаров, но также и для их хранения. Сбытовые конторы располагаются у производителя или вблизи рынка сбыта и не хранят запасов.
Завершающим уровнем канала распределения потребительских товаров является звено розничной торговли. Розничная торговля - это все виды предпринимательской деятельности по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, а не производственного потребления.
6.8.Функции распределительной логистики поставщика и закупочной логистики покупателя.
Процесс управления материальным потоком между поставщиком и потребителем осуществляется с позиции первого методом распределительной логистики, а с позиции второго этот же поток управляется методом закупочной логистики. Данное противоречие разрешается в контракте купли – продажи, где указывается тот момент, до которого этот поток управляется поставщиком, и используются методы закупочной логистики.
Международной торговой палатой разработана система стандартных базисных условий поставки товара ̶ Incoterms, которая и определяет этот момент (рисунок 6.4). В Incoterms базисные условия сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой:
♦ моментом перехода риска потери и повреждения от продавца к покупателю;
♦ моментом, до которого расходы по транспортировке несет продавец, а после покупатель.
1.Группа Е включает условия, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе продавца (EXW – франко-завод). Согласно этим условиям продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он сделал товары доступными для покупателя в принадлежащем продавцу помещении. В этом случае покупатель несет все расходы и риски, возникающие при доставке товара с предприятия продавца до желаемого пункта назначения.
По условиям FCA – «свободно у перевозчика (в обусловленном пункте)» – поставщик выполнил свои обязательства, когда передал товар после осуществления экспортных формальностей покупателю (или перевозчику) в обусловленном пункте. Как мы увидим далее, количество логистических операций, относящихся к распределительной логистике, будет возрастать, а к заготовительной – сокращаться.
Условия FAS – «свободно вдоль борта судна (в указанном порту отгрузки)» – добавляют к вышеперечисленным размещение товаров вдоль борта судна в указанном порту отгрузки.
В эту же группу входят и условия FOB – «свободно на борту (в указанном порту отгрузки)», – добавляющие к предыдущим операциям перемещение товара через поручни судна в порту отгрузки.
3. Группа С включает четыре условия (CFR, CIF, СРТ, CIP), преду- сматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров.
С точки зрения функциональной логистики можно объединить в одну группу условия CFR (стоимость и фрахт в порту назначения) и СРТ (перевозка оплачена до указанного места назначения), согласно которым оплата страхования не является обязанностью поставщика. В другой подгруппе, которую составляют условия CIF (цена, страхование и фрахт до указанного порта назначения) и CIP (провозная плата и страхование оплачены до указанного места назначения), оплата страхования является логистической операцией распределительной логистики.
4. Группа D включает пять условий (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP), согласно которым продавец рискует и несет все затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения.
С логистической точки зрения каждое из названных выше условий: DAF – «доставлено до границ названого пункта», DES – «доставлено с судна в указанном порту назначения», DEQ – «доставлено до причала указанного порта назначения», DDU – «доставлено без оплаты пошлины (...в указанном месте назначения)», DDP – «доставлено с оплатой пошлины в указанном месте назначения» – добавляет к предыдущему следующие логистические операции: обеспечение доступности товара для покупателя, сдача товара покупателю на борту, выполнение таможенных формальностей, доставка товара в указанный пункт в стране импорта и уплата пошлин. Условия DDP фактически означают доставку продавцом товара на склад покупателя с выполнением всех необходимых формальностей.
Глава 6 ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
6.1. Место запасов в логистической системе
В движении материальных потоков неизбежно наступает момент, когда товары превращаются. Причем на протяжении их жизненного цикла это происходит неоднократно. Так, велосипед, вышедший из сборочного цеха производителя, превращается в запас готовой продукции, который хранится на складе до момента отгрузки покупателю, затем переходит в форму транспортного запаса, далее как товарный запас оседает в торговой фирме или магазине и лишь потом оказывается у потребителя.
Запасы имеют сложную статико-динамическую природу. Статичность проявляется в том, что в данный момент времени конкретный продукт не расходуется и не перемещается. Динамичность запасов вытекает из того, что на складе, где они хранятся, ситуация постоянно меняется: одни продукты отпускаются, другие поступают.
Возможно, эффективность логистических систем повысилась бы при отсутствии запасов, в создание и содержание которых вкладываются денежные средства. Однако на практике обойтись без запасов невозможно.
Существует несколько причин запасообразования, которые носят природно-географический, технико-технологический, организационный и экономический характер (рис. 6.1).
ФУНКЦИИ ЗАПАСОВ | ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ | |
Устраняют несоответствие между моментами производства, транспортировки и потребления товаров | Природные и географические | Невозможность непрерывного воспроизводства |
Технико-технологические | ||
Устраняют диспропорциональность объемов и структуры спроса и предложения | Организационно-экономические | Хозяйственный меха- низм экономической системы |
Позволяют получить спекулятивную прибыль | Экономические | Экономическая выгода |
Рис. 6.1. Причины образования и функции запасов
Сезонное производство и сезонная транспортировка некоторых продуктов, характеризуются несовпадением производства и потребления во времени. Например, предприятие, не имея возможности воспользоваться услугами коммерческих посредников, заготавливает сельскохозяйственное сырье или завозит материалы от их производителя речным транспортом, имеющим относительно короткий навигационный период. Ему приходится хранить сырье или материалы в объемах, сопоставимых с величиной годового потребления. Так образуются сезонные запасы.
Размещение предприятий определяется расположением сырьевых и трудовых ресурсов, исторически сложившимися размерами государств. Этим мотивируется разрыв технологических связей. Транспортные организации ввиду ограниченной грузоподъемности транспортных средств принимают к отгрузке партии, обеспечивающие максимальную загрузку транспорта. Однако при этом превышаются объемы текущего потребления, продукция оседает в запасах.
Асинхронностъ производства на технологически связанных между собой предприятиях, обусловленная различными типами технологической организации производства (массовым, серийным, единичным) и длительностью производственного цикла, приводит к несовпадению ритмов производства и потребления и образованию сырьевых запасов. Кроме этого, если предприятие производит продукцию различных типосорторазмеров или ассортиментных групп, то для перехода от одной группы к другой требуется переналадка оборудования — трудоемкий и дорогостоящий процесс, который в целях экономии желательно проводить как можно реже. Поэтому в течение нескольких дней, недель или месяцев выпускаются только отдельные позиции по которым накапливаются запасы готовой продукции.
Причиной запасообразования может стать и хозяйственный механизм. В рыночной экономике возникают избыточные, не соответствующие платежеспособному спросу запасы товаров.
И наконец, запас создается по экономической причине, потому что позволяет получить дополнительную прибыль или экономию на разнице цен. Продавцы часто предлагают скидки с оптовых цен при покупке больших партий товара. При значительных объемах производства создание запаса оправданно, так как экономия на ценах может превысить издержки по его содержанию. Аналогично действует предприятие в условиях инфляции: оно приобретает впрок постоянно дорожающие продукты, а впоследствии продает их по более высокой цене.
Материальные запасы выполняют три основные функции:
1) сглаживают несоответствие между моментами производства, транспортировки и потребления товаров;
2) устраняют диспропорцию между объемами и структурой спроса и предложения на рынке;
3) позволяют получить спекулятивную прибыль.
В конечном счете выполнение этих функций обеспечивает работу логистической системы наиболее дешевым из возможных способом.
Запасы создаются в производственных, транспортных, торговых и других логистических системах, чему соответствует разнообразие их видов. Часть предназначена для реализации, другие ̶ для потребления (в производственном процессе, домашнем хозяйстве), а третьи образуются в результате физического перемещения продуктов от продавца к покупателю в ходе купли-продажи (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Классификация запасов в зависимости от их местонахождения
Производственные запасы представляют собой сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые поступили на предприятие, однако еще не подверглись технологической переработке, а также (в небольших количествах) на цеховых складах и непосредственно у рабочих мест. Производственные запасы имеются как у производителей, так и у торговых и транспортных организаций. Основным признаком их выделения в самостоятельную форму является не местонахождение, а назначение — они предназначены для производственного потребления своим же владельцем.
Материалы вступают в производство в количественных соотношениях, соответствующих нормам расхода, поэтому их запасы взаимозависимы и должны формироваться в определенных пропорциях, чтобы недостаток одних материалов не приводил к образованию излишков других.
Запасы в незавершенном производстве складываются из материалов и полуфабрикатов, которые подверглись обработке и находятся в производственных цехах в виде незаконченной продукции. Они маломаневренны, технологически зависимы, в большинстве случаев их невозможно продать. По этой причине управлением незавершенным производством занимаются не коммерческие, а технические и производственные службы организаций.
Сбытовые запасы образуются у производителей в виде готовой продукции на складах или в выпускающих цехах. Поскольку они являются продолжением производственных запасов в их развитии, процессы образования и управления ими предопределены технологией.
Транспортные запасы ̶ это продукты, находящиеся в процессе транспортировки, а также ожидании на складах и в стадии погрузочно-разгрузочных работ.
Товарные запасы образуются из продуктов на складах торговых предприятий и предназначаются для продажи.
Они выделились в отдельный вид, которыми занимается торговля.
Запасы можно сгруппировать и по другим признакам (рис. 6.3).
ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ | ГРУППЫ ЗАПАСОВ |
По назначению | Средства производства |
Предметы потребления | |
По товарному ассортименту | Черные металлы |
Цветные металлы и т.д. | |
По соответствию потребности | Необходимые |
Излишние (ликвидные и неликвидные) | |
По отношению к нормативу | В пределах норматива |
Сверхнормативные | |
По сохранению товароведческих свойств | Сохраняющие свойства |
Ухудшающие свойства | |
Улучшающие свойства | |
По взаимозаменяемости | Уникальные |
Допускающие замену | |
По равномерности образования | Равномерные |
Случайные | |
Разовые | |
Сезонные | |
По предсказуемости потребления | Группа X (высокая предсказуемость) |
Группа Y(сильные колебания в потреблении) | |
Группа Z (непредсказуемое потребление) | |
По объемам потребления | Группа А |
Группа В | |
Группа С |
Рис. 6.3. Классификация запасов по признакам
На практике классификация запасов помогает при выработке политики закупок. Организация должна ограничивать минимальной величиной запасы продуктов, качества которых ухудшаются в процессе хранения.
Момент перехода запасов из одной формы в другую называется границей запасов (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Границы запасов
Для запасов производственных логистических систем границами являются:
̶ приемка материальных ресурсов у потребителя и совершение первой производственной операции над ними;
̶ для запасов незавершенного производства — первая и последняя (включая комплектование, упаковку) производственные операции;
̶ для сбытовых запасов — последняя производственная операция и отгрузка на транспортное средство;
̶ для транспортных запасов — отгрузка и приемка у покупателя;
̶ для товарных запасов — приемка товара и его отгрузка.
При расчете оптимальной величины запасов их разделяют на три части: текущую, страховую и подготовительную.
Текущим называется запас, обеспечивающий сбыт или производство в интервалах между поставками.
Подготовительный запас позволяет осуществить подготовку продукта к производственному потреблению или отгрузке (нарезать, высушить, снять смазку, укомплектовать, оформить отгрузочные документы).
Страховой запас способствует непрерывности материально-технического обеспечения и сбыта в ситуациях непредвиденных отклонений в условиях торговли или производства (поставка некачественного товара, задержка очередной партии, брак или остановка производства).
Разделение запаса на три части, зависящие от различных факторов, позволяет точнее рассчитать будущую потребность в нем.
6.2. Цели, задачи и функции логистики запасов
Цели логистики запасов вытекают из общелогистических целей. Их можно классифицировать по трем группам:
1) минимизация затрат (текущих и инвестиций) на образование запасов;
2) достижение высокого уровня готовности к отпуску материалов в производство, товаров — к отгрузке и выполнению заказов клиентов;
3) минимизация затрат, создание системы управления запасами, стоимость которой не превышала бы эффект от ее функционирования.
Работа логистической системы должна организовываться таким образом, чтобы уровень имеющихся запасов был в любой момент достаточным для удовлетворения потребностей производственных участков или покупателей при минимальных затратах. Данные условия противоречат друг другу, поэтому действия работников логистических служб должны быть направлены на достижение компромисса или оптимального уровня запасов (рис. 6.5).
Все организации стремятся к высокодоходной работе с минимальными затратами, но из-за различий финансового положения, отраслевой принадлежности, технологий, позиций на рынке и закупаемых продуктов их логистические цели индивидуализируются и конкретизируются.
|
| ||||||||
| |||||||||
Рис. 6.5. Цели логистики запасов
Например, целями могут быть:
• прекращение инвестиций в образование запасов, если нет денег для развития складского хозяйства;
• минимизация закупок, если соответствующие оборотные средства ограниченны (в качестве регулирующей меры предпринимается сокращение работников снабженческих подразделений предприятия и использование для закупок возможностей сети Интернет);
• использование системы закупки «точно в срок», т.е. к моменту потребления или реализации;
• максимизация дохода (например, в торговле, где запасы часто выполняют спекулятивные функции);
• минимизация издержек, связанных с образованием запасов;
• минимизация среднего уровня запаса (в натуральном выражении — при ограничении складов, по стоимости — при ограничении оборотных средств) вплоть до критической формы закупки «точно в срок»;
• минимизация объема дефицита;
• стабилизация запаса, поддержание его на максимально ровном уровне.
Предприятия-производители, стремятся минимизировать издержки, связанные с запасообразованием. Уровень бездефицитности снабжения или сбыта важен, если к их надежности предъявляются повышенные требования. Если трудно предсказать моменты и объемы потребления (сбыта) целесообразно создавать минимальный уровень запасов.
Задачи логистики запасов вытекают из поставленных целей. К ним, в частности, относятся:
• определение хранимого ассортимента;
• выбор подходящей стратегии управления запасами;
• расчет оптимальных объемов запасов;
• определение времени нахождения продуктов в запасах:
• создание информационной и организационной системы поддержания запасов на оптимальном уровне, обеспечение их учета и контроля;
• определение материальной базы (параметры складского хозяйства, места строительства складов).
Функции логистики запасов.
Это учет запасов, планирование, финансовое обеспечение, контроль за состоянием, оперативное регулирование и анализ (рис. 6.6).
Рис.6.6. Функционирование логистической системы запасообразования
Функции логистики запасов взаимосвязаны, они выполняются коммерчес- кими, маркетинговыми, логистическими и финансовыми службами организаций в процессе решения задач управления запасами.
Учет запасов является основой для последующих работ, так как обеспечивает сотрудников коммерческих служб оперативной информацией, необходимой для принятия решений по планированию и регулированию запасов.
В ходе планирования определяется ряд показателей на ближайшую (неделя, месяц) и долгосрочную (квартал, год) перспективу, исходя из которых или с помощью которых в дальнейшем выбираются поставщики и покупатели, определяются сроки, объемы закупок и продаж товаров и другие условия договоров, а также принимаются решения, касающиеся развития складского хозяйства, ведется поиск источников финансовых ресурсов для пополнения запасов (т.е. реализуется функция финансового обеспечения).
Контроль за состоянием запасов необходим для своевременного выявления и реализации излишков товарно-материальных ценностей, проверки их сохранности, предупреждения дефицитных ситуаций и принятия соответствующих управленческих решений.
Посредством оперативного регулирования в ходе повседневной работы коммерческих служб осуществляется поддержание запасов на уровне, достаточном для непрерывного снабжения производства или реализации товаров.
Аналитическая работа в области запасов является практически наименее развитой функцией, однако она выполняет важную роль, позволяя выявить резервы и негативные тенденции в запасообразовании (замедление оборачиваемости, нерациональность ассортиментной структуры запасов) и скорректировать стратегию управления.
Взаимодействие отдельных функций может быть встроено в традиционную систему управления промышленным или торговым предприятием или организовано с помощью специально созданных полуэмпирических или формализованных систем типа CANBAN, производственного планирования и управления MRP I, MRP II, ОРТ.
В создании и поддержании этой логистической системы можно выделить:
1) методологическую часть работ (обоснование стратегии, выбор методов определения параметров системы, соответствующего программного обеспечения и собственно расчеты);
2) организационную и информационную часть (создание системы слежения за состоянием запасов, передачи информации, организации заказов и пополнения ресурсов на складах).
Движения запаса на складе зависят от условий закупок. Если организация закупает продукты одинаковыми партиями через равные интервалы времени, а их отпуск со склада осуществляется постепенно и равномерно в течение года, то график движения остатков на складе будет соответствовать ломаной линии, изображенной на рис. 6.7.