Трехуровневый канал

 
 


Рис. 6.3.Виды горизонтальных каналов распределения

Оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля включает все виды деятельности по продаже товаров и услуг тем, кто их приоб­ретает для перепродажи или использования в бизнесе. Владелец пекарни может вести оптовую торговлю кондитерскими изделиями с ближайшим рестораном, однако оптовыми торговцами называют­ся только организации для которых оптовая торговля является основным видом деятельности.

Оптовый торговец - это организация или отдельное лицо, главной деятельностью которых является оптовая торговля. Оптовые торговцы предоставляют услуги как производителям, так и организациям розничной торговли, и подразделяются на коммерческие оптовые организации, брокеров и агентов, а также сбытовые конторы производителей.

Коммерческая оптовая организация является независимой коммерческой организацией, имеющей право собственности на придаваемые товары. Различают коммерческие оптовые организации с полным обслуживанием и коммерческие оптовые организации с ограниченным обслуживанием. Первая предоставляет полный набор услуг по хранению и поставкам товаров, предоставлению кредита, использованию торгового персонала, продвижению и сбыту товаров. Вторые - это оптовые торговцы, которые продают товары скорее производителям, чем розничным торговцам.

Коммерческая оптовая организация с ограниченным обслуживанием предоставляет своим поставщикам и потребителям ограниченный набор услуг. Среди таких организаций можно выделитьоптовиков, продающих за наличность розничным торговцам «товары ограниченного ассортимента (последние сами грузят и транспортируют продукцию).

Рассмотрим некоторые виды посредников, принимающих уча­стие в оптовой торговле.

Брокер - аккредитованный (зарегистрированный) посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров, ценных бумаг, валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах, валютных рынках. Брокер заключает сделки, как правило, по поручению и за счет клиентов, а также может действовать и от
своего имени, но за счет доверителей. За посредничество между продавцами и покупателями брокер получает определенную плату или комиссионные по соглашению сторон, или в соответствии с устанавливаемой биржевым комитетом таксой. Посреднические сделки совершаются, главным образом, через брокерские конторы, фирмы или их филиалы. Крупные брокерские фирмы могут предоставлять кредит покупателям или выступать гарантом при заключении сделки. Брокер не обладает правом собственности на продаваемые товары, его контакты с производителями и покупателями носят временный характер.

Агент в отличие от брокера представляет интересы продавцов или покупателей на достаточно постоянной основе. Он не обладает правом собственности на продаваемые товары и получает комисси­онные за организованные им сделки. Существует несколько типов агентов: агенты производителей представляющие интересы не­скольких производителей и имеющие с каждым из них формальное соглашение о ценах, территориях их деятельности, поставках и га­рантиях на качество, о величине комиссионных; сбытовые агенты, отвечающие по условиям соглашения за сбыт всей продукции про­изводителей, являясь по существу сбытовым отделом производителя. Как правило, они не имеет ограничений относительно террито­рии своей деятельности и обладают полномочиями вести перегово­ры по ценам и другим условиям реализации, таким как кредит и ус­ловия поставки; агенты по покупкам, имеющие долгосрочные со­глашения с покупателями, в условия которых может входить покупка, получение, проверка качества, хранение и отгрузка товаров покупателям.

Дилер - посредник (частное лицо или фирма) в торговых сдел­ках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты. Дилер - член товарной или фондовой биржи, действует от собственного имени и за собственный счет. Дилеры могут заключать сделки между собой, с брокерами, непосредственно с клиентами. Доходы дилера обра­зуются за счет разницы между покупной и продажной ценой това­ров, ценных бумаг, валют. Дилер принимает на себя большую часть риска от операций, покупая и продавая товары с целью получения прибыли от сделок.

Дистрибьютор - относительно крупная независимая посредни­ческая фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у фирм-производителей продукции. Дистрибьюторы могут предоставлять такие услуги клиентам, как хранение продукции, ее доставку,предоставление кредитов. Дистрибьюторы стараются устано­вить длительные контакты с производителями и потребителями. Отношения между дистрибьютором и его заказчиком строятся на договорной основе. В соглашении между ними оговариваются раз­меры наценок (скидок) к оптовой цене реализуемого товара. Как правило, величина наценок (скидок) варьируется в зависимости от конкретных условий выполнения договора, таких как вид продукции. сроки исполнения заказа, величина партии товара, порядок их доставки с баз и складов, варианты оплаты поставленных товаров наличными или с рассрочкой или без рассрочки платежа) и др. Наценки (скидки) являются источником доходов дистрибьюторов и компенсируют его затраты по организации коммерческой деятельности, закупкам, хранению и продаже товаров.

Сбытовые конторы производителей используется тогда, когда производители решают взять на себя функции оптового сбыта, а не осуществляют ее через независимых оптовиков. Сбытовые отделения имеют условия не только для продажи товаров, но также и для их хранения. Сбытовые конторы располагаются у производителя или вблизи рынка сбыта и не хранят запасов.

Завершающим уровнем канала распределения потребительских товаров является звено розничной торговли. Розничная торговля - это все виды предпринимательской деятельности по продаже това­ров и услуг непосредственно конечным потребителям для их лично­го, а не производственного потребления.

6.8.Функции распределительной логистики поставщика и закупочной логистики покупателя.

Процесс управления материальным потоком между поставщиком и потребителем осуществляется с позиции первого методом распределительной логистики, а с позиции второго этот же поток управляется методом закупочной логистики. Данное противоречие разрешается в контракте купли – продажи, где указывается тот момент, до которого этот поток управляется поставщиком, и используются методы закупочной логистики.

Международной торговой палатой разработана система стандартных базисных условий поставки товара ̶ Incoterms, которая и определяет этот момент (рисунок 6.4). В Incoterms базисные условия сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой:

♦ моментом перехода риска потери и повреждения от продавца к покупателю;

♦ моментом, до которого расходы по транспортировке несет продавец, а после покупатель.

1.Группа Е включает условия, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе продавца (EXW – франко-завод). Согласно этим условиям продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда он сделал товары доступными для покупателя в принадлежащем продавцу помещении. В этом случае покупатель несет все расходы и риски, возникающие при доставке товара с предприятия продавца до желаемого пункта назначения.

По условиям FCA – «свободно у перевозчика (в обусловленном пункте)» – поставщик выполнил свои обязательства, когда передал товар после осуществления экспортных формальностей покупателю (или перевозчику) в обусловленном пункте. Как мы увидим далее, количество логистических операций, относящихся к распределительной логистике, будет возрастать, а к заготовительной – сокращаться.

Условия FAS – «свободно вдоль борта судна (в указанном порту отгрузки)» – добавляют к вышеперечисленным размещение товаров вдоль борта судна в указанном порту отгрузки.

В эту же группу входят и условия FOB – «свободно на борту (в указанном порту отгрузки)», – добавляющие к предыдущим операциям перемещение товара через поручни судна в порту отгрузки.

3. Группа С включает четыре условия (CFR, CIF, СРТ, CIP), преду- сматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров.

С точки зрения функциональной логистики можно объединить в одну группу условия CFR (стоимость и фрахт в порту назначения) и СРТ (перевозка оплачена до указанного места назначения), согласно которым оплата страхования не является обязанностью поставщика. В другой подгруппе, которую составляют условия CIF (цена, страхование и фрахт до указанного порта назначения) и CIP (провозная плата и страхование оплачены до указанного места назначения), оплата страхования является логистической операцией распределительной логистики.

4. Группа D включает пять условий (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP), согласно которым продавец рискует и несет все затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения.

С логистической точки зрения каждое из названных выше условий: DAF – «доставлено до границ названого пункта», DES – «доставлено с судна в указанном порту назначения», DEQ – «доставлено до причала указанного порта назначения», DDU – «доставлено без оплаты пошлины (...в указанном месте назначения)», DDP – «доставлено с оплатой пошлины в указанном месте назначения» – добавляет к предыдущему следующие логистические операции: обеспечение доступности товара для покупателя, сдача товара покупателю на борту, выполнение таможенных формальностей, доставка товара в указанный пункт в стране импорта и уплата пошлин. Условия DDP фактически означают доставку продавцом товара на склад покупателя с выполнением всех необходимых формальностей.



Глава 6 ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ

6.1. Место запасов в логистической системе

В движении материальных потоков неизбежно наступает момент, когда товары превращаются. Причем на протяжении их жизненного цикла это происходит неоднократ­но. Так, велосипед, вышедший из сборочного цеха про­изводителя, превращается в запас готовой продукции, который хранится на складе до момента отгрузки покупателю, затем пе­реходит в форму транспортного запаса, далее как товарный за­пас оседает в торговой фирме или магазине и лишь потом ока­зывается у потребителя.

Запасы имеют сложную статико-динамическую природу. Статичность проявляется в том, что в данный момент времени конкретный продукт не расходуется и не перемещается. Динамичность запасов вытекает из того, что на складе, где они хранятся, ситуация постоянно меняется: одни продукты отпускаются, другие поступают.

Возможно, эффективность логистических систем повысилась бы при отсутствии запасов, в создание и содержание которых вкладываются денежные средства. Однако на практике обойтись без запасов невозможно.

Существует несколько причин запасообразования, которые носят природно-географический, технико-технологический, ор­ганизационный и экономический характер (рис. 6.1).

ФУНКЦИИ ЗАПАСОВ ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ  
Устраняют несоответствие между моментами производства, транс­портировки и потребления товаров Природные и географические Невозможность непрерывного воспроизводства
Технико-технологические  
Устраняют диспропорциональ­ность объемов и структуры спроса и предложения Организационно-экономические Хозяйственный меха- низм экономической системы
Позволяют получить спекулятив­ную прибыль Экономические Экономическая выгода

Рис. 6.1. Причины образования и функции запасов

Сезонное производство и сезонная транспортировка некото­рых продуктов, характеризуются несовпадением производства и потребления во времени. Например, предприятие, не имея возможности вос­пользоваться услугами коммерческих посредников, заготавли­вает сельскохозяйственное сырье или завозит материалы от их производителя речным транспортом, имеющим относительно короткий навигационный период. Ему приходится хранить сырье или материалы в объемах, сопоставимых с величиной го­дового потребления. Так образуются сезонные запасы.

Размещение предприятий определяется расположением сырьевых и трудовых ресурсов, исторически сложившимися размерами государств. Этим мотивируется разрыв технологи­ческих связей. Транспортные организации ввиду ограниченной грузоподъемности транспортных средств принимают к отгруз­ке партии, обеспечива­ющие максимальную загрузку транспорта. Однако при этом превышаются объемы текущего потребления, продукция оседа­ет в запасах.

Асинхронностъ производства на технологически связан­ных между собой предприятиях, обусловленная различными типами технологической организации производства (массовым, серийным, единичным) и длительностью производственного цикла, приводит к несовпадению ритмов производства и по­требления и образованию сырьевых запасов. Кроме этого, если предприятие производит продукцию различных типосорторазмеров или ассортиментных групп, то для перехода от одной группы к другой требуется переналадка оборудования — трудо­емкий и дорогостоящий процесс, который в целях экономии желательно проводить как можно реже. Поэтому в течение не­скольких дней, недель или месяцев выпускаются только от­дельные позиции по которым накап­ливаются запасы готовой продукции.

Причиной запасообразования может стать и хозяйственный механизм. В рыночной эко­номике возникают избыточные, не соответствую­щие платежеспособному спросу запасы товаров.

И наконец, запас создается по экономической причине, пото­му что позволяет получить дополнительную прибыль или эко­номию на разнице цен. Продавцы часто предлагают скидки с оптовых цен при покупке больших партий товара. При значительных объемах производства создание запаса оправданно, так как экономия на ценах может превысить издержки по его со­держанию. Аналогично действует предприятие в условиях ин­фляции: оно приобретает впрок постоянно дорожающие про­дукты, а впоследствии продает их по более высокой цене.

Материальные запасы выполняют три основные функции:

1) сглаживают несоответствие между моментами производ­ства, транспортировки и потребления товаров;

2) устраняют диспропорцию между объемами и структурой спроса и предложения на рынке;

3) позволяют получить спекулятивную прибыль.

В конечном счете выполнение этих функций обеспечивает работу логистической системы наиболее дешевым из возмож­ных способом.

Запасы создаются в производственных, транспортных, торговых и других логис­тических системах, чему соответствует разнообразие их видов. Часть предназначена для реализации, другие ̶ для потребления (в производственном процессе, домашнем хозяй­стве), а третьи образуются в результате физического переме­щения продуктов от продавца к покупателю в ходе купли-про­дажи (рис. 6.2).

 
 


Рис. 6.2. Классификация запасов в зависимости от их местонахождения

Производственные запасы представляют собой сырье, мате­риалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые поступили на предприятие, однако еще не подверглись техно­логической переработке, а также (в небольших количествах) на це­ховых складах и непосредственно у рабочих мест. Производ­ственные запасы имеются как у производителей, так и у торго­вых и транспортных организаций. Основным признаком их выделения в самостоятель­ную форму является не местонахождение, а назначение — они предназначены для производственного потребления своим же владельцем.

Материалы вступают в производство в коли­чественных соотношениях, соответствующих нормам расхода, поэтому их запасы взаимозависимы и должны формироваться в определенных пропорциях, чтобы недостаток одних материалов не приводил к образованию излишков других.

Запасы в незавершенном производстве складываются из материалов и полуфабрикатов, которые подверглись обработке и находятся в производственных цехах в виде незаконченной продукции. Они маломаневренны, технологически зависимы, в большинстве случаев их невозможно продать. По этой причине управлением незавершенным производством занимаются не коммерческие, а технические и производственные службы ор­ганизаций.

Сбытовые запасы образуются у производителей в виде го­товой продукции на складах или в выпускающих цехах. По­скольку они являются продолжением производственных запа­сов в их развитии, процессы образования и управления ими предопределены технологией.

Транспортные запасы ̶ это продукты, находящиеся в процессе транспортировки, а также ожидании на складах и в стадии погрузочно-разгрузочных работ.

Товарные запасы образуются из продуктов на складах тор­говых предприятий и предназначаются для продажи.

Они вы­делились в отдельный вид, которыми занимается торговля.

Запасы можно сгруппировать и по другим признакам (рис. 6.3).

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ ГРУППЫ ЗАПАСОВ
По назначению Средства производства
Предметы потребления
По товарному ассортименту Черные металлы
Цветные металлы и т.д.
По соответствию потребности Необходимые
Излишние (ликвидные и неликвид­ные)
По отношению к нормативу В пределах норматива
Сверхнормативные
По сохранению товароведческих свойств Сохраняющие свойства
Ухудшающие свойства
Улучшающие свойства
По взаимозаменяемости Уникальные
Допускающие замену
По равномерности образования Равномерные
Случайные
Разовые
Сезонные
По предсказуемости потребления Группа X (высокая предсказуемость)
Группа Y(сильные колебания в потре­блении)
Группа Z (непредсказуемое потребле­ние)
По объемам потребления Группа А
Группа В
Группа С

Рис. 6.3. Классификация запасов по признакам

На практике классификация запасов помогает при выработке политики закупок. Организация должна ограничивать минималь­ной величиной запасы продуктов, качества кото­рых ухудшаются в процессе хранения.

Момент перехода запасов из одной формы в другую называ­ется границей запасов (рис. 6.4).


Рис. 6.4. Границы запасов

Для запасов производственных логистических систем грани­цами являются:

̶ приемка материальных ресурсов у потребителя и совершение первой производственной операции над ними;

̶ для запасов незавершенного производства — первая и последняя (включая комплектование, упаковку) производ­ственные операции;

̶ для сбытовых запасов — последняя про­изводственная операция и отгрузка на транспортное средство;

̶ для транспортных запасов — отгрузка и приемка у покупателя;

̶ для товарных запасов — приемка товара и его отгрузка.

При расчете оптимальной величины запасов их раз­деляют на три части: текущую, страховую и подготовительную.

Текущим называется запас, обеспечивающий сбыт или про­изводство в интервалах между поставками.

Подготовительный запас позволяет осуществить подго­товку продукта к производственному потреблению или отгруз­ке (нарезать, высушить, снять смазку, укомплектовать, офор­мить отгрузочные документы).

Страховой запас способствует непрерывности материаль­но-технического обеспечения и сбыта в ситуациях непредви­денных отклонений в условиях торговли или производства (поставка некачественного товара, задержка очередной партии, брак или остановка производства).

Разделение запаса на три части, зависящие от различных факторов, позволяет точнее рассчитать будущую потребность в нем.

6.2. Цели, задачи и функции логистики запасов

Цели логистики запасов вытекают из общелогистических целей. Их можно классифицировать по трем группам:

1) минимизация затрат (текущих и инвестиций) на образо­вание запасов;

2) достижение высокого уровня готовности к отпуску мате­риалов в производство, товаров — к отгрузке и выполнению за­казов клиентов;

3) минимизация затрат, создание системы управления запасами, стоимость которой не превыша­ла бы эффект от ее функционирования.

Работа логистической системы должна организовываться таким образом, чтобы уровень имеющихся запасов был в любой момент достаточным для удовлетворения потребностей произ­водственных участков или покупателей при минимальных затратах. Данные условия противоречат друг другу, поэтому действия работников логис­тических служб должны быть направлены на достижение ком­промисса или оптимального уровня запасов (рис. 6.5).

Все организации стремятся к высокодоходной работе с ми­нимальными затратами, но из-за различий финансового поло­жения, отраслевой принадлежности, технологий, позиций на рынке и закупаемых продуктов их логистические цели индиви­дуализируются и конкретизируются.

                   
     
 
 
Бездефицитное снабжение производства или реализация товаров
 
Экономия денежных средств
   
ОПТИМАЛЬНЫЙ ЗАПАС
 


Рис. 6.5. Цели логистики запасов

Например, целями могут быть:

• прекращение инвестиций в образование запасов, если нет денег для развития складского хозяйства;

• минимизация закупок, если соответствующие оборотные средства ограниченны (в качестве регулирующей меры пред­принимается сокращение работников снабженческих подразде­лений предприятия и использование для закупок возможнос­тей сети Интернет);

• использование системы закупки «точно в срок», т.е. к мо­менту потребления или реализации;

• максимизация дохода (например, в торговле, где запасы часто выполняют спекулятивные функции);

• минимизация издержек, связанных с образованием запа­сов;

• минимизация среднего уровня запаса (в натуральном вы­ражении — при ограничении складов, по стоимости — при ог­раничении оборотных средств) вплоть до критической формы закупки «точно в срок»;

• минимизация объема дефицита;

• стабилизация запаса, поддержание его на максимально ровном уровне.

Предприятия-производители, стремятся минимизировать издержки, свя­занные с запасообразованием. Уровень бездефицитности снаб­жения или сбыта важен, если к их надежности предъявляются повышенные требования. Если трудно предсказать моменты и объемы потребления (сбыта) целесообразно соз­давать минимальный уровень запасов.

Задачи логистики запасов вытекают из поставленных це­лей. К ним, в частности, относятся:

• определение хранимого ассортимента;

• выбор подходящей стратегии управления запасами;

• расчет оптимальных объемов запасов;

• определение времени нахождения продуктов в запасах:

• создание информационной и организационной системы поддержания запасов на оптимальном уровне, обеспечение их учета и контроля;

• определение материальной базы (параметры складского хозяйства, места строительства складов).

Функции логистики запасов.

Это учет запасов, планирование, финан­совое обеспечение, контроль за состоянием, оперативное регу­лирование и анализ (рис. 6.6).

 
 


Рис.6.6. Функционирование логистической системы запасообразования

Функции логистики запасов взаимосвязаны, они выполня­ются коммерчес- кими, маркетинговыми, логистическими и фи­нансовыми службами организаций в процессе решения задач управления запасами.

Учет запасов является основой для последующих работ, так как обеспечивает сотрудников коммерческих служб опера­тивной информацией, необходимой для принятия решений по планированию и регулированию запасов.

В ходе планирования определяется ряд показателей на бли­жайшую (неделя, месяц) и долгосрочную (квартал, год) пер­спективу, исходя из которых или с помощью которых в даль­нейшем выбираются поставщики и покупатели, определяются сроки, объемы закупок и продаж товаров и другие условия до­говоров, а также принимаются решения, касающиеся развития складского хозяйства, ведется поиск источников финансовых ресурсов для пополнения запасов (т.е. реализуется функция финансового обеспечения).

Контроль за состоянием запасов необходим для своевре­менного выявления и реализации излишков товарно-матери­альных ценностей, проверки их сохранности, предупреждения дефицитных ситуаций и принятия соответствующих управлен­ческих решений.

Посредством оперативного регулирования в ходе повсе­дневной работы коммерческих служб осуществляется поддер­жание запасов на уровне, достаточном для непрерывного снаб­жения производства или реализации товаров.

Аналитическая работа в области запасов является прак­тически наименее развитой функцией, однако она выполняет важную роль, позволяя выявить резервы и негативные тенден­ции в запасообразовании (замедление оборачиваемости, нера­циональность ассортиментной структуры запасов) и скорректи­ровать стратегию управления.

Взаимодействие отдельных функций может быть встроено в традиционную систему управления промышленным или торго­вым предприятием или организовано с помощью специально созданных полуэмпирических или формализованных систем типа CANBAN, производственного планирования и управления MRP I, MRP II, ОРТ.

В создании и поддержании этой логистической системы можно выделить:

1) методологическую часть работ (обоснова­ние стратегии, выбор методов определения параметров систе­мы, соответствующего программного обеспечения и собствен­но расчеты);

2) организационную и информационную часть (создание системы слежения за состоянием запасов, передачи информации, организации заказов и пополнения ресурсов на складах).

Движения запаса на складе зависят от условий закупок. Если организация закупает продукты одинаковыми партиями через равные интервалы времени, а их отпуск со склада осуществляется постепенно и равномерно в течение года, то график движения остатков на складе будет соответство­вать ломаной линии, изображенной на рис. 6.7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: