Логистический процесс на складе

Структура процесса в разрезе основных логистических операций, выполня­емых при реализации этого процесса, представлена на рис. 8.

В перечне логистических операций можно выделить три блока:

1) по формированию запасов на складе (выполняются служ­бой закупок);

2) по хранению поступивших товаров;

3) по комплектованию заказов обслуживаемой складом кли­ентуры (производятся службой продаж).

Рассмотрим содержание и условия осуществления этих опе­раций в соответствии с требованием минимальности затрачива­емых средств и времени.

Первый блок операций служба закупок выполняет, обеспе­чивая склад товарами согласно их возможностям переработки и стремясь максимально удовлетворить заказы потребителей. Она должна согласовывать свою деятельность со службой про­даж, добиваться ритмичности переработки грузопотоков и вы­полнения таких условий, как максимальное использование склада, соблюдение правил хранения, выдерживание опти­мальных размеров и сроков хранения запасов при одновремен­ном ускорении оборота товаров.

Рис. 8. Логистические операции в технологическом процессе работы склада

Второй блок операций — самый объемный. Он начинается с разгрузки и приемки товара, сопровождаемых контролем до­кументального и физического соответствия прибывшего груза заказу в качественном и количественном отношении. Груз оформляется через информационную систему. На поддонах или других товароносителях (кассетах, ящиках) происходит фор­мирование грузовых единиц.

Крупные многономенклатурные склады разделяют площадь и процесс приемки на две части: а) участок количественной приемки прибывших и выгруженных в нерабочее время грузов и их кратковременного хранения — приемочная экспедиция (может размещаться в отдельном помещении или части скла­да); б) участок качественной и количественной приемки для дальнейшего хранения в основном помещении склада.

Третий блок. Аналогично производится деление площади под операции отправки: а) формирование грузовых единиц (комплектование товаров в соответствии с заказанным покупа­телями ассортиментом и их кратковременное пребывание в зоне основного хранения — на участке комплектования); б) передача грузовых единиц в отправочную экспедицию для погрузки на транспортные средства.

Внутрискладская транспортировка должна производиться за минимальное время, по кратчайшему пути перемещения то­варов, с минимальным количеством перевалок. Операциям складирования и хранения предшествует выбор системы складирования и, в первую очередь, складского обору­дования для хранения материалов с учетом их специфики. Складское оборудование должно обеспечивать максимальное использование площади и объема склада.

7.12. Выбор системы складирования и хранения, составляющей основу рентабельной работы склада, — это выбор:

• вида и параметров грузовой' единицы;

• способа складирования (в штабелях на полу, на стеллажах различной конструкции, по принципу конвейерного складиро­вания);

• вида складской техники (транспортеры, погрузчики, краны - штабелеры);

• формы управления перемещением грузов (вручную, в дис­танционном режиме, с помощью ЭВМ);

• способа обработки информации (вручную, в режиме реаль­ного времени, непосредственно с компьютера);

• здания для складирования (одноэтажное, высотное, со стеллажно - несущей конструкцией).

Комплектация заказов клиентов начинается с отбора това­ров согласно заказу, затем они упаковываются в инвентарную тару для перемещения в отправочную экспедицию. Здесь пар­тии товаров комплектуются для централизованной или децен­трализованной доставки одним транспортным средством одно­му или нескольким покупателям.

Эффективность технологического процесса на складе оцени­вается по объему выполненных работ, их интенсивности, пол­ноте использования складских помещений, показателям экс­плуатации машин и механизмов, себестоимости складской пе­реработки, сроку окупаемости нового оборудования.

Показатели объема выполненных работ:

• складской товарооборот — количество реализованной (от­правленной) продукции в рублях;

• складской грузооборот — количество отгруженных за оп­ределенное время тонн продукции (характеризует физическую трудоемкость работ на складе).

ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА

• Содержание финансовой логистики

• Функции и принципы финансовой логистики

• Стратегические и тактические задачи финансовой логистики

• Финансовые ресурсы предприятия как основной инструмент финансо­вой логистики

• Рационализация финансовых потоков в логистической системе

• Управление денежными потоками в логистической системе

• Логистические издержки: их оценка и планирование

1. Содержание финансовой логистики

В рыночной экономике деятельность субъектов хозяйство­вания во многом зависит от непрерывного движения и эффек­тивного использования финансовых потоков. Финансовые по­токи тесно связаны с продажей товаров и услуг, инвестициями, поставками материальных ценностей и оборудования, банка­ми, фондовыми биржами, страховыми компаниями, техноло­гическими процессами и др. Схемы финансовых потоков в обя­зательном порядке разрабатываются во всех зарубежных кор­порациях и банках.

В деловой международной практике под финансовой логис­тикой понимается оптимизация финансового механизма ком­пании, координирование финансовых потоков и операций, обеспечение их упорядоченности и точной «балансировки».

Важная особенность финансовой логистики состоит в необ­ходимости рассматривать финансовые потоки во взаимосвязи с производством, транспортом, снабжением, сбытом и другими хозяйственными функциями предприятия. Особое значение ло­гистика имеет для холдингов и финансово-промышленных групп, т.е. объединений, имеющих в своем составе дочерние фирмы и филиалы. В этом случае целесообразно создание ло­гистических систем, охватывающих деятельность всего хол­динга, корпорации в целом. Именно по этому пути идет зару­бежная практика в области управления крупными хозяйствен­ными комплексами.

В условиях рыночной экономики (как еще формирующейся, так и стабильно развивающейся) повышение эффективности движения товарных потоков достигается главным образом за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою оче­редь, обусловливает необходимость выделения и изучения ло­гистических финансовых потоков, соответствующих перемеще­нию товарно-материальных ценностей.

При подготовке и организации логистических процессов не­обходимо помимо планирования материальных потоков про­считать и продумать схемы движения финансовых потоков. Так, в международной практике выбор условий поставки CIF или FOB влияет на распределение затрат на фрахт и страховку между покупателем и поставщиком груза. При транспортиров­ке потери, связанные с порчей груза, несет либо перевозчик, либо поставщик — в зависимости от договорных условий, фак­тических характеристик груза, данных товарораспорядитель­ных документов. Изменение параметров системы складирова­ния влияет на сохранность и качество товара, а следовательно, на его стоимость. Сбыт товара собственными силами, при помо­щи торговых агентов, комиссионеров или консигнаторов требу­ет различных расходов, обеспечивает разный оборот товара и длительность финансового цикла. Таким образом, финансовая логистика представляет собой систему управления (включая планирование и контроль) финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.

Управление финансовыми и материальными потоками осу­ществляется при поддержке информационных технологий и систем. Функцией информационных потоков в логистических системах является обеспечение коммуникационного взаимодей­ствия участников логистических отношений. Финансовая логис­тика использует многочисленные показатели информационных потоков, например, ожидаемые сроки и объемы поставок, время отгрузки, способы платежа и др. Помимо информации, имею­щей непосредственное отношение к товарным потокам, поступа­ют сведения о внешней среде: данные о конъюнктуре рынков, об­щем объеме продаж данного сегмента, рыночном спросе на гото­вую продукцию, ценовых изменениях, стратегии возможных конкурентов и др. Информационные потоки в логистической системе определяются конкретными потребностями финансово­го менеджмента при выполнении отдельных функций планиро­вания, регулирования, анализа и контроля.

Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью ло­гистики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части вопросов существуют разные точки зрения. Различия наблюда­ются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы. Под финансовым потоком понимается: а) любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде; б) движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.

Финансовые потоки в том или ином виде существовали всег­да при любых способах организации предпринимательской дея­тельности хозяйствующих субъектов. Однако практика показа­ла, что наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления мате­риальными и финансовыми ресурсами. Это обусловило появле­ние новой экономической категории — логистический финан­совый поток. Следовательно, логистические финансовые пото­ки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключа­ется в первую очередь именно в потребности обслуживать про­цесс перемещения в пространстве и во времени соответствую' щего потока товарно-материальных ценностей.

Таким образом, под финансовым потоком в логистике сле­дует понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между ло­гистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарно­го потока.

В данной формулировке следует выделить три момента:

1)логистический финансовый поток — это не просто движе­ние финансовых ресурсов, а их направленное движение;

2)направленность движения финансовых ресурсов в логис­тике обусловливается необходимостью обеспечивать перемеще­ние соответствующего товарного потока;

3)движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

С целью маневрирования финансовыми потоками использу­ются заключение различных видов контрактов, подписание до­говоров (купли-продажи, комиссии, мены), внутрикорпораци­онный обмен с использованием трансфертных цен и др. Это спо­собствует регулированию внутрифирменного оборота, перерас­пределению затрат и издержек, управлению бюджетами под­разделений.

Финансовые потоки связывают любые звенья логистичес­кой системы, вступившие в долгосрочные коммерческие отно­шения. Планирование финансовых потоков позволяет распре­делять издержки между подконтрольными хозяйствующими субъектами, обеспечивая сокращение облагаемой налогом при­были и других видов потерь. Достижение наибольшей выгоды от потокового финансового планирования подразумевает повы­шение эффективности управления предприятиями, улучшение оперативного и финансового планирования.

11.2. Функции и принципы финансовой логистики

Финансовая логистика представляет собой часть финансо­вого менеджмента и проявляется в таких выполняемых им функциях, как воспроизводственная, распределительная и конт­рольная.

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансирован­ность товарно-материальных и финансовых ресурсов при мини­мизации производственных затрат по всей логистической цепи.

Формами проявления воспроизводственной функции явля­ются эффективность использования основных фондов и оборот­ных средств, прибыльность и ликвидность, обоснованность привлечения инвестиций и кредитов участниками логистичес­кого процесса. Условие ликвидности предполагает обеспечен­ность инвестиционных проектов денежными средствами, кото­рые необходимы для повышения эффективности логистичес­кой системы.

Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств, поддержании их эффек­тивной структуры в логистической системе. С ее помощью осу­ществляются:

• распределение выручки от реализации товаров (после уп­латы косвенных налогов) в фонд возмещения материальных за­трат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты тру­да и доход, выступающий в форме прибыли;

• перераспределение прибыли на платежи в бюджет (налог на прибыль, недвижимость, местные налоги) и прибыль, остав­ляемую в распоряжении предприятия после налогообложения на производственное и социальное развитие;

• направление прибыли, оставляемой в распоряжении орга­низации, в фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели согласно ее финансовому плану (бюджету).

Распределительная функция предусматривает также реше­ние задач, связанных с рационализацией имеющихся и привле­ченных ресурсов, сокращением потерь от привлечения сторон­них источников, повышением ликвидности и оборачиваемости финансовых и материальных активов.

Важное значение имеют такие составляющие, как аренд­ные, лизинговые платежи, страховые взносы. Увеличивая или уменьшая расходы по этим элементам, можно выйти на задан­ные пропорции фонда возмещения и прибыли как объекта дальнейшего распределения финансовых потоков. От величины прибыли, политики ее формирования и распределения зависит общая концепция применения и развития финансовой логисти­ки на предприятии.

Контрольная функция предполагает контроль за соблюде­нием соответствия между движением материальных и денеж­ных потоков в логистической системе, за состоянием, определя­емым характеристиками ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости звеньев логистической системы от внешних источников финансирования. На стадии контроля проводится мониторинг конъюнктуры финансовых потоков, оцениваются изменения стоимости и риск недополучения фи­нансирования, выявляются возможные проблемы в привлече­нии ресурсов.

Контроль осуществляется двумя способами: а) за изменени­ем финансовых показателей и состоянием платежей и расчетов; б) за реализацией стратегии финансирования. Контрольная функция может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отображать результаты распреде­ления денежных потоков и воспроизводственных процессов.

Управление финансовыми потоками базируется на принци­пах плановости и системности, целевой направленности, дивер-сифицированности, стратегической ориентированности.

Плановость и системность — принцип, следование которо­му — условие сбалансированности материальных и финансо­вых потоков. Финансовая логистика в данном случае имеет внутреннюю ориентацию. Такие элементы, как самоокупае­мость, самофинансирование, материальная и имущественная ответственность, материальная заинтересованность, рассмат­риваются как универсальный способ урегулирования деятель­ности звеньев логистической системы и элементов логистичес­кой цепи.

Принцип целевой направленности требует, чтобы в органи­зации управления финансовыми потоками учитывались цели каждого участника логистического процесса, в частности: соот­ветствие объемов финансирования объемам необходимых за­трат, надежность источников финансирования и обеспечение логистического процесса финансовыми ресурсами, доходность при размещении денежных средств.

Принцип стратегической ориентированности выражается в том, что достижение целей, к которым стремятся участники ло­гистического процесса, обусловлено стратегией развития. Зада­ча состоит в отрицании тех вариантов принятия решений, кото­рые могут противоречить основным целям. Финансовое управ­ление в данной ситуации заключается в выявлении пределов, до которых способно расширяться производство, прогнозирова­нии инновационных вариантов развития, выборе новых на­правлений финансирования. Без этого невозможны устойчивое положение на рынке и развитие логистической системы.

Принцип диверсифицированности предполагает многопро-фильность в работе, сочетание различных комбинаций выпус­каемых товаров, форм оплаты и видов деятельности. Только та­кие условия обеспечивают получение стабильных доходов и рост рентабельности, снижают риск банкротства и повышают конкурентоспособность логистической системы.

11.3. Стратегические и тактические задачи финансовой логистики

Управление финансовыми потоками выражается в целена­правленном использовании финансов для достижения страте­гических и тактических задач функционирования логистичес­кой системы.

Финансовая стратегия — это долговременный курс финан­совой политики, рассчитанный на перспективу и предполагаю­щий решение крупномасштабных задач участников логисти­ческого процесса. В ходе ее разработки прогнозируются основ­ные тенденции развития финансовых отношений с государ­ством и партнерами. С позиции стратегии формируются кон­кретные цели и задачи финансовой деятельности и принимают­ся оперативные управленческие решения.

Содержание финансовой логистики многогранно, оно связа­но с реализацией сложных стратегических и тактических за­дач. К числу стратегических задач можно отнести:

• разработку концепции управления финансовыми потока­ми логистической системы;

• определение основных направлений формирования и ис­пользования финансовых ресурсов на перспективу, имея в виду развитие производственной и коммерческой деятельности, а также состояние макроэкономической конъюнктуры (налогооб­ложение, учетную ставку банковского процента, нормы аморти­зационных отчислений и др.);

• проведение финансового анализа и контроля, выбор спосо­бов финансирования участников логистической системы, оцен­ку инвестиционных проектов;

• использование рыночных механизмов привлечения капи­тала;

• достижение финансовой открытости собственников (акци­онеров, учредителей), инвесторов и кредиторов;

• управление издержками, реализацией продукции и при­былью;

• разработку и реализацию ценовой политики участников логистического процесса.

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта. Многое зависит от влия­ния внешних факторов — состояния финансового рынка, нало­говой и денежно-кредитной политики государства.

В стратегическом отношении финансовая логистика тесно связана с финансовым планированием, касающимся основных параметров деятельности звеньев логистической системы — объема и себестоимости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

Финансовая тактика направлена на решение локальных за­дач конкретного этапа развития логистической системы и зак­лючается в своевременном изменении способов организации финансовых связей, внесении корректив в финансовые графи­ки приобретения материалов и сырья, минимизации производ­ственных затрат, перераспределении денежных и финансовых потоков в логистической цепи.

Тактическими задачами финансовой логистики являются:

• оценка финансовых возможностей при определении стра­тегических целей;

• распределение и оценка эффективности движения денеж­ных потоков по сферам деятельности (текущая, инвестицион­ная, финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;

• определение дополнительных потребностей в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, эмис­сия собственных акций, финансовый лизинг и др.);

• моделирование максимально эффективного движения де­нежных потоков от источников финансирования к исполните­лям проектов;

• оценка надежности источников финансирования и обеспе­чение участников логистической цепи финансовыми ресурсами.

Единство стратегического и тактического управления фи­нансовыми потоками отражается на решении задач финансо­вой логистики, которыми являются:

• положительные финансовые результаты деятельности;

• максимизация прибыли, доходов и поступлений;

• оптимизация структуры капитала и обеспечение финансо­вой устойчивости звеньев логистической системы;

• сохранение компании, стабилизация ее финансового сос­тояния;

• максимизация рыночной стоимости компании (ее имуще­ства).

Максимизация прибыли, или общего объема доходов и пос­туплений, является следствием эффективной политики хозяй­ствования, стратегии, направленной на развитие производства, расширение рынков сбыта товаров и услуг.

Достижение положительных финансовых результатов, соот­ветствующих удовлетворительному в логистическом отноше­нии уровню, — свидетельство оптимального хозяйствования, умения проявлять осторожность в своих действиях. В рамках данной стратегии компании могут соглашаться даже на невысо­кий уровень рентабельности производства.

Принятие в качестве главной цели стабилизации финансо­вого положения, как правило, обусловлено трудными условия­ми хозяйствования предприятий. Компания избирает тактику выживания, маневрирования ресурсами лишь в крайних слу­чаях, допуская незначительный уровень риска.

4. Финансовые ресурсы предприятия как основной инструмент финансовой логистики

Стержнем финансовой деятельности, сопряженной с логис­тическим процессом, является движение денежных средств в потоках поступлений и выплат. При этом прослеживаются че­тыре функциональных направления (рис. 1):

1) привлечение капитала, т.е. финансирование;

2) вложение капитала, или инвестирование;

3) возвращение капитала, получение определенных финан­совых результатов в виде прибыли или убытка;

4) дефинансирование, т.е. распределение и использование финансовых ресурсов.


Рис.1. Движение финансовых потоков

Финансирование как первый этап движения финансового потока означает привлечение капитала в виде денег, матери­альных ценностей с целью обеспечения кругооборота капитала, простого и расширенного воспроизводства.

Финансовые ресурсы формируются у предприятий за счет различных видов доходов и поступлений, а расходуются на про­изводственное, научно-техническое и социальное развитие, об­разование резервов, платежи в бюджетную систему государства и на другие цели.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляет­ся перенос старой стоимости на готовый продукт, но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукт труда в нату­ральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинает­ся только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от реализации товаров выделяются отдельные эле­менты стоимости (фонд возмещения, оплаты труда, прибыль).

Участники логистического процесса могут иметь разные формы финансирования в зависимости от цели финансирова­ния, источника средств и их организационно-правового статуса (рис.2).

В зависимости от источника средств различают внутреннее и внешнее финансирование.

Внутреннее финансирование — это использование соб­ственных средств, прежде всего чистой прибыли, и амортизаци­онных отчислений. В случае активного самофинансирования валовой прибыли должно быть достаточно для уплаты налогов в бюджетную систему и процентов за кредит, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборот­ных средств, выполнения социальных программ.

Внешнее финансирование — это использование средств го­сударства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Финансирование за счет заемного капита­ла предполагает предоставление денежных средств на условиях возвратности и платности. Заемный капитал выступает в двух формах: долго- и краткосрочных финансовых обязательств участников логистического процесса.

Долгосрочные финансовые обязательства — это все виды привлеченных заемных средств со сроком использования более одного года. Среди них можно назвать: долгосрочные кредиты банков, долгосрочные заемные средства в виде задолженности по предоставленному налоговому кредиту; финансовую по­мощь, оказанную на возвратной основе; просроченную задол­женность по полученным долгосрочным кредитам и займам.

Краткосрочные финансовые обязательства включают все формы привлеченного заемного капитала со сроком использо­вания менее одного года: краткосрочные кредиты банков, крат­косрочные кредиты и займы, не погашенные в срок; кредитор­ская задолженность по товарам, работам, выданным векселям, полученным авансам; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Предоставление кредита предполагает дополнитель­ные затраты на его погашение и уплату процентов, а также по­нижение налогооблагаемой прибыли за счет включения в из­держки производства и обращения суммы процентов за кредит.


Рис.2. Финансовые ресурсы логистической системы

Финансовая структура капитала — это соотношение соб­ственного и заемного капитала, используемого звеньями логис­тической системы в процессе хозяйственной деятельности. Ее характер существенным образом влияет на уровень рента­бельности собственного капитала, финансовую устойчивость, платежеспособность, величину финансовых рисков.

В связи с этим процесс формирования структуры финансо­вых ресурсов должен быть подчинен фирменной политике, яв­ляющейся частью ее финансовой стратегии и заключающейся в обеспечении такого сочетания собственных и заемных средств, которое оптимизировало бы соотношение приемлемого риска финансовой устойчивости и высокой рентабельности собствен­ных финансовых ресурсов.

Собственные и заемные финансовые ресурсы имеют опреде­ленные преимущества и недостатки.

К достоинствам собственных средств относятся высокая норма прибыли на вложенный капитал (в данном случае не тре­буется уплата процента за кредит), финансовая устойчивость и снижение риска банкротства компании. Недостатками исполь­зования собственного капитала являются ограничения в отно­шении объема привлечения средств и расширения хозяйствен­ной деятельности.

Заемные средства отличаются более широкими возможно­стями привлечения капитала, они создают предпосылки для увеличения финансового потенциала предприятия, когда воз­никает необходимость в наращивании объемов хозяйственной деятельности. Отрицательные черты заемных средств проявля­ются в сложности привлечения последних, поскольку получе­ние кредита требует согласия других участников логистическо­го процесса, гарантий или залога. Кроме того, возрастают из­держки финансирования в виде процентов за кредит, комисси­онных платежей, дивидендов.

Экономический результат формирования финансовых ре­сурсов характеризует соотношение собственных и заемных средств. Доля собственных средств выражается коэффициен­том самофинансирования (Ксф), который равен:

где Фс ̶ собственные средства в форме чистой прибыли и амортиза­ционных отчислений;

Фр ̶ общий объем финансовых ресурсов (соб­ственных, заемных и привлеченных), которыми располагает пред­приятие.

Рекомендуемое значение данного коэффициента — не более 0,5, или 50 %. Высокий удельный вес заемных средств (более 50 %) усложняет финансовую деятельность, поскольку предпо­лагает дополнительные выплаты кредиторам и инвесторам в форме процентов, дивидендов, комиссионного вознагражде­ния, что грозит неликвидностью баланса. Финансистам прихо­дится каждый раз определять выгодность вовлечения в оборот внешних заимствований. Наличие финансовых ресурсов в дос­таточных размерах предопределяет эффективность логистического процесса, т.е. финансовую независимость и платежеспо­собность его участников в любой период времени.

Для политики формирования структуры финансовых ресур­сов организации важны следующие факторы:

• стабильность реализации продукции: чем выше ее сте­пень, тем безопаснее использование заемного капитала;

• уровень развития логистической системы: растущая ком­пания, имеющая конкурентоспособную продукцию, может при­влекать для финансирования большую долю заемных средств;

• условия налогообложения: в компаниях с высоким уров­нем налогообложения прибыли использование заемных средств более эффективно, так как выплата процентов за кредит снижа­ет размер балансовой прибыли;

• конъюнктура финансового рынка: от ее состояния зависит стоимость заемного капитала и, соответственно, эффективность его привлечения.

5. Рационализация финансовых потоков в логистической системе

Логистические финансовые потоки неоднородны. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления ими обусловливает необходимость проведения их класси­фикации, в частности, по следующим признакам: отношению к логистической системе; направлению движения; назначению; способу переноса авансированной стоимости; форме расчета; виду хозяйственных связей.

• По отношению к конкретной логистической системе различают:

• внешние финансовые потоки, которые протекают во внеш­ней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы;

• внутренние финансовые потоки, которые существуют вну­три логистической системы и видоизменяются за счет выполне­ния с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций.

В свою очередь внешние логистические финансовые потоки в зависимости от направления движения подразделяются на входящие, т.е. поступающие в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды, и выходящие, т.е. начинающие движение из рассматриваемой логистической системы и далее существующие во внешней среде.

• По назначению логистические финансовые потоки мож­но разделить на группы, соответствующие обслуживаемым ими процессам:

• инвестиционные;

• формирования материальных затрат в связи с производст­венной деятельностью организации;

• продажи товаров;

• закупки товаров.

• По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются сле­дующим образом:

• сопутствующие движению основных фондов предприятия (инвестиционные и связанные с формированием материальных затрат);

• обусловленные движением оборотных средств предприя­тия (все остальные группы финансовых потоков, выделяемые при классификации по назначению).

• В зависимости от применяемых форм расчетов разли­чают две большие группы финансовых потоков:

• денежные финансовые потоки, характеризующие движе­ние наличных финансовых средств и подразделяющиеся на по­токи наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;

•информационно-финансовые потоки, обусловленные дви­жением безналичных финансовых средств и подразделяющие­ся на потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкас­совыми поручениями, документарными аккредитивами и рас­четными чеками.

♦ По видам хозяйственных связей различают горизон­тальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отража­ют движение финансовых средств между равноправными субъ­ектами предпринимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями логистической системы.

Основной целью финансового обслуживания товарных пото­ков в логистике является обеспечение их движения финансовы­ми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с ис­пользованием наиболее эффективных источников финансиро­вания. В самом простом случае каждому товарному потоку со­ответствует свой единственный финансовый поток.

Если предприятие-продавец на основании договора купли-продажи поставляет предприятию-покупателю приобретенную им продукцию, переме­щение которой и образует товарный поток. Предприятие-покупатель, соблюдая установленную договором форму расчетов, производит оплату поставки этой продукции и перечисляет денежные средства предприятию-продавцу, которые в свою очередь образуют финансовый поток. На рис.3 отражена характерная для данного примера схема движения товарного и финансового потоков.


Рис.3. Движение товарного и финансового потоков

Товарный и финансовый потоки имеют диаметрально про­тивоположную направленность, однако прямолинейность по­следнего возможна лишь в условиях оплаты поставки продук­ции наличными деньгами. Необходимо подчеркнуть, что в при­веденном примере финансовый поток является «вторичным», или «зависимым», по отношению к товарному потоку, он спо­собствует эффективному прохождению потоком товарно-мате­риальных ценностей пути от предприятия-продавца к предпри­ятию-покупателю.

При использовании какой-либо формы безналичных расче­тов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения (рис.4).

Анализ рис. 11.4 показывает, что при организации безна­личных расчетов поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным по­током и общий источник возникновения; в то же время финан­совый поток осуществляется между банками предприятия-по­купателя и предприятия-продавца и имеет обратную направ­ленность по отношению к товарному потоку. Выбор формы без­наличного платежа определяется требованием эффективности, которая зависит от конкретных условий.

 
 


Рис.4. Движение товарного, информационного и финансового потоков в логистической системе при осуществлении безналичных расчетов:

- движение продукции (товарный поток)

- движение платежных документов (информационный поток)

- движение денег (финансовый поток)

Так, при расчетах между продавцами и покупателями, на­ходящимися в разных городах, рекомендуется использовать инкассо или аккредитив, а в одном городе — расчетные чеки или платежные поручения. При этом инкассо (платеж в банке покупателя) является наиболее естественной формой безналич­ных иногородних расчетов, а аккредитив (платеж в банке про­давца) применяется как экономическая санкция и выражает недоверие к покупателю.

Общая схема движения товарного, информационного и фи­нансового потоков, представленная на рис.4, отражает син­хронность начала всех потоковых процессов. Однако каждая конкретная форма безналичных расчетов предусматривает свою очередность движения продукции, платежных документов и денег. Кроме того, большое влияние на величину, источник воз­никновения и время начала движения финансового потока ока­зывают предусмотренные в договоре купли-продажи дополни­тельные условия платежа. К их числу относятся и условия предоставления различных видов ценовых скидок покупате­лям товаров. Анализ коммерческой деятельности организаций как в Республике Беларусь, так и за рубежом показывает, что число используемых скидок достаточно велико (до 20 разновид­ностей), а их размеры зависят главным образом от специфики выполняемых операций, условий поставки товаров и платежа, характера взаимоотношений продавца и покупателя. Необхо­димо отметить, что любая скидка экономически целесообразна только в том случае, если она выгодна всем участникам логис­тической цепи.

Многообразие форм и направлений развития современного финансового рынка, а также специфика механизма его функ­ционирования в условиях рыночных отношений обусловлива­ют возможность широкого использования ценных бумаг и про­изводных финансовых инструментов при финансовом обслужи­вании движения товарных потоков. Эффективное применение инструментов фондового рынка помимо оптимизации финансо­вых потоков позволяет значительно улучшить показатели хо­зяйственной деятельности всех участников логистической це­пи — как предприятий-продавцов, так и предприятий-покупа­телей. В первую очередь это касается снижения издержек и уве­личения чистой прибыли, остающейся в распоряжении хозяй­ствующих субъектов, путем минимизации налоговых платежей. Для их уменьшения в настоящее время могут быть использова­ны возможности отдельных видов ценных государственных бу­маг, выпуск и обращение векселей различных эмитентов.

Как правило, предприятия-покупатели при финансовом обеспечении сде­лок купли-продажи используют денежные средства, аккумулированные на их расчетных счетах в коммерческих банках. Однако более эффективной для них может быть следующая схема: предприятие-покупатель направляет имеющиеся у него денежные средства на приобретение ценных бумаг, для кото­рых предусмотрено льготное налогообложение (например, государственных или муниципальных облигаций), а для закупки необходимых товаров бе­рет кредит в коммерческом банке. В этом случае проценты по кредиту в преде­лах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе затрат на производство и обращение товаров (соответственно уменьшая налогообла­гаемую прибыль предприятия), а доход, полученный по приобретенным цен­ным бумагам, подлежит отдельному учету и льготному налогообложению.

Для эффективного применения предлагаемой схемы предприятия-поку­патели должны учитывать большое число дополнительных факторов, в част­ности: стоимость и срок возврата кредита, размер комиссионных коммерческо­го банка при покупке государственных или муниципальных облигаций, сроки перечисления денежных средств, закономерности функционирования рынка ценных бумаг. К анализу всех факторов целесообразно привлекать специалис­тов, работающих на фондовом рынке, досконально изучивших его и способных предсказывать изменения конъюнктуры. Опыт показывает, что в большинстве случаев вышеприведенная схема дает положительный результат при финан­совых операциях, осуществляемых в пределах 30 дней.

Примерная схема движения товарного и финансового потоков в условиях использования предприятием-покупателем государственных и ценных муни­ципальных бумаг для повышения эффективности закупочных операций пред­ставлена на рис. 5. Для упрощения схемы потоковых процессов мы исходи­ли из предположения о том, что коммерческий банк, в котором у предприя­тия-покупателя открыт расчетный счет, является для него одновременно и банком-кредитором (при получении ссуды), и банком-дилером (при покупке цен­ных бумаг).

 
 


Рис. 5. Движение товарного и финансового потоков при минимизации налоговых платежей предприятием-покупателем:

– движение продукции (товарный поток)

– движение денег для оплаты продукции (финансовый поток)

– движение денег, используемых для покупки ценных бумаг (финансовый поток № 2)

– движение ценных бумаг (поток товарно-нематериальных ценностей)

Анализ рис.5 показывает, что логистический финансо­вый поток (т.е. финансовый поток, обусловленный движением основного товарного потока — потока товарно-материальных ценностей) по источникам образования является заемным, поскольку формируется за счет кредитных ресурсов коммер­ческого банка. В то же время собственные денежные средства предприятие-покупатель использует для приобретения госу­дарственных или муниципальных ценных бумаг, что образует финансовый поток № 2, сопутствующий логистическому финансовому потоку. В свою очередь движение ценных бумаг вызывает появление нового товарного потока — потока товарно-нематериальных ценностей, поскольку ценные бумаги также являются товаром. Следует отметить, что оптимизировать движение вышеназванных товарных потоков можно как каж­дого в отдельности, так и обоих вместе. Однако только во втором случае использование логистического подхода к управлению потоковыми процессами принесет наибольший экономический эффект для конкретного предприятия.

Для минимизации налоговых платежей в хозяйственной де­ятельности предприятий кроме государственных и муници­пальных ценных бумаг могут применяться процентные и дис­контные векселя, обращение которых значительно изменяет схему движения финансовых потоков. Так, например, при ис­пользовании во взаиморасчетах простого процентного векселя сумма платежа за поставку товаров разбивается на две части — номинал векселя и проценты по векселю, что позволяет снизить стоимость товаров и уменьшить величину оборотных налогов. Для предприятия-покупателя, выписавшего простой процентный вексель предприятию-продавцу, номинал векселя будет от­ражать стоимость купленных товаров, а проценты по нему — плату за отсрочку платежа, которая полностью учитывается в составе издержек производства и обращения. Для продавца, по­лучившего такой вексель за свои товары, налогом на добавлен­ную стоимость и другими налогами с оборота облагается только номинал векселя, а проценты по нему считаются доходом по ценным бумагам. В случае применения простого процентного векселя движение товарного и финансового потоков может под­чиняться схеме, отраженной на рис. 6.

 
 


Рис. 6. Потоковые процессы при использовании простого векселя:

̶ движение продукции (товарный поток)

̶ покупатель выдает вексель продавцу

̶ продавец предъявляет вексель к оплате в установленный срок

̶ покупатель оплачивает поставленный товар («гасит» вексель)

На развитом рынке ценных бумаг широко используются пе­реводные дисконтные векселя различных эмитентов, как пра­вило, способствующие улучшению взаиморасчетов при органи­зации поставок продукции. Приобретение переводного векселя по цене ниже номинальной стоимости дает экономию при рас­четах с предприятием-векселедателем за его товары и услуги. Кроме того, предприятия, имеющие задолженность перед век­селедателем, охотно принимают его векселя от третьих лиц (в качестве оплаты за поставки своих товаров) и используют их для погашения долга. Однако с появлением переводного вексе­ля механизм финансового обслуживания логистического товар­ного потока еще более усложняется.

Построение и исследование логистических финансовых по­токов имеет большое значение, так как на практике очень часто наблюдается несовпадение в движении материальных и финан­совых потоков. Например, информация о том, что товар отгру­жен и находится в пути, приходит к покупателю гораздо рань­ше, чем сам товар. Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во времени от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпа­дения во времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за несовпадения потоков, осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внимания персонала.

Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посредника, а расчеты фирмы-производи­теля за услуги логистических посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информационным и финансовым потокам логистическая струк­тура приобретает вид, представленный на рис.7

.


Рис.7. Взаимодействие звеньев логистической системы по информационным и финансовым потокам:

ЗЛС1, ЗЛР2,...,ЗЛС5 — звенья логистической системы;

R1, R2,...,R7 ̶ информационные потоки;

С1, С2, …, С5 ̶ финансовые потоки

̶ информационные потоки

̶ финансовые потоки

Получившая в последнее время широкое распространение практика использования различных видов ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и покупателя­ми товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с другой — по­высила его эффективность. По мнению некоторых специалис­тов в области логистики и финансового планирования, при соб­людении определенных условий схемы взаиморасчетов с ис­пользованием ценных бумаг позволяют экономить от 10 до 30 % суммы платежа за поставку товаров. Кроме того, необхо­димо учитывать, что конкретный механизм финансового обслу­живания товарных потоков зависит и от характера хозяйствен­ных связей — прямого (непосредственно между продавцом и покупателем продукции) или опосредованного (с участием ком­мерческих посредников). Специфика опосредованных хозяй­ственных связей, определяемая наличием в логистической це­пи коммерческих посредников, обусловливает особенности при­менения логистического инструментария в сфере оказания пос­реднических услуг по организации и обслуживанию движения продукции от производителей к потребителям.

В процессе планирования и управления финансовыми пото­ками важно умело применять организационные, правовые и ад­министративные инструменты, чтобы оперативно задавать нуж­ное направление. Организации обычно имеют арсенал, позво­ляющий маневрировать ресурсами, осуществлять налоговое планирование и сокращать различные финансовые потери.

6. Управление денежными потоками в логистической системе

Специфика трансформационного периода диктует участни­кам логистической системы необходимость использовать эф­фективную модель управления денежными средствами, способ­ную обеспечить непрерывность денежных потоков, придать им ускорение и поддающуюся регулированию. Денежные средства участвуют во всех хозяйственных операциях, и управление ими является одним из важных элементов функционирования всей логистической системы. В связи с этим управление денежными средствами можно рассматривать как процесс принятия решений, обеспечивающий эффективное функционирование логистической системы.

В рыночной экономике главной целью управления денеж­ными средствами является оптимизация их объема на текущем счете и максимизация эффекта от их использования. Первосте­пенное значение имеют проблемы своевременного регулирова­ния текущих обязательств, ускорения оборота денег и синхро­низации доходов и расходов в текущем периоде.

Максимизация эффекта использования денежных средств предполагает принятие решений, касающихся определения та­кого объема денежных средств на предприятии, который позво­лял бы выполнять текущие обязательства и одновременно по­лучать дополнительные доходы. Следует учитывать возможные потери при нерациональном использовании денежных средств, а также риск необеспеченности денежными ресурсами в уста­новленном периоде.

Каждая организация должна иметь оптимальное количес­тво денежных средств, обеспечивающее ее непрерывное функ­ционирование. Денежные потоки связаны с финансово-хозяй­ственной деятельностью, и эффективное управление денежны­ми средствами требует определения величины риска каждой финансовой операции. Для снижения степени риска необходи­мо предусматривать возможность многовариантного использо­вания денежных средств и выбирать наилучшие направления с точки зрения их влияния на финансовый результат.

Оптимизация объема денежных средств связана с реализа­цией ряда направлений (рис.8).

 
 


Рис.8. Направления оптимизации объема денежных средств

Поступление денежных средств в полном объеме обеспечи­вается на основе планов реализации продукции и других мер. Контроль за своевременностью этого процесса должен осущест­вляться с помощью краткосрочных прогнозов, уточняемых в соответствии с конъюнктурой рынка, изменениями других хо­зяйственных параметров. Денежные средства, получаемые от реализации, направляются на покуп­ку сырья, материалов, создание запасов, тем самым деньги ста­новятся обязательным условием деятельности организации. Рациональное использование де­нежных средств позволяет улучшить финансовую ситуацию субъекта. Со­кращение периода оборота денежных средств способствует их скорейшему инвестированию. В свою очередь длительность оборота денежных средств зависит от ряда факторов (рис.9)

 
 


Рис.9. Основные факторы, влияющие на длительность оборота денежных средств

Важное значение имеет обоснование всех видов платежей, которые должны обеспечивать нормальное функционирование организации. На современном этапе особая роль принадлежит принципу эффективности каждой операции, связанной с расхо­дованием денег. Кроме точности определения направлений ис­пользования денежных ресурсов не менее значима целесообраз­ность решений по их реализации с учетом достигаемого эконо­мического эффекта. Последний зависит от способа финансирова­ния предполагаемых работ, видов сырья, условий поставок, цен, что обеспечивается выбором наиболее рациональных решений.

Поступления и расходы должны балансироваться не только по объемам. Для сохранения платежеспособности важна син­хронизация денежных потоков на протяжении всего хозяй­ственного оборота. Недостаток денег даже в течение короткого периода ведет к увеличению затрат и ухудшению финансового состояния. В то же время излишек свободных денег может быть использован для расширения объема денежных поступлений.

Планирование движения денежных средств связано с необ­ходимостью считаться с изменениями конъюнктуры, потреб­ностей и реальных возможностей рынка. В переходный пери­од перспективное финансовое планирование движения денеж­ных средств в основном охватывает инвестиционные проекты, обосновывает финансовое обеспечение развития производства и его модернизации.

Действенность системы управления денежными ресурсами зависит от постоянной разработки денежных потоков, контроля за их расходованием и оценки последствий, а также рациональ­ного маневрирования всеми ресурсами. Повышение эффектив­ности системы достигается усилением материальной заинтересо­ванности всех участников логистической цепи в ускорении обо­рота денежных средств и наращивании собственного капитала.

Умелое маневрирование потоками денежных средств во многих случаях позволяет сократить разрывы между доходами и расходами, сглаживает отрицательные последствия этих яв­лений и ускоряет оборот денежных средств. Оно предполагает:

а) реализацию продуманных финансовых решений, способных устранить нарушения и обойти препятствия, с которыми связа­ны задержки поступлений;

б) рациональное использование де­нежных средств.

В качестве эффективных маневров могут предприниматься перемещение некоторых расходов на другое время, изменение направлений поставок, привлечение заем­ных средств, отсрочка некоторых обязательств.

7. Логистические издержки: их оценка и планирование

Оценка и планирование эффективности логистической систе­мы предполагают обоснование и учет логистических издержек.

Логистические издержки составляют 20—30 % стоимости продукции. Их сокращение, следовательно, значительно повы­шает конкурентоспособность компаний. По оценкам специа­листов [46], использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы почти на 80 %, а затраты на оборудование (приспособления) — на 50 %.

Чаще всего эффективность логистических решений оцени­вается с точки зрения их влияния на общие издержки или на выручку от продаж. Можно принять решение, в результате ко­торого общие издержки возрастут, но за счет обеспечения более качественного обслуживания произойдет увеличение выручки от продаж. Иногда решения, принятые в какой-либо области, отражаются непредвиденным ростом затрат в одной или не­скольких других областях или звеньях логистической цепи. Так, изменения производственного графика, предусматриваю­щие повышение эффективности выпуска продукции, могут вызвать колебания объема запасов готовых изделий и негатив­но сказаться на обслуживании покупателей.

Логистические издержки — это затраты, связанные с вы­полнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупкой, складированием поступающего сырья, внутрипроизводственной транспортировкой продукции, внутрипроизводственным хранением в незавершенном произ­водстве, хранением готовой продукции, внешней транспорти­ровкой и др.

Планирование и калькулирование логистических издержек подчиняется принципу общих затрат, возникающих в связи с материальным и информационным потоками по всей логисти­ческой цепи. Анализ затрат позволяет определить эффектив­ность логистической системы. Для этого сравниваются: внутрен­ние и внешние затраты; выполнение логистических операций разными производителями; структуры логистических затрат в собственной микрологистической системе и у конкурентов.

Важной особенностью формирования логистических затрат и последующего принятия логистических решений является их реализация в рамках уровня издержек, существующего в систе­ме. Анализ затрат предполагает учет изменения издержек, вы­зываемых логистическими решениями. Кроме того, издержки рассматриваются с позиций их нарастания — как трансформа­ция общих затрат вследствие преобразования системы. Так, по­явление нового звена в распределительной сети влияет на за­траты по транспортировке, передаче информации, ведению пе­реговоров, содержанию запасов, т.е. изменяет структуру издер­жек и их общую величину в системе.

Издержки функционирования логистической системы мож­но оценить с помощью следующих показателей:

• величина административно-управленческих расходов;

• добавленная в логистических цепях стоимость;

• расходы, связанные с гарантийным обслуживанием и воз­вратом товаров потребителем.

Снижение затрат, а следовательно, увеличение прибыли можно получить через различные логистические решения, на­пример, в результате реорганизации производственных пло­щадей, которая уменьшает издержки по внутризаводским ма­териальным потокам. Значительные выгоды дает оптимиза­ция складского хозяйства: компактно размещенное складское оборудование повышает производительность складских работ. Дополнительную экономию затрат приносит создание централи­зованных складов. Благодаря автоматизации складского обору­дования существенно сокращается время, потребное для досту­па к производственным материалам, со временем отпадает не­обходимость в промежуточном буфере при складировании, уменьшается интервал между поставкой деталей и отпуском го­товой продукции. Это в ряде случаев позволяет снизить затраты на складское хранение до 20 %.

Сравнивая стоимость воздушных перевозок и доставки това­ров другими видами транспорта (железнодорожным, морским), можно отметить, что повышенные затраты собственно авиапе­ревозок в дальнейшем компенсируются уменьшением расходов на складирование товаров и поддержание их в сохранности, снижением потерь, связанных с порчей, убылью товаров и др. Таким образом, изменение способа транспортировки сущес­твенно влияет на расходы по хранению товаров и общее качес­тво услуг.

Значительной частью логистических издержек выступают трансакционные издержки, т.е. связанные с заключением сделок в логистической системе. Они характерны для закупоч­ной, распределительной, сервисной и таможенной логистики, возникают до и после заключения сделок в логистических си­стемах различного уровня.

На этапе, предшествующем заключению сделок, к трансакционным можно отнести, в частности, следующие издержки: обусловленные поиском информации о потенциальном партне­ре или ситуации на рынке; вызванные неполнотой или неточно­стью полученной информации; связанные с ведением перегово­ров (обсуждение условий контракта, выбор формы договора); потребные для измерения качества товаров и услуг — объекта сделки; связанные с подписанием контракта (на юридическое оформление сделки).

После заключения сделки возможны следующие трансакционные издержки:

• по мониторингу и профилактике оппортунизма, включая контроль за соблюдением условий сделки, недопущением наме­ренного искажения одной из договаривающихся сторон инфор­мации об исполнении условий договора и их нарушения с це­лью получения незаконных материальных выгод;

• по защите прав собственности (судебные, арбитражные расходы, затраты времени и ресурсов для восстановления нару­шенных в ходе исполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадлежащей за­щиты);

• по защите от третьих лиц (затраты на защиту от претен­зий налоговых, таможенных органов на часть полезного эффек­та, полученного в результате сделки).

Интегрированный процессный подход в логистике выявил нехватку информации об издержках. Традиционно используе­мые системы планирования и бухгалтерского учета затрат не всегда пригодны для оценки и выбора компромиссных вариан­тов логистических решений, они не позволяют полностью идентифицировать логистические издержки. К примеру, за­траты на обработку и выполнение заявок представляют собой совокупность конкретных издержек, характерных для раз­личных функциональных областей деятельности организа­ции: ведения переговоров и заключения контракта; размеще­ния и выполнения заказа; измерения качества продукции (работ, услуг); оформления документации; отгрузки продукции; сервиса.

Одной из отличительных черт оценки логистических из­держек выступает требование учета движения материальных потоков и обслуживания покупателей. Система идентифика­ции логистических затрат должна быть способна осуществлять раздельный анализ затрат и доходов, имеющих отношение к покупателю, рыночному сегменту или каналу распределения, т.е. оценка и анализ затрат должны ориентироваться на конеч­ный результат.

Группировка логистических затрат базируется на выделе­нии основных функций — закупки, производства, распределе­ния, транспортировки, складирования, сервиса.

В микрологистических системах управление затратами пред­полагает главным образом соблюдение запланированных объе­мов затрат по выполнению заказов и поиск резервов снижения затрат, что достигается совершенствованием продукции, техно­логического процесса ее изготовления и организации производ­ства, материально-технического обеспечения, сбыта и сервиса.

Затраты на производство целесообразно контролировать при производственном потреблении ресурсов, т.е. там, где происхо­дит производственный процесс или ведется его обслуживание. В связи с этим появились такие объекты анализа, планирова­ния и учета затрат, как места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности.

К местам возникновения затрат в микрологистических системах относят рабочее место, машину, станок, конвейерную ли­нию — объекты нормирования, планирования и учета затрат для контроля и управления затратами производственных ре­сурсов, аналитического учета затрат на производство по эле­ментам затрат и статьям калькуляции.

Исходным побудительным моментом объединения затрат по местам возникновения была невозможность их первичной груп­пировки по видам продукции. Введенный в 1920-х гг. способ учета способствовал повышению точности калькулирования, с его появлением исчезло само понятие накладных расходов. Косвенные затраты становятся прямыми по отношению к опре­деленному месту возникновения затрат.

Укрупнение структурных подразделений требовало иного подхода к учету затрат, и примерно в середине 1940-х гг. появи­лись такие понятия, как «центр затрат» и «оперативный центр затрат», подразумевающие первичную ячейку учета затрат и предназначенные для контроля в подразделениях и более точ­ного распределения расходов по объектам калькулирования, а именно по участкам, цехам, отделениям и т.п.

Центры затрат — это первичные производственные и обслуживающие подразделения, характеризующиеся единообразием функций и производственных операций, сопоставимым уров­нем технической оснащенности и организации труда, направ­ленностью затрат. Их выделяют в качестве объекта планирова­ния и учета затрат в целях детализации затрат, усиления кон­троля и повышения точности калькулирования.

Другими словами, центром затрат является структурное подразделение организации, в котором можно организовать нормирование, планирование и учет затрат, а также осуществлять оценку эффективности использования производственных ресурсов.

Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом, отделением, участком) или быть ее подразделением. Условием выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполняемых операций или функций. Руководитель центра затрат отвечает за величину и эффективность затрат в своем производственном подразделении. Группирование затрат по центрам сопряжено с дополнительными учетно-вычислительными работами, поэтому целесообразность их введения должна оцениваться с точки зрения полезности дополнительной информации о затратах производства.

Центры затрат, как и места возникновения затрат, класси­фицируют по отношению к процессу производства на производственные и обслуживающие. Степень детализации центров затрат зависит от трудоемкости учета и возможной эффективности использования получаемой информации. Номенклатура цент­ров затрат должна предусматривать единую систему их кодиро­вания, позволяющую сортировать и группировать данные о за­тратах по любым закодированным признакам в разных комби­нациях.

В аналитическом учете издержки в центрах затрат группи­руются по отдельным изделиям, работам, операциям, функци­ям внутри производственных подразделений. Их выделение оп­ределяется потребностью в дополнительных точках контроля затрат в подразделении, а главное — в более точном распределе­нии косвенных затрат по объектам калькулирования. Необхо­димость в этом усиливается с автоматизацией производства, поскольку ужесточается требование точности в отнесении на калькуляционные объекты расходов по содержанию и эксплуа­тации оборудования, а также цеховых расходов. Возрастает потребность в объединении их по группам оборудования, участ­кам, отдельным комплексам, т.е. по центрам затрат.

С развитием производственных отношений и, соответствен­но, теорий управления производством и затратами появилось понятие «центр ответственности». В современной трактовке под ним подразумевается подразделение предприятия, возглав­ляемое управляющим (менеджером), который обладает делеги­рованными полномочиями и отвечает за финансово-хозяйствен­ные результаты деятельности данного подразделения.

Существует четыре типа центров ответственности: затрат, доходов, при


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: