По коэффициенту использования грузового объема склада

Формула для расчета полезной площади склада имеет следующий вид:

Формула расчета полезной площади склада имеет следующий вид:

где Q - прогноз годового товарооборота, у. д. е./год;

3 - прогноз величины товарных запасов, дней оборота;

Кн - коэффициент неравномерности загрузки склада;

Ки.г.о -коэффициент использования грузового объема склада;

С у - примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, у. д. е./м3;

Н - высота укладки грузов на хранение, м;

Др - количество рабочих дней в году.

Коэффициент использования грузового объема склада (Ки.г.о)
представляет собой отношение объема товара в упаковке, который
может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте,
к объему, занимаемому оборудованием. Например, для стеллажей
марки СТ-2М-П (размеры: длина — 4120 мм,ширина — 1705 мм,
высота — 4000 мм) в случае хранения товаров на поддонах
коэффициент принимают равным 0,64, при хранении без поддо-
нов — 0,67.

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяет­ся как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В расчетах Кн принимают равным 1,1 - 1,3.

Коэффициент использования грузового объема склада харак­теризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле

где Vпол - объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3;

Sоб - площадь, которую занимает проекция внешних контуров несу­щего оборудования на горизонтальную плоскость, м2.

Технологический смысл коэффициента Ки.г.о заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно пол­ностью заполнить хранимым товаром. Для того, чтобы осущес­твлять его укладку и выемку из мест хранения, необходимо остав­лять технологические зазоры между хранимым грузом и внутрен­ними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хра­нится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Для стеллажей марки СТ-2М I I1 в случае хранения товаров на поддонах Ки.г.о = 0,64, при хранении без поддонов Ки.г.о = 0,672.

Примерная стоимость 1м3 упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:

стоимость грузовой единицы;

вес брутто грузовой единицы;

примерный вес 1 м3 товара в упаковке.

1Стеллаж СТ-2М I I - двухъярусный. Длина трехсекционного стеллажа 4120 мм, ширина - 1705, высота - 4000 мм.

2 Размеры технологических зазоров, которые следует учитывать при рас­чете Ки.г.о, составляют:

между грузовым пакетом и внутренними поверхностями боковых сте­нок стеллажа — 60 мм;

между грузовым пакетом и внутренними поверхностями фронтальных стенок стеллажа - 30 мм;

между грузовым пакетом и внутренней поверхностью верхней стенки стеллажа — 80 мм.

Более точно вес 1 м хранимого на складе товара может быть определен посредством выборочных замеров, проводимых служ­бой логистики склада.

2. Площадь проходов и проездов S всп

Величина площади проходов и проездов определяется после выбора варианта механизации и типа использованных в техноло­гическом процессе подъемно-транспортных машин. Если шири­на рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет приблизительно равна грузовой площади.

3. Площади участков приемки и комплектования S при S км

Площади участков приемки и комплектования рассчитыва­ются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м площади на данных участках. В общем случае в расчетах исходят из необходимости размещения на каж­дом квадратном метре участков приемки и комплектования 1м3 товара.

Площади участков приемки и комплектования рассчитыва­ются по следующим формулам:

где d 2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, %;

d 3 - доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, %;

q - укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м2;

t пр - число дней нахождения товара на участке приемки;

t км- число дней нахождения товара на участке комплектования;

С р - примерная стоимость одной тонны хранимого на складе товара, у. д. е./т.

4. Площадь рабочих мест S рм

Рабочее место заведующего складом размером в 12 м2 обору­дуют вблизи участка комплектования с максимально возможным обзором складского помещения.

5. Площадь приемочной экспедиции S п.э

Приемочная экспедиция организуется для размещения това­ра, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может поступить в такое время. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле

где tп э - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемоч­ной экспедиции;

q э - укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м2 в экспеди­ционных помещениях, т/м2.

6. Площадь отправочной экспедиции S о.э

Площадь отправочной экспедиции используется для комп­лектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле

где t о.э - число дней, в течение которых товар будет находиться в отправоч­ной экспедиции;

q 4 - доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию, %.

Площадь служебных, подсобных и бытовых помещений склада рассчитывают в зависимости от чис-
ла работающих по данным табл. 1.

Таблица 1.Расчетная таблица размера служебной площади

Штат служащих, чел. Необходимая площадь на 1 чел., кв. м
До 3  
От 3 до 5  
Более 5 3,25

Величину вспомогательных площадей, а именно размеры прохо-
дов и проездов, определяют в зависимости от габаритных размеров
материалов и подъемно-транспортных машин. Так, при двухсторон-
нем движении напольного транспорта ширину проездов рекоменду-
ется определять по следующей зависимости:

,

где А — ширина проезда, см;

В — ширина транспортного средства, см;


С
— ширина между транспортными средствами и стеллажами по обе
стороны проезда, см (15 — 20 см).

В свою очередь при одностороннем движении данная зависи-
мость имеет следующий вид:

.

Обычно ширина головных проездов — 1,5 - 4,5 м, а боковых — 0,7-
1,5 м.

Высота складских помещений от пола до ферм — обычно от 3,5
до 5,5. Если склад оборудуется мостовым краном, то его высота до-
стигает 8 м.

7.9.Машины и механизмы на базах и складах.
Расчетная производительность машин

Машины для выполнения погрузочно-разгрузочных и транс-
портно-складских работ подразделяются на:

конвейерные системы;

тали и краны: однобалочные и мостовые;

краны-штабелеры: стеллажные и мостовые;

напольный транспорт: аккумуляторные и сетевые погрузчики,
автопогрузчики, элекгротележки, электротягачи.

Расчетная производительность Конвейерных систем определяется по следующей зависимости:

,

где Пт ̶ производительность ленточного транспортера, кг/с;

U ̶ ли-
нейная скорость конвейерной ленты, м/с;

р — плотность транспор-
тируемого материала, кг/куб. м.

7.9.1. Производительность тали электрической передвижной опреде-
ляют по следующей зависимости:

,

где Пт — производительность тали электрической, т/ч;

Кг — коэф-
фициент использования грузоподъемности;

qт — грузоподъемность
тали, кг;

Тц — время цикла

Время цикла (tц) тали электрической передвижной включает
время на: опускание крюковой подвески (tо.п), захват груза (tо1),
поднятие груза (tп), перемещение (tпер1), опускание груза (tо.г),
освобождение (tо 2), поднятие крюковой подвески (tп), перемеще-
ние тали в исходную позицию (tпер2).

Время цикла тали электриче-
ской можно определить по следующей формуле:

где Ноп — высота опускания крюковой подвески (груза), м;

Нп вы-
сота поднятия крюковой подвески (груза), м;

L 1 путь перемещения
тали (с грузом или без него) от места подъема до места разгрузки и
обратно, м;

Uп.о – скорость подъема и опускания крюковой подвес-
ки, м/с;

U1 — скорость перемещения тали, м/с;

to время на захват
груза и освобождение крюковой подвески, с;

kс — поправочный ко-
эффициент, учитывающий совмещение технологических операций
по поднятию (опусканию) груза и перемещению тали, (0,9 — 1,0).

Обозначим величину, равную половине суммы высоты опуска-
ния и высоты поднятия крюковой подвески (груза) как среднюю
высоту поднятия (опускания) крюковой подвески (Нср). Тогда зави-
симость по определению времени цикла тали электрической примет
следующий вид:

Следует отметить, что в случае, если перемещение тали вхолос-
тую (без груза) осуществляется без поднятия крюковой подвески,
то данная формула будет иметь следующий вид:

Как показывает практика, перемещение тали вхолостую (без гру-
за) также может осуществляться с частичным поднятием крюковой
подвески (напрнмер, на 0,25Нср). В подобных обстоятельствах вре-
мя цикла рекомендуется определять, используя приведенную ниже
зависимость:

7.9.2. Производительность кран - балки определяют по той же зависи-
мости, что и для электротали, однако время цикла для кран-балки
дополнительно включает время на перемещение балки вдоль опор-
ных стен. Следовательно, зависимости по определению времени
цикла кран-балки в соответствии с зависимостями для тали элек-
трической будут иметь следующий вид:

,

,

,

где L 2 путь перемещения балки (груза) вдоль опорных стен, м;


U
2 — скорость перемещения балки (груза) вдоль опорных стен, м/с.

7.9.3. Производительность кранов - штабелеров стеллажных определяется по
той же формуле,что и для кран-балки, однако вместо времени на
захват и освобождениегруза здесь используется время установки в
ячейку и, наоборот, забора из ячейки груза.

7.9.4. Производительность погрузчиков
определяют по той же зависимости, что и для тали электри-
ческой.

Время цикла для погрузчика включает время на: захват груза
(t 1), подъем груза (t п), перемещение погрузчика с грузом (tг), уста-
новку груза в ячейку (t 2), опускание захвата (tо), возврат или холос-
той ход (tх). Таким образом, время цикла погрузчика при последо-
вательном проведении операций можно определить по следующей
формуле:

,

где Нп — высота подъема груза, м;

Uп — скорость подъема груза ви-
лочным захватом, м/с;

Iг путь движения погрузчика с грузом, м;


Uг
– скорость движения погрузчика с грузом, м/с;

Но высота опус-
кания захвата (груза), м;

Uо — скорость опускания захвата (груза),
м/с;

Lх путь движения погрузчика вхолостую, м;

Uх — скорость
движения погрузчика при холостом пробеге, м/с.

Как показывает практика, при работе погрузчика операции, свя-
занные с его движением и перемещением захвата, осуществляются
параллельно. При этом определяющим фактором является время на
перемещение погрузчика с грузом (t г). В этой связи было установ-
лено, что время цикла погрузчика рекомендуется рассчитывать по
следующей формуле:

.

7.9.5. Производительность электротележек определяют по той же зависимости, что и для тали электрической. При этом формула для расчета времени цикла имеет следующий вид:

,

где Iг путь движения погрузчика с грузом, м;

U г скорость движения погрузчика с грузом, м/с;

Lх ̶ путь движения погрузчика вхолостую, м;

Uх ̶ скорость
движения погрузчика при холостом пробеге, м/с; to – время на погрузку и разгрузку груза, с.

Следует отметить, что производительность электротягочей определяется таким же образом как и для электротележек.

7.9.6. Часовая производительность ковшовых элеваторов отли­чается спецификой в расчете:

Пч = 3,6 ,

где емкость ковша, м3;

— расстояние между ковшам и, м;

— скорость движения ковшей, м/с;

— коэффициент заполнения ковшей.

На основании часовой производительности устанавливают сменную производительность

После определения размеров функциональных зон разраба­тывают схему внутренней планировки склада, исходя из следу­ющих требований: обеспечение поточности маршрутов движе­ния грузов на складе; соответствие санитарным и противопо­жарным требованиям; разделение участков выгрузки прибыв­ших на склад и погрузки отправляемых грузов; создание усло­вий для безопасной работы обслуживающего персонала машин и механизмов.

Взаимное расположение зон обусловливает ширину и длину склада. Предполагается, что ширина и длина прямоугольного здания закрытого склада должны быть кратными 3 (или 6) м в соотношении 1:4, причем длина не может быть короче длины фронта, рассчитанного на максимальное количество транспорт­ных средств (вагонов, автомобилей), прибывающих к складу одновременно.

Доставка грузов на склад должна осуществляться по железной дороге, а отгрузка — автотранспортом. В связи с этим вдоль здания предусматриваются рампы для разгрузки желез­нодорожных вагонов и загрузки автомобилей.

Выбор складского оборудования для хранения и перемеще­ния грузов зависит от видов товаров на складе (штучных круп­ногабаритных, тарно-штучных, сыпучих, жидких), применяе­мой тары, средств механизации и др.

Штучные грузы, уложенные на плоские, стоечные или ящичные поддоны, хранят в штабелях или на стеллажах. При расчете количества стеллажей и разработке схемы планировки учитывают, в частности, эксплуатационные характеристики машин, обслуживающих склад (возможную высоту подъема груза, их габаритные размеры, радиус разворота), и допусти­мую нагрузку на пол склада. Тип стеллажа и его размеры зави­сят от вида груза, его упаковки и тары, габаритов и веса, назна­чения склада, принятой технологии складирования.

Сыпучие грузы в зависимости от их свойств держат в штабе­лях, на открытых площадках, в закрытых емкостях, бункерах. Жидкие грузы хранят в таре и специальных наземных, полу­подземных или подземных емкостях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: