Формула для расчета полезной площади склада имеет следующий вид:
Формула расчета полезной площади склада имеет следующий вид:
где Q - прогноз годового товарооборота, у. д. е./год;
3 - прогноз величины товарных запасов, дней оборота;
Кн - коэффициент неравномерности загрузки склада;
Ки.г.о -коэффициент использования грузового объема склада;
С у - примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, у. д. е./м3;
Н - высота укладки грузов на хранение, м;
Др - количество рабочих дней в году.
Коэффициент использования грузового объема склада (Ки.г.о)
представляет собой отношение объема товара в упаковке, который
может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте,
к объему, занимаемому оборудованием. Например, для стеллажей
марки СТ-2М-П (размеры: длина — 4120 мм,ширина — 1705 мм,
высота — 4000 мм) в случае хранения товаров на поддонах
коэффициент принимают равным 0,64, при хранении без поддо-
нов — 0,67.
Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В расчетах Кн принимают равным 1,1 - 1,3.
Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле
где Vпол - объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м3;
Sоб - площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м2.
Технологический смысл коэффициента Ки.г.о заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым товаром. Для того, чтобы осуществлять его укладку и выемку из мест хранения, необходимо оставлять технологические зазоры между хранимым грузом и внутренними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.
Для стеллажей марки СТ-2М I I1 в случае хранения товаров на поддонах Ки.г.о = 0,64, при хранении без поддонов Ки.г.о = 0,672.
Примерная стоимость 1м3 упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:
стоимость грузовой единицы;
вес брутто грузовой единицы;
примерный вес 1 м3 товара в упаковке.
1Стеллаж СТ-2М I I - двухъярусный. Длина трехсекционного стеллажа 4120 мм, ширина - 1705, высота - 4000 мм.
2 Размеры технологических зазоров, которые следует учитывать при расчете Ки.г.о, составляют:
между грузовым пакетом и внутренними поверхностями боковых стенок стеллажа — 60 мм;
между грузовым пакетом и внутренними поверхностями фронтальных стенок стеллажа - 30 мм;
между грузовым пакетом и внутренней поверхностью верхней стенки стеллажа — 80 мм.
Более точно вес 1 м хранимого на складе товара может быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики склада.
2. Площадь проходов и проездов S всп
Величина площади проходов и проездов определяется после выбора варианта механизации и типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет приблизительно равна грузовой площади.
3. Площади участков приемки и комплектования S при S км
Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м площади на данных участках. В общем случае в расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования 1м3 товара.
Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:
где d 2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, %;
d 3 - доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, %;
q - укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м2;
t пр - число дней нахождения товара на участке приемки;
t км- число дней нахождения товара на участке комплектования;
С р - примерная стоимость одной тонны хранимого на складе товара, у. д. е./т.
4. Площадь рабочих мест S рм
Рабочее место заведующего складом размером в 12 м2 оборудуют вблизи участка комплектования с максимально возможным обзором складского помещения.
5. Площадь приемочной экспедиции S п.э
Приемочная экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может поступить в такое время. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле
где tп э - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;
q э - укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м2 в экспедиционных помещениях, т/м2.
6. Площадь отправочной экспедиции S о.э
Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле
где t о.э - число дней, в течение которых товар будет находиться в отправочной экспедиции;
q 4 - доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию, %.
Площадь служебных, подсобных и бытовых помещений склада рассчитывают в зависимости от чис-
ла работающих по данным табл. 1.
Таблица 1.Расчетная таблица размера служебной площади
Штат служащих, чел. | Необходимая площадь на 1 чел., кв. м |
До 3 | |
От 3 до 5 | |
Более 5 | 3,25 |
Величину вспомогательных площадей, а именно размеры прохо-
дов и проездов, определяют в зависимости от габаритных размеров
материалов и подъемно-транспортных машин. Так, при двухсторон-
нем движении напольного транспорта ширину проездов рекоменду-
ется определять по следующей зависимости:
,
где А — ширина проезда, см;
В — ширина транспортного средства, см;
С — ширина между транспортными средствами и стеллажами по обе
стороны проезда, см (15 — 20 см).
В свою очередь при одностороннем движении данная зависи-
мость имеет следующий вид:
.
Обычно ширина головных проездов — 1,5 - 4,5 м, а боковых — 0,7-
1,5 м.
Высота складских помещений от пола до ферм — обычно от 3,5
до 5,5. Если склад оборудуется мостовым краном, то его высота до-
стигает 8 м.
7.9.Машины и механизмы на базах и складах.
Расчетная производительность машин
Машины для выполнения погрузочно-разгрузочных и транс-
портно-складских работ подразделяются на:
• конвейерные системы;
• тали и краны: однобалочные и мостовые;
• краны-штабелеры: стеллажные и мостовые;
• напольный транспорт: аккумуляторные и сетевые погрузчики,
автопогрузчики, элекгротележки, электротягачи.
Расчетная производительность Конвейерных систем определяется по следующей зависимости:
,
где Пт ̶ производительность ленточного транспортера, кг/с;
U ̶ ли-
нейная скорость конвейерной ленты, м/с;
р — плотность транспор-
тируемого материала, кг/куб. м.
7.9.1. Производительность тали электрической передвижной опреде-
ляют по следующей зависимости:
,
где Пт — производительность тали электрической, т/ч;
Кг — коэф-
фициент использования грузоподъемности;
qт — грузоподъемность
тали, кг;
Тц — время цикла
Время цикла (tц) тали электрической передвижной включает
время на: опускание крюковой подвески (tо.п), захват груза (tо1),
поднятие груза (tп), перемещение (tпер1), опускание груза (tо.г),
освобождение (tо 2), поднятие крюковой подвески (tп), перемеще-
ние тали в исходную позицию (tпер2).
Время цикла тали электриче-
ской можно определить по следующей формуле:
где Ноп — высота опускания крюковой подвески (груза), м;
Нп— вы-
сота поднятия крюковой подвески (груза), м;
L 1 — путь перемещения
тали (с грузом или без него) от места подъема до места разгрузки и
обратно, м;
Uп.о – скорость подъема и опускания крюковой подвес-
ки, м/с;
U1 — скорость перемещения тали, м/с;
to — время на захват
груза и освобождение крюковой подвески, с;
kс — поправочный ко-
эффициент, учитывающий совмещение технологических операций
по поднятию (опусканию) груза и перемещению тали, (0,9 — 1,0).
Обозначим величину, равную половине суммы высоты опуска-
ния и высоты поднятия крюковой подвески (груза) как среднюю
высоту поднятия (опускания) крюковой подвески (Нср). Тогда зави-
симость по определению времени цикла тали электрической примет
следующий вид:
Следует отметить, что в случае, если перемещение тали вхолос-
тую (без груза) осуществляется без поднятия крюковой подвески,
то данная формула будет иметь следующий вид:
Как показывает практика, перемещение тали вхолостую (без гру-
за) также может осуществляться с частичным поднятием крюковой
подвески (напрнмер, на 0,25Нср). В подобных обстоятельствах вре-
мя цикла рекомендуется определять, используя приведенную ниже
зависимость:
7.9.2. Производительность кран - балки определяют по той же зависи-
мости, что и для электротали, однако время цикла для кран-балки
дополнительно включает время на перемещение балки вдоль опор-
ных стен. Следовательно, зависимости по определению времени
цикла кран-балки в соответствии с зависимостями для тали элек-
трической будут иметь следующий вид:
,
,
,
где L 2 — путь перемещения балки (груза) вдоль опорных стен, м;
U 2 — скорость перемещения балки (груза) вдоль опорных стен, м/с.
7.9.3. Производительность кранов - штабелеров стеллажных определяется по
той же формуле,что и для кран-балки, однако вместо времени на
захват и освобождениегруза здесь используется время установки в
ячейку и, наоборот, забора из ячейки груза.
7.9.4. Производительность погрузчиков
определяют по той же зависимости, что и для тали электри-
ческой.
Время цикла для погрузчика включает время на: захват груза
(t 1), подъем груза (t п), перемещение погрузчика с грузом (tг), уста-
новку груза в ячейку (t 2), опускание захвата (tо), возврат или холос-
той ход (tх). Таким образом, время цикла погрузчика при последо-
вательном проведении операций можно определить по следующей
формуле:
,
где Нп — высота подъема груза, м;
Uп — скорость подъема груза ви-
лочным захватом, м/с;
Iг — путь движения погрузчика с грузом, м;
Uг – скорость движения погрузчика с грузом, м/с;
Но — высота опус-
кания захвата (груза), м;
Uо — скорость опускания захвата (груза),
м/с;
Lх— путь движения погрузчика вхолостую, м;
Uх — скорость
движения погрузчика при холостом пробеге, м/с.
Как показывает практика, при работе погрузчика операции, свя-
занные с его движением и перемещением захвата, осуществляются
параллельно. При этом определяющим фактором является время на
перемещение погрузчика с грузом (t г). В этой связи было установ-
лено, что время цикла погрузчика рекомендуется рассчитывать по
следующей формуле:
.
7.9.5. Производительность электротележек определяют по той же зависимости, что и для тали электрической. При этом формула для расчета времени цикла имеет следующий вид:
,
где Iг – путь движения погрузчика с грузом, м;
U г – скорость движения погрузчика с грузом, м/с;
Lх ̶ путь движения погрузчика вхолостую, м;
Uх ̶ скорость
движения погрузчика при холостом пробеге, м/с; to – время на погрузку и разгрузку груза, с.
Следует отметить, что производительность электротягочей определяется таким же образом как и для электротележек.
7.9.6. Часовая производительность ковшовых элеваторов отличается спецификой в расчете:
Пч = 3,6 ,
где — емкость ковша, м3;
— расстояние между ковшам и, м;
— скорость движения ковшей, м/с;
— коэффициент заполнения ковшей.
На основании часовой производительности устанавливают сменную производительность
После определения размеров функциональных зон разрабатывают схему внутренней планировки склада, исходя из следующих требований: обеспечение поточности маршрутов движения грузов на складе; соответствие санитарным и противопожарным требованиям; разделение участков выгрузки прибывших на склад и погрузки отправляемых грузов; создание условий для безопасной работы обслуживающего персонала машин и механизмов.
Взаимное расположение зон обусловливает ширину и длину склада. Предполагается, что ширина и длина прямоугольного здания закрытого склада должны быть кратными 3 (или 6) м в соотношении 1:4, причем длина не может быть короче длины фронта, рассчитанного на максимальное количество транспортных средств (вагонов, автомобилей), прибывающих к складу одновременно.
Доставка грузов на склад должна осуществляться по железной дороге, а отгрузка — автотранспортом. В связи с этим вдоль здания предусматриваются рампы для разгрузки железнодорожных вагонов и загрузки автомобилей.
Выбор складского оборудования для хранения и перемещения грузов зависит от видов товаров на складе (штучных крупногабаритных, тарно-штучных, сыпучих, жидких), применяемой тары, средств механизации и др.
Штучные грузы, уложенные на плоские, стоечные или ящичные поддоны, хранят в штабелях или на стеллажах. При расчете количества стеллажей и разработке схемы планировки учитывают, в частности, эксплуатационные характеристики машин, обслуживающих склад (возможную высоту подъема груза, их габаритные размеры, радиус разворота), и допустимую нагрузку на пол склада. Тип стеллажа и его размеры зависят от вида груза, его упаковки и тары, габаритов и веса, назначения склада, принятой технологии складирования.
Сыпучие грузы в зависимости от их свойств держат в штабелях, на открытых площадках, в закрытых емкостях, бункерах. Жидкие грузы хранят в таре и специальных наземных, полуподземных или подземных емкостях.