Определение оптимального радиуса обслуживания распределительного склада

После определения минимально необходимого количества скла-
дов, а также их места расположения в зоне потребления важной
является проблема оптимизации радиуса обслуживания соответ-
ствующего распределительного склада.

Например, в зоне потребления действует два распределительных
склада (рис. 5). Известно, что расстояние между ними составляет
120 км. При этом для каждого из складов характерны соответствую-
щие издержки на хранение единицы запасов (Схр1, Схр2), а также
транспортные тарифы по доставке единицы запасов потребителям
тр1, Cтр2). Необходимо определить оптимальный радиус обслу-
живания каждого склада (R1, R2).

Анализ рис. 5 показывает, что оптимальные радиусы обслужива-
ния будут достигнуты в точке О, в которой для распределительных
складов № 1 и № 2 обеспечивается равенство совокупных издержек
на хранение товаров и по их доставке потребителям:


Рис.5. Схема размещения распределительных складов в зоне обслуживания

После решения уравнения относительно R1 определяется радиус R2 по формуле

В практике хозяйственной деятельности возможна следующая
производственная ситуация (рис. 31), когда один из распредели-
тельный складов (например, склад № 2) для повышения эффктивности
функционирования планирует организацию работы распреде-
лительного склада (склада № 3), удаленного на 30 км от склада № 2.
При этом известно, что для склада № 3 будут характерны соотве-
тствующие ему затраты на хранение (Схр 3), но такой же транспорт
ный тариф по доставке товаров, как для склада № 2.

В подобных обстоятельствах равенство по оптимизации радиу-
сов обслужива- ния будет иметь следующий вид:

Рис.6.Схема размещения распределительных складов в зоне обслуживания

После решения уравнения относительно R1 определяется радиус R3 па формуле

7.7. Грузовая единица ̶ элемент логистики. Понятие базового модуля

Под грузовой единицей понимается определенное количест­во груза, с которым на складе выполняются логистические опе­рации — погрузка, перевозка, разгрузка, хранение. Это одно из ключевых понятий в логистике хранения. Грузовая единица своими характеристиками связывает технологические звенья логистического процесса и предопределяет условия сквозного движения товара. К ее основным характеристикам относятся геометрические размеры, масса, способность обеспечивать со­хранность груза и тары, эффективность и безопасность погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, а также пол­ноту использования транспортных средств при перевозках и пе­регрузках в смешанных сообщениях. По сути грузовая единица является связующим звеном между складом и транспортом.

Выделяют два основных вида грузовых единиц:

первичную грузовую единицу — груз в транспортной таре, напри-
мер в ящиках, бочках, мешках и т.п.;

укрупненную грузовую единицу — грузовой пакет, сформирован-
ный на поддоне из первичных грузовых единиц.

Размер грузовой единицы необходимо оптимизировать по ми-
нимуму издержек, связанных с переформированием грузовой еди-
ницы от ее массы, и затрат, связанных с погрузкой, разгрузкой и
транспортированием грузовой единицы от ее массы. Минимум со-
вокупных издержек определит оптимальную массу грузовой едини-
цы (рис.7).

Для формирования укрупненных грузовых единиц применя­ют стандартные поддоны размерами 1200 х 800 и 1200 х 1000 мм. Унифицированная тара обеспечивает рациональное использо­вание поддонов. Если при формировании грузового пакета не­доиспользовать площадь поддона на 10 %, соответственно уве­личатся и расходы на его транспортировку.

В логистике применяется разнообразная материально-техниче
ская база. Для того чтобы она была соизмерима, используют условную
единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль
представляет собой прямоугольник со сторонами 600 х 400, который
должен укладываться кратное число раз на площади грузовой плат-
формы транспортного средства, на рабочей поверхности складского
оборудования и подобном (600 x 400, 600 х 800, 1200 х 400 и т.д.). В организа­циях розничной торговли контейнеры приспособлены под этот модуль, что упрощает операции отгрузки на оптовых базах и в магазинах. Аналогичный подход используют и для формирова­ния грузовых единиц товаров, поставляемых и отгружаемых с промышленных предприятий.

Если первичные грузовые единицы могут проходить всю ло­гистическую цепь товародвижения без переформирования, то укрупненные часто подвергают расформированию (например, на оптовых базах), что связано с дополнительными издержками. Ве­роятность расформирования и размер издержек тем выше, чем больше масса грузовой единицы. В то же время с увеличением массы грузовой единицы уменьшаются затраты на погрузочно - разгрузочные операции и транспортировку (рис. 7.), посколь­ку повышается скорость их выполнения и более рационально ис­пользуется подвижной состав. Оптимальный размер грузовой единицы можно определить по минимуму суммарных затрат.

Рис. 7. Определение оптимальной массы грузовой единицы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: