Гл.2 Информационно-управленческие технологии

2.1Основные элементы информационно-управленческих технологий.

На предприятиях имеют место два вида систем: информации и управления. Между указанными системами не может быть четкого разграничения, так как часто в информационных системах могут присутствовать задачи управления, а в системах управления - задачи информации. При решении оперативных задач движения материального потока преобладают классические системы управления, в то время как в сфере логистики и административного управления используются больше информационные системы для обработки стратегических, правовых и административных задач. [8]

Любая технологическая система может существовать только как единое целое, она принципиально неразложима, но для анализа эту технологическую информационно-управленческую систему можно с определенной условностью расчленить на 7 основных элементов:

1. аппаратная часть (оборудование);

2. алгоритмическое или программное обеспечение;

3. организационное обеспечение;

4. лингвистическое обеспечение;

5. кадровое обеспечение;

6. информационное обеспечение;

7. социально-экономическое обеспечение.

Последний элемент особенно важно учитывать, поскольку информационно-управленческие технологии становятся элементом конкретной социальной среды и они органически "встраиваются" в эту среду.

Внешняя сторона информационно-управленческих технологий определяется возможностями электроники, но только совершенствование оборудования не даст никаких результатов, если не будет совершенствоваться планирование, прогнозирование, хозяйственный механизм, рационализироваться производство и т.д..

Информационно-управленческие технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и динамичной наукоемкой техники. Их введение должно начиняться не с монтажа и освоения оборудования (это, скорее, заключительный этап), а с подготовки математического обеспечения, формирования информационных потоков, подготовки широкого контингента специалистов и пользователей. [7]

Следовательно, нужен комплексный подход к формированию новой информационной технологии и всех ее элементов. Для употребления и контроля за логистическими процессами на промышленных предприятиях должны использоваться информационные логистические системы. Однако, в настоящее время на предприятиях реальное использование информационных систем, опирающихся на расчетные вычисления с помощью ЭВМ, носит еще, как правило, островной характер, вследствие чего системы информации не охватывают всего предприятия. Но даже с помощью информационных систем, которые лишь в отдельных подразделениях опираются на вычисления с использованием ЭВМ, могут быть достигнуты значительные успехи в деле повышения производительности труда. [8]

2.2 Виды информационно управленческих технологий.

В зависимости от степени развития возможностей и назначения информационно-управленческие технологии принято разделять на три уровня:

1. сберегающие;

2. рационализирующие;

3. творческие (создающие).

Сберегающие - информационно-управленческие технологии экономят трудовые, материальные, финансовые ресурсы, время, но заметно не меняют состояние и уровни функционирования самого объекта управления. К сожалению, многие созданные за последние десятилетия автоматизированные системы управления реализуют в сущности лишь сберегающие информационные технологии, т.е. работают на уровне систем связи: "сообщают" людям различные сведения - нужные, а иногда и ненужные. Информационно-управленческие технологии данного уровня необходимы, а дальнейшее развитие связи без них вообще немыслимо, но следует понимать, что это лишь простейшая форма информатизации - информатизация на техническом уровне. Здесь пока еще нет информатики в полном смысле слова, поскольку речь идет об информационно-управленческих технологиях неполного цикла, охватывающих лишь одну стадию информационного процесса (связь).

Рационализующие информационно-управленческие технологии отличаются большой сложностью и разнообразием функций и охватывают не только стадию связи, но и в определенной мере стадии использования сообщений в системе пользователя. К такого рода технологиям относятся информационно-управленческие технологии, обеспечивающие управление различными технологическими процессами (особенно, системы диспетчеризации), а также микросоциальными процессами (например, продажа билетов на транс­порт, обеспечение денежно-кассовых операций и т.д.).

В эту группу информационно-управленческих технологий принято включать АСУТП и АСУП. Однако последние пока не реализуют целостные информационно-управленческие технологии, поскольку в них органически не объединены воедино процессы машинных вычислений и процессы принятия и реализации управленческих решений.

Высшим уровнем информационно-управленческих технологий выступают творческие информационно-управленческие технологии. Этот вид информационных технологий охватывает полный информационный цикл - выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых, более высоких целей. Эти технологии можно считать динамическими, поскольку они обеспечивают динамику (перестройку) управляемых объектов. В этом случае человек с его творческими возможностями органически включен в машинизированную систему переработки и использования информации. Можно назвать две важнейшие особенности компьютеризированных систем, реализующих творческие информационно-управленческие технологии. Во-первых, эти технологии перерабатывают и используют семантическую (содержательную) информацию,

т.е. значение имеет не только количество сообщений, но и смысл (семантика) содержащихся в них знаний. Именно в творческих технологиях удается задействовать ЭВМ в творческом процессе обоснования и принятия решений, соединить силу человеческого ума и мощь ЭВМ. В этих системах (технологиях) информация появляется в новом, более многомерном понимании - как специально обработанное и обобщенное человеческое знание. Творческие информационно-управленческие технологии содержательно взаимодействуют с рассматриваемым объектом и социальной средой.

Во-вторых, важная особенность творческих информационно-управленческих технологий состоит в том, что они охватывают весь информационный цикл - от материально-энергетических и трудовых затрат на выработку информационных ресурсов до окончания их использования в целях перевода объекта в новое целевое состояние.

Если сберегающие и рационализирующие информационно-управленческие технологии представляют собой лишь управляющую часть кибернетической системы, оставляя в стороне объект управления, то творческие информационно-управленческие технологии охватывают всю рассматриваемую кибернетическую систему, будь то предприятие, учреждение и т.п. или национальная экономика в целом. В творческих информационно-управленческих системах информация рассматривается как законченный процесс получения, переработки, передачи знаний, начинающийся с получения наблюдателем первичных сведений и заканчивающийся настройкой каждого элемента самоорганизующейся системы (каждого участника программируемого действия) на достижение цели и переводам объекта в новое целевое состояние.

Эффективность информационно-управленческих технологий определяется совершенством ЭВМ и степенью их включения в мысли­тельный процесс человека. При этом необходимы замена "баз данных" "базой знаний", т.е. не "энциклопедия" знаний, а думающий, развивающийся "мозг" ЭВМ. В этом случае связи между явлениями, идеями, понятиями и т.п. являются подвижными и могут изменяться при решении каждой конкретной управленческой задачи. ЭВМ выбирает из базы знаний необходимую информацию, "осмысливает" ее в соответствии с заданным вопросом (человеческой потребностью), делает логические выводы и отвечает на поставленный вопрос. [7]

При построении информационно-управленческих систем для руководителей необходимо решить следующие проблемы:

- определение действительных информационных потребностей и адаптация к стилю и методам конкретного руководителя;

- учет и отражение в проектируемой управленческой информационной системе особенностей структур и функций реальной управленческой системы;

- организация элективного взаимодействия менаду пользователем и управленческой информационной системой;

- создание базы данных и СУБД, обеспечивающих реализацию возможных запросов пользователя;

- обеспечение повышенной надежности технических средств и программно-математического обеспечения по сравнению с традиционными подсистемами АСУ;

- достижение понимания руководителями возможностей управленческой информационной системы, а также ее недостатков и ограничений в применении;

- подготовка работников управления предприятия к работе в условиях функционирования управленческой информационной системы;

- достижение информационной независимости руководителей от нижестоящих при условии равных информационных возможностей.

Управленческая информационная система является "открытой" системой, достаточно легко настраиваемой на конкретные условия применения. Адаптивность управленческой информационной системы обеспечивают ее следующие составные компоненты:

- автономная внутренняя база данных;

- интерфейс между базой данных управленческой информационной системы и базой данных АСУП;

- развитый язык пользователя;

- гибкие средства по ведению базы данных системы как в пакетном, так и в диалоговом режимах;

системные программные средства, обеспечивающие настраиваемость на специфические условия применения;

- диалоговый генератор новых, ранее не определенных в системе, выходных форм.

Управленческая информационная система ориентирована на широкое использование стандартных средств вычислительной техники, программных средств и пакетов прикладных программ. [15]

2.3 Принципы управления с информационных позиций.

Широкое использование информационно-управленческих систем требует систематизации информационных потоков по единой программе. В основу такой систематизации можно положить определенные принципы, вытекающие из подхода к управлению с информационных позиций в строго кибернетическом смысле:

· обеспечение полноты и достоверности учета всех имеющих значение (с позиций выбранной цели) сторон хозяйственной практики;

· минимизация информационного шума и ограничение информационной избыточности лишь требованиями надежности;

· обеспечение неразрывной связи между комплексным первичным учетом и принятием решений на всех уровнях иерархии управления;

· рационализация системы прогнозных и плановых показателей в соответствии с целевой функцией управления;

· четкое разграничение контуров управления, минимизация их пересечений и совмещений;

· отделение рутинной обработки, массовых данных от творчес­кой части анализа и выработки решений, перевод обработки массовых данных на налаженную технологию.

Меры по реализации указанных принципов должны разрабатывать­ся с учетом введения в управленческие процессы методов и средств информатики.

Реализация этих принципов, отличающихся систематичностью и строгостью, позволит обнаружить структурные слабости того или иного звена. Ранее такого рода недостатки маскировались очень гибкой природой "человеко-бумажных" процедур, что вело чаще все­го к увеличению новых процедур и "разбуханию" численности аппа­рата управления. Только систематизация информационных потоков, переход к комплексным методам обработки информации открывает эффективные пути применения в управлении ЭВМ. Но она важна и сама по себе даже там, где не предусматривается использование ЭВМ, так как составляет современную основу научного подхода в управлении. Речь идет о повышении "информационной проницаемости" управляющей системы и ее подсистем, об актуализации информации (с позиций цели и подцелей управления), разгрузки системы от неактуальной (неуправляющей) информации.

Как показывает опыт промышленно развитых стран, усложнение управления может приводить к появлению органов, подразделений, процедур и документов, отличающихся полной бессмысленностью, ес­ли не "взвешивать" их полезность с общественных позиций. Более того, ясно и то, что неупорядоченную систему трудно, а то и во­обще нет смысла автоматизировать.

Кроме того, необходимо представлять, что управление как информационная система представляет собой целостный организм. Все виды учета, отчетности, планов, прогнозов, показателей, цен, нормативов и т.п. представляют собой связанные элементы одной информационно-организационной системы. Это элементы целостной системы управления, настраивающей экономику на лучшие режимы функционирования. Вследствие этого главное значение состоит в упорядочении информационных потоков и их автоматизации на базе сетей ЭВМ. [7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: