1.1 Виды и особенности информационных потоков.
Логистическая информационная система - это размещение информации и средств обработки информационных потоков между собой и по отношению к другим предметам логистики с целью выполнения задач планирования, управления и контроля в системах.
Информационный поток может быть обеспечен следующими средствами:
· техникой сбора данных;
· техникой передачи данных;
· техникой выдачи данных;
· техникой обработки данных и расшифровки. [8]
Важную роль среди информационных потоков играют сообщения документального характера, оформляемые чаще всего на бумажных носителях определенной формы, заполненных в установленном порядке и заверенных подписями и печатью отправителя сообщения. Такие сообщения называются документальными.
В информационных потоках документальные сообщения занимают большую долю.
В логистике информационный поток часто является сопровождающим (попутным) по отношению к материальному потоку и содержит информацию о материальном потоке, необходимую для управления его движением.
|
|
Часть информационных потоков в логистике обслуживает не материальные потоки, а процесс их формирования, хранения ресурсов на складе, процесс внутризаводского и внутрискладского перемещения материальных ресурсов.
Поскольку логистика имеет дело с большими массами материальных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль.
Потоки документов, используемые в логистике, разнообразны по форме, содержанию, назначению, периодичности заполнения, пути движения, методам и срокам хранения и другим признакам. В каждой логистической системе они подбираются в соответствии с установленными в ней правилами учета, планирования и контроля приемки расхода материальных ресурсов и их запасов на складах.
Документальное обеспечение логистического процесса - важная задача логистики.
Создание и поддержание в надлежащем состоянии материально- технической базы, обеспечивающей движение информационных потоков, - капиталоемкий и длительный процесс.
1.2Взаимодействие информационных потоков с материальными.
Чаще всего логистический процесс начинается с информационного обеспечения и формирования информационных потоков, предопределяющих создание и перемещение материальных потоков. Нередко первые информационные потоки складываются из протоколов о намерениях сторон (называемых также рамочными контрактами) стать партнерами в процессе купли-продажи какой-либо продукции.
Второй информационный поток, следующий за названными, - согласованный сторонами контракт-договор о торговой сделке. Такой информационный поток в рыночной экономике предваряет материальный поток и является юридическим основанием для формирования потока материальных ресурсов. После этого информационного потока в согласованные сторонами сроки формируется и отгружается материальный поток либо несколько потоков, предусмотренных контрактом, в соответствии с условиями сделки. Когда материальный поток отгружен, информация об этом отсылается партнеру. После приемки материального потока его покупателем информация о поступлении передается поставщику материальных ресурсов. Подобный обмен информацией между ними осуществляется также в течение всего времени движения потока. [11]
|
|
Управление информационными потоками при логистике не самоцель, а средство управления материальными потоками, их формированием, перемещением, приемкой.
При умелом управлении информационными потоками снижаются затраты на их формирование, передачу, приемку и хранение информационных массивов, ускоряется информационный обмен, скорость их приемки, не допускается несоответствие скорости работ передатчика и приемника, учитывается пропускная способность средств связи на каждом участке информационного пути и квалификация операторов, занятых на них.
Планирование информационных потоков позволяет заранее определить пропускную способность средств связи, потребную для обслуживания данных потоков в пунктах передачи, координации, приемки информации.
При проектировании информационных потоков выбирается их рациональный путь и режим обслуживания средствами свези. В результате обеспечивается надежность материально-технического обеспечения информационных потоков. Без этого надлежащее информационное обеспечение материальных потоков создать не удается. [11]
1.3 Внешние и внутренние информационные потоки.
Внутренние информационные потоки - это потоки информации между различными службами и уровнями предприятия.
Примеры внутренних информационных потоков | ||
Документ на отпуск материалов с заводского склада в цех предприятия | Документы об отпуске материальных ресурсов из одного цеха другому | Документ о приемке на склад готовой продукции, изделий и деталей |
Как видно из таблицы, внутренние информационные потоки четко характеризуют этапы логистического процесса: снабженческий, внутрипроизводственный, сбытовой.
Особенности внутренних информационных потоков | ||
Обычно оформляются упрощенно | Меньше штампов и печатей, заверяются подписями должностных лиц | Внутри отдельных производственных подразделений(цехов и участков) как правило, мало документированы, часто состоят из устных сообщений |
Количество внутренних информационных потоков должно быть оптимальным. Ниже перечислены основные данные, образующие внутренние потоки информации.
По закупкам: | По производству продукции: | По маркетингу: | Пофинансам и учету: |
· заказы на закупку продукции · условия поставки и крайний срок поставки · цены поставщиков и ценовые скидки · альтернативные источники поставок и цены альтернативных поставщиков · информация об общих издержках материально-технического обеспечения при осуществлении закупок у альтернативных поставщиков · требования по выбору маршрута траспортировки груза · вид транспортировки продукции от поставщиков · требования, предъявляемые к поставщикам в отношении условий доставки продукции покупателям | · производственные мощности · альтернативные издержки производства, основанные на различных планах производства · требования отгрузки · нововведения в производстве · новые или пересмотренные планы упаковки продукции · нововведения в системе материально-технического обеспечения · требования системы оптового распределения · мощность складских помещений · планирование производства · складская система по обработке материалов · альтернативные издержки материально-технического обеспечения, основанные на различных производственных программах · вид движения сырья и материалов | · уровень обслуживания покупателей · ценовые скидки и планируемые пересмотры цен · требования специального обслуживания покупателей · положения, регулирующие продажи и специфические регионы · продажа нового продукта и реклама · прогнозы объема продаж · показатели деятельности фирмы по соблюдению стандартов обслуживания покупателей · издержки материально-технического обеспечения, относящиеся к альтернативным уровням обслуживания покупателей · жалобы и претензии покупателей · потенциальные изменения в уровне издержек материально-технического обеспечения, которые могут повлиять на выполнение будущих программ по увеличению объема сбыта продукции · издержки материально-технического обеспечения у фирм-конкурентов | · оценка кредитоспособности покупателя · ведение счетов · смета издержек материально-технического обеспечения · планируемые инвестиции капитала · определение финансового положения предприятия, оценка его деятельности · осуществление кредитных операций · определение размеров наличия капитала · установление статуса потребностей в капитале · ведение операций по контролю за счетами по транспортировке грузов · система обработки заказов(для обеспечения согласованности между счетами на закупленную продукцию и кредитом) |
Внешние информационные потоки – это потоки информации между данным предприятием и объектами, находящимися вне его пределов.
|
|
Особенности внешних информационных потоков | ||
Чаще всего позволяют отслеживать и направлять, координировать, исправлять, улучшать логистический процесс | В ряде случаев имеют нескольких адресатов | Отличаются от внутренних по тщательности оформления носителей информации, заверяются подписью и печатью |
Потоки внешней информации и материально-техническом обеспечении включают в себя заказы покупателей на продукцию фирмы, данные о конкурентах, инструкции предприятиям оптовой торговли, информацию о технологических новинках, изменениях в законодательстве, а также об условиях рынка труда и продукции.
|
|
Ниже приведена структура внешних информационных потоков на предприятии.
По финансам и учету: | По производству: | По материально- техническому обеспечению: | По маркетингу: | По финансам и учету: | |
· эксплуатаци- онные характерис- тики продукции приобретаемой предприятием · требования покупателей по замене некачествен-ных компонентов · руководство по закупкам. | · информация о характе- ристиках продукта предприятия · информация о характери-стиках продукта конкурентов · рекоменда-ции по совершен- ствованию продукта или его упаковки · объяснение неудовлетво-рительных характерис- тик продукта · руководство по производ- ству(когда требуется осуществле- ние дополнитель- ной сборки продукта) | · данные о продажах · система контроля за уровнем запасов · место нахождения и мощность склада · система оформления повторных заказов · система обращения с материалами · разбивка про- дукции на конкурентно- способную и не конкурен- тноспособную · предпочитае- мые транспортные агенты · характерис- тика специального обслуживания покупателей · рекомендации по улучшению качества обслуживания покупателей · показатели деятельности транспортных агентств. | · данные о продажах · последствия мер по повышению уровня продаж · приспособле- ние к рыночным требованиям · финансовые возможности покупателей, рыночная деятельность конкурентов · требования предъявляе- мые к обслужива- нию покупа- телей · стандарты обслужива- ния покупателей, рыночные цели компа- ний · внедрение новой продукции · планы стиму- лирования продаж и рекламной деятельности · цены и ценовые скидки · программа сбыта и её цели · планы по пополнению уровня кон- курентноспо- собности продукции. | · данные о продажах · финансовое положение предприятия, оценка кредитоспо- собности · ведение счетов, опре- деление кре- дитного сос- тояния фирмы | |
1.4 Основные информационные системы и подсистемы.
В таблице показаны основные виды информационных систем, обеспечивающих представление плановой, оперативной и контрольной информации лицам, ответственным за принятие решений. Но информационные системы не являются отдельными или самостоятельными. Они объединяют, обеспечивают взаимодействие, связывают вместе подсистемы фирмы с помощью информационных потоков. Основные информационные системы и подсистемы предназначены для интеграции главных функций планирования, оперативного управления и контроля и большинство из них построены и применяются преимущественно для выполнения одной или двух из указанных выше функций.
Системы и подсистемы | Основная сфера применения | ||
Планиро-вание | Оператив-ное управле-ние | Контроль | |
Финансовая | |||
Кассовый баланс | + | + | |
Баланс капитальных средств | + | + | |
Учет издержек производства | + | + | |
Планирование прибыли | + | + | + |
Учет заказов | + | + | + |
Учет прибыльности | + | + | |
Производственная/оперативная | |||
Планирование производства | + | + | + |
Материально-производственные запасы | + | + | + |
Закупки | + | + | + |
Распределение | + | + | + |
Рыночная | |||
Планирование сбыта | + | ||
Сбыт и выписка накладных | + | ||
Анализ сбыта | + | + | |
Контроль кредитов | + | ||
Изучение рынка | + | ||
Кадровая | |||
Личные дела работающих на фирме | + | + | |
Заработная плата | + | ||
Занятость | + | ||
Расстановка кадров | + | ||
Профессионально-техническая подготовка | + | ||
Материалы и содержание | + | ||
Руководство осуществлением проектов | |||
Затраты, время и т.д. | + | + | + |
Прочие системы | |||
Научные исследования и разработки | + | ||
Стратегическое планирование | + | + | |
Моделирование | + |
1.5 Интеграция подсистем с помощью потоков информации в систему оперативного управления производством.
Значение системы оперативного управления производством и ее воздействие на другие системы в рамках фирмы можно увидеть на следующей схеме:
Рис 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
На схеме показано, каким образом подсистема оперативного управления производством взаимодействует со всеми главными функциями, выполняемыми фирмами обрабатывающей промышленности.
1- Анализ сбыта продукции.
2- Решение технических проблем.
3- Контроль материально-производственных запасов и оперативное производственное планирование
4- средства производства и оперативного управления.
5- Закупка.
6- Финансовая служба.
7- Реализация продукции.
Производственная/оперативная система является наиболее важным типом систем с точки зрения оперативного управлении. Она пересекает границы всех подсистем и оказывает воздействие на все подразделения фирмы.
1.6 Анализ информационных потоков на промышленных предприятиях.
При создании и совершенствовании информационной системы должны быть обеспечены как более рациональная организация информационных потоков, так и существенное повышение их интенсивности, то есть ускорение передачи и обработки информации, поступающей от ее источника к потребителю. Для решения этих задач при проектировании информационных систем прежде всего проводиться анализ информационных потоков, который позволяет: [18]
Рассмотреть все цепочки в системе обработки данных, начиная с получения исходных сведений, постепенное преобразование и формирование конечных данных, которые направляются управляемой системе в качестве команд и внешним организациям в качестве отчетной и прочей информации. При этом определяемся роль каждого подразделения в комплексе работ, выполняемых системой управления предприятием и зафиксированных в схеме обработки данных, уточняется их структура и функции.
n Построить схему информационных связей подразделений предприятия между собой и с внешней средой. В схеме могут содержаться сведения о конкретных формах информационных связей и указываются их количественные и временные характеристики.
n Выявить первичные (исходные) для предприятия данные.
Первичными данными считаются такие, которые поступают в систему управления из внешнего мира, возникают в управляемой среде или хранятся в памяти системы управления предприятием. Все эти сведения объединяются тем свойством, что они используются в работе системы управления предприятием, поступая в нее в готовом виде.
n Выявить результаты работы системы управления предприятием (как информационной), а именно, перечень всех производных данных, возникающих в результате обработки первичных (исходных) документов и показателей.
Таким образом, анализ информационных потоков позволяет изучить существующую систему организации внесистемного информационного обеспечения, создает основу для последующего совершенствования информационных связей, оптимизации информационных потоков. Анализ информационных потоков осуществляется в два этапа: первый- обследование, второй- построение и анализ информационной структуры рассматриваемой организационной или производственной системы.
Основу для проектирования информационной системы составляют результаты обследований информационных потоков и документооборота данного предприятия.
Программа обследования должна включать в себя следующие основные разделы:
· определение функций и содержания работ, для выполнения которых предназначена данная информационная система.
· анализ форм производственной документации, организации ее подготовки, хранения и предоставления пользователям.
· изучение используемых номенклатур ресурсов всех видов (трудовых, материальных, вычислительных, информационных и т.д.), применяемых классификаторов и кодификаторов, локальных и глобальных шифров.
· анализ достигнутого уровня автоматизации на отдельных стадиях, определение,,узких мест’’ в организации внесистемного информационного обеспечения.
· маршрутизацию движения информационных потоков внутри данной системы и ее внешние информационные связи. [18]