Маски ролевого репортажа

Рассматривая в предыдущем разделе ролевые варианты интервью, уси­лия журналиста по созданию своего «имиджа», мы уже говорили о естест­венности, профессиональной необходимости доли «актерства» в практике любого репортера.

В ролевом репортаже, как свидетельствует само название жанра, тоже широко используется «мимикрия».

Некоторые из «масок» репортера помогают до поры до времени

скрывать истинную цель автора, другие — позволяют приспособиться

к новой «среде обитания»

Так, изучая «виды» и «подвиды» профессионального нищенства (Способов выжимания слез не итак уж много...) репортеры интервью­ируют людей, протягивающих руку за милостыней, и сами «меняют об­личье», пытаясь постичь секреты поведения этой профессии, сродни актерской...

В прессе появляются «записки дворника», принадлежащие перу журна­листа, репортеры осваивают и новые профессии, изучая, к примеру, все тон­кости нелегкой работы «челноков», с их проторенными маршрутами за де­шевыми товарами Турции, Польши, Китая.

Есть маски репортера, работающего в стиле ролевого репортажа, кото­рые усиливают весомость, масштаб его личности, заинтересовывают, зама­нивают окружающих выгодными видами на будущее при общении с ним.

Журналистка одной из центральных московских газет, много общавша­яся с официальными лицами из силовых структур, например, долгое время следовала совету своего главного редактора использовать «природные данные».

.. .Во-первых, я женщина. А во-вторых, огромное значение имеет мой ин­фантильный вид. Как ни странно, многие опытные следователи, которые вели дела, просто проговариваются, потому что уверены — я не пойму, о чем идет речь. А я играю, хлопаю глазами, задаю глупые вопросы. И записы­ваю, записываю... Со временем, правда, такую маску удается использовать реже. ( Н. Геворкян)

Во многих случаях, исследуя проблему средствами ролевого репортажа, журналист поневоле вынужден скрывать свою заинтересованность в ин­формации, переводить ее в сферу личных отношений с источником.

Поэтому, некоторые маски нацелены на то, чтобы собеседника к себе расположить, даже если это — потенциальный антигерой. Такая професси­ональная задача, порой, очень ответственна.

Например, репортер внедряется в среду чиновников. Ему важно форми­рование имиджа: «человек, достойный уважения».

Необходимые бумаги, блокнот, диктофон — в атташе-кейсе, не в сум­ке через плечо.

Документы, если их приходится показывать, надо положить в папки. Доставая их, цитируя какое-либо места из них и спрятав обратно, всем сво­им видом нужно показывать, что аккуратно относишься к бумагам и вооб­ще многое понимаешь в бюрократии. Это располагает... (Р. Арифджанов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: