1. Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров.
Цель распределительной логистики — доставка товаров в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Распределительная логистика занимается удовлетворением спроса, который определяется и стимулируется маркетингом.
2. Аналогично остальным областям логистики распределительную логистику можно рассматривать на микро и макроуровне.
На микроуровне распределительная логистика занимается отгрузкой готовой продукции со складов поставщика и еще задачи:
→ планирования процесса реализации;
→ организации получения и обработки заказа;
→ выбора вида упаковки, принятия решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
→ организации отгрузки продукции;
→ организации доставки и контроля за транспортированием;
|
|
→ организации послереализационного обслуживания.
На макроуровне спектр деятельности распределительной логистики более широкий. В сферу ее деятельности входит весь процесс движения материального потока от момента окончания производства до поступления на склад потребителя. К за дачам распределительной логистики на макроуровне относятся.
→ выбор схемы распределения материального потока;
→ определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
→ определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
3. Основные функции распределительной логистики2:
→ определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
→ установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
→ построение организационной структуры распределительных каналов и сетей;
→ накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
→ транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
→ управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
→ выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;,
→поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
→мониторинг и информационная поддержка распределения.
4. При формировании и работе распределительной логистической системы следует реализовывать три золотых правила логистики враспределеции1.
|
|
→ правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использовать возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости;
→ правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество учетно-договорных единиц измерения продукции и минимальное количество учтено договорных единиц транспорта (независимо от их вместимости). Учетно-договорная единица — логистическая единица с определенными и закрепленными за ней характеристиками (вес, габариты, прочность) в результате соглашения между партнерами. Определение учетно-договорной единицы вводится для упрощения последующих логистических операций над ней;
→ правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транспортировки), и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки). Центр консолидации — место группирования готовой продукции или разделения готовой продукции на части.