1. Логистический канал (или канал распределения) — это структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы и осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Основные характеристики логистического канала:
→ длина — это количество промежуточных звеньев, т. е. уровней логистического канала между производителем и потребителем;
→ ширина — это число промежуточных звеньев на каждом уровне распределения продукции.
В зависимости от длины логистического канала они подразделются на каналы:
→ нулевого уровня — между производителем и потребителем отсутствуют посредники;
→ первого уровня — между производителем и потребителем присутствует розничный посредник;
→ второго уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый и розничный посредники;
→ третьего уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый, мелкооптовый и розничный посредники.
|
|
Если посредники между производителем и потребителем отдельные предприятия, цель которых максимизировать свою прибыль, то канал называется горизонтальным. Такие каналы распределения продукции — традиционные. У данной организации есть один большой недостаток. Поскольку все участники являются отдельными независимыми предприятиями, они не могут контролировать работу других участников, а максимизация прибыли каждого из них может противоречить максимизации прибыли всей системы.
В противовес традиционной организации каналов распределения логистика предлагает свой подход. Такие каналы называются вертикальными. Их особенность заключается в том, что производитель и посредники действуют как единая система.
2. Участники канала пасппеделения должны выполнять набор следующих функций1.
→ исследовательскую работу — сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
→ стимулирование сбыта;
→ установление контактов — налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
→ приспособление товара — подгонка товара под требования покупателей (это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка и упаковка товаров и др.);
→ проведение переговоров — согласование цен и прочих условий для последующей передачи права собственности или владения;
→ организацию товародвижения — транспортировку и складирование товара;
→ финансирование — изыскание и использование средств для по крытая издержек по функционированию канала;
→ принятие риска — принятие на себя ответственности по функционированию канала.
|
|
Всеэти функции должны выполняться в процессе распределения готовой продукции. Не обязательно вводить нового участника логистического канала для каждой функции, но все они должны присутствовать, т. е. участники могут выполнять по несколько функций. В принципе, производитель может сам реализовывать часть из них. Однако это вызывает рост издержек производителя. С другой стороны, посредники увеличивают цену товара для покрытия своих издержек на движение материального потока, но в этом случае снижаются затраты производителя.
Выбор участников распределительного канала — важное решение производителя.
3. Логистическая сеть — это совокупность всех логистических каналов системы. Логистические сети можно подразделить на классы сложности.
Выделяют следующие классы сложности логистических цепей:
→ простая логистическая цепь:
складывается или внутри одного предприятия, или между двумя предприятиями, которые находятся в одном городе либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется самим продавцом или покупателем;
→ средней сложности:
• 01 — продавец;
• 02 — посредник отделения железной дороги — перевозчик купленных товаров;
• 03 — орган железной дороги, сдающий в аренду участок железнодорожного пути на грузовой станции;
• 04 — погрузочно-разгрузочная организация, которая предоставляет на прокат технику для отгрузки;
• 05 — организация или фирма, предоставляющая бригаду грузчиков для разгрузки;
• 06 — экспертные организации;
• 07 — автотранспортные организации, перевозчик грузов со станции;
• 08 — покупатель.