1. При формировании логистического канала необходимо определиться, с какими типами посредников будет происходить работа. Основные типы посредников:
→ дилеры:
• эксклюзивные — единственные представители производителя в данном регионе;
• авторизованные — работают с производителем на условиях франшизы;
→ дистрибьюторы;
→ комиссионеры;
→ брокеры;
→ агенты:
• универсальные — имеют право совершать любые юридические действия от имени лица, которое они представляют;
• генеральные — имеют право заключать только сделки, указанные в доверенности.
Данные типы посредников различаются по нескольким признакам:
→ работают они от своего или от чужого имени;
→за свой или за чужой счет проводятся операции;
→имеют ли они право собственности;
→ распоряжаются ли продукцией.
В табл. 2 приведены значения этих признаков для каждого типа посредников.
2. Следующий этап формирования канала распределения после выбора типа посредников — определение количества посредников. Существует три подхода к определению количества посредников в распределительном канале:
|
|
→ интенсивное распределение. Состоит в обеспечении запасами производимой предприятием продукции как можно большего числа торговых предприятий;
→ эксклюзивное распределение. Является прямой противоположностью интенсивного распределения и состоит в намеренном сокращении числа посредников, торгующих производимой предприятием продукцией в рамках данной сбытовой территории;
→ селективное распределение. Комбинация двух изложенных методов — интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.
Чтобы повысить эффективность сбыта продукции и в целях экономии средств часто используются многоканальные системы распределения продукции.
3. При выборе оптовых посреднических предприятий промышленные фирмы принимают во внимание целый ряд соображений. К основным из них относятся:
→ заинтересованность посредников в установлении взаимоотношений по сбыту товаров с производителем;
→хорошее знание оптовиком товара поставщика;
→ степень надежности положения оптового предприятия в данной отрасли промышленности;
→наличие у посредника складских емкостей;
→ желание посредника хранить у себя запасы продукции поставщика;
→ прочность финансового положения посредника;
→ обоснованность проводимой им политики цен;
→некоторые другие факторы.