1. Коммерция представляет собой процесс организационно-технического и социально-экономического взаимодействия агентов рынка по поводу организации распределения и обмена товарно-материальных ценностей и услуг на возмездной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга, логистики.
Экономическая категория "коммерция" — понятие более широкое, чем торговля, и включает в себя торговлю как подсистему более широкой социально-экономической системы. Торговля сводится к совокупности операций купли-продажи, в то время как коммерцию можно представить как искусство создавать условия для удовлетворения потребностей. Если процесс торговли представляет собой не что иное, как смену форм стоимости товаров и услуг в афере обращения, то коммерция дополнительно охватывает:
→ кредитование;
→ страхование;
→ согласование процессов производства, сбыта и потребления.
Коммерция имеет следующие составляющие:
→ это процесс и он не может существовать вне актов куплипродажи, без постоянного движения товаров и услуг во времени и пространстве, включая и смену форм стоимости;
|
|
→ характеризуется организационно-техническим и социально экономическим взаимодействием агентов рынка, при этом организационный аспект выражается в поиске контрагента сделки, технический — в технике и технологии обмена, социальный — в удовлетворении определенных потребностей, а экономический — в получении полезного эффекта;
→ охватывает в основном две фазы воспроизводственного процесса — распределение и обмен, в отличие от торговли, которая ограничивается по преимуществу обменом;
→ имеет дело с товарами, которые на рынке представлены в двух формах — товарно-материальные ценности и услуги;
→ предполагает товарный обмен на возмездной основе, так как иной способ обмена (по приказу, по карточкам и т. п.) исключает коммерцию.
К функциям коммерции относят:
→ распределение товарно-материальных ценностей;
→ организацию товарного обмена;
→ регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
→ изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги;
→ поддержку предпринимательства.и др.
2. Под коммерческой логистикой отечественные и зарубежные ученые чаще всего понимают организацию всей совокупности организационных и экономических потоковых процессов, связанных с извлечением прибыли в сфере обращения. Логистическая концепция коммерции подразумевает интерпретацию изменяющихся объектов рынка в виде потоков сырья, материалов, товаров, финансов, информации и т. п. и управление этими потоками, исходя из поставленных целей. Торговая логистика является частью логистики коммерческой.
|
|
Все разнообразие логистических систем в торговой сфере может быть сведено к трем основным типам. различающимся по структуре взаимоотношений субъектов:
→ вертикальные;
→ горизонтальные;
→ многоканальные (сетевые).
Критерием выбора типа логистической системы в торговой сфере является такая организация деятельности, при которой производитель, оптовик и розничный торговец ведут себя как объединенная система и конфликты интересов сокращаются до минимума. Общей тенденцией системы распределения продукции в современных условиях является формирование вертикальной логистической системы, которая предполагает тесную интеграцию участников, образующих единую логистическую систему, в отличие от других структур, где каждый участник логистической цепи выступает как отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом.
Конкурентное преимущество, или конкурентоспособность, фирмы понимается как сравнительное преимущество, которым обладает данная фирма по отношению к другим фирмам, являющимся конкурентами на рынке товаров и услуг. Использование логистики позволяют фирме получить следующие конкурентные преимущества:
→ оптимизацию экономических потоков фирмы;
→ рациональную организацию использования всех видов ресурсов фирмы;
→ координацию деятельности всех подразделений фирмы в процессе управления экономическими потоками;
→ интеграцию усилий всех участников трансакций, связанных с рыночно ориентированной деятельностью фирмы.